ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1809/2021 от 02.09.2021 Железнодорожного районного суда г. Самары (Самарская область)

Копия

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 сентября 2021 года г.Самара

Железнодорожный районный суд г.Самара

в составе: председательствующего судьи Бойко Л.А.

при секретаре Лаптевой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации г.Тольятти к Государственной жилищной инспекции Самарской области о признании незаконным предписания органа государственного жилищного надзора об устранении выявленных нарушений, суд

УСТАНОВИЛ

Администрация г.о.Самара обратилась с административным иском к Государственной жилищной инспекции Самарской области о признании незаконным и отмене Предписания государственного жилищного инспектора Государственной жилищной инспекции Самарской области Мартыновой Н.И. от 25 декабря 2020 года № ТЦр-91826,выданное Администрации г.о.Тольятти в отношении объекта <адрес>.,ссылаясь на следующее.

В адрес Администрации г.о.Тольятти 15 января 2021 года поступили акт проверки органом регионального государственного жилищного надзора юридического лица ТЦр-91826 от 25 декабря 2020 года жилого помещения по адресу <адрес> предписание № ТЦр-91826 от 25 декабря 2020 года в отношении администрации г.о. Тольятти о принятии мер по устранению нарушений по п.3 ч.2 ст. 26 ЖК РФ, ч.3 ст. 36 ЖК РФ, ч.2 т. 40 ЖК РФ. С данным Актом Предписанием Администрация не согласна.

25 декабря 2020 года на основании распоряжения органа государственного жилищного надзора о проведении внеплановой документарной проверки

юридического лица,индивидуального предпринимателя от 30 ноября 2020 года № ТЦр-91826 заместителя руководителя- руководителя управления надзора за деятельностью регионального оператора,органов местного самоуправления ГИС ЖКХ Муратовой Л.И. была проведена внеплановая документарная проверка в отношении администрации г.о.Тольятти по предмету проверки : соблюдения обязательных требований или требований установленных муниципальными правовыми актами, задачами проверки являлись : контроль за соблюдением обязательных требований к порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение многоквартирном доме,контроль за соблюдением обязательных требований к порядку согласования переустройства и /или/ перепланировки помещений в многоквартирном доме,соблюдения полномочий в сфере правового регулирования отношений, возникающих при переустройстве и /или/ перепланировке /помещений в многоквартирном доме, к порядку получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании перепланировки и/или/ /переустройства/ в МКД в соответствии с условиями и порядком переустройства и/или/ перепланировки помещений в многоквартирном доме.

По результатам проверки ГЖИ было вынесено Предписание от 25 декабря 2020 года № ТЦр-91826.

При проведении проверки в отношении органа местного самоуправления орган государственного жилищного надзора вправе был проверить соблюдение процедуры, регламентированной законодательством, при принятии администрации г.Тольятти соответствующих решений и не вправе оценивать по существу принятые органом местного самоуправления

правления решения, которые не были обжаловано в установленном законом порядке заинтересованными лицами, проверка законности и обоснованности которых может быть осуществлена только судом.

Оспариваемым Предписанием нарушаются права администрации г.о.Тольятти как органа местного самоуправления на самостоятельное осуществление полномочий, установленные п.п. «з» части»1» ст.1 ФЗ от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Государственная жилищная инспекция Самарской области осуществила переоценку решений органа местного самоуправления, принятых в соответствии с п.п.6,7,8 ч.1 ст. 14,главами3,4 Жилищного кодекса Российской Федерации. Предписанием на администрацию г.о.Самара неправомерно возлагаются обязанности с указание конкретного срока принять решения по результатам рассмотрения

заявлений о переустройствах и перепланировках жилых помещений, которое может быть признано незаконным только по решению суда. Администрацией г.о.Тольятти в адрес ГЖИ был направлен 04.02.2021 года запрос о разъяснении, при каких условиях Предписание будет считаться исполненным, ответ на дату подачи иска не поступил.

В судебном заседании представитель административного истца Ключевская И.И. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске.. По существу дополнила, что Администрация г.о.Тольятти не может отменить принятое ею решение, это не предусмотрено регламентом. В судебном порядке их решение не оспаривалось, в Администрацию с заявлением об отене решения ни кто не обращался. Каким

образом они могут исполнить требования предписания не известно. Исполнение предписания зависит от воли третьих лиц, которые могут оспорить решение о переводе помещения. ГЖИ в их адрес вынесло повторное Предписание в связи с неисполнением первого предписания. которое так же ими оспаривается в суде. Полагает, что решение о переводе помещения принято законно, на основании представленных документов согласие всех собственников не требовалось, т.е. уменьшения размера общего имущества в результате перепланировки не было, 2/3 голосов проголосовало за. Представленных документов было достаточно для принятия решения.

В судебном заседании представитель административного ответчика ГЖИ Бурмистрова Л.А. административный иск не признала, в иске просила отказать по основаниям, изложенном в отзыве. л.д. 29-31, из которого следует, что в связи с обращением собственников квартир дома <адрес>- <данные изъяты> в прокуратуру по факту нарушений при переводе жилого помещения в нежилое в вышеуказанном доме,государственным жилищным инспектором была проведена проверка., в ходе которой и были выявлены нарушения, перечисленные в Акте, а именно отсутствие согласие всех собственников МКД, поскольку в результате строительных мероприятий по перепланировке, переустройству, реконструкции произойдет уменьшение общего имущества собственников за счет выреза подоконной части наружной стены.

В судебное заседание заинтересованное лицо государственный жилищный инспектор Мартынова Н.И. не явилась, представила в суд письменные возражения л.д. 167-169, из которого следует, что для принятия решения о переводе жилого помещения в нежилое необходимо согласие всех собственников МКД, в связи с чем Администрацией г.о.Самара был нарушен порядок перевода, в связи с чем и была выдано Предписание на устранение нарушения.

В судебное заседание заинтересованное лицо Бахтикян М.Ш. не явилась.

Принимая во внимание доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пунктом 16.1 ст. 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесены методическое обеспечение и определение порядка осуществления государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы его собственности. Постановлением Правительства Самарской области от 10.04.2013г. № 150,утверждено Положение об инспекции, данный вид контроля отнесен к компетенции Государственной жилищной инспекции Самарской области.

Должностные лица государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора устанавливает Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 493,согласно которому в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9-12Федерального закона «О Защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля /надзора/ и муниципального контроля»/п.10./

По смыслу п.1.ч.1 ст. 17 ФЗ РТ 26.12.2008 года № 294 ФЗ» О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля… « предписание выносится в случае установления при проведении проверки нарушений требований законодательства, соблюдение которых является обязательным для проверяемого юридического лица, в целях их устранения. Исполнимость

предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная

ответственность.

Согласно Предписания № ТЦр-91826 от 25 декабря 2020 года, Администрацией г.о.Тольятти принято решение о переводе в нежилое помещение квартиры № 1 по адресу г.Тольятти б-р Молодежный д.3 с проведением переустройства и перепланировки помещения, которое ведет к присоединению части общего имущества/наружной стены,отмостки и земельного участка/ к указанному помещению, а также ведет к уменьшению размера общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме /наружной стены, отмостки и земельного участка/без согласия всех собственников помещений МКД, что является нарушением п. 6 ч.2 ст. 23 ЖК РФ,ч.3 ст. 36 ЖК РФ, ч.2 ст. 40 ЖК РФ. Администрации г.о.Тольятти в срок до 01.03.201 года предписано принять меры к устранению нарушений перечисленных выше норм ЖК РФ. л.д. 11.

Данное предписание было выдано на основании Акта проверки от

25.12.2020 года на основании представленных документов: заявления о переводе собственника помещения Бахтикян М.Ш., правоустанавливающие документы на квартиру, технический паспорт на помещение, поэтажный план дома,проект переустройства и /или/перепланировки, выполненной ООО «Дедал», Протокол общего собрания собственников помещений, согласие собственников помещений премыкающих к переводимому помещению, Распоряжение Администрации г.о.Тольятти от 23.10.2020г. № 8247-р/9 о переводе жилого помещения в нежилое.. д. 38-80. Данной проверкой было установлено, что проводимая перепланировка и переустройство ведет к при

соединению части общего имущества/наружной стены, отмостки и земельного участка/ у казанному помещению, а также ведет к уменьшению размера общего имущества собственников помещений в МКД /наружной стены, отмостки и земельного участка/без согласия всех собственников, что является нарушением п.6.ч.2 ст. 23 ЖК РФ, ч.3 ст. 36 ЖК РФ, ч.2 ст. 40 ЖК РФ/. Согласно представленного к документам протокола внеочередного общего собрания от 31.08.2020г. согласие всех собственников отсутствует.

л.д.12-13.

Вышеуказанная проверка была проведена на основании распоряжения от 30.11.2020г. л.д. 36-37.

Распоряжением Заместителя Главы г.о.Тольятти от 23.10.2020 года № 8247-р/9 «О переводе жилого помещения, расположенного по <адрес> нежилое

помещение» было удовлетворено заявление Бахтикян М.Н. собственника квартиры». л.д. 83

Из протокола общего собрания от 31августа 2020 года собственников в МКД по <адрес> следует, что по третьему вопросу голосования перевода жилого помещения в нежилой фонд и использования части земельного участка,стены дома,отмостки как общедомового имущества для устройства отдельного входа /крыльца/ в соответствии с проектом без присоединения мест общего пользования к существующему помещению проголосовало за 89%, воздержалось 4%, не участвовали в голосовании 7%., приняли решение согласиться с предложением перевода. К протоколу приобщен опросный лист л.д. 92- 94.

Согласно информации из Центрального районного суда г.Тольятти в производстве суда отсутствуют гражданские дела к Бахтикян М.Ш. об оспаривании собрания, приведение помещения в первоначальное состояние,прекращении строительных работ по <адрес>.

Согласно представленного проект перепланировки квартиры под нежилое помещение л.д. 175-190, в результате перепланировки л.д. 179 производится демонтаж оконного блока с частью стены под окном.. Согласно пояснительной записки к проекту л.д 177 при выполнении перепланировки не нарушаются права остальных собственников жилого дома,, не выполняется присоединение части общего имущества, е затрагиваются несущие конструкции жилого дома ст. 40 п. 2 ЖК РФ / л.д. 177/.

В соответствии со ст. 36 ч.3 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений.

Судом установлено, что согласно проекта перепланировки квартиры под нежилое помещение в результате перепланировки производится демонтаж оконного блока с частью стены под окном, что свидетельствует о том, что произведено уменьшение общего имущества собственником МКД и требуется согласие каждого из них, а не 2/3, как это было принято Администрацией г.о.Тольятти при принятии решения о переводе.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что инспектором ГЖИ правомерно сделан вывод о том, что Администрацией г.о.Тольятти при принятии решении нарушены положения ст. 36 ч.3 ЖК РФ о получении согласия всех собственников дома/.

Однако оценив совокупность изложенных выше доказательств, суд приходит к выводу, что при вынесении оспариваемого Предписания ГЖИ не был соблюден один из элементов его законности – исполнимость.

Изложенные в представленном оспариваемом Предписании требования содержат общие формулировки, предписано «принять меры к устранению нарушений п.. 6 ч.2 ст. 23 ЖК РФ,ч.3 ст. 36 ЖК РФ, ч.2 ст. 40 ЖК РФ» в срок до 01.03.2021 года,, при этом нет конкретизации, какие именно действия должна совершить Администрация г.о.Тольятти, с учетом того, что решение о переводе жилого помещения в нежилое помещение уже ею принято.

В соответствии с действующим административным регламентом предоставления муниципальной услуги по согласованию переустройства и /или/перепланировки/,утвержденной Постановлением Администрации г.о.Тольятти Самарской области от 02.08.2019г. № 2077-п/1, самостоятельная отмена принято органом местного самоуправления решения не предусмотрена. Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение или устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Согласно ответа ГЖИ от 12 апреля 2021 года Администрации г.о.Тольятти на ее обращение по вопросу исполнения предписания разъяснено, что Предписание содержит конкретные нарушения законодательства, подлежащие устранению / отсутствие согласия всех собственников помещений/ в определенный срок. При этом инспекция не вправе ограничивать администрацию г..Тольятти в выборе способа устранения выявленных нарушений.

Оспариваемое административным истцом Предписание государственного жилищного инспектора Государственной жилищной инспекции Самарской области Мартыновой Н.И. от 25 декабря 2020 года № ТЦр-91826,выданное Администрации г.о.Тольятти в отношении объекта <адрес>, не исполнимо, напрямую зависит от волеизъявления третьих лиц /об оспаривании принятого Администрацией г.о.Самара решения о переводе жилого помещения в нежилое, организации общего собрания /, в связи с чем признается судом незаконным и подлежит отмене, поскольку нарушает право административного истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Признать незаконным и отменить Предписание государственного жилищного инспектора Государственной жилищной инспекции Самарской области Мартыновой Н.И. от 25 декабря 2020 года № ТЦр-91826, выданное Администрации г.о.Тольятти в отношении объекта <адрес>.

Решение суда в окончательной форме принято 3 ноября 2021 года.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционном порядке в Самарский Облсуд через Железнодорожный районный суд г.Самара.

СУДЬЯ /подпись/ Бойко Л.А.

Копия верна

СУДЬЯ

Подлинный документ подшит в материалах административного дела /Железнодорожный районный суд г.Самара.