ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1806/22 от 02.06.2022 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2а-1806/22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 июня 2022 года. г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Фаустовой Г.A.

при секретаре Конопля Е.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1806/22 по административному исковому заявлению Майдибора Н к административному ответчику Департаменту архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону, заинтересованные лица: Администрация города Ростова-на-Дону, ООО «ГЕОСПЭК» о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, обязании выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Майдибор Н.Н. (далее административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону (далее административный ответчик ДАиГ г. Ростова-на-Дону) с требованиями: признать незаконными отказ Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону 17.12.2021 года за № 59-34-2/46374 в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства: «Комплекс застройки многоквартирным жилыми домами со встроенными помещениями общественного назначения и подземными автостоянками по адресу: <адрес> (I этап строительства. Жилой дом Литер 5: общая площадь - 10055,88 кв.м., количество этажей/этажность - 10 10; Жилой дом Литер 6: общая площадь -9847, 54 кв.м., количество этажей/этажность 10/10; II этап строительства. Жилой дом Литер 3: общая площадь - 11917,77 кв.м., количество этажей/ этажность - 10/9; Жилой дом Литер 4: общая площадь - 11916,36 кв.м., количество этажей/этажность - 10/9; III этап строительства жилой дом Литер 1: общая площадь - 14220,27 кв.м., количество этажей/этажность - 10/9; Жилой дом Литер 2: общая площадь - 14337,13 кв.м., количество этажей/этажность - 10/9).

Обязать Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Майдибора Н путем выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства: «Комплекс застройки многоквартирным жилыми домами со встроенными помещениями общественного назначения и подземными автостоянками по адресу: г. Ростов-на-Дону, <адрес>» (I этап строительства. Жилой дом Литер 5: общая площадь - 10055,88 кв.м., количество этажей/этажность - 10/10; Жилой дом Литер 6: общая площадь - 9847,54 кв.м., количество этажей/этажность 10/10; II этап строительства. Жилой дом Литер 3: общая площадь - 11917,77 кв.м., количество этажей/ этажность - 10/9; Жилой дом Литер 4: общая площадь - 11916,36 кв.м., количество этажей/этажность - 10/9; III этап строительства жилой дом Литер 1: общая площадь - 14220, 27 кв.м., количество этажей/этажность - 10/9; Жилой дом Литер 2: общая площадь - 14337,13 кв.м., количество этажей/этажность - 10/9), согласно заявления от 14.12.2021 года.

Взыскать с Административного ответчика в пользу административного истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 300,00 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Майдибор Н.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 33171+/-64 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> что подтверждено записью о государственной регистрации права от 06.06.2017 года.

Указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования: "Многоквартирные жилые дома, в том числе со встроенными и (или) встроенно-пристроенными объектами торговли, общественного назначения и (или) культурного, бытового обслуживания (для территорий не входящих в границы территорий садовых товариществ)", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 21.10.2021 года.

14.12.2021 года представителем Майдибора Н.Н. сдано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства: «Комплекс застройки многоквартирным жилыми домами со встроенными помещениями общественного назначения и подземными автостоянками по адресу: <адрес> (I этап строительства. Жилой дом Литер 5: общая площадь - 10055,88 кв.м., количество этажей/этажность - 10/10; Жилой дом Литер 6: общая площадь -9847, 54 кв.м., количество этажей/этажность 10/10; II этап строительства. Жилой дом Литер 3: общая площадь - 11917,77 кв.м., количество этажей/ этажность - 10/9; Жилой дом Литер 4: общая площадь - 11916,36 кв.м., количество этажей/этажность - 10/9;Шэтап строительства жилой дом Литер 1: общая площадь - 14220, 27 кв.м., количество этажей/этажность - 10/9; Жилой дом Литер 2: общая площадь - 14337, 13 кв.м., количество этажей/этажность - 10/9). К указанному заявлению по перечню были приложены документы в соответствии с требованиями части 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (подтверждается распиской о получении документов Дело № 21-365396).

Департаментом архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону 17.12.2021 года за № 59-34-2/46374 в выдаче испрашиваемого разрешения на строительство объектов, отказано. Отказ в выдаче разрешения на строительство был мотивирован тем, что: представленная проектная документация не содержит сведений (информации) об обеспеченности проектируемых жилых домов (общая площадь - 72294,95 кв.м., количество жителей - 1575 чел.) объектами социальной инфраструктуры (детскими дошкольными учреждениями, школами и иными объектами); отсутствует оригинал подтверждения соответствия внесенных изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации; в отчете инженерно-экологических изысканий отсутствуют необходимые даты и подписи; в текстовой части раздела марки ПЗ, в том числе в заверенной проектной организации подпись главного инженера проекта представлена светокопией.

Заявление о выдаче разрешения на строительство было подано в соответствии с градостроительными планом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ

По мнению административного истца, указание на то, что представленная проектная документация не содержит сведений (информации) об обеспеченности проектируемых жилых домов (общая площадь - 72294,95 кв.м., количество жителей - 1575 чел.) объектами социальной инфраструктуры (детскими дошкольными учреждениями, школами и иными объектами), послужившее одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, не являлся актуальным на момент рассмотрения заявления административного истца, поскольку не соответствует утверждённому в отношении указанного участка Градостроительному плану, действующем на момент обращения за разрешением на строительство.

В связи с указанным, не обоснована ссылка в отказе в выдаче разрешение на строительство на нарушение требований п.п.3.8,3.9 ст.49 Градостроительного кодекса РФ - отсутствие оригинала подтверждения соответствия внесенных изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации.

Относительно указания на то, что в отчете инженерно-экологических изысканий отсутствуют необходимые даты и подписи, а в текстовой части раздела марки ПЗ, в том числе в заверенной проектной организации подпись главного инженера проекта представлена светокопией, по мнению административного истца, данные ссылки не обоснованы.

Соответствующие даты и подписи имеются и проставлены в направленной административному ответчику документации, подпись главного инженера проекта - представлено в оригинале.

Поскольку отказ в выдаче разрешения на строительство противоречит указанным нормам ГрК РФ, надлежащим (необходимым и достаточным) способом восстановления нарушенного права заявителя является обязание департамента выдать разрешение на строительство согласно заявления с приложением от 14.12.2021 года.

По изложенным основаниям, административный истец и обратился в суд с настоящим административным иском.

Административный истец Майдибор Н.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, направил для участия в судебном заседании уполномоченных представителей. Дело рассмотрено в отсутствие неявившегося административного истца в порядке ст. 150, п. 6 ст. 226 КАС РФ.

Представители административного истца - Доценко Е.О., Хатламаджиян С.А., действующие на основании доверенности, в судебное заседание явились поддержали административное исковое заявление в полном объеме, просили удовлетворить, дали пояснения аналогично изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону - Степанцов Я.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился административное исковое заявление не признал, просил в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель заинтересованного лица Администрации г. Ростова-на-Дону - Шпигорь В.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась просила в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель заинтересованного лица ООО «ГЕОСПЭК» в судебное заседание не явился, извещен. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 150, п. 6 ст. 226 КАС РФ.

Суд, выслушав представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, обозрев подлинники проектной документации ООО «ПИК Основа», Технический отчет ООО «ТОН», приходит к следующему.

Судом установлено, что Майдибор Н.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером общей площадью 33171+/-64 кв.м, с видом разрешенного использования: «Многоквартирные жилые дома, в том числе со встроенными и (или) встроенно-пристроенными объектами торговли, общественного назначения и (или) культурного, бытового обслуживания (для территорий не входящих в границы территорий садовых товариществ)», расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 07.02.2022 года.

14.12.2021г. Майдибор Н.Н. обратился в Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону с заявлением (вх. № 21-365396) о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства: «Комплекс застройки многоквартирным жилыми домами со встроенными помещениями общественного назначения и подземными автостоянками по адресу: <адрес> (I этап строительства. Жилой дом Литер 5: общая площадь - 10055,88 кв.м., количество этажей/этажность - 10/10; Жилой дом Литер 6: общая площадь - 9847,54 кв.м., количество этажей/этажность 10/10; II этап строительства. Жилой дом Литер 3: общая площадь - 11917,77 кв.м., количество этажей/ этажность - 10/9; Жилой дом Литер 4: общая площадь - 11916,36 кв.м., количество этажей/этажность - 10/9; III этап строительства жилой дом Литер 1: общая площадь - 14220,27 кв.м., количество этажей/этажность - 10/9; Жилой дом Литер 2: общая площадь - 14337,13 кв.м., количество этажей/этажность - 10/9).

Согласно расписки (выписки) о получении документов к заявлению приложены: разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства; проект организации строительства объекта капитального строительства; схема планировочной организации земельного участка; пояснительная записка, проектная документация; технические условия; инженерно-геодезические изыскания; инженерно-экологические изыскания; инженерно-геологическое изыскания; положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации; выписка из ЕГРН; градостроительный план земельного участка; паспорт гражданина РФ; нотариально удостоверенная доверенность, письмо.

17.12.2021г. Департаментом архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону вынесен отказ в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства ().

Отказ в выдаче разрешения на строительство мотивирован тем, что в соответствии с нормативами градостроительного проектирования городского округа «Город Ростов-на-Дону» (далее НГП), утвержденными решением от 25.12.2017 № 459 Ростовской-на-Дону городской Думы, обеспеченность местами в детских дошкольных учреждениях составляет на 1000 жителей - 47 мест, в школах - на 1000 жителей - 106 мест. При этом, НГП установлены требования шаговой доступности школ - в радиусе 500 м детских дошкольных учреждений - в радиусе 300 м.

Учитывая изложенное, планируемый к строительству объект капитального строительства «Комплекс застройки многоквартирными жилыми домами встроенными помещениями общественного назначения и подземными автостоянками по адресу: <адрес> должен быть обеспечен 167 местами в школах и 74 местами в детских дошкольных учреждениях.

Соответствующие объекты образования в радиусах шаговой доступности отсутствуют.

Рассмотрев представленные материалы проектной документации в отношении комплекса жилой застройки по адресу: <адрес> Департаментом определено, что представленная проектная документация не содержит сведений (информации) об обеспеченности проектируемых многоквартирных жилых домов (общая площадь - 72294,95 кв.м, количество жителей - 1575 чел.) объектами социальной инфраструктуры (детскими дошкольными учреждениями, школами и иными объектами).

Таким образом, Департаментом определено, что представленные материалы проектной документации не в полной мере соответствуют основным принципам законодательства градостроительной деятельности, изложенным в ст. 2 ГрК РФ, в частности обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.

Также, в проектную документацию внесены изменения после получения положительного заключения экспертизы в нарушение порядка, установленного 49 ГрК РФ, а именно отсутствует оригинал подтверждения соответствия мнений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, требованиям части 3.8 данной статьи ГрК либо положительное заключение по результатам соответствия в рамках экспертного сопровождения, предусмотренное частью 3.9 данной статьи ГрК РФ, в качестве отдельного документа.

Также, в документации в составе приложения представленного отдельно технического отчета инженерно-экологических изысканий отсутствуют необходимые даты и подписи.

В текстовой части раздела марки ПЗ, в том числе в заверении проектной документации подпись главного инженера проекта представлена светокопией.

Принимая во внимание вышеизложенное, Департаментом в соответствии с ч. 3 ст. 51 ГрК РФ отказано в выдаче разрешения на строительство названного объекта капитального строительства.

Полагая отказ в выдаче разрешения на строительство незаконным, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд находит требования административного иска подлежащими удовлетворению, ввиду следующего.

По смыслу положений ст. ст. 218, 227 КАС Российской Федерации признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов гражданина.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

Как следует из п. 1 ст. 263 ЗК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

В силу частей 1, 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

В силу положений п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно п.4 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

Перечень документов, направляемых застройщиком в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства с заявлением о выдаче разрешения на строительство определен в п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

По смыслу положений п.10 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 настоящей статьи документов.

Градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка (часть 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

На основании части 2 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предоставляемая правообладателями сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с частью 7 настоящей статьи. В силу части 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в градостроительном плане земельного участка содержится информация: 1) о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории; 2) о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии) или в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, о границах образуемого земельного участка, указанных в утвержденной схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; 3) о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); 4) о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; 5) об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом; 6) о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается; 7) о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, установленных в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 7.1 настоящей части; 7.1) о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных положением об особо охраняемых природных территориях, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, расположенного в границах особо охраняемой природной территории; 8) о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателях максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории; 9) об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий; 10) о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон; 11) о границах публичных сервитутов; 12) о номере и (или) наименовании элемента планировочной структуры, в границах которого расположен земельный участок; 13) о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, а также о расположенных в границах земельного участка сетях инженерно-технического обеспечения; 14) о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов культурного наследия, о границах территорий таких объектов; 15) о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), определяемая с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа (при их наличии), в состав которой входят сведения о максимальной нагрузке в возможных точках подключения (технологического присоединения) к таким сетям, а также сведения об организации, представившей данную информацию; 16) о реквизитах нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории; 17) о красных линиях.

В силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при выдаче разрешения на строительство мог учитываться градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство.

Согласно части 10 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что 17.12.2021 года Департаментом архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону отказано административному истцу в выдаче испрашиваемого разрешения на строительство объектов.

Отказ в выдаче разрешения на строительство мотивирован тем, что: представленная проектная документация не содержит сведений (информации) об обеспеченности проектируемых жилых домов (общая площадь - 72294,95 кв.м., количество жителей - 1575 чел.) объектами социальной инфраструктуры (детскими дошкольными учреждениями, школами и иными объектами); отсутствует оригинал подтверждения соответствия внесенных изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации; в отчете инженерно-экологических изысканий отсутствуют необходимые даты и подписи; в текстовой части раздела марки ПЗ, в том числе в заверенной проектной организации подпись главного инженера проекта представлена светокопией.

Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что заявление о выдаче разрешения на строительство было подано в соответствии с градостроительным планом земельного участка от 21.12.2018 года № на странице 16 которого приведен перечень иных показателей для основных видов разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков.

Согласно указанного перечня отсутствуют сведения об обеспечении застраиваемой территорией детскими дошкольными учреждениями, школами.

Таким образом, указание на то, что представленная проектная документация не содержит сведений (информации) об обеспеченности проектируемых жилых домов (общая площадь - 72294,95 кв.м., количество жителей - 1575 чел.) объектами социальной инфраструктуры (детскими дошкольными учреждениями, школами и иными объектами), послужившее одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, не являлся актуальным на момент рассмотрения заявления административного истца, поскольку не соответствует утверждённому в отношении указанного участка Градостроительному плану, действовавшему на момент обращения за разрешением на строительство.

Как усматривается из материалов дела, ООО «Проектно-изыскательская компания «Основа» по заявлению Майдибор Н.Н. разработана проектная документация «Комплекс застройки многоквартирными жилыми домами со встроенными помещениями общественного назначения и подземными автостоянками по адресу: г<адрес> (2021г.).

Майдибор Н.Н. получены: технические условия выноса с территории земельного участка водопроводных сетей № 4003 от 14.12.2021г., технические условия водоснабжения и канализации объекта (АО «Ростоввоканал»); технические условия для присоединения к электрическим сетям № ТП-02-18-033 от 12.03.2018г. (Филиал «Южный» АО «Оборонэнерго»); технические условия на организацию (устройство) присоединения (примыкания) № 132/21/107 от 15.07.2021г. (Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону); технические условия для предоставления услуг по радиофикации, телефонии, доступа в интернет, цифрового и кабельного телевидения на объекте от 29.07.2021г. № РНД-02-05/319 <данные изъяты> заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 30-ЮЖИ-2018 от 12.03.2018г.

Также Майдибор Н.Н. получено положительное заключение негосударственной экспертизы в отношении проектной документации и результатов инженерных изысканий комплекса застройки многоквартирными жилыми домами со встроенными помещениями общественного назначения и подземными автостоянками по адресу: <адрес> (ООО «ГЕОСПЭК»), в соответствии с которым результаты инженерных изысканий по объекту соответствуют требованиям технических регламентов и заданию на проведение инженерных изысканий на дату поступления проектной документации на экспертизу 11.01.2021г. согласно ст. 49 п. 5.2. Градостроительного кодекса.

Оценка проектной документации проведена на соответствие результатам следующих инженерных изысканий: Инженерно-геодезические изыскания; Инженерно-геологические изыскания; Инженерно-экологические изыскания. Технические решения, принятые проектной документации соответствуют результатам инженерных изысканий, заданию застройщика на проектирование и требованиям технических регламентов на дату поступления проектной документации на экспертизу 11.01.2021 г. Проектная документация и результаты инженерных изысканий по объекту: «Комплекс многоквартирными жилыми домами со встроенными помещениями общественного назначения и подземными автостоянками по адресу: <адрес>» соответствуют установленным действующим на дату поступления проектной документации на экспертизу 11.01.2021г.

При подаче Майдибор Н.Н. заявления о выдаче разрешения на строительство согласно перечню п. 6 была представлена пояснительная записка. В томе 1 пояснительной записки вшито Подтверждение соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, требованиями п. 3.8. ст. 49 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с п.11 указанного Подтверждения указано, что внесенные изменения: 1) не затрагивают несущие строительные конструкции объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы; 2) не приводят к нарушениям требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований государственной охраны объектов культурного наследия, требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промышленной безопасности, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищенности объекта; 3) соответствуют заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, а также результатам инженерных изысканий.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необоснованности ссылки в отказе административного ответчика в выдаче разрешение на строительство на нарушение требований п.п.3.8,3.9 ст.49 Градостроительного кодекса РФ - отсутствие оригинала подтверждения соответствия внесенных изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации.

Ссылка на то, что в отчете инженерно-экологических изысканий отсутствуют необходимые даты и подписи, а в текстовой части раздела марки ПЗ, в том числе в заверенной проектной организации подпись главного инженера проекта представлена светокопией, опровергается материалами дела.

Соответствующие даты и подписи имеются и проставлены в направленной административному ответчику документации, подпись главного инженера проекта - представлено в оригинале.

Таким образом, материалами дела с достоверностью подтвержден факт предоставления заявителем административному ответчику предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документов и их соответствие требованиям к строительству объекта капитального строительства, разрешенному использованию земельного участка, а также исключены предусмотренные частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации основания для отказа в выдаче разрешения на строительство.

При таком положении, суд приходит к выводу, что при указанных обстоятельствах, у административного ответчика отсутствовали основания для отказа административному истцу в выдаче разрешения на строительство.

Одной из задач административного судопроизводства, как это закреплено в ч. 2 ст. 3 КАС РФ, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Согласно положениям Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (статья 46).

В развитие конституционной гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина ч. 1 ст. 4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

С учетом изложенного, суд находит заявленные Майдибора Н.Н. административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Суд не принимает возражение административного ответчика в части ссылки на то, что не может подменять собой административные органы по рассмотрению возложенных на них обязанностей.

Принимая во внимание, что определение надлежащего способа устранения нарушения права входит в компетенцию суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу, суд считает возможным признать оспариваемое решение незаконным, в связи с чем, полагает необходимым восстановить нарушенное право административного истца, обязав административного ответчика выдать Майдибору Н.Н. по заявлению 14.12.2021 года разрешение на строительство объекта капитального строительства: «Комплекс застройки многоквартирным жилыми домами со встроенными помещениями общественного назначения и подземными автостоянками по адресу: <адрес> (I этап строительства. Жилой дом Литер 5: общая площадь - 10055,88 кв.м., количество этажей/этажность - 10/10; Жилой дом Литер 6: общая площадь - 9847,54 кв.м., количество этажей/этажность 10/10; II этап строительства. Жилой дом Литер 3: общая площадь - 11917,77 кв.м., количество этажей/ этажность - 10/9; Жилой дом Литер 4: общая площадь - 11916,36 кв.м., количество этажей/этажность - 10/9; III этап строительства жилой дом Литер 1: общая площадь - 14220, 27 кв.м., количество этажей/этажность - 10/9; Жилой дом Литер 2: общая площадь - 14337,13 кв.м., количество этажей/этажность - 10/9).

Вместе с тем, с учетом положений части 1 статьи 114 КАС РФ суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с административного ответчика расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Майдибора Н - удовлетворить частично.

Признать незаконными отказ Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону 17.12.2021 года за № 59-34-2/46374 в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства: «Комплекс застройки многоквартирным жилыми домами со встроенными помещениями общественного назначения и подземными автостоянками по адресу: <адрес> (I этап строительства. Жилой дом Литер 5: общая площадь - 10055,88 кв.м., количество этажей/этажность - 10/10; Жилой дом Литер 6: общая площадь - 9847,54 кв.м., количество этажей/этажность 10/10; II этап строительства. Жилой дом Литер 3: общая площадь - 11917,77 кв.м., количество этажей/этажность - 10/9; Жилой дом Литер 4: общая площадь - 11916,36 кв.м., количество этажей/этажность - 10/9; III этап строительства жилой дом Литер 1: общая площадь - 14220,27 кв.м., количество этажей/этажность - 10/9; Жилой дом Литер 2: общая площадь - 14337,13 кв.м., количество этажей/этажность - 10/9).

Обязать Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону выдать Майдибору Н по заявлению 14.12.2021 года разрешение на строительство объекта капитального строительства: «Комплекс застройки многоквартирным жилыми домами со встроенными помещениями общественного назначения и подземными автостоянками по адресу: <адрес> (I этап строительства. Жилой дом Литер 5: общая площадь - 10055,88 кв.м., количество этажей/этажность - 10/10; Жилой дом Литер 6: общая площадь - 9847,54 кв.м., количество этажей/этажность 10/10; II этап строительства. Жилой дом Литер 3: общая площадь - 11917,77 кв.м., количество этажей/ этажность - 10/9; Жилой дом Литер 4: общая площадь - 11916,36 кв.м., количество этажей/этажность - 10/9; III этап строительства жилой дом Литер 1: общая площадь - 14220, 27 кв.м., количество этажей/этажность - 10/9; Жилой дом Литер 2: общая площадь - 14337,13 кв.м., количество этажей/этажность - 10/9).

В удовлетворении остальной части заявленных требований административному истцу - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Г.А. Фаустова

Мотивированный текст решения в окончательной форме изготовлен 10 июня 2022 года.

Судья: Г.А. Фаустова