ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1804/2017 от 01.03.2017 Раменского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 марта 2017г. г.Раменское

Раменский городской суд Московской области под председательством судьи Аладина Д.А.,

С участием помощника прокурора Матвеевой К.А.,

при секретаре Матюха Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Ибятова Ф. М. к Территориальной избирательной комиссии Раменского района Московской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в регистрации кандидатом на должность главы городского поселения Родники Раменского муниципального района Московской области,

установил:

Ибятов Ф.М., являясь кандидатом на должность главы городского поселения Родники Раменского муниципального района Московской области обратился в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Раменского района Московской области о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Раменского района Московской области об отказе в регистрации Ибятова Ф. М. кандидатом на должность главы городского поселения Родники Раменского муниципального района Московской области <номер> от <дата>, обязании Территориальную избирательную комиссию Раменского района Московской области зарегистрировать Ибятова Ф. М. кандидатом на должность главы городского поселения Родники Раменского муниципального района Московской области. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что <дата> Советом депутатов городского поселения Родники Раменского района Московской области принято решение о назначении на <дата> досрочных выборов главы городского поселения Родники Раменского района Московской области. <дата> состоялась Конференция «регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области» по вопросу выдвижения Ибятова Ф. М. кандидатом на должность главы городского поселения Родники Раменского муниципального района Московской области. <дата> кандидатом Ибятовым Ф.М. в ТИК Раменского района были представлены все необходимые документы для уведомления комиссии о выдвижении. <дата> Территориальная избирательная комиссия Раменского района принимает решения <номер> от <дата> «Об отказе в регистрации кандидатом на должность главы городского поселения Родники Раменского муниципального района Московской области Ибятову Ф. М., выдвинутому избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области». Считает, что решение ТИК Раменского района «Об отказе в регистрации кандидатом на должность главы городского поселения Родники Раменского муниципального района Московской области Ибятову Ф. М., было принято по формальным основаниям и подлежит отмене, поскольку <дата> в ТИК Раменского района было направлено извещение о том, что <дата> в 13.00 по адресу: <адрес> состоится Конференция «регионального отделения партии СПРАВЕДЛИАВЯ РОССИЯ в Московской области» по выдвижению кандидата на должность главы городского поселения Родники Раменского муниципального района Московской области на выборах, назначенных на <дата>, о чем имеется подтверждение ТИК от <дата> вх. <номер>, в то время как вышеуказанным подпунктом установлена обязанность по такому извещению в срок не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия. Днем, в который надлежало известить ТИК Раменского района, является <дата>. Вместе с тем, требование закона о заблаговременном извещении избирательной комиссии направлено на обеспечение возможности присутствия представителя избирательной комиссии на таком мероприятии. В моем случае, такая цель была достигнута, поскольку <дата> на Конференции «регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области», на котором было принято решение о выдвижении Ибятова Ф.М. кандидатом на должность главы присутствовала член ТИК Раменского района с правом решающего голоса ФИО1 Факт ее присутствия обозначен в Протоколе Конференции, который <дата> был представлен в ТИК Раменского района. Полагает, что основания для отказа в регистрации кандидату на должность главы городского поселения Ибятову Ф.М. являются формальными и ТИК Раменского района не учла действительное положение дел, а именно присутствие своего представителя на Конференции регионального отделения партии по выдвижению кандидата на должность главы городского поселения Родники Раменского муниципального района Московской области.

В судебном заседании административный истец Ибятов Ф.М. и его представитель по доверенности Подосинова Л.С. заявленные административные исковые требования поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении.

Административный ответчик - Территориальная избирательная комиссия Раменского района Московской области, представитель Иванова Н.А. в судебное заседание явилась, просила в удовлетворении административного иска отказать, поскольку оснований для признания решения недействительным не имеется. Более подробные доводы изложены в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.

Заинтересованное лицо – Избирательное объединение «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области» в судебное заседание представитель по доверенности Подосинова Л.С. явилась, заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по доводам письменных объяснений.

Суд, выслушав явившихся участников процесса, заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении заявленных требований административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждено материалами дела, в соответствии с решением Избирательной комиссии Московской области от <дата><номер> на Территориальную избирательную комиссию Раменского района (далее - Территориальная избирательная комиссия) возложены полномочия муниципальной избирательной комиссии городского поселения Родники.

В соответствии со статьей 6 Закона Московской области <номер> «О муниципальных выборах в Московской области» Решением Совета депутатов городского поселения Родники Раменского муниципального района Московской области от <дата> были назначены досрочные выборы главы городского поселения Родники на <дата>.

<дата> «Региональное отделение Политической партии
СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области» представило в Территориальную избирательную комиссию Раменского района необходимые документы для уведомления комиссии о выдвижении Ибятова Ф. М. кандидатом на должность главы городского поселения Родники Раменского муниципального района Московской области.

Ибятов Ф. М.<дата> обратился в Территориальную избирательную комиссию Раменского района Московской области с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы городского поселения Родники Раменского муниципального района Московской области.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.

Согласно пункту 2 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».

Подпунктом «в» пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях» определено, что политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.

Так, в ходе судебного разбирательства было установлено, что при рассмотрении представленных избирательным объединением документов, необходимых для выдвижения кандидатов Территориальной избирательной комиссией Раменского района <дата> в ТИК Раменского района Московской области по электронной почте поступило уведомление «Регионального отделения Политической Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области» о проведении <дата> по адресу: <адрес>, конференции по выдвижении кандидатов на досрочные выборы главы городского поселения Родники Раменского муниципального района Московской области.

Статьей 11.1. вышеуказанного Федерального закона предусмотрен порядок исчисления сроков, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.

Согласно пункту 2 статьи 11.1 Федерального закона № 67-ФЗ, если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.

Исходя из указанного порядка исчисления сроков, имеет место несоблюдение вышеуказанным избирательным объединением требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», а именно несоблюдение сроков уведомления избирательной комиссии о проведении мероприятия, связанного с выдвижением кандидата на должность главы городского поселения Родники.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктом 3 части 24 статьи 30 Закона Московской области от 04.06.2013 N 46/2013-03 «О муниципальных выборах в Московской области» основанием отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партия».

Проверив соблюдение требований Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях» и Закона Московской области от 04.06.2013 N 46/2013-03 «О муниципальных выборах в Московской области» при выдвижении кандидата на должность главы городского поселения Родники Раменского муниципального района Московской области, Территориальная избирательная комиссия Раменского района Московской области <дата> приняла решение <номер> «Об отказе в регистрации кандидатом на должность главы городского поселения Родники Раменского муниципального района Московской области Ибятову Ф. М., выдвинутому избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области».

С указанным решением Ибятов Ф.М. не согласен, просит его отменить.

В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункта 1 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с п.6 ст.76 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Доводы административного истца Ибятова Ф.М. основаны на том, что требование закона о заблаговременном извещении избирательной комиссии направлено на обеспечение возможности присутствия представителя избирательной комиссии на таком мероприятии. Административный истец указывает, что такая цель была достигнута, поскольку <дата> на Конференции «Регионального отделения Политической Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области» по выдвижении кандидатов на досрочные выборы главы городского поселения Родники Раменского муниципального района Московской области присутствовала член ТИК Раменского района с правом решающего голоса ФИО1, факт присутствия которой был отражен в протоколе Конференции.

Однако, вопросы, связанные с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления урегулированы Методическими рекомендациями, которые утверждены Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от <дата><номер>.

Так, пунктом 3.1.3. указанных Методических рекомендаций установлено, что избирательная комиссия для присутствия на мероприятии может направить представителя - члена комиссии с правом решающего голоса, работника аппарата избирательной комиссии. Избирательным комиссиям рекомендуется при направлении своих представителей на указанные мероприятия выдавать письмо об участии представителя избирательной комиссии в мероприятии, проводимом избирательным объединением.

В данном случае, Территориальная избирательная комиссия Раменского муниципального района ФИО2 как члена ТИК с правом решающего голоса не направляла для присутствия <дата> на Конференции «Регионального отделения Политической Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области» по выдвижении кандидатов на досрочные выборы главы городского поселения Родники Раменского муниципального района Московской области, направление (письмо) ФИО1 об участии в мероприятии не выдавалось, что также не оспаривалось административным истцом.

Кроме того, пункт 3.1.4. Методических рекомендаций устанавливает, что по результатам посещения мероприятия, связанного с выдвижением кандидата, кандидатов, списка кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, представителем избирательной комиссии оформляется справка о проведении избирательным объединением указанного мероприятия. Указанная справка, а также указанные возражения (при их наличии) рассматриваются рабочей группой в ходе подготовки проекта решения о регистрации кандидатов, списка кандидатов.

Членом ТИК Раменского района ФИО1 такая справка в ТИК не представлялась.

Кроме того, как усматривается из материалов дела, после получения уведомления «Регионального отделения Политической Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области» о проведении <дата> по адресу: <адрес>, конференции, ТИК Раменского района направила в адрес Председателя Совета «Регионального отделения Политической Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области» письмо с напоминанием о необходимости соблюдения сроков представления уведомления, предусмотренных статьей 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партия».

Федеральным законом от 09.03.2016 N 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» подпункт «в» пункта 1 статьи 27 указанного закона был изложен в новой редакции, согласно которой были установлены конкретные сроки представления извещения проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов - «не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.

Таким образом, учитывая, что Конференция «Регионального отделения Политической Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области», назначенная на <дата> проводилась по адресу: <адрес>, т.е. за пределами населенного пункта, в котором расположена ТИК Раменского района, крайним сроком представления извещения является <дата>.

Таким образом, в данном случае имеет место несоблюдение вышеуказанным избирательным объединением требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», что в соответствии с подпунктом «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» влечет отказ в регистрации кандидата.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Вместе с тем, административным истцом в нарушение указанных норм каких либо оснований и доводов о незаконности и необоснованности оспариваемого решения, суду не предоставлено.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что решение Территориальной избирательной комиссии Раменского района от <дата><номер> «Об отказе в регистрации кандидатом на должность главы городского поселения Родники Раменского муниципального района Московской области Ибятову Ф. М., выдвинутому избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области» принято в полном соответствии с вышеуказанными нормами Федерального закона, в связи с чем отсутствуют основания для его отмены.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что решение Территориальной избирательной комиссии Раменского района Московской области от <дата><номер> является законным.

Руководствуясь гл.24 КАС, ст. ст.239- 241, 243-244,298 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Ибятова Ф. М. к Территориальной избирательной комиссии Раменского района Московской области об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Раменского района Московской области об отказе в регистрации Ибятова Ф. М. кандидатом на должность главы городского поселения Родники Раменского муниципального района Московской области <номер> от <дата>, обязании Территориальную избирательную комиссию Раменского района Московской области зарегистрировать Ибятова Ф. М. кандидатом на должность главы городского поселения Родники Раменского муниципального района Московской области – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение пяти дней со дня принятия судом решения в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд.

Федеральный судья

Мотивированное решение изготовлено 02 марта 2017 года