ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1804/2021 от 07.06.2021 Симферопольского районного суда (Республика Крым)

Дело №2а-1804/2021

УИД 91RS0019-01-2021-002500-67

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 июня 2021 года г. Симферополь

Симферопольский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи – Быховец М.А., при секретаре судебного заседания – Коноваловой А.С., с участием представителя истца Гамидова Э.А., представителя ответчика Аврамченко А.А., представителя заинтересованного лица Караникола Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Ибрагимова Куртамбета к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, заинтересованные лица – администрация Пожарского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, администрация Симферопольского района Республики Крым, Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, о признании незаконным приказа,

УСТАНОВИЛ:

В апреле 2021 года Ибрагимов Куртамбет обратился в суд с административным иском о признании незаконным приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее – Минимущества Крыма) от 29.01.2021 №431 «Об отказе в предоставлении земельного участка». Требования мотивированы тем, что распоряжением Симферопольской районной государственной администрации Автономной Республики Крым №1109-р от 14.04.2009 истцу и другим гражданам разрешено разработать проект землеустройства по отводу земельных участков в собственность, а именно для ведения личного крестьянского хозяйства, площадью 0,50 га пашни из земель запаса сельскохозяйственного назначения в районе с.Водное на территории Пожарского сельского совета. Распоряжениями от 19.10.2010 и 08.10.2012 срок его действия был продлен и возобновлен. В порядке завершения оформления прав истец обратился с заявлением к ответчику и получил указанный выше приказ об отказе в предоставлении земельного участка, поскольку согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории присутствует информация о планируемом к размещению объекта в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций – пожарное депо и несоответствием месторасположения земельного участка документам территориального планирования и градостроительного зонирования, расположением земельного участка частично в придорожной полосе автодороги регионального значения, где предусмотрено ограничение хозяйственной деятельности, частично в санитарной зоне автозаправочной станции. Однако, изучением Правил застройки и землепользования Пожарского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым истец установил нахождение земельного участка в зоне Ж-1 (зона жилой застройки индивидуальными жилыми домами) и останется в этой зоне согласно Проекта генерального плана муниципального образования Пожарское сельское поселение Симферопольского района Республики Крым, размещенного в общедоступной сети Интернет. Приказ от 29.01.2021 №431 не мотивирован, в нем отсутствует информация из Правил застройки и землепользования, на которую ссылается ответчик.

В судебном заседании представитель истца Гамидов Э.А. поддержал исковые требования в полном объеме, пояснил, что отказ Минимущества Крыма в предоставлении земельного участка объективно не имеет законных оснований.

Представитель Минимущества Крыма Авраменко А.А. возражал против удовлетворения административного иска в полном объеме, поскольку отказ в предоставлении земельного участка был связан с информацией, полученной из Министерства строительства и архитектуры Республики Крым, о наличии ограничений в отношении испрашиваемого земельного участка.

Представитель Министерства строительства и архитектуры Республики Крым Караникола Е.П. возражала против удовлетворения иска по тем основаниям, что схема расположения земельных участков находится в администрации Симферопольского района. В соответствии с ответом отдела архитектуры в Минимущества Крыма был дан ответ о планировании строительства пожарного депо.

Иные заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав представителей, исследовав материалы административного дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что распоряжением Симферопольской районной государственной администрации Автономной Республики Крым от 14.04.2009 №1109-р «О согласовании места расположения земельного участка и разрешении разработки проекта землеустройства по отводу земельного участка и разрешении разработки проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность гражданам (согласно приложения) для ведения личного крестьянского хозяйства на территории Пожарского сельского совета Ибрагимову Куртамбету (п.63) разрешена разработка проекта на земельный участок площадью 0,5 га (л.д.7-8).

Распоряжением Симферопольской районной государственной администрации в Автономной Республике Крым от 08.10.2012 №1926-р срок действия распоряжения от 14.04.2009 №1109-р возобновлен на основании статей 6 и 41 Закона Украины «О местных государственных администрациях» (л.д.10).

Постановлением администрации Пожарского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 17.10.2019 №122/19 земельному участку, площадью 5 000 кв.м., принадлежащему Ибрагимову Куртамбету, установлена категория земель – «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках (код 1.16).

02.12.2020 Ибрагимов К. обратился в Минимущества Крыма с заявлением о предоставлении земельного участка, площадью 3 800 кв.м., расположенный по адресу: Симферопольский район, в районе с.Водное на территории Пожарского с/с согласно распоряжению от 14.04.2009 №1109-р.

Приказом Минимущества Крыма от 29.01.2021 №431 «Об отказе в предоставлении земельного участка» Ибрагимову Куртамбету отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью 3 800 кв.м., в связи с информацией на кадастровом плане территории о планируемом к размещению объекте в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций – пожарное депо; в связи с несоответствием месторасположения земельного участка документам территориального планирования и градостроительного зонирования, расположением земельного участка частично в придорожной полосе автодороги регионального значения, где предусмотрено ограничение хозяйственной деятельности, частично в санитарно-защитной зоне автозаправочной станции.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 (ред. от 19.03.2020) был утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в статьях 3 и 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".

В соответствии с пунктами 1 и 2 ч.6 ст.13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, являются, в том числе, наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи; несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории;

Подпунктом 17 ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, в том числе, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.

Согласно ответу Министерства строительства и архитектуры Республики Крым от 16.12.2020 №01-15/18291/1 в адрес Минимущества Крыма на межведомственный запрос по рассмотрению обращения Ибрагимова Куртамбета дано заключение о несоответствии места расположения земельного участка, в связи с тем, что на схеме территориального планирования (СТП) субъекта РФ, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 30.12.2015 №855 (в редакции от 13.12.2019 №733) присутствует информация о планируемом к размещению объекте в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций – пожарное депо (№1, 7), размещение которого возможно потребуется на запрашиваемом земельном участке согласно предоставленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Согласование утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также заключение на соответствие испрашиваемых земельных участков согласно документации по планировке территории может сделать только орган местного самоуправления (л.д.38-40).

В ответе администрации Симферопольского района Республики Крым от 23.12.2020 №58/11944/01-108/1 указано, что согласно генеральному плану Пожарского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, утвержденному решением 85 сессии I созыва Симферопольского районного суда Республики Крым от 06.12.2018 и Правил землепользования и застройки Пожарского сельского поселения Симферопольского района, утвержденных решением 89 сессии I созыва от 13.09.2019, указанный земельный участок расположен в зоне сельскохозяйственных угодий (СХ-1), в которой градостроительный регламент не устанавливается, частично в придорожной полосе автодороги регионального значения, где предусмотрено ограничение хозяйственной деятельности, частично в санитарно-защитной зоне автозаправочной станции (л.д.44).

Администрацией Пожарского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым в порядке межведомственного взаимодействия направлен ответ от 11.12.2020 №328/1, согласно которому в соответствии с картой градостроительного зонирования, испрашиваемый Ибрагимовым Куртамбетом земельный участок, площадью 3 800 кв.м., относится к территориальной зоне – Зона сельскохозяйственных угодий (СХ-1), категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках (код 1.16) (л.д.36).

Как следует из части 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия).

Таким образом, исходя из приведенных законоположений, административный ответчик должен был представить в суд доказательства, свидетельствующие о законности оспариваемого приказа и подтверждающие невозможность передачи земельного участка в собственность административного истца.

В пункте 1.15 Схемы территориального планирования Республики Крым от 30.12.2015 №855 содержатся сведения о планируемом размещении пожарного депо в с.Водное Симферопольского района в срок до 2040 года, зона с особыми условиями использования территории - определяется проектом санитарно-защитной зоны объекта.

В соответствии со статьей 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству (пункт 1).

Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (пункт 5).

Основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является: предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов; несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).

Пунктом 6 Закона предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка.

Заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, может быть подано не позднее 1 января 2021 года (пункт 7).

Согласно пунктам 6, 7 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года №313 (далее – Порядок) предусмотрены требования к заявлению о предоставлении земельного участка и необходимых приложений.

Подача заявления с нарушением требований пунктов 6, 7 настоящего Порядка является основанием для возврата заявления о предоставлении земельного участка без рассмотрения в течение трех рабочих дней со дня его поступления.

Согласно пункту 8 Порядка в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 6 настоящего Порядка, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 7 настоящего Порядка. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

Такое обстоятельство, изложенное в письме Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 7 января 2021 года №71611/01-11/1 для возврата заявления Савельева Б.В., как неверное указание цели использования земельного участка не предусмотрено пунктами 6 и 7 Порядка.

При этом, нашли свое подтверждение доводы представителя истца о том, что Савельеву Б.В. не было возвращено само заявление, а лишь приложенные документы. Это обстоятельство подтверждается кроме пояснений представителями возвратом документов на 4-х листах, хотя описью ценного отправления подтверждается отправление 5-ти предметов.

Как следует из пункта 62 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", превышение полномочий органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими, либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации)

Проанализировав представленные сторонами доказательства и требования действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении заявления Савельева Б.В. о предоставлении ему в собственность земельного участка Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым было допущено незаконное действие по безосновательному возврату заявления о предоставлении земельного участка.

Удовлетворяя требования административного истца в этой части, суд исходит из того, что вопрос о предоставлении спорного земельного участка, в том числе в собственность, отнесен к компетенции Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, в связи с чем, в целях защиты нарушенных прав, суд полагает возможным, возложить на административного ответчика обязанность рассмотреть заявление о предоставлении в собственность земельного участка.

Поскольку письмо от 7 января 2021 года №71611/01-11/1 получено Савельевым Б.В. 2 февраля 2021 года, что следует также из почтового отправления №29501554003899, трехмесячный срок для обращения им в суд за защитой своего нарушенного права не нарушен.

Руководствуясь статьями 175-180, 226, 227 КАС РФ, суд, -

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Савельева Бориса Викторовича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, первому заместителю Министра имущественных и земельных отношений Республики Крым Салтыковой Кристине Сергеевне, о признании незаконным действия по возврату заявления о предоставлении земельного участка – удовлетворить.

Признать незаконным действия Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым по возврату заявления Савельева Бориса Викторовича о предоставлении ему в собственность земельного участка письмом первого заместителя министра от 7 января 2021 года №71611/01-11/1.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым рассмотреть заявление Савельева Бориса Викторовича о предоставлении в собственность земельного участка с учетом обстоятельств, установленных судом.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: п/п

Мотивированное решение суда в окончательной форме принято 10 июня 2021 года

Председательствующий судья: п/п