ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-180/2018 от 01.06.2018 Спасского районного суда (Республика Татарстан)

Дело № 2а-180/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июня 2018 года г.Болгар РТ

Спасский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Ф.Г. Батыршина,

при секретаре И.З. Мингазове,

с участием административного истца - помощника прокурора Спасского района РТ Е.В. Шувалова,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Татарстан в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Болгарскому городскому исполнительному комитету Спасского муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности привести учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствие с требованиями законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> Республики Татарстан в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц обратился в суд с названным выше административным исковым заявлением к Болгарскому городскому исполнительному комитету Спасского муниципального района Республики Татарстан, указывая, что в ходе проверки исполнения требований законодательства при ведении учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в Болгарском городском исполнительном комитете Спасского муниципального района Республики Татарстан установлено, что в нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставлением им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" и Порядка ведения книги учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утверждённого постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, названная выше книга учёта Болгарским городским исполнительным комитетом не ведётся, не пронумерована, не прошнурована и не скреплена печатью уполномоченного органа, не подписана должностным лицом. Учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, ведётся специалистом Н.В. Сурыгиной в электронном виде на персональном компьютере. Кроме того, в нарушение ст.24 вышеуказанного Закона от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРТ перерегистрация граждан, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в срок до ДД.ММ.ГГГГ не проведена, соответствующие запросы не направлены, документы от граждан не получены. Гарантии государства обеспечиваются обязанностью органов местного самоуправления по созданию условий для беспрепятственного осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, основанное на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Изложенные обстоятельства являются незаконными и не могут быть терпимы, поскольку влекут нарушение гарантированных государством прав и законных интересов граждан и свидетельствует о невыполнении установленных законом требований законодательства. Просит признать бездействие Болгарского городского исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в непринятии мер по соблюдению порядка ведения учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, незаконным и обязать его в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, в соответствие с требованиями действующего законодательства.

В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес> Республики Татарстан Е.В. Шувалов административные исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - Болгарского городского исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан – А.М. Тюленев, извещённый о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явился, направив заявление о рассмотрении дела без его участия. При этом указал, что административные исковые требования прокурора <адрес> Республики Татарстан признаёт.

Выслушав помощника прокурора <адрес> Республики Татарстан Е.В. Шувалова, исследовав другие материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление прокурора основано на законе и подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

На основании статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 названного выше Кодекса, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

В соответствии с требованиями части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьи 7, 18 и 40 Конституции Российской Федерации провозглашают Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Частью 2 статьи 52 ЖК РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно части 2 статьи 49 ЖК РФ малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии с частью 7 статьи 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Порядок признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, а также Порядок ведения учёта граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом из государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма установлены Законом Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" (далее Закон РТ от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРТ)

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 8 Закона РТ от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРТ принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - Книга учета граждан), которая ведется уполномоченным органом. Форма Книги учета граждан и порядок ее ведения устанавливаются Кабинетом Министров Республики Татарстан. В Книге учета граждан не допускаются исправления. Поправки и изменения, вносимые на основании документов, заверяются должностным лицом, на которое возложена ответственность за ведение учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ утверждён Порядок ведения Книги учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно которому по решению уполномоченного органа Книга учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее – Книга), выдается должностному лицу, на которое возложена ответственность за ведение учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее – должностное лицо). Книга должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью уполномоченного органа, подписана должностным лицом. В Книге не допускаются исправления. Поправки и изменения, вносимые в Книгу на основании документов, заверяются должностным лицом. Книга хранится как документ строгой отчетности.

В силу частей 1 и 2 статьи 24 Закона РТ от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРТ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований снятия с учета, предусмотренных частью 1 статьи 25 данного Закона. Уполномоченные органы ежегодно в период с 1 января до 1 мая проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведённой прокуратурой <адрес> Республики Татарстан, следует, что учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Болгарским городским исполнительным комитетом Спасского муниципального района Республики Татарстан ведётся в электронном виде. Книга учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма не ведётся, она не пронумерована, не прошнурована и не скреплена печатью уполномоченного органа. Надлежащее хранение книг регистрации заявлений о принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении и о признании их малоимущими не обеспечено. Перерегистрация граждан, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в период с 01 января до 01 мая не проводилась.

Таким образом, судом установлен факт нарушения Болгарским городским исполнительным комитетом Спасского муниципального района Республики Татарстан требований действующего законодательства при ведении учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Оценивая все обстоятельства дела в их совокупности, принимая во внимание, что бездействие Болгарского городского исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан нарушает жилищные права граждан, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

Определяя срок исполнения решения суда, суд учитывает реальную возможность административного ответчика совершить определенные судом действия, характер и объем подлежащих проведению работ, и считает разумным установить срок исполнения, предложенный административным истцом, до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь статьями 176-179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск прокурора <адрес> Республики Татарстан в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Болгарскому городскому исполнительному комитету Спасского муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности привести учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствие с требованиями законодательства удовлетворить.

Признать бездействие Болгарского городского исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в непринятии мер по соблюдению порядка ведения учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не соответствующим закону.

Обязать Болгарский городской исполнительный комитет Спасского муниципального района Республики Татарстан в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствие с действующим законодательством.

Об исполнении решения по административному делу необходимо сообщить в суд и административному истцу - прокурору <адрес> Республики Татарстан до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Спасский районный суд РТ.

Председательствующий судья Ф.Г. Батыршин

Копия верна: судья Спасского

районного суда РТ Ф.Г. Батыршин