ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1802/19 от 14.06.2019 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-1802/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июня 2019 года город Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Ретуевой О.Н., при секретаре судебного заседания Морозовой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора города Омска о признании недействующим в части постановления Администрации города Омска от 04.08.2009 года № 607-п «О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими реконструкции,

установил:

Прокурор г. Омска обратился в суд с названным административным иском. В обоснование требований указано, что Администрацией г. Омска 04.08.2009 издано постановление № 607-п «О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими реконструкции» (л.д. 16-19,2-4). Указанным постановлением утвержден перечень многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими реконструкции, расположенных на территории г. Омска, по адресам: <адрес><адрес><адрес>. Указанные многоквартирные дома являются объектами культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия народов РФ в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа РФ, действующим законодательством реконструкция объектов культурного наследия не предусмотрена. На основании изложенного, полагает п. 1 постановления Администрации г. Омска № 607—п от 04.08.2009 о признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими реконструкции, а также п. 2 названного постановления о рекомендации собственникам жилых помещений в жилых домах принять меры к реконструкции многоквартирных жилых домов в соответствии с требованиями законодательства об объектах культурного наследия несоответствующими требованиям законодательства. Со ссылкой на положения ст.ст. 1, 5.1, 9.3, 40, Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» просит признать недействующим постановление Администрации г. Омска от 04.08.2009 № 607-п «О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими реконструкции» (в ред. от 15.02.2012) в части установления мероприятий по реконструкции объектов культурного наследия. Указал так же в иске на отсутствие сведений об источнике и дате опубликования оспариваемого постановления со ссылкой на письмо Администрации г. Омска. Постановление Администрации г. Омска от 29.12.2010 №1305-п «О внесении изменения в постановление Администрации г. Омска от 04.08.2009 №607-п «О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими реконструкции» опубликовано в газете «Третья столица» № 01 (606) от 14.01.2011. Постановление Администрации г. Омска от 15.02.2012 № 301-п о внесении изменения в оспариваемое постановление опубликовано в газете «Третья столица №8 (677) от 23.02.2012. В связи с тем, что оспариваемый акт нарушает права и свободы неопределенного круга лиц, общества, муниципального образования город Омск и государства на сохранение объектов культурного наследия в их историческом первозданном состоянии без изменения их исторического архитектурного облика в результате реконструкции, настоящее исковое заявление подано прокурором г. Омска в интересах указанных лиц (л.д. 2-4 том 1).

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство культуры Омской области (л.д. 222 том 1), в качестве соответчика привлечен департамент городского хозяйства Администрации г. Омска (л.д. 84 оборот том 2).

В судебном заседании помощник прокурора г. Омска Кудрявцев Р.И. исковые требования прокурора г. Омска поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, с учетом уточнений в связи с внесением в оспариваемое постановление изменений от 16.04.2019 об исключении <адрес> из перечня жилых домов. Пояснил, что постановление Администрации г. Омска от 04.08.2009 № 607-п «О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими реконструкции» противоречит Федеральному закону от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Так как многоквартирные жилые помещения, поименованные в оспариваемом постановлении, являются объектами культурного наследия, нормы Градостроительного кодекса РФ, положения ч. 4 ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ применению не подлежат, в связи с чем, объекты культурного наследия не подлежат реконструкции. Просил административный иск удовлетворить полностью.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации г. Омска Ермолаева Е.В., действующая на основании доверенности (л.д. 76 том 1), возражала против удовлетворения требований административного истца по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 65-75 том 1). Пояснила, что Администрация г. Омска обоснованно постановлением № 607-п признала многоквартирные дома, являющиеся объектами культурного наследия, аварийными и подлежащими реконструкции. Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрены работы по сохранению объектов культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов культурного наследия, и которые проводятся в соответствии с требованиями настоящего закона и Градостроительного кодекса РФ. В случае необходимости проведения таких работ подлежат оформлению документы в соответствии с требованиями, обозначенными в поименованных выше актах, в том числе подлежит оформлению разрешение на реконструкцию. Прокуратурой г. Омска был вынесен протест от 30.11.2018 №7-05-2018/19750 на отдельные нормы постановления №607-п, который Администрацией г. Омска не был удовлетворен. Полагала, что постановление Администрации г. Омска от 04.08.2009 № 607-п является ненормативным правовым актом органа местного самоуправления, так как содержит в себе нормы только для собственников обозначенных в нем многоквартирных домов, влечет за собой юридические последствия и изменяет обязанности только собственников многоквартирных домов, подлежащих расселению и реконструкции, в связи с чем требование об оспаривании указанного постановления подлежит рассмотрению в порядке главы 22 КАС РФ (в порядке оспаривания решений органа местного самоуправления). Сослалась на пропуск административным истцом установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ срока для обращения в суд. В соответствии с п. 2 ст. 11 ГК РФ защите подлежат только нарушенные права. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель ответчика департамента городского хозяйства Администрации г. Омска, действующая по доверенности Трегубенко А.И., в судебном заседании иск не признала, поддержав доводы возражений представителя административного ответчика Администрации г. Омска.

Представитель заинтересованного лица Министерства культуры Омской области в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представитель Огнева Е.А., действующая на основании доверенности (л.д. 1 том 2), представила в материалы дела письменный отзыв (лю.д. 29-31 том 2), согласно которому требования административного истца считает необоснованными. В оспариваемом постановлении поименован перечень объектов, признанных аварийными и подлежащих реконструкции, указанные объекты включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов мира и поставлены на государственную охрану на основании постановления главы Администрации Омской области от 19.04.1994 № 176-п, в дальнейшем на основании приказа Министерства культуры Омской области от 24.04.2015 № 32. Положение, утвержденное Правительством РФ от 28.01.2006 №47 распространяется в том числе и на многоквартирные дома, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов мира Российской Федерации и поставленные на государственную охрану. Соответственно, осуществление мероприятий по реконструкции объектов культурного наследия в соответствии с требованиями Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Градостроительного кодекса РФ законно и обоснованно.

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы административного дела, проверив наличие у оспариваемого акта нормативных свойств, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на доступ к культурным ценностям, устанавливает и обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (части 2 и 3 статьи 44).

Специальным законом, регулирующим отношения в сфере государственной охраны памятников истории и культуры народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).

В соответствии Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В силу преамбулы названного закона в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Пунктами 6, 18 части 1 статьи 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения относятся организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального, городского округа.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ признание в установленном порядке жилых помещений непригодными для проживания в отношении муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям (абз. 1 п. 7абз. 1 п. 7 Положения); решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности) (абз. 7 п. 7абз. 7 п. 7 Положения). Пунктом 2 статьи 56.1 Федерального закона N 73-ФЗ предусмотрено, что в случае, если объектом культурного наследия или его частью является многоквартирный дом либо жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, требования в отношении объекта культурного наследия в зависимости от предмета охраны могут быть установлены в отношении такого дома в целом, жилых или нежилых помещений в нем, а также общего имущества в многоквартирном доме.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 7 Устава г. Омска, утверждённого решением Омского городского Совета от 20.09.1995 N 92, в систему муниципальных правовых актов входят: нормативные и иные правовые акты Администрации города Омска, иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом. Согласно ст. 8 Устава города Омска администрация города Омска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Омска. В судебном заседании установлено, что Администрацией г. Омска принято постановление от 04.08.2009 № 607-п «О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими реконструкции» (в ред. Постановлений Администрации г. Омска от 29.12.2010 №1305-п, от 15.02.2012 №301-П, от 16.04.2019 №311-п), которым постановлено: признать многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: <адрес> зорь, <адрес> аварийными и подлежащими реконструкции. Рекомендовано собственникам жилых помещений в жилых домах, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес><адрес>, в срок до 30 ноября 2013 года принять меры к реконструкции многоквартирных жилых домов в соответствии с требованиями законодательства об объектах культурного наследия; собственникам жилых помещений в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, в срок до 31 декабря 2010 года принять меры к реконструкции многоквартирного жилого дома в соответствии с требованиями законодательства об объектах культурного наследия.

Оспариваемое постановление в первоначальной редакции опубликовано не было. Согласно Постановлению Администрации г. Омска от 25.05.2007 № 395-п официальным печатным изданием органа местного самоуправления, в том числе, является газета «Вечерний Омск-Неделя» и «Третья Столица». В связи с внесенными изменениями в указанное постановление, постановления Администрации г. Омска от 29.12.2010 №1305-п, от 15.02.2012 №301-П, от 16.04.2019 №311-п опубликованы в изданиях: "Третья столица", N 1, 14.01.2011, "Третья столица", N 8, 23.02.2012, "Третья столица", N 16, 18.04.2019.

Оспариваемое постановление издано на основании заключений межведомственной комиссии города Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в целях реализации предписаний, содержащихся в Гражданском кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ, Жилищном кодексе РФ, Земельном кодексе РФ, Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральном законе "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", постановлении Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", Уставе города Омска.

Постановление носит организационно-распорядительный характер, устанавливает перечень конкретных домов, подлежащих реконструкции, содержит рекомендацию для определенного круга лиц - собственников жилых помещений в жилых домах, поименованных в перечне осуществить реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с требованиями законодательства об объектах культурного наследия. После осуществления реконструкции указанная норма не рассчитана применение. С учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан, в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 29 апреля 2014 г., решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде.

Анализ содержания оспариваемого распоряжения позволяет сделать вывод о том, что оно представляет собой документ, устанавливающий перечень мероприятий в связи с признанием дома аварийным и подлежащим реконструкции за счет средств собственника, устанавливает сроки исполнения. В отсутствие заключений межведомственной комиссии издание данного постановления было бы исключено.

В настоящее время действует Постановление Администрации города Омска от 06.06.2018 N 568-п "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (город Омск)". Муниципальная услуга предоставляется Администрацией города Омска в лице уполномоченного структурного подразделения Администрации города Омска - департамента городского хозяйства Администрации города Омска. Результатом предоставления муниципальной услуги является в том числе постановление Администрации города Омска о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (постановления от 17 ноября 1997 г. N 17-П и от 31 марта 2015 г. N 6-П).

В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).

Таким образом, постановление не обладает существенными признаками, указанными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", поскольку не устанавливает правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение.

В силу п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" если вывод о ненормативном характере оспоренного акта сделан после принятия заявления к производству, суд вправе перейти к рассмотрению соответствующего дела в надлежащем порядке производства.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Обращаясь в суд с настоящим иском и оспаривая постановление Администрации г. Омска от 04.08.2009 №607-п, представитель административного истца указывает, что п.п. 1 и 2 оспариваемого постановления не соответствует требованиям ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Градостроительному кодексу РФ, поскольку реконструкция объекта культурного наследия не предусмотрена.

В соответствии со ст. 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: 1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; 2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ запрещает снос объекта культурного наследия, но не запрещает реконструкцию указанных объектов.

Согласно ст. 1 Закона Омской области от 03.04.1996 № 48-ОЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Омской области" настоящий Закон регулирует вопросы сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся в собственности Омской области, государственной охраны на территории Омской области объектов культурного наследия регионального значения, а также иные вопросы в данной сфере, регулирование которых отнесено федеральным законодательством к компетенции субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Закона Омской области от 03.04.1996 № 48-ОЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Омской области" орган исполнительной власти Омской области, уполномоченный в сфере охраны объектов культурного наследия, осуществляет следующие полномочия:

1) осуществляет меры по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности Омской области;

2) принимает решение о включении объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр) либо об отказе включить такой объект в реестр;

7) осуществляет выдачу в случаях и порядке, установленных Федеральным законом об объектах культурного наследия, разрешений и заданий на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;

Судебным разбирательством установлено, что перечисленные в оспариваемом постановлении объекты по адресу: <адрес> зорь, <адрес> аварийными и подлежащими реконструкции. Рекомендовано собственникам жилых помещений в жилых домах, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес><адрес> являются памятниками регионального значения (л.д. 50-89 т.2), т.е. отдельными постройками, зданиями и сооружения с исторически сложившимися территориями, включены в реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

На основании заключений межведомственной комиссии г. Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 21 декабря 2007 года N N 147, 163, 169, от 26 декабря 2007 года N N 342 - 344, 382, 429, 430, 460 указанные многоквартирные дома признаны аварийными и подлежащими реконструкции. Оспариваемым постановлением собственникам указанных объектов рекомендовано принять меры к реконструкции многоквартирных жилых домов в соответствии с требованиями законодательства об объектах культурного наследия (л.д. 79-105 т. 1).

Из пояснений представителя администрации г. Омска следует, что в настоящее время жильцы из многоквартирных жилых домов, поименованных в перечне, расселены, указанные объекты культурного наследия отнесены к муниципальной собственности городского округа г. Омск.

Из выписок из реестра муниципального имущества города Омска (л.д. 130-199 т.1) следует, что указанные объекты 1915-1917 годов постройки являются многоквартирными домами, находятся в собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области.

Согласно ответу департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 22.05.2019 (л.д. 224 т.1) реконструкция объектов культурного наследия, перечисленных в перечне к постановлению Администрации города Омска от 4 августа 2009 г. N 607-п, не производилась.

Из пояснений представителя Министерства культуры Омской области следует, что каких либо разрешений и заданий на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, согласно перечню, не выдавалось.

Факт отнесения многоквартирных домов, согласно перечню к постановлению Администрации города Омска от 4 августа 2009 г. N 607-п, к объектам культурного наследия, признание их аварийными сторонами не оспаривается.

Согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийными подлежащим сносу или реконструкции, которым урегулирован порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности жилой дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 47 Положения). Согласно п. 49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абз. 7 п. 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Оспариваемое решение о признании домов аварийными и подлежащими реконструкции было принято не произвольным образом, а межведомственной комиссией на основе технических отчетов о техником состоянии многоквартирных домов, технических паспортов на многоквартирные дома, справок о характеристиках объектов на основе оценки технического состояния домов, состояния несущих и ограждающих конструкций.

В силу ч. 1, 3 ст. 4 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения, в том числе по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений. К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктом 14 статьи 1 ГрК РФ к реконструкции относится изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Согласно ч.1 ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В силу ч.4 ст. 40 поименованного выше закона, работы по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, проводятся в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Согласно ч. 5.1 ст. 51 ГрК РФ в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выдается разрешение на строительство в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка.

В соответствии с пунктом 11.2 статьи 55 ГрК РФ при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия разрешение на ввод в эксплуатацию такого объекта выдается с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.

В свою очередь, в силу пункта 3.4 статьи 49 и пункта 2 части 1 статьи 54 ГрК РФ проектная документация реконструкции объектов культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта) подлежит государственной экспертизе и производство работ по такой реконструкции подлежит государственному строительному надзору.

Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных законоположений, доводы стороны истца о том, что реконструкция объекта культурного наследия не возможна, судом во внимание не принимаются.

Согласно вышеприведенным положениям Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ на объектах культурного наследия и их территориях возможно осуществление работ по их сохранению. Работы по сохранению объекта культурного наследия в отношении жилого многоквартирного дома признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим реконструкции должны проводиться в соответствии с положениями ст. 45 Федерального закона N 73-ФЗ, а именно на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Таким образом, оспариваемое постановление о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими реконструкции не противоречит действующему законодательству, не нарушает особый режим сохранения и содержания дома как объекта культурного наследия.

Учитывая, что жилые дома, поименованные в перечне, заключением межведомственной комиссии признаны непригодными для проживания, администрация г. Омска, получив заключение межведомственной комиссии, должна была принять решение и издать распоряжение с указанием дальнейшего использования жилого помещения, и в случае признания дома аварийным и подлежащим реконструкции о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ в соответствии с требованиями законодательства об объектах культурного наследия.

В настоящее время указанные многоквартирные дома на основании постановления Правительства Омской области от 24.06.2013 N 140-п "Об утверждении региональной адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годах" включены в указанную региональную адресную программу.

Оценивая доводы административного ответчика о пропуске прокурором срока обращения в суд, суд исходит из того, что прокуратурой г. Омска проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований жилищного законодательства и законодательства об объектах культурного наследия, по результатам которой Администрации г. Омска принесен протест от 30.11.2018 N 07-05-2018 (л.д. 106-108), на постановление Администрации г. Омска от 04.08.2009 №607-п, протест отклонен, что следует из ответа от 28.12.2018 (л.д. 109-113).

Предметом прокурорского надзора, среди прочего, является соответствие законам правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления, их должностными лицами. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона, опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными. (п. 1 ст. 21, абз. 3 п. 3 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").

Исходя из ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

С настоящим административным иском прокурор обратился в суд 28.03.2019 года, то есть в пределах трехмесячного срока, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ. Следовательно, процессуальный срок обращения с административным иском в суд прокурором не пропущен.

При таких обстоятельствах дела суд полагает необходимым отказать прокурору г.Омска в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Администрации города Омска от 04.08.2009 года № 607-п «О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими реконструкции в части установления мероприятий по реконструкции объектов культурного наследия.

Руководствуясь ст. 175-178 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска прокурора города Омска о признании недействующим постановления Администрации города Омска от 04.08.2009 года № 607-п «О признании многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими реконструкции в части установления мероприятий по реконструкции объектов культурного наследия, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Н. Ретуева

<данные изъяты>