РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Акбулак 06 мая 2020 года
Акбулакский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Сохань Н.В., при секретаре Мамажоновой Ю.Н., с участием представителя административного истца –помощника прокурора Акбулакского района Расстригина В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Акбулакского района, поданному в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района о признании бездействия незаконным и обязании устранить выявленные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Акбулакского района обратился в суд с указанным выше административным иском и в его обоснование указал, что прокуратурой Акбулакского района Оренбургской области проведена проверка соблюдения законодательства о водоснабжении и муниципальной собственности на территории МО Акбулакский поссовет. В ходе проведенной проверки установлено, что на территории <адрес> МО Акбулакский поссовет Акбулакского района находится сооружение водозабора – водопровод, расположенный на земельных участках с кадастровыми номерами № общей протяженностью 1018 метров. Данное сооружение обеспечивает водой население <адрес> муниципального образования Акбулакский поссовет, котолрое на кадастровый учет не поставлено, в муниципальную собственность не принято, в реестр муниципальной собственности не включено. Документов, подтверждающих факт принадлежности данного водопровода администрации МО Акбулакский поссовет, не имеется. Таким образом, указанный водопровод в п. Акбулак общей протяженностью 1018 метров в настоящее время собственника не имеет, относится к бесхозяйному недвижимому имуществу. До признания его муниципальным имуществом, администрация муниципального образования не имеет возможности осуществлять мероприятия по его содержанию. Вместе с тем, организация водоснабжения является прямой обязанностью органа местного самоуправления. Такое бездействие и непринятие мер, направленных на признание права муниципальной собственности на водопровод в п. Акбулак общей протяженностью 1018 метров, а также на обеспечение надлежащего технического обслуживания может повлечь нарушение прав граждан, гарантированных Конституцией РФ на благоприятные условия жизни. Просили признать незаконным бездействия администрации МО Акбулакский поссовет Акбулакского района по непринятию мер по постановке на кадастровый учет, принятию в муниципальную собственность и включению в реестр муниципальной собственности водопроводного сооружения – водопровода общей протяженностью 1018 метров, расположенного в п. Акбулак Акбулакского района на земельных участках с кадастровыми номерами №; обязать в срок до ДД.ММ.ГГГГ поставить на кадастровый учет, принять в муниципальную собственность и включить в реестр муниципальной собственности этот водопровод.
Представитель административного истца - прокурор Акбулакского района Медведев Н.И. в судебное заседание не явился, о времени, месте и дате проведения судебного заседания извещены надлежаще, в своем письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель административного ответчика – МО Акбулакский поссовет Акбулакского района в судебное заседание не явился, о времени, месте и дате проведения судебного заседания извещены надлежаще, в своем письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования признали в полном объеме.
В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, изучив материалы дела, пришел к следующему.
В соответствии со ст. ст. 12, 130-132 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственность. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, решают вопросы местного значения.
Согласно ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Статьей 4 Закона Оренбургской области от 13.01.2005 № 1775/304-III-ОЗ «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» ( с изменениями от 12.11.2014 № 2702/761-У-ОЗ) предусмотрено, что за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляются иные вопросы, предусмотренные ч.1 ст. 14 Закона №131-ФЗ, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
В соответствии с ч.1 п.1 ст. 50 Закона № 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться указанное в частях 2-4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью в соответствии со ст. 215 ГК РФ. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с положениями ст. ст. 294 и 296 ГК РФ.
На основании ч.1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в порядке определенном Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580.
Согласно п.5 Положения принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник не известен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе его план, удостоверенный органов по учету недвижимого имущества.
В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 (ред. 24.12.1993)»ОЛ разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно приложению №3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации к объектам государственной собственности, расположенным на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключения районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе относятся объекты инженерной инфраструктуры.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч.1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ –ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 4 Закона Оренбургской области от 13.01.2005 № 1775/304-III0-ОЗ «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области»( с изменениями от 12.11.2014 № 2702/761-У-ОЗ) полномочия по организации в границах поселения водоснабжения населения закреплены за сельскими поселениями.
Согласно ч.2 ст. 42 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЫЗ «О водоснабжении и водоотведении» до 1 июля 2013 года органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.
В судебном заседании установлено, что на территории <адрес> МО Акбулакский поссовет Акбулакского района находится сооружение водозабора – водопровод, расположенный на земельных участках с кадастровыми номерами № общей протяженностью 1018 метров.
Данное сооружение обеспечивает водой население <адрес> муниципального образования Акбулакский поссовет, но на кадастровый учет не поставлено, в муниципальную собственность не принято, в реестр муниципальной собственности не включено.
Документов, подтверждающих факт принадлежности данного водопровода администрации МО Акбулакский поссовет, не имеется.
Таким образом, указанный водопровод в <адрес> общей протяженностью 1018 метров, в настоящее время собственника не имеет, относится к бесхозяйному недвижимому имуществу. До признания его муниципальным имуществом, администрация муниципального образования не имеет возможности осуществлять мероприятия по его содержанию.
Финансирование содержания имущества, не являющегося муниципальной собственностью в соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием средств местного бюджета, поэтому до признания водопроводной сети муниципальным имуществом, администрации муниципального образования не имеет возможности осуществлять мероприятия по ее содержанию.
Одним из условий предоставления финансовой поддержки из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на капитальный ремонт многоквартирных домов, переселение граждан из ветхих, непригодных для проживания жилых домов, модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры в силу п. 9.2 ст. 14 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» является наличие зарегистрированных прав собственности на все объекты электроэнергетики и (или) объекты коммунальной инфраструктуры, которые находятся в собственности субъектов российской Федерации или муниципальных образований, являются недвижимым имуществом, используются для производства и транспортировки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и эксплуатации объектов, используемых для утилизации (захоронении) твердых бытовых отходов), и находятся на территориях муниципальных образований, либо наличия утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации графиков регистрации прав государственной или муниципальной собственности на указанные объекты с учетом необходимости завершения государственной регистрации таких прав не позднее 1 января 2016 года, включая сроки осуществления необходимых действий по государственной регистрации права на указанные объекты, являющиеся бесхозяйным имуществом, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на реализацию региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры после 1 января 2013 года.
Несоблюдение указанного условия лишает возможности участия муниципального образования в программах, разрабатываемых и реализуемых в рамах Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», что в свою очередь ущемляет права и интересы населения муниципального образования в целом.
Такое бездействие и непринятие мер, направленных на признании права муниципальной собственности на водопровод в <адрес> общей протяженностью 1018 метров, а также на обсечение надлежащего технического обслуживания может повлечь нарушение прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, на благоприятные условия жизни.
Учитывая, что для оформления права собственности на водозаборное сооружение – водопровод общей протяженностью 1018 метров, расположенное в п. Акбулак Акбулакского района на земельных участках с кадастровыми номерами № требуется значительное время и затраты бюджетных денежных средств, которые носят целевой характер, представляется возможным предоставить ответчику срок для выполнения действий, направленных на оформление данного объекта в муниципальную собственность в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области по непринятию мер по постановке на кадастровый учет, принятию в муниципальную собственность и включению в реестр муниципальной собственности водопроводного сооружения – водопровода общей протяженностью 1018 метров, расположенного в п. Акбулак Акбулакского района на земельных участках с кадастровыми номерами №
Обязать администрацию муниципального образования Акбулакский поссовет Акбулакского района Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ поставить на кадастровый учет, принять в муниципальную собственность и включить в реестр муниципальной собственности водопровод общей протяженностью 1018 метров, расположенного в п. Акбулак Акбулакского района на земельных участках с кадастровыми номерами №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Акбулакский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья Н.В. Сохань
Мотивированное решение суда изготовлено 08.05.2020 года
Подлинник решения находится в гражданском деле № 2а-180 (2020 года) в Акбулакском районном суде Оренбургской области.