ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-180/20 от 26.05.2020 Пронского районного суда (Рязанская область)

дело № 2а-180/2020

УИД 62RS0017-01-2020-000292-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Пронский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи Чепелевой О.М.,

с участием помощника прокурора Пронского района Рязанской области Дамаевой О.П.,

при секретаре Карташовой И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по административному иску прокурора Пронского района Рязанской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании совершить действия,

у с т а н о в и л:

Прокурор Пронского района Рязанской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации МО - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании совершить действия.

В обоснование иска прокурор указал на то, что прокуратурой Пронского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере пожарной безопасности на территории Пронского городского поселения Пронского муниципального района Рязанской области. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии с п. 3 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к первичным мерам пожарной безопасности относится разработка и организация выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности. Как следует из ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Однако, в нарушение указанного требования на момент проверки установлено, что администрацией муниципального образования - Пронское городское поселение Пронского муниципального района не разработана муниципальная программа, включающая мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, предусмотренные ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

Отсутствие единой муниципальной программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности в Пронском городском поселении Пронского муниципального района Рязанской области нарушает права граждан на безопасные условия, жизнь и здоровье.

Прокурор просит суд признать бездействие администрации муниципального образования - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области, расположенной по адресу: <адрес>, по непринятию мер по разработке и утверждению муниципальной программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области, незаконным. Обязать администрацию муниципального образования -Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области разработать и утвердить муниципальную программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области. В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ установить ответчику для совершения указанных действий срок - 2 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Пронского района Рязанской области Дамаева О.П. поддержала административные исковые требования в полном объеме, просила иск удовлетворить.

В судебное заседание представитель администрации муниципального образования - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

В силу ст.ст.150, 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что, прокуратурой Пронского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере пожарной безопасности на территории Пронского городского поселения Пронского муниципального района Рязанской области.

В соответствии со ст.12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

На основании ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится вопрос, предусмотренный пунктом 9 настоящего федерального закона.

Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

В соответствии с п. 3 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к первичным мерам пожарной безопасности относится разработка и организация выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Как следует из ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Однако, в нарушение указанного требования на момент проверки установлено, что администрацией муниципального образования - Пронское городское поселение Пронского муниципального района не разработана муниципальная программа, включающая мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, предусмотренные ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

Отсутствие единой муниципальной программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности в Пронском городском поселении Пронского муниципального района Рязанской области нарушает права граждан на безопасные условия, жизнь и здоровье.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются справкой помощника прокурора района Дамаевой О.П. о результатах проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности (л.д.9), копией выписки из Устава МО - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области (л.д.10-11), копией выписки из ЕГРЮЛ (л.д.12-19).

Таким образом, бездействие администрации МО - Пронское городское поселение, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению муниципальной программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования - Пронское городское поселение, влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере организации пожарной безопасности.

В результате бездействия администрации муниципального образования - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области создается угроза нарушения прав неопределенного круга лиц на безопасные условия, жизнь и здоровье.

Понуждение к совершению действий, направленных на устранение вышеуказанных нарушений Федерального закона "О пожарной безопасности", нарушающих права неопределенного круга лиц согласно ст.12 ГК РФ является одним из способов защиты гражданских прав. Возможное наступление в будущем вредоносного результата является достаточным основанием для обращения в суд с заявлением о понуждении к совершению действий.

В силу ч.2 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

При таких обстоятельствах, установленных судом, заявление подлежит удовлетворению в полном объеме, поскольку в судебном заседании установлено, что в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, следует признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области, выразившееся в невыполнении требований вышеуказанного законодательства по разработке и утверждению муниципальной программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования - Пронское городское поселение, также следует обязать администрацию муниципального образования - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области разработать и утвердить муниципальную программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180, 270-273 Кодекса административного производства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Пронского района Рязанской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании совершить действия удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области, расположенной по адресу: <адрес>, по непринятию мер по разработке и утверждению муниципальной программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области разработать и утвердить муниципальную программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования - Пронское городское поселение Пронского муниципального района Рязанской области.

В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ установить ответчику для совершения указанных действий срок - 2 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Пронский районный суд Рязанской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья - О.М. Чепелева