Дело № 2а-180/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 апреля 2017 года с. Новоселицкое
Судья Новоселицкого районного суда Ставропольского края Живницкая Н.Н.,
рассмотрев административное дело по административному иску и.о. прокурора Новоселицкого района в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по реализации мероприятий программы противодействия коррупции (в порядке ст. 39 КАС РФ),
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора Новоселицкого района Б.В.А. обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с административным иском к администрации муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края, в котором просит:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по реализации мероприятий программы противодействия коррупции в администрации муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края на 2015-2017 годы», утвержденной постановлением администрации муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края от 29.01.2015 № 6.
Обязать администрацию муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда по данному гражданскому делу принять меры по реализации мероприятий муниципальной программы противодействия коррупции в администрации муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края на 2015-2017 годы», утвержденной постановлением администрации муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края от 29.01.2015 № 6, а именно:
-обеспечить своевременную корректировку и подготовку нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции в связи с изменениями федерального и регионального законодательства;
-проводить совещания (обучающие мероприятия) по вопросам организации работы по противодействию коррупции, проводить обучающие семинары и совещания по вопросам реализации антикоррупционного законодательства, соблюдения ограничений, запретов, требований к служебному поведению и служебной этике в сроки, установленные мероприятиями программы;
- проводить разъяснение положений законодательства о порядке проверки представляемых сведений и о мерах ответственности за правонарушения, проведение семинарной в соответствии со сроками установленными программой;
- проводить занятия с муниципальными служащими по вопросам прохождения муниципальной службы, этики поведения, возникновения конфликта интересов, об установлении наказания за коммерческий
подкуп, получение и дачу взятки, посредничество во взяточничестве в виде штрафов, кратных сумме коммерческого подкупа или взятки, об увольнении в связи с утратой доверия, о порядке проверки сведений, представляемых указанными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции;
- информировать население муниципального образования села Падинского через официальный сайт о ходе реализации антикоррупционного политики в органах местного самоуправления, в сроки установленные мероприятиями программы;
- провести ежегодный анализ эффективности реализации мероприятий муниципальной программы по противодействию коррупции, ежегодный анализ результатов рассмотрения жалоб и обращений о фактах коррупции, поступивших от граждан и организаций;
- проводить мониторинг коррупционных проявлений в деятельности отраслевых органов администрации муниципального образования, муниципальных учреждений, мониторинг правоприменения положений муниципальных правовых актов, связанных с повседневными потребностями граждан, с целью выявления противоречий, избыточного регулирования и сложных для восприятия положений, которые способствуют проявлениям коррупции и тормозят развитие правовой грамотности граждан, в соответствии со сроками, установленными программой.
В обоснование исковых требований указано:
Прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Новоселицкого муниципального района требований законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой установлено, что администрацией муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края допущены нарушения требований Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ).
Постановлением администрации муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края от 29.01.2015 № 6 утверждена программа противодействия коррупции в администрации муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края на 2015-2017 годы» (далее - Программа).
В качестве основной цели программы заявлено осуществление мероприятий по предупреждению и исключение коррупционных проявлений в муниципальном образовании села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края.
Исполнителями Программы являются органы местного самоуправления муниципального образования села Падинского Новоселицкого района. Финансовое обеспечение программы предусмотрено за счет средств бюджета муниципального образования.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства главой муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ч.И.К. программные мероприятия по противодействию коррупции в органах местного самоуправления муниципального образования села Падинского, предусмотренные Программой на 2016-2017 год, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не выполнены.
Так, в нарушение требований п.п. 1.1, 1.2, 2.2, 2.3, 3.7, 4.1, 4.2, 4.3, 5.1, 5.3 своевременная корректировка и подготовка нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции в связи с изменениями федерального и регионального законодательства не проводится; совещания (обучающие мероприятия) по вопросам организации работы по противодействию коррупции в 1 квартал 2017 и проведение обучающих семинаров и совещаний по вопросам реализации антикоррупционного законодательства, соблюдения ограничений, запретов, требований к служебному поведению и служебной этике, разъяснение положений законодательства о порядке проверки представляемых сведений и о мерах ответственности за правонарушений, проведение семинарной, занятий с муниципальными служащими по вопросам прохождения муниципальной службы, этики поведения, возникновения конфликта интересов, об установлении наказания за коммерческий подкуп, получение и дачу взятки, посредничество во взяточничестве в виде штрафов, кратных сумме коммерческого подкупа или взятки, об увольнении в связи с утратой доверия, о порядке проверки сведений, представляемых указанными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции не проводились; информирование населения муниципального образования села Падинского через официальный сайт о ходе реализации антикоррупционного политики в органах местного самоуправления, не осуществляется; ежегодный анализ эффективности реализации мероприятий муниципальной программы по противодействию коррупции, ежегодный анализ результатов рассмотрения жалоб и обращений о фактах коррупции, поступивших от граждан и организаций, проведение мониторинга коррупционных проявлений в деятельности отраслевых органов администрации муниципального района, муниципальных учреждений, проведение мониторинга правоприменения положений муниципальных правовых актов, связанных с повседневными потребностями граждан, с целью выявления противоречий, избыточного регулирования и сложных для восприятия положений, которые способствуют проявлениям коррупции и тормозят развитие правовой грамотности граждан, не проводится.
Невыполнение указанных программных мероприятий администрацией муниципального образования села Падинского является недопустимым, поскольку не способствует эффективному решению задач по вопросам противодействия коррупции, координации деятельности органа местного самоуправления муниципального образования, бюджетных учреждений и организаций, а также формированию антикоррупционного общественного мнения и нетерпимости к проявлениям коррупции.
Не исполнение органом местного самоуправления требований законодательства в сфере противодействия коррупции не обеспечивает реализацию целей и принципов закона о противодействии коррупции, направленных на предотвращение и принятию мер по ее предупреждению.
Согласно п. 2 ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 ст. 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор праве обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Административный истец - и.о. прокурора Новоселицкого района, представитель ответчика - администрации муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края представили письменные ходатайства о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии со ст. 291 КАС РФ.
В соответствии с ч.2 ст. 291 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования прокурора Новоселицкого района в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по реализации мероприятий программы противодействия коррупции (в порядке ст. 39 КАС РФ), подлежащими удовлетворению.
Этот вывод суда основан на следующем:
Администрацией муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края допущены нарушения требований Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно части 3 ст. 9 Закона Ставропольского края от 02.03.2005 № 12-кз «О местном самоуправлении в Ставропольском крае» за сельскими поселениями помимо вопросов, указанных в части 2 настоящей статьи, закрепляются вопросы, предусмотренные, в том числе пунктом 38 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ, а именно осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения..
Перечень вопросов местного значения, закрепленных за сельскими поселениями, не может быть изменен иначе как путем внесения изменений в настоящий Закон.
Согласно п. 6 статьи 3 Закона № 273-ФЗ к основным принципам противодействия коррупции в Российской Федерации относится приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона № 273-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
В соответствии с требованиями п. 2 ст. 1 Закона № 273-ФЗ противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 7 Закона № 273-ФЗ основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции в числе прочих являются проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции, а также принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению.
Постановлением администрации муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края от 29.01.2015 № 6 утверждена программа противодействия коррупции в администрации муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края на 2015-2017 годы» (далее - Программа).
В качестве основной цели программы заявлено осуществление мероприятий по предупреждению и исключение коррупционных проявлений в муниципальном образовании села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края.
Исполнителями Программы являются органы местного самоуправления муниципального образования села Падинского Новоселицкого района. Финансовое обеспечение программы предусмотрено за счет средств бюджета муниципального образования.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства главой муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ч.И.К. программные мероприятия по противодействию коррупции в органах местного самоуправления муниципального образования села Падинского, предусмотренные Программой на 2016-2017 год, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не выполнены.
Так, в нарушение требований п.п. 1.1, 1.2, 2.2, 2.3, 3.7, 4.1, 4.2, 4.3, 5.1, 5.3 своевременная корректировка и подготовка нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции в связи с изменениями федерального и регионального законодательства не проводится; совещания (обучающие мероприятия) по вопросам организации работы по противодействию коррупции в 1 квартал 2017 и проведение обучающих семинаров и совещаний по вопросам реализации антикоррупционного законодательства, соблюдения ограничений, запретов, требований к служебному поведению и служебной этике, разъяснение положений законодательства о порядке проверки представляемых сведений и о мерах ответственности за правонарушений, проведение семинарной, занятий с муниципальными служащими по вопросам прохождения муниципальной службы, этики поведения, возникновения конфликта интересов, об установлении наказания за коммерческий подкуп, получение и дачу взятки, посредничество во взяточничестве в виде штрафов, кратных сумме коммерческого подкупа или взятки, об увольнении в связи с утратой доверия, о порядке проверки сведений, представляемых указанными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции не проводились; информирование населения муниципального образования села Падинского через официальный сайт о ходе реализации антикоррупционного политики в органах местного самоуправления, не осуществляется; ежегодный анализ эффективности реализации мероприятий муниципальной программы по противодействию коррупции, ежегодный анализ результатов рассмотрения жалоб и обращений о фактах коррупции, поступивших от граждан и организаций, проведение мониторинга коррупционных проявлений в деятельности отраслевых органов администрации муниципального района, муниципальных учреждений, проведение мониторинга правоприменения положений муниципальных правовых актов, связанных с повседневными потребностями граждан, с целью выявления противоречий, избыточного регулирования и сложных для восприятия положений, которые способствуют проявлениям коррупции и тормозят развитие правовой грамотности граждан, не проводится.
Невыполнение указанных программных мероприятий администрацией муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ставропольского органа местного самоуправления является недопустимым, поскольку не способствует эффективному решению задач по вопросам противодействия коррупции, координации деятельности органа местного самоуправления муниципального образования, а также формированию антикоррупционного общественного мнения и нетерпимости к проявлениям коррупции.
Не исполнение органом местного самоуправления требований законодательства в сфере противодействия коррупции не обеспечивает реализацию целей и принципов закона о противодействии коррупции, направленных на предотвращение и принятию мер по ее предупреждению.
Согласно п. 2 ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 291,294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования и.о. прокурора Новоселицкого района в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по реализации мероприятий программы противодействия коррупции (в порядке ст. 39 КАС РФ) - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по реализации мероприятий программы противодействия коррупции в администрации муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края на 2015-2017 годы», утвержденной постановлением администрации муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края от 29.01.2015 № 6.
Обязать администрацию муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда по данному гражданскому делу принять меры по реализации мероприятий муниципальной программы противодействия коррупции в администрации муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края на 2015-2017 годы», утвержденной постановлением администрации муниципального образования села Падинского Новоселицкого района Ставропольского края от 29.01.2015 № 6, а именно:
- обеспечить своевременную корректировку и подготовку нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции в связи с изменениями федерального и регионального законодательства;
- проводить совещания (обучающие мероприятия) по вопросам организации работы по противодействию коррупции, проводить обучающие семинары и совещания по вопросам реализации антикоррупционного законодательства, соблюдения ограничений, запретов, требований к служебному поведению и служебной этике в сроки, установленные мероприятиями программы;
- проводить разъяснение положений законодательства о порядке проверки представляемых сведений и о мерах ответственности за правонарушения, проведение семинарной в соответствии со сроками установленными программой;
- проводить занятия с муниципальными служащими по вопросам прохождения муниципальной службы, этики поведения, возникновения конфликта интересов, об установлении наказания за коммерческий подкуп, получение и дачу взятки, посредничество во взяточничестве в виде штрафов, кратных сумме коммерческого подкупа или взятки, об увольнении в связи с утратой доверия, о порядке проверки сведений, представляемых указанными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции;
- информировать население муниципального образования села Падинского через официальный сайт о ходе реализации антикоррупционного политики в органах местного самоуправления, в сроки установленные мероприятиями программы;
- провести ежегодный анализ эффективности реализации мероприятий муниципальной программы по противодействию коррупции, ежегодный анализ результатов рассмотрения жалоб и обращений о фактах коррупции, поступивших от граждан и организаций;
- проводить мониторинг коррупционных проявлений в деятельности отраслевых органов администрации муниципального образования, муниципальных учреждений, мониторинг правоприменения положений муниципальных правовых актов, связанных с повседневными потребностями граждан, с целью выявления противоречий, избыточного регулирования и сложных для восприятия положений, которые способствуют проявлениям коррупции и тормозят развитие правовой грамотности граждан, в соответствии со сроками, установленными программой.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Новоселицкий районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Н.Н. Живницкая