Дело № 2а-1808/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тамбов 03 июня 2016 года
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе :
председательствующего судьи Макаровой Е.В.,
с участием адвоката Иванченко Р.Б., предъявившего удостоверение *** и ордер ***
при секретаре Буряк Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации г.Тамбова о признании отказа в праве на предварительное согласование земельного участка под сараем незаконным и признании права,
при участии в судебном заседании:
представителя административного ответчика ФИО2, предъявившего диплом о высшем юридическом образовании ****** от 04.06.2004г. и доверенность *** от 02.03.2016г. сроком на 1 год,
УСТАНОВИЛ:
11.05.2016г. ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации г.Тамбова, в котором просила, с учетом уточнения, признать незаконным отказ администрации г. Тамбова от 05 апреля 2016 года № 24-61-638/16 в праве ФИО1 на предварительное согласование земельного участка под сараем во дворе *** в ***, площадью *** кв.м. с кадастровым номером ***, признать право ФИО1 на предварительное согласование земельного участка под сараем во дворе *** в ***, площадью ***.м. с кадастровым номером ***
В обоснование административного иска указано, что ФИО1 является собственником сарая во дворе *** в ***, о чем свидетельствует запись в ЕГРПН. В марте 2016г. она обратилась в администрацию г.Тамбова с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка под сараем с целью его дальнейшего выкупа. Однако ответом от 05.04.2016г. ей было отказано, поскольку земельный участок, на котором расположен сарай, находится в функциональной зоне многоэтажной застройки (от 9 этажей и выше), в которой размещение сараев не предусмотрено. Считает данный отказ незаконным, поскольку, согласно представленной схемы расположения сарая, на спорном земельном участке нет каких-либо объектов, создающих угрозу гражданам, сарай относится к вспомогательным постройкам, что не противоречит нормам Земельного законодательства. Согласно п.3 ст.8 решения Тамбовской городской Думы от 15.12.2011г. №472, Правила землепользования и застройки городского округа – город Тамбов не распространяются на правоотношения по предоставлению земельных участков, возникшие до их введения в действие. Сарай был построен до введения в действия данных Правил, что является основанием для предварительного согласования земельного участка под ним с дальнейшей постановкой на кадастровый учет. В результате незаконного отказа нарушены её права в вопросе оформления земельного участка под сараем в собственность посредством выкупа.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, извещена о слушании дела надлежащим образом, представила в суд заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель административного истца адвокат Иванченко Р.Б. административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Пояснил, что данная постройка является вспомогательной, о чем сделана соответствующая запись в свидетельстве о государственной регистрации права. На спорном земельном участке каких-либо объектов, создающих угрозу гражданам, нет. Наличие вспомогательного сарая предусматривается во всех зонам, кроме рекреационной. Кроме того, согласно технического паспорта сарай построен до 2011 года, то есть до введения в действие Правил землепользования и застройки городского округа-город Тамбов. Таким образом, данные Правила не распространяют свое действие на спорные правоотношения. Судьба земельного участка и находящегося на нем объекта недвижимости неразрывна, поэтому земельный участок под объектом недвижимости должен быть предоставлен в собственность посредством выкупа. В любой из зон жилой постройки возможно наличие вспомогательной постройки – сарая. Это ничем не запрещено, и следовательно, разрешено.
Представитель административного ответчика администрации г.Тамбова ФИО2 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного иска по основаниям, изложенным в возражениях на иск, приобщенных к материалам дела, и пояснил, что для каждой определенной зоны предусматриваются соответствующие постройки. Территориальная зона многоэтажной жилой застройки Ж-1 не предусматривает наличие вспомогательной постройки – сарая. Данную вспомогательную постройку предусматривает территориальная зона Ж-4. Согласно п. 2.10 административного регламента основанием для отказа в предоставлении указанной муниципальной услуги является случай, когда разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка. Также данное указание подтверждается пп. 14 ст. 39.16 ЗК РФ. Кроме того, истцом не соблюден досудебный порядок в части обращения с заявлением о возможности внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа-город Тамбов. Нарушений со стороны администрации порядка предварительного согласования предоставления земельного участка нет, поэтому отказ является законным.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению, руководствуясь при этом следующим.
В соответствии с п.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с Федеральными законами от 27.07.2010 N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Земельным кодексом Российской Федерации, Уставом города Тамбова, постановлением администрации города Тамбова от 10.11.2010 N9614 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг на территории городского округа - город Тамбов", постановлением администрации города Тамбова от 12мая 2015г. N36281 утвержден Административный регламент предоставления на территории городского округа - город Тамбов муниципальной услуги "Предварительное согласование или отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности городского округа - город Тамбов или государственная собственность на который не разграничена".
Согласно п.10 Административного регламента предоставления на территории городского округа - город Тамбов муниципальной услуги "Предварительное согласование или отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности городского округа - город Тамбов или государственная собственность на который не разграничена", утв. постановлением администрации города Тамбова от 12мая 2015г. N3628, основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является в том числе тот случай, когда разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Под территориальным планированием в Градостроительном кодексе РФ понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Документом территориального планирования городского округа является генеральный план.
Под градостроительным зонированием в Градостроительном кодексе РФ понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства
Согласно п.2 ст.37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Градостроительные регламенты города Тамбова установлены Правилами землепользования и застройки городского округа - город Тамбов, утвержденными решением Тамбовской городской Думы от 15 декабря 2011 г. N472.
Согласно ч.2 ст.43 Правил землепользования и застройки городского округа - город Тамбов, на карте градостроительного зонирования территории городского округа - город Тамбов выделены виды территориальных зон согласно перечню территориальных зон, в том числе, зона «Ж-1» - «Зона многоэтажной жилой застройки (от 9 этажей и более)».
В силу ч.11 ст.5 Правил землепользования и застройки городского округа - город Тамбов, виды использования недвижимости, отсутствующие в статьях 43 - 53 настоящих Правил, являются запрещёнными для соответствующей территориальной зоны и не могут быть разрешены без проведения процедуры специальных согласований путём внесения соответствующих изменений в Правила, в порядке, определённом главой 10 настоящих Правил.
В силу ч.3 ст.8 Порядка применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений, утвержденного решением Тамбовской городской Думы от 15 декабря 2011 г. N472, настоящие Правила землепользования и застройки городского округа - город Тамбов не распространяются на правоотношения по предоставлению земельных участков для целей строительства, реконструкции объектов капитального строительства, развитию застроенных территорий или комплексному освоению земельных участков в целях жилищного строительства, возникшие до введения их в действие. Принятые до вступления в силу настоящих Правил решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит сарай во дворе ***, общей площадью ***.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 16.07.2015г. (л.д.8).
ФИО1 обратилась в Комитет архитектуры, развития и реконструкции администрации *** с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, на котором расположен данный сарай.
Письмом Комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации г.Тамбова №24-01-638/16 от 05.04.2016г. ей отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка со ссылкой на ч.11 ст.5 Правил землепользования и застройки городского округа - город Тамбов и разъяснено, что земельный участок под сараем относится к зоне многоэтажной жилой застройки Ж-1, где не допускается образование земельного участка с видом разрешенного использования, не установленным Правилами, и предложено обратиться в управление архитектуры администрации Тамбовской области по вопросу изменения назначения территориальной зоны.
Суд приходит к выводу о незаконности данного отказа по следующим основаниям.
В соответствии со ст.15 Кодекса административного судопроизводства РФ суды разрешают административные дела на основании Конституции РФ, международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов. Если при разрешении административного дела суд установит несоответствие подлежащего применению нормативного правового акта закону или иному нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с законом или иным нормативно-правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Конституцией РФ, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие на территории РФ, устанавливает и защищает в качестве основных прав граждан право собственности, право частной собственности на землю, право на жилище. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч.2 ст.35 Конституции РФ).
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч.2 ст.36 Конституции РФ). Вышеуказанные конституционные права конкретизированы в федеральном законодательстве.
Так, согласно ст.209 ГК РФ собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Владение, пользование и распоряжение землей в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Вступившим в законную силу решением Октябрьского суда г.Тамбова от 25.03.2015г. по иску ФИО1 к администрации г.Тамбова, ФИО5, ФИО6 о признании права собственности на сарай установлено, что сарай во дворе *** был построен до *** года ФИО3, ФИО4 и ФИО7, и впоследствии был приобретен ФИО1
То есть, данный объект недвижимости (сарай) возник до введения в действие Правил землепользования и застройки городского округа - город Тамбов.
Таким образом, применение в данном случае ч.11 ст.5 Правил землепользования и застройки, по мнению суда, приведет к нарушению конституционного права истца на собственность.
При таких обстоятельствах, с учетом положений ст.15 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд полагает, что ч.11 ст.5 Правил землепользования и застройки г.Тамбова в данном случае не подлежит применению, поскольку ее применение при разрешении данного дела приведет к нарушению прав административного истца, установленных нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, а именно – Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ и Конституции РФ.
По мнению суда, п.3 ст.8 Правил землепользования и застройки при рассмотрении настоящего дела подлежит расширительному толкованию, допускающему не применения ограничений, установленных данными Правилами, при оформлении земельных участков под объектами капитального строительства, построенными до введение в действие данных Правил.
Таким образом, отказ административного ответчика в праве ФИО1 на предварительное согласование земельного участка под сараем во дворе *** в ***, площадью *** кв.м. с кадастровым номером ***, является незаконным.
При таких обстоятельствах административные исковые требования подлежат удовлетворению путем признания отказа администрации *** от 05.04.2016г. незаконным и признания за ФИО1 права на предварительное согласование земельного участка под сараем во дворе *** в ***, площадью *** кв.м. с кадастровым номером ***
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации *** от ****** в праве ФИО1 на предварительное согласование земельного участка под сараем во дворе *** в ***, площадью ***.м. с кадастровым номером ***
Признать право ФИО1 на предварительное согласование земельного участка под сараем во дворе *** в ***, площадью *** кв.м. с кадастровым номером ***.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Макарова
Решение в окончательной форме составлено 07 июня 2016 года.
Судья Е.В. Макарова