Дело № 2а-1807(2016)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кинешемский городской суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Никитиной Л.Ю.
при секретаре Сосуновой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинешма Ивановской области
«18» октября 2016 года дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области к Молчанову А.Н. о взыскании транспортного налога, налога на имущество физических лиц, пени,
у с т а н о в и л :
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области к Молчанову А.Н. о взыскании:
транспортного налога за 2014 год в размере 2 550 рублей,
пени по транспортному налогу в связи с задолженностью за 2013, 2014 г.г. в период с 21 декабря 2014 года по 16 октября 2015 года в сумме 441 рубль 73 копейки,
налога на имущество физически лиц в размере 34 рубля,
пени по налогу на имущество физических лиц в связи с задолженностью за 2013, 2014 г.г. в период с 12 декабря 2014 года по 16 октября 2015 года в сумме 6 рублей 99 копеек,
а всего 3 032 рублей 72 копеек.
Административный иск обоснован тем, что Молчанов А.Н. является плательщиком транспортного налога в связи с тем, что за ним, согласно информации РЭО ГИБДД МО МВД РФ «Кинешемский» зарегистрированы транспортные средства. Срок уплаты транспортного налога за 2014 год – не позднее 01 октября 2015 года. Молчанов А.Н. является также плательщиком налога на имущество физических лиц, так как обладает правом собственности на имущество, являющееся объектом налогообложения данным налогом. Срок уплаты налога на имущество физических лиц за 2014 год – не позднее 01 октября 2015 года. С целью уплаты налогов налогоплательщику, в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ, было направлено налоговое уведомление, в котором были указаны суммы налогов, подлежащих уплате. Так как налогоплательщик обязанность по уплате налога не исполнил, ему, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ, были начислены пени за каждый календарный день допущенной просрочки. В соответствии со ст. 69,70 Налогового кодекса РФ, налогоплательщику были направлены требования № 11910 от 16 октября 2015 года и № 10432 от 18 февраля 2015 года об уплате налога и пени. До настоящего времени указанные требования исполнены частично.
В период рассмотрения дела к производству суд принято заявление административного истца – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Росси № 5 по Ивановской области об уточнении периода образовании задолженности по налогам, в связи с наличием которой начислены пени: пени по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц начислены на задолженность за 2011, 2013 и 2014 годы.
Одновременно с административным исковым заявлением истцом - Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области представлено заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления, в соответствии с которым срок для обращения в суд с иском о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика – физического лица, установленный п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ – шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога – пропущен по уважительной причине:
в связи с вводом в налоговых органах Российской Федерации в эксплуатацию нового программного обеспечения и выявлением ошибок в работе функционала подготовка данных для взыскания задолженности с физических лиц была приостановлена; после восстановления Федеральной налоговой службой России работоспособности компонентов программного обеспечения отдельные подсистемы и процессы работали нестабильно. Иного способа определения лиц, имеющих задолженность по оплате налогов, кроме имеющегося программного обеспечения, у налогового органа не имеется. Данная ситуация подтверждается распечатками публикаций портала ФКУ «Налог сервис» ФНС России, приложенных к административному исковому заявлению.
Административным истцом - Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области представлено заявление о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Административный ответчик Молчанов А.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не известил.
Явка сторон в судебное заседание не является обязательной и не признана судом обязательной.
В соответствии с ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав представленные документы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Судом установлено следующее:
В собственности Молчанова А.Н. в течение налогового периода 2014 года находился автомобиль легковой МЕРСЕДЕС БЕНЦ Е230, с двигателем мощностью 157 л.с, регистрационный № (л.д. 12).
Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – Налогового кодекса РФ), налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового Кодекса РФ.
В соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в связи с наличием в собственности Молчанова А.Н. выше указанного транспортного средства, являющегося объектом налогообложения, он является плательщиком транспортного налога.
Налоговая база по транспортному налогу в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (ст. 359 Налогового кодекса РФ).
Налоговые ставки транспортного налога на 2013, 2014 год установлены ст. 2 Закона Ивановской области № 88-ОЗ «О транспортном налоге» (в редакции Закона Ивановской области от 29 ноября 2012 года № 98-ОЗ) и составляют: для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно – 17 рублей за 1 л.с.
Срок уплаты транспортного налога для налогоплательщиков - физических лиц за 2014 год установлен ст. 363 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального Закона от 02 декабря 2013 года № 334-ФЗ) – не позднее 01 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть не позднее 01 октября 2015 года.
В соответствии с ч.ч.1, 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального Закона от 20 октября 2005 года № 131-ФЗ), сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В собственности Молчанова А.Н. в течение налогового периода 2014 года находилось недвижимое имущество:
квартира, расположенная по адресу: <адрес>, инвентаризационной стоимостью 51 117 рублей,
квартира, расположенная по адресу: <адрес>, инвентаризационной стоимостью 66 292 рубля (л.д. 11).
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение, сооружение.
Следовательно, в связи с наличием в 2014 году в собственности Молчанова А.Н. жилых помещений – квартир, он является плательщиком налога на имущество физических лиц.
Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Согласно ст. 5 выше названного Закона (в редакции, действовавшей до 01 января 2015 года), налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, с учетом коэффициента-дефлятора.
В соответствии со ст. 4 Решения Совета Горковского сельского поселения от 27 октября 2009 года № 18 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории Горковского сельского поселения» (в редакции решения от 27 ноября 2013 года № 20(121), ставка налога на строения, помещения и сооружения суммарной инвентаризационной стоимостью до 300 000 включительно составляет 0,1% инвентаризационной стоимости.
Согласно представленным документам, суммарная инвентаризационная стоимость квартир, принадлежащих на праве собственности Молчанову А.Н., не превышает 300 000 рублей, в связи с чем налог на имущество физических лиц был исчислен Молчанову А.Н. по ставке 0,1%.
Срок уплаты налога на имущество физических лиц за 2014 год установлен ст. 409 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2015 года) - не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть не позднее не позднее 01 октября 2015 года.
Согласно ст. 52 Налогового кодекса РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
23 апреля 2015 года налоговым органом Молчанову А.Н. направлено налоговое уведомление № 384756 от 23 марта 2015 года об уплате в срок до 01 октября 2015 года: транспортного налога за 2014 год в сумме 2 550 рублей, налога на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 34 рубля (л.д. 13,14).
В установленный в налоговых уведомлениях срок Молчановым А.Н. обязанность по уплате налогов исполнена не была. Сведений о наличии у Молчанова А.Н. льгот по уплате налогов суду не представлено.
Административным ответчиком Молчановым А.Н. не была своевременно исполнена обязанность по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2011 и 2013 годы, в связи с чем недоимка по налогам была взыскана с Молчанова А.Н. судебными постановлениями:
судебным приказом мирового судьи судебного участка № 7 Кинешемского района Ивановской области от 03 июня 2013 года по делу № 2-588 с Молчанова А.Н. взысканы недоимка по транспортному налогу за 2011 год в размере 2 539 рублей 17 копеек, недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2011 год в размере 46 рублей 69 копеек, а также пени, начисленные в связи с наличием задолженности по оплате данных налогов по состоянию на 26 ноября 2012 года (л.д. 19,20);
судебным приказом мирового судьи судебного участка Заволжского судебного района Ивановской области от 13 августа 2015 года по делу № 2-849 с Молчанова А.Н. взысканы недоимка по транспортному налогу за 2013 год в размере 2 550 рублей, недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2013 год в размере 34 рубля, а также пени, начисленные в связи с наличием задолженности по оплате данных налогов по состоянию на 11 декабря 2014 года (л.д. 21,22);
Согласно информации, представленной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области, задолженность по налогам, взысканная выше указанным судебным постановлением, до настоящего времени административным ответчиком Молчановым А.Н. не погашена (л.д. 23,24).
Согласно ст. 75 Налогового кодекса РФ, в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен выплатить пеню, которая начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу п. 4,6 ст. 69, ст. 70 Налогового кодекса РФ, не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога налогоплательщику должно быть направлено требование об уплате налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Правила, установленные ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ, применяются также в отношении требований об оплате пеней, а также сроков направления требований об их уплате.
В связи с несвоевременной уплатой Молчановым А.Н. транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2011, 2013 годы, взысканных выше указанными судебными постановлениями, в его адрес налоговым органом 26 февраля 2015 года было направлено требование № 10432 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 18 февраля 2015 года, которым в срок до 13 апреля 2015 года Молчанову А.Н. предложено оплатить пени, начисленные в связи с наличием задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2011 и 2013 годы в период с 12 декабря 2014 года (даты, следующей за датой выставления предыдущего требования) по 18 февраля 2015 года (дату выставления данного требования) (л.д. 17,18).
В связи с наличием у Молчанова А.Н. задолженности по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2014 год, а также задолженности по данным налогам за 20111 и 2013 годы, взыскной судебными постановлениями, в адрес Молчанова А.Н. налоговым органом 30 октября 2015 года направлено требование № 11910 об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 16 октября 2015 года, которым одновременно начислены пени в связи с неуплатой налогов, и установлен срок для уплаты задолженности (л.д. 15,16).
В соответствии с требованием № 11910 в срок до 27 января 2016 года подлежали уплате Молчановым А.Н. транспортный налог за 2014 год в размере 2 550 рублей, налог на имущество физических лиц за 2014 год в размере 34 рубля (по сроку уплаты 01 октября 2016 года), а также пени в, начисленные в связи с наличием задолженности по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2011 и 2013 годы в период с 19 февраля 2015 года по 01 октября 2015 года, и наличием задолженности по уплате данных налогов за 2011, 2013 и 2014 годы в период с 02 октября по 16 октября 2016 года (л.д. 23,24).
Выше указанные требования об уплате налогов и пеней Молчановым А.Н. до настоящего времени не исполнены. Расчет пеней судом проверен; оснований для уменьшения размера сумм начисленных пеней суд не усматривает.
В соответствии со ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 5, 6 ст. 75 Налогового кодекса РФ, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Принудительное взыскание пеней с физических лиц производится в судебном порядке.
Задолженность Молчанова А.Н. по уплате налогов и пени превысила 3 000 рублей после предъявления ему Требования № 11910 об уплате налогов и пени по состоянию на 16 октября 2015 года, поэтому налоговым органом направлено в суд исковое заявление об одновременном взыскании сумм задолженности, установленных Требованием № 10342 об уплате налогов по состоянию 18 февраля 2015 года.
Установленный налоговым законодательством шестимесячный срок на обращение в суд истек 27 июля 2016 года. Исковое заявление о взыскании с Молчанова А.Н. задолженности по налогам и пеням подано налоговым органом в суд по истечении указанного срока.
Анализируя представленные административным истцом документы, суд признает причину пропуска срока на обращение в суд уважительной, принимая во внимание, что она обусловлена возникшими проблемами в функционировании программного обеспечения, которое используется налоговыми органам в работе по взысканию задолженности, в связи с чем ее использование было приостановлено; представленные документы свидетельствуют о неоднократных обращениях к разработчикам используемой налоговым органом программы; возможность использования ручного режима обработки документов программой не предусмотрена. Информация о сроках и количестве направленных налоговым органом в суд административных исковых заявлений о взыскании недоимки по налогам, а также о приостановлении обращения налогового органа в суд, размещена на сайте Кинешемского городского суда и мировых судей Кинешемского судебного района, является общедоступной, не требует дополнительного анализа и позволяет сделать вывод о том, что нарушения в работе программного обеспечения АИС «Налог-3» своевременно не были устранены, что препятствовало своевременному обращению налогового органа в суд с исками.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым:
восстановить Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области срок на обращение в суд с административным иском о взыскании с Молчанова А.Н. транспортного налога, налога на имущество физических лиц, пени,
административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области о взыскании с Молчанова А.Н. задолженности по уплате налогов и пени в общей сумме 3 032 рублей 73 копеек удовлетворить в полном объеме.
Согласно ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20 000 рублей уплачивается в размере 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.
При подаче административного искового заявления о взыскании задолженности по уплате налога и пени налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины. Сумма государственной пошлины, при удовлетворении исковых требований, подлежит взысканию с административного ответчика Молчанова А.Н. в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л :
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области удовлетворить.
Взыскать с Молчанова А.Н. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области
транспортный налог за 2014 год в размере 2 550 рублей,
пени по транспортному налогу в связи с задолженностью за 2011, 2013 годы в период с 12 декабря 2014 года по 01 октября 2015 года и в связи с задолженностью по данному налогу за 2013, 2014 г.г. в период с 01 октября 2015 года по 16 октября 2015 года в сумме 441 рубль 73 копейки,
налог на имущество физически лиц в размере 34 рубля,
пени по налогу на имущество физических лиц в связи с задолженностью за 2011, 2013 годы в период с 12 декабря 2014 года по 01 октября 2015 года и в связи с задолженностью по данному налогу за 2011, 2013, 2014 г.г. в период с 01 октября 2015 года по 16 октября 2015 года в сумме 6 рублей 99 копеек,
а всего 3 032 рубля 72 копейки.
Взыскать с Молчанова А.Н. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии данного решения.
Председательствующий Л.Ю.Никитина