ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-180/2021 от 05.05.2021 Красноармейского районного суда (Самарская область)

Административное дело № 2а-180/2021

УИД 63RS0017-01-2021-000257-36

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 мая 2021 года с. Красноармейское

Красноармейский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Ереминой А.В.,

с участием заместителя прокурора Красноармейского района Сафарян А.Э.,

представителя административного ответчика по доверенности Ильина С.Н.,

при секретаре Мурзабаевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-180/2021 по административному исковому заявлению Прокурора Красноармейского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Колывань м.р. Красноармейский Самарской области о признании незаконным бездействие администрации по непринятию мер по созданию маневренного жилищного фонда и обязании создать маневренный жилищный фонд на территории сельского поселения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Красноармейского района Самарской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации сельского поселения Колывань м.р. Красноармейский Самарской области о признании незаконным бездействие администрации по непринятию мер по созданию маневренного жилищного фонда и обязании создать маневренный жилищный фонд на территории сельского поселения, указав, что прокуратурой Красноармейского района проведена проверка соблюдения жилищного законодательства администрацией с.п. Колывань м.р. Красноармейский Самарской области. Из положений статьи 95 ЖК РФ следует, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда относятся к компетенции исполнительного органа местного самоуправления. В нарушение вышеуказанных требований закона маневренный жилищный фонд, состоящий из конкретных жилых помещений (помещения), на территории муниципального образования отсутствует. Прокуратурой района в адрес главы сельского поселения Колывань муниципального района Красноармейский <данные изъяты> внесено представление об устранении нарушений требований жилищного законодательства. Из ответа администрации сельского поселения Колывань от <данные изъяты> следует, что представление прокурора удовлетворено, в целях устранения допущенных нарушений закона ведется работа по оформлению маневренного жилищного фонда, разрабатываются проекты нормативных документов для решения задач по его формированию. Вместе с тем, административным ответчиком надлежащих мер по устранению нарушений закона, приведенных в представлении, не принято, что расценено прокурором как неправомерное бездействие. Так, в ходе повторной проверки установлено, что по состоянию на <данные изъяты> нарушения законодательства в указанной сфере не устранены, маневренный фонд не создан. Отсутствие маневренного жилищного фонда на территории сельского поселения Колывань муниципального района Красноармейский создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в этом населенном пункте и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным статьей 95 ЖК РФ. В связи с чем, просит суд признать незаконным бездействие администрации с.п. Колывань м.р. Красноармейский Самарской области по непринятию мер по созданию маневренного жилищного фонда на территории сельского поселения. Возложить на администрацию с.п. Колывань м.р. Красноармейский Самарской области обязанность по созданию маневренный жилищный фонд на территории сельского поселения Колывань муниципального района Красноармейский Самарской области.

В судебном заседании представитель административного истца заместитель прокурора Красноармейского района Сафарян А.Э. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, уточнив их. Просил суд признать незаконным бездействие администрации с.п. Колывань м.р. Красноармейский Самарской области по непринятию мер по созданию маневренного жилищного фонда на территории сельского поселения. Возложить на администрацию с.п. Колывань м.р. Красноармейский Самарской области обязанность по созданию маневренный жилищный фонд на территории сельского поселения Колывань муниципального района Красноармейский Самарской области, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного ответчика администрации сельского поселения Колывань м.р. Красноармейский Самарской области, Ильин С.Н., выступающий по доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора Красноармейского района признал в полном объеме.

Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд считает уточненный административный иск прокурора Красноармейского района обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Красноармейского района Самарской области проведена проверка исполнения администрацией с.п. Колывань м.р. Красноармейский Самарской области требований жилищного законодательства, которой установлено, что на территории с.п. Колывань м.р. Красноармейский отсутствует специализированный жилой фонд в виде жилых помещений маневренного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на жилище.

В силу ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к компетенции органов местного самоуправления сельского поселения в области жилищных отношений относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Исходя из положений пунктов 3, 6, 8 ч. 1, ч. 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 1 Закона Самарской области от 03.10.2014 № 86-ГД «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области», к вопросам местного значения сельского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Согласно п.п. 1, 9 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля над его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

В силу п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения маневренного фонда. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии со ст. 95 ЖК РФ в муниципальной собственности находится маневренный жилищный фонд, предназначенный для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Из совокупного толкования приведенных выше требований закона следует, что вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда относятся к компетенции исполнительного органа местного самоуправления.

В нарушение вышеуказанных требований закона маневренный жилищный фонд, состоящий из конкретных жилых помещений (помещения), на территории муниципального образования отсутствует.

Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что Прокуратурой Красноармейского района в адрес главы сельского поселения Колывань м.р. Красноармейский ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений требований жилищного законодательства.

Из ответа администрации сельского поселения Колывань от ДД.ММ.ГГГГ следует, что представление прокурора удовлетворено, в целях устранения допущенных нарушений закона ведется работа по оформлению маневренного жилищного фонда, разрабатываются проекты нормативных документов для решения задач по его формированию.

Вместе с тем, административным ответчиком надлежащих мер по устранению нарушений закона, приведенных в представлении, не принято.

Так, в ходе повторной проверки установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нарушения законодательства в указанной сфере не устранены, маневренный фонд не создан.

Из информации, предоставленной администрацией м.р. Красноармейский от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что на территории м.р. Красноармейский Самарской области маневренный фонд жилья отсутствует.

Отсутствие жилых помещений маневренного фонда свидетельствует о бездействии администрации с.п. Колывань м.р. Красноармейский Самарской области, и ведет к существенному нарушению конституционных и жилищных прав граждан на нормальные условия проживания, создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в с.п. Колывань м.р. Красноармейский Самарской области и оказавшихся в ситуации, когда в силу определённых обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения.

Учитывая указанные обстоятельства и требования закона, суд приходит к выводу о том, что на административного ответчика, как орган местного самоуправления, возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, заключающееся в создании на территории с.п. Колывань м.р. Красноармейский Самарской области специализированного маневренного жилого фонда, состоящего из конкретных жилых помещений (помещения).

Суд считает необходимым возложить обязанность по созданию маневренного жилищного фонда на администрацию с.п. Колывань м.р. Красноармейский Самарской области, как на собственника муниципального жилья в сельском поселении.

В уточненном административном исковом заявлении истец просит суд установить период, равный одному месяцу с момента вступления решения суда в законную силу, в течение которого ответчик должен создать маневренный фонд, суд полагает этот срок в данном случае является разумным. Кроме того, Администрация с.п. Колывань м.р. Красноармейский Самарской области не будет лишена права на обращение в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

Отсутствие маневренного жилого фонда, нарушает конституционные права граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (в связи с утратой жилых помещений вследствие чрезвычайных ситуаций, при проведении капитального ремонта занимаемых гражданами жилых помещений, в случае утраты жилого помещения и по другим основаниям).

Отсутствие маневренного жилищного фонда на территории с.п. Колывань м.р. Красноармейский Самарской области, при возникновении определенных обстоятельств, может повлечь необоснованное расходование бюджетных средств администрации на оплату найма требуемого жилого помещения. Нехватка или отсутствие на территории села маневренного жилищного фонда - помещений, представляемых на период завершения капитального ремонта или реконструкции дома, является препятствием для проведения таких ремонтных работ.

В связи с чем, суд приходит к выводу о бездействии Администрации с.п. Колывань м.р. Красноармейский Самарской области, выразившегося в отсутствии маневренного фонда, поскольку обязанность по созданию маневренного жилищного фонда законом не поставлена под условие реальной нуждаемости и необходимости создания в каждом муниципальном образовании маневренного фонда и не освобождает Администрацию с.п. Колывань м.р. Красноармейский Самарской области от исполнения возложенной на нее Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанности по созданию маневренного жилищного фонда, и не может служить основанием для отказа гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно статье 333.36 Налогового кодекса РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются.

Учитывая, что в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются, судебные издержки взысканию с административного ответчика не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Прокурора Красноармейского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Колывань м.р. Красноармейский Самарской области о признании незаконным бездействие администрации по непринятию мер по созданию маневренного жилищного фонда и обязании создать маневренный жилищный фонд на территории сельского поселения, удовлетворить.

Признать бездействие Администрации с.п. Колывань м.р. Красноармейский Самарской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на создание на территории сельского поселения маневренного жилищного фонда, незаконным.

Обязать Администрацию с.п. Колывань м.р. Красноармейский Самарской области создать на территории сельского поселения маневренный жилищный фонд.

Установить срок для исполнения судебного решения – 1 (один) месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноармейский районный суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 07.05.2021 года

Судья Красноармейского районного суда

Самарской области Еремина А.В.