Дело № 2а–1805/2017 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2017 года | город Волхов |
Волховский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Л. А.,
с участием старшего помощника Волховского городского прокурора Красновой Л. С.
при секретаре Разуваевой К. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца ФИО1 к административному ответчику Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании административного регламента недействующим в части,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в Волховский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к административному ответчику Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании административного регламента недействующим в части.
Административный истец в обоснование требований указал, что Постановлением временно исполняющего обязанности Главы администрации Волховского муниципального района Ленинградской области № ****** от 25.04.2016 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории муниципального образования» (далее - Административный регламент).
Текст постановления № ****** от 25.04.2016 опубликован в газете «Волховские огни» № ****** от 13.05.2016 (стр. 13), текст Административного регламента размещен на сайте www.volhov-raion.ru (ссылка на постоянный адрес http://vo1khov-raion.ru/images/stories/npa/2016/post905.doc).
05.09.2017 административный истец обратился в к административному ответчику с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. 11.09.2017 в предоставлении муниципальной услуги административному истцу отказано в связи с отсутствием согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с местной администрацией МО «Иссадское сельское поселение» на основании пп. «б» п. 2.6.4. Административного регламента.
Административный истец полагает, что п.2.4, подп. «а, б, в» п. 2.6.4 и п. 2.11 Административного регламента противоречат нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, а именно, п. 19 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ и п.п. 1.1, 2.4, 2.13, 2.14 Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка (земельных участков), государственная собственность на который (которые) не разграничена на кадастровом плане территории муниципального образования Ленинградской области», утвержденного Приказом ЛО КУГИ № ****** от 21.08.2017.
В соответствии с пунктом 1.1. административного регламента, утв. Приказом ЛО КУГИ № ****** от 21.08.2017, предоставление государственной услуги осуществляется органами местного самоуправления Ленинградской области в лице администраций муниципальных районов Ленинградской области. Согласно пункту 2.4. того же регламента, срок предоставления государственной услуги составляет не более 18 (восемнадцати) дней со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка (земельных участков), государственная собственность на который (которые) не разграничена, на кадастровом плане территории муниципального образования Ленинградской области с приложенными к нему документами.
В том же время п. 2.4 оспариваемого Административного регламента предусмотрено, что срок предоставления муниципальной услуги составляет не более 30 календарных дней, исчисляемых со дня регистрации заявления с документами, необходимыми для предоставления муниципальной услуги.
Таким образом, нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, установлен более короткий срок предоставления услуги в части земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Пунктом 2.6.4. оспариваемого Административного регламента установлена обязанность заявителя до обращения за получением муниципальной услуги согласовать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с местной администраций МО, собственниками зданий, строений сооружений, объектов незавершенного строительства, правообладателями смежных земельных участков.
Между тем, пунктом 19 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ установлено, что не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.
Таким образом, указанные положения административного регламента прямо противоречат федеральному закону и возлагают на заявителя обязанности, не предусмотренные законодательством.
Пунктом 2.11. оспариваемого Административного регламента установлено, что основания для приостановления предоставления муниципальной услуги отсутствуют.
Административным регламентом, утв. Приказом ЛО КУГИ № ****** от 21.08.2017, имеющим большую юридическую силу, установлено в п. 2.13., что в случае если на момент поступления в орган местного самоуправления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на рассмотрении в органе местного самоуправления находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, орган местного самоуправления принимает решение о приостановлении рассмотрения поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет такое решение заявителю; в п. 2.14. указано, что рассмотрение поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка либо до принятия решения об отказе в утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка.
Следовательно, пункт 2.11. оспариваемого Административного регламента противоречит нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, в части оснований для приостановления оказания муниципальной услуги в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Оспариваемые положения Административного регламента нарушают права и законные интересы административного истца, так как возлагают на заявителя непредусмотренные законом обязанности и устанавливают более длительные сроки оказания муниципальной услуги.
С учетом изложенного, административный истец просил признать недействующими п.2.4, подп. «а, б, в» п. 2.6.5 и п. 2.11 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории муниципального образования», утвержденного Постановлением временно исполняющего обязанности Главы администрации Волховского муниципального района Ленинградской области № ****** от 25.04.2016.
В судебном заседании административный истец поддержал требования в части признания недействующими подп. «а, б, в» п. 2.6.5 и п. 2.11 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории муниципального образования», утвержденного Постановлением временно исполняющего обязанности Главы администрации Волховского муниципального района Ленинградской области № ****** от 25.04.2016 по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Требования в части признания недействующим п. 2.4 оспариваемого регламента административный истец не поддержал, поскольку постановлением администрации Волховского муниципального района Ленинградской области № ****** от 02 августа 2017 года внесены изменения в п. 2.4. оспариваемого регламента и срок предоставления муниципальной услуги составляет не более 14 рабочих дней, исчисляемых со дня регистрации заявления с документами, необходимыми для предоставления муниципальной услуги.
Представитель административного ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности № ****** от 16.08.2017, в судебном заседании требования административного истца не признала, представила возражения на иск, полагала, что требования удовлетворению не подлежат.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, заключение участвующего в деле прокурора Красновой Л. С., полагавшей требования подлежащими удовлетворению частично, приходит к следующему.
В соответствии с чч. 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.
Суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части (п. 1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ).
Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
Установлено, что Постановлением временно исполняющего обязанности Главы администрации Волховского муниципального района Ленинградской области № ****** от 25.04.2016 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории муниципального образования» (далее - Административный регламент).
Текст постановления № ****** от 25.04.2016 опубликован в газете «Волховские огни» № ****** от 13.05.2016 (стр. 13), текст Административного регламента размещен на сайте www.volhov-raion.ru (ссылка на постоянный адрес http://vo1khov-raion.ru/images/stories/npa/2016/post905.doc).
Пунктом 2.6.4. указанного административного регламента предусмотрено, что исходя из цели использования земельного участка, к заявлению прилагаются документы:
а) в целях утверждения схемы расположения земельного участка для эксплуатации зданий, строений, сооружений, в том числе незавершенных строительством: … схема расположения земельного участка на картографической основе в масштабе 1:500 (за исключением линейных объектов) с нанесенными красными линиями и линиями, обозначающими границы зон с особыми условиями использования территории, согласованная: с администрацией МО поселения; со всеми собственниками зданий, строений, сооружений, в том числе незавершенных строительством, расположенных на земельном участке, либо лицами, ими уполномоченными;
б) в целях утверждения схемы расположения земельного участка для целей, не связанных со строительством: схема расположения земельного участка на картографической основе в масштабе 1:500 с нанесенными красными линиями и линиями, обозначающими границы зон с особыми условиями использования территории, согласованная: с администрацией МО поселения;
в) в целях утверждения схемы расположения земельного участка для строительства линейных объектов: схема расположения земельного участка на картографической основе с нанесенными красными линиями и линиями, обозначающими границы зон с особыми условиями использования территории, согласованная: с администрацией МО поселения; с правообладателями смежных земельных участков (л.д. 16-17).
В п. 2.11 оспариваемого административного регламента указано, что основания для приостановления предоставления муниципальной услуги отсутствуют (л.д. 18).
Установлено, что 05.09.2017 административный истец обратился в к административному ответчику с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. 11.09.2017 в предоставлении муниципальной услуги административному истцу отказано в связи с отсутствием согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с местной администрацией МО «Иссадское сельское поселение» на основании пп. «б» п. 2.6.4. Административного регламента (л.д. 32).
Положения, определяющие порядок подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утверждения такой схемы решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, а также устанавливающие основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, приведены в статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В силу пункта 12 названной нормы, форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 19 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлена недопустимость требования от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренным настоящим кодексом.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что положения подпунктов «а», «б», «в» пункта 2.6.4 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории муниципального образования», утвержденного Постановлением временно исполняющего обязанности Главы администрации Волховского муниципального района Ленинградской области № ****** от 25.04.2016 - в части возложения на граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц обязанности согласования схемы расположения земельного участка с администрацией муниципального образования поселения; со всеми собственниками зданий, строений, сооружений, в том числе незавершенных строительством, расположенных на земельном участке, либо лицами, ими уполномоченными, а также с правообладателями смежных земельных участков, не соответствует требованиям федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу, - положениям Земельного кодекса РФ, а именно ст. 11.10 ЗК РФ.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования административного истца в данной части обоснованны и подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что требования административного истца в части признания не действующим п.2.11 оспариваемого административного регламента, предусматривающего отсутствие оснований для приостановления предоставления муниципальной услуги, не противоречит действующему законодательству и действующим законодательством, в том числе Земельным кодексом РФ, не запрещено.
Поскольку несоответствие оспариваемого нормативного правового акта в части иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в ходе судебного разбирательства не было установлено, а также не было установлено нарушение прав оспариваемым актом административного истца, суд приходит к выводу об отсутствии, оснований для удовлетворения административного иска в данной части, предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд, оценивая доказательств в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ приходит к выводу, что требования ФИО1 подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать не действующими и не подлежащими применению с момента вступления решения в законную силу: подпункты «а», «б», «в» пункта 2.6.4 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории муниципального образования», утвержденного Постановлением временно исполняющего обязанности Главы администрации Волховского муниципального района Ленинградской области № ****** от 25.04.2016 - в части возложения на граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц обязанности согласования схемы расположения земельного участка с администрацией муниципального образования поселения; со всеми собственниками зданий, строений, сооружений, в том числе незавершенных строительством, расположенных на земельном участке, либо лицами, ими уполномоченными, а также с правообладателями смежных земельных участков.
После вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о настоящем решении в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт, - газете «Волховские огни».
В удовлетворении остальной части требований ФИО1 о признании недействующим п.2.11 указанного регламента, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись Кузнецова Л. А.
Мотивированное решение составлено 19 декабря 2017 года.
Судья: подпись Кузнецова Л. А.