ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-180/2021 от 13.01.2022 Новосибирского гарнизонного военного суда (Новосибирская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 января 2022 года город Новосибирск

Новосибирский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Левченко А.Ю., с участием административного истца Фомичева Н.Н., представителя административного соответчика и заинтересованного лица – Финагина В.С., при помощнике судьи Артамоновой В.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело № 2а-9/2022 (2а-180/2021) по административному исковому заявлению военнослужащего Управления Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации <данные изъяты> Фомичева Николая Николаевича об оспаривании действий начальника управления организации прохождения государственной службы – заместителя начальника главного управления кадров Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, связанных с отказом в присвоении очередного воинского звания.

В судебном заседании военный суд,

установил:

Фомичев обратился в суд в пределах установленного законом срока с административным исковым заявлением, в котором указал, что с июня 2018 года проходит военную службу по контракту в Управлении Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации (далее – Управление Сибирского округа ВНГ РФ) в воинской должности заместителя начальника отдела сил специального назначения приведенного округа, в воинском звании «<данные изъяты>».

Далее административный истец указал, что с ноября 2003 года по 5 декабря 2016 года проходил службу в органах внутренних дел. Приказом ГУ МВД России по Новосибирской области в октябре 2016 года ему было присвоено специальное звание «<данные изъяты>» с 22 августа того же года. В соответствии с приказом МВД России и приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее – ФСВНГ РФ) на основании рапорта, поданного в соответствии с положениями статьи 30.1 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 342-ФЗ от 30 ноября 2011 года, с 1 октября 2016 года зачислен длядальнейшего прохождения службы в распоряжение ФСВНГ РФ, а затем на основании приказа Первого заместителя директора ФСВНГ РФ-главнокомандующего ВНГ РФ от 1 октября 2016 года назначен на должность начальника отдела планирования и взаимодействия при проведении специальных операций специального отряда быстрого реагирования Управления ФСВНГ РФ по Новосибирской области с присвоением специального звания «<данные изъяты>».

Фомичев также указал, что приказом Директора ФСВНГ РФ – главнокомандующего ВНГ РФ от 20 июня 2018 года он назначен на воинскую должность «заместитель начальника отдела сил специального назначения» Сибирского округа ВНГ РФ, в порядке переаттестации присвоено воинское звание «<данные изъяты>», заключен контракт о прохождении службы сроком на три года. Приказом начальника Управления ФСВНГ РФ по Новосибирской области от 10 июля 2018 года он уволен со службы в связи с переводом на государственную службу иного вида.

Административный истец также указал, что 27 августа 2021 года решением временно исполняющего обязанности начальника управления организации прохождения государственной службы – заместителя начальника Главного управления кадров Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее – ГУК ФСВНГ РФ) представление о присвоении военнослужащему очередного воинского звания «<данные изъяты>» возвращено без реализации.

С учетом изложенного, полагая свои права нарушенными, Фомичев, с учетом произведенных уточнений, просил суд признать незаконными действия начальника управления организации прохождения государственной службы – заместителя начальника ГУК ФСВНГ РФ, связанные с отказом в согласовании представления о присвоении очередного воинского звания «<данные изъяты>» с учетом имеющейся выслуги в специальном звании.

Кроме того, административный истец просил обязать начальника ГУК ФСВНГ РФ подготовить проект приказа о присвоении очередного воинского звания «<данные изъяты>» с 22 августа 2021 года с учетом имеющейся выслуги в специальном звании и представить его на подпись Директору ФСВНГ РФ - главнокомандующему ВНГ РФ после поступления представления в отношении административного истца из Управления Сибирского округа ВНГ РФ.

В ходе судебного заседания административный истец Фомичев поддержал приведенные требования и подтвердил доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

При этом административный истец, ссылаясь на положения законодательства, а также анализируя судебную практику, дополнительно указал, что на 22 августа 2021 года он, с учетом имеющейся общей выслуги в специальном звании «<данные изъяты>», а также положений статьи 44 Федерального закона № 227-ФЗ от 3 июля 2016 года в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений, имел право на присвоение очередного воинского звания.

Административные соответчики – начальник ГУК ФСВНГ, начальник управления организации прохождения государственной службы – заместитель начальника ГУК ФСВНГ РФ, ФСВНГ РФ, а также заинтересованное лицо Управление Сибирского округа ВНГ РФ, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили.

Начальник управления организации прохождения государственной службы – заместитель начальника ГУК ФСВНГ РФ <данные изъяты>Л. в поданных письменных возражениях требования административного истца не признал и просил отказать в их удовлетворении в полном объеме. В обоснование приведенной позиции, административный соответчик, анализируя отдельные обстоятельства настоящего спора, положения законодательства и судебную практику, указал, что поступившее в адрес кадрового органа представление на имя Фомичева не подлежало реализации, поскольку срок выслуги в воинском звании «<данные изъяты>» составляет пять лет, а у военнослужащего данный срок истекает только 20 июня 2023 года.

Далее административный соответчик указал, что переход Фомичева на военную службу и заключение контракта носили сугубо добровольный характер, произведено из запаса и никак не были связаны с мероприятиями, проводимыми во исполнение Указа президента Российской Федерации № 157 от 5 апреля 2016 года.

При этом, по мнению автора возражений, на момент поступления Фомичева на военную службу по контракту в 2018 году действовала редакция Федерального закона № 227-ФЗ, которая предусматривала прием на военную службу специальным порядком по решению президента Российской Федерации, однако приведенный нормативно-правовой акт не реализован, подразделения, поименованные в Указе президента Российской Федерации № 157 на военную службу не принимались, должности сотрудников приведенных подразделений не сокращались, специальный порядок поступления на службу не применялся.

С учетом изложенного, административный соответчик приходит к выводу о том, что положения пункта 3 статьи 44 Федерального закона № 227-ФЗ в отношении Фомичева применены быть не могут, а следовательно, оснований для присвоения очередного воинского звания с 22 августа 2021 года не имелось.

Представитель административного соответчика - ФСВНГ РФ и заинтересованного лица - Управление Сибирского округа ВНГ РФ – Финагин, требования административного истца не признал и просил отказать в их удовлетворении в полном объеме. В обоснование приведенной позиции, представитель указал, что его доверители прав военнослужащего не нарушали, каких-либо решений и/или действий, затрагивающих интересы административного истца не совершали и препятствий для реализации прав не чинили.

Более того, Финагин указал, что должностными лицами Управления Сибирского округа ВНГ РФ в июле и ноябре 2021 года в адрес кадрового органа ФСВНГ РФ направлялись представления на имя Фомичева о присвоении очередного воинского звания, однако последние были возращены без реализации.

Выслушав объяснения административного истца Фомичева и представителя административного соответчика и заинтересованного лица Финагина, исследовав доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 157 от 5 апреля 2016 года (далее – Указ), в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, образована ФСВНГ РФ.

Согласно частям 1, 2 статьи 24 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» № 226-ФЗ от 3 июля 2016 года, в войсках национальной гвардии предусматриваются военная служба, служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, государственная гражданская служба. Личный состав войск национальной гвардии включает военнослужащих, сотрудников и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) войск национальной гвардии.

Частью 3 статьи 24 названного Закона предусмотрено, что комплектование войск национальной гвардии военнослужащими по контракту осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу.

При этом согласно пункту 7 статьи 21 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации № 1237 от 16 сентября 1999 года), при поступлении на военную службу гражданина, проходящего или проходившего службу в органах внутренних дел Российской Федерации, иных правоохранительных органах, органах прокуратуры Российской Федерации, Следственном комитете Российской Федерации или в федеральной противопожарной службе и имеющего специальное звание (классный чин прокурорского работника), ему может быть присвоено воинское звание, равное его специальному званию (классному чину прокурорского работника), в порядке переаттестации (аттестации), определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба. Присвоение очередного воинского звания военнослужащим, воинское звание которым в связи с поступлением на военную службу было присвоено в порядке переаттестации, в силу требований статьи 22 названного Положения, производится в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем присваиваемое воинское звание. При этом данный срок исчисляется со дня присвоения воинского звания. Возможность зачета сроков пребывания в специальных званиях при присвоении очередных воинских званий Положением о порядке прохождения военной службы не предусмотрена.

Вместе с тем, в соответствии с Указом, в связи с образованием Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, ряд подразделений МВД Российской Федерации, были включены в структуру ФСВНГ РФ.

В силу положений подпункта «б» пункта 9, подпункта «в» пункта 14 приведенного Указа Президента Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 17 июня 2019 года), за лицами, имеющими специальные звания полиции, проходившими службу в переведенных в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации отрядах и других подразделениях, сохраняются ранее присвоенные специальные звания и данные лица подлежали приему на военную службу в войска национальной гвардии Российской Федерации в установленном порядке с присвоением им соответствующих воинских званий. При этом, в отношении указанной категории лиц установлен специальный порядок приема их на военную службу.

Согласно положениям, закрепленным в частях 3 и 4 статьи 44 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» № 227-ФЗ от 3 июля 2016 года (в редакции, действовавшей на момент перевода Фомичева из МВДРоссийской Федерации в ФСВНГ РФ), лица, имеющие специальные звания, переведенные в ФСВНГ РФ из органов внутренних дел, могут быть приняты на военную службу в ВНГ РФ и с ними может быть заключен контракт о прохождении военной службы при условии, что они соответствуют требованиям, предъявляемым к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Данным лицам, при поступлении на военную службу по контракту в ВНГ РФ присваиваются воинские звания, соответствующие специальным званиям, а сроки пребывания в специальных званиях засчитываются при присвоении очередных воинских званий.

В то же время, Указом Президента Российской Федерации № 282 от 17 июня 2019 года признан утратившим силу подпункт «в» пункта 14 Указа № 157 от 5 апреля 2016 года.

При этом, Федеральным законом № 127-ФЗ от 6 июня 2019 года в статью 44 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»» внесены изменения, согласно которым действия пункта 3 и 4 указанной статьи распространены и на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, которые подлежат переводу на военную службу в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Как усматривается из копии послужного списка и представленных материалов, в период с 17 ноября 2003 года по 5 декабря 2016 года Фомичев проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации.

Согласно приказу МВД Российской Федерации № л/с от 29 сентября 2016 года, майор полиции Фомичев, проходивший службу в ГУ МВД России по Новосибирской области, в связи с Федеральным законом № 342-ФЗ от 30 ноября 2011 года, с 1 октября 2016 года переведен для дальнейшего прохождения службы в распоряжение ФСВНГ РФ.

Как следует из выписки из приказа Директора ФСВНГ РФ № л/с от 1 октября 2016 года, <данные изъяты> Фомичев зачислен с 1 октября 2016 года для дальнейшего прохождения службы в распоряжение ФСВНГ РФ.

Приказом этого же воинского должностного лица л/с от 1 октября 2016 года, <данные изъяты> Фомичев освобожден от ранее занимаемой должности в ГУ МВД России по Новосибирской области и назначен на должность начальника отделения планирования и взаимодействия при проведении специальных операций специального отряда быстрого реагирования Управления ФСВНГ РФ по Новосибирской области; заключен срочный контракт на период замещения должности.

Согласно приказу директора ФСВНГ от 20 июня 2018 года, в соответствии с положениями абзаца 4 пункта 1 статьи 34 и абзаца 3 пункта 1 статьи 43 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», подпунктом «а» пункта 5 статьи 9, пунктом 11 сватьи 11 и пунктом 7 статьи 21 Положения о порядке прохождения военной службы, Фомичев зачислен в списки личного состава ВНГ РФ, заключен контракт о прохождении военной службы сроком на 3 года, назначен на воинскую должность – «заместитель начальника отдела сил специального назначения» Управления Сибирского округа ВНГ РФ, в порядке переаттестации, как имевшему специальное звание «подполковник полиции», присвоено воинское звание «<данные изъяты>».

Как усматривается из выписки из приказа начальника Управления ФСВНГ РФ по Новосибирской области от 10 июля 2018 года, на основании пункта 18 части 2 статьи 82 (в связи с переводом сотрудника на государственную службу иного вида) Федерального закона № 342-ФЗ от 30 ноября 2011 года, с 12 июля 2018 года с Фомичевым расторгнут контракт и последний уволен со службы в приведенном Управлении.

При таких обстоятельствах, военный суд констатирует, что Фомичев в октябре 2016 года был переведен в ФСВНГ РФ и ему сохранено присвоенное в период прохождения службы в органах внутренних дел специальное звание «<данные изъяты>».

Согласно сопроводительным письмам временно исполняющего обязанности начальника управления организации прохождения государственной службы-заместителя начальника ГУК ФСВНГ РФ от 27 августа 2021 года и первого заместителя начальника ГУК ФСВНГ РФ от 13 декабря 2021 года, представления о присвоении Фомичеву очередного воинского звания возвращены без реализации.

В ходе судебного заседания административный истец, подтвердил приведенные выше обстоятельства и указал, что об отказе в согласовании и реализации представления ему стало известно не ранее сентября 2021 года.

Наряду с этим, Фомичев указал, что просит признать незаконными именно действия временно исполняющего обязанности начальника управления организации прохождения государственной службы-заместителя начальника ГУК ФСВНГ РФ <данные изъяты>Л., который 27 августа 2021 года направил в адрес командующего Сибирским округом ВНГ РФ соответствующее письмо.

Положениями части 1 статьи 4 ГК Российской Федерации предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года, государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, увеличение количества социальных гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и со сроком военной службы, который рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислении или общей продолжительности военной службы в льготномисчислении. Реализация мер социальной поддержки военнослужащих осуществляется органами государственной власти и является обязанностью органов военного управления, а также командиров (начальников).

С учетом изложенного, вопреки доводам административного соответчика, военный суд полагает, что Фомичев, как поступивший на военную службу в ВНГ РФ, чему предшествовал перевод из органов внутренних дел в Росгвардию, относится к лицам, указанным в части 3 статьи 44 вышеназванного Федерального закона в редакции, действовавшей до внесения в него изменений в июне 2019 года, и не имеющих обратной силы.

При этом, согласно части 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации не имеет обратной силы закон, устанавливающий или отягчающий ответственность. Возможность распространения обратной силы закона только в том случае, если на то есть специальное указание в самом правовом акте или законе о введении его в действие, а именно имеют обратную силу, только если прямо предусматривают это.

Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (определения № 211-О от 29 января 2015 года и № 821-О от 23 апреля 2015 года).

При таких обстоятельствах, принимая во внимание изложенные выше положения законодательства, военный суд констатирует, что присвоение очередного воинского звания Фомичеву необходимо производить с учетом суммарного пребывания последнего как в специальном, так и воинском званиях.

Как следует из пункта 2 статьи 22 Положения о порядке прохождения военной службы, для прохождения военной службы в воинском звании «<данные изъяты>» установлен срок 5 лет.

Согласно копии послужного списка Фомичева, копиям представлений к присвоению очередного воинского звания от 23 июня и 25 ноября 2021 года, а также справкам заместителя начальника отдела кадров и от 28 декабря 2021 года, что срок прохождения службы административным истцом в воинском звании «<данные изъяты>» на 22 августа 2021 года (с учетом времени нахождения в специальном звании «<данные изъяты>» с22 августа 2016 года) составляет 5 лет; занимаемая офицером воинская должность - заместитель начальника отдела сил специального назначения Управления Сибирского округа ВНГ РФ – имеет предельное воинское звание по штату «<данные изъяты>».

С учетом изложенного, военный суд приходит к выводу о том, что действия временно исполняющего обязанности начальника управления организации прохождения государственной службы-заместителя начальника ГУК ФСВНГ РФ, который, в рамках предоставленных должностных полномочий, отказал в согласовании представления о присвоении Фомичеву очередного воинского звания «<данные изъяты>» с 22 августа 2021 года с учетом имеющейся выслуги в специальном звании, являются незаконными и необоснованными, а потому административное исковое заявление военнослужащего подлежит удовлетворению.

Наряду с этим, военный суд, в целях восстановления нарушенного права Фомичева, а также в рамках Положения об управлении организации прохождения государственной службы ГУК ФСВНГ РФ (утверждено начальником ГУК ФСВНГ РФ 3 июня 2019 года) полагает необходимым возложить начальника ГУК ФСВНГ РФ обязанность подготовить проект приказа о присвоении очередного воинского звания «<данные изъяты>» с 22 августа 2021 года с учетом имеющейся выслуги в специальном звании и представить его на подпись Директору ФСВНГ РФ - главнокомандующему ВНГ РФ после поступления представления в отношении административного истца из Управления Сибирского округа ВНГ РФ.

Что касается доводов административного ответчика о том, что требования пункта 2 статьи 44 Федерального закона № 227-ФЗ, распространяются только на лиц, принятых на военную службу в ФСВНГ РФ в соответствии с решением Президента Российской Федерации, то они являются несостоятельными и основанными на неверном толковании норм материального права.

Как ранее указывалось выше, в соответствии с изменениями, внесенными статьей 1 Федерального закона № 127-ФЗ от 6 июня 2019 года сроки пребывания в специальных званиях при присвоении очередных воинских званий засчитываются лицам, имеющим специальные звания, переведенным в ВНГ РФ из органов внутренних дел, а также лицам, проходящим службу в ВНГ РФ и имеющим специальные звания полиции, которые подлежат переводу на военную службу в подразделения ВНГ РФ в соответствии с решением Президента Российской Федерации, при наличии их согласия принятия на военную службу по контракту в войска национальной гвардии.

Таким образом, вопреки мнению административного ответчика, право на зачет сроков пребывания в специальном звании при присвоении очередных воинских званий распространяется, в том числе, на категорию лиц, к которым относится административный истец.

Оценивая приведенные в письменных возражениях иные суждения должностного лица кадрового органа ФСВНГ РФ о законности оспариваемых действий, суд находит их несостоятельными, поскольку последние противоречат как положениям законодательства, примененного при рассмотрении настоящего административного спора, так и установленным обстоятельствам.

Наряду с этим, ссылки административного соответчика в обоснование своей позиции на судебную практику по схожим спорам, по мнению суда, не могут быть приняты во внимание, поскольку приведенные судебные решения приняты в отношении иных лиц и по иным обстоятельствам, а следовательно, не имеют преюдициального значения в настоящем административном споре.

Поскольку административный иск удовлетворен, понесенные административным истцом судебные расходы, в соответствии с частью 1 статьи 111 КАС Российской Федерации, подлежат взысканию в пользу Фомичева с ФСВНГ РФ.

Руководствуясь положениями статей 175-180 и 227 КАС Российской Федерации, военный суд

решил:

административное исковое заявление Фомичева Николая Николаевича удовлетворить.

Признать незаконными действия начальника управления организации прохождения государственной службы – заместителя начальника Г. У. кадров Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, связанные с отказом в согласовании представления о присвоении Фомичеву Н.Н. очередного воинского звания «<данные изъяты>» с 22 августа 2021 года с учетом имеющейся выслуги в специальном звании.

Обязать начальника Главного управления кадров Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации подготовить проект приказа о присвоении очередного воинского звания «<данные изъяты>» с 22 августа 2021 года с учетом имеющейся выслуги в специальном звании и представить его на подпись Директору Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующему войсками национальной гвардии Российской Федерации после поступления представления в отношении административного истца из Управления Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации.

Обязать начальника Главного управления кадров Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об его исполнении административному истцу Фомичеву Н.Н. и в Новосибирский гарнизонный военный суд.

Взыскать с Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в пользу Фомичева Николая Николаевича понесенные им судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Восточный окружной военный суд через Новосибирский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий А.Ю. Левченко