ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-180/2021 от 29.11.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 2а-180/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Симферополь 29 ноября 2021 г.

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В.,

при секретаре Квита П.А.,

с участием прокурора Алескерова Д.А.,

административного истца, представителя административного истца Курак О.С., Кравцовой А.А.,

представителя административного ответчика Бубнова М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Курак Ольги Сергеевны о признании недействующим в части Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым»,

установил:

Государственным Советом Республики Крым 9 августа 2019 года принят Закон Республики Крым № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» (далее – Закон № 631-ЗРК/2019), подписан Главой Республики Крым Аксёновым С.В. 14 августа 2019 года, опубликован в издании «Крымские известия», № 145(6773) 17 августа 2019 года, а также обнародован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15 августа 2019 года.

Частью 1 статьи 3 поименованного закона определён круг лиц, имеющих право на дополнительную меру социальной поддержки, а также критерии определения таких лиц.

Законом Республики Крым от 23 сентября 2020 года № 110-ЗРК/2020 «О внесении изменений в Закон Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» (далее – Закон № 110-ЗРК/2020), принятым Государственным Советом Республики Крым 23 сентября 2020 года, часть 1 статьи 3 Закона № 631-ЗРК/2019 изложена в новой редакции, определено, что право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребёнка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания и регистрации родителей по месту жительства (за исключением одиноких родителей) по одному адресу. Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает однократно.

Действие Закона № 631-ЗРК/2019 приостановлено до 1 января 2024 года на основании положений статьи 1 Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года № 116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» (далее - Закон № 116-ЗРК/2020).

При этом порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом № 631-ЗРК/2019 до вступления в силу Закона № 116-ЗРК/2020, установлено постановлением Совета министров Республики Крым от 16 октября 2020 года № 659 «Об утверждении Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года № 116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым».

Курак О.С. обратилась в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Государственному Совету Республики Крым, в котором оспаривает действующие положения части 1 статьи 3 Закона № 631-ЗРК/2019 (в редакции Закона № 110-ЗРК/2020 от 23 сентября 2020 года), как противоречащие части 3 статьи 7, статье 3, частям 1, 3 статьи 12, части 1 статьи 4, частям 2, 3 статьи 4, статье 31, части 1 статьи 32, части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, статье 13 Конституции Республики Крым, преамбуле, а также частям 1, 2 статьи 1 Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым»; пункту «а» части 1 статьи 12 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

По мнению административного истца, она является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым в части нормативным правовым актом, поскольку 30 июля 2020 года обращалась в Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым с заявлением о выдаче сертификата на единовременную выплату на основании Закона №631-ЗРК/2019 и получила отказ со ссылкой на положения оспариваемой нормы. Отказ был обжалован в судебном порядке, вместе с тем, в удовлетворении заявленных требований Курак О.С. отказано в полном объёме. Полагает, что при указанных обстоятельствах оспариваемая норма нарушает её права и законные интересы и ограничивает право на жилище, поскольку не соответствует Конституции Республики Крым, положениям Закона № 631-ЗРК/2019, а также положениям Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Определением Верховного Суда Республики Крым от 21 октября 2021 года к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечён Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым.

В судебном заседании административный истец Курак О.С. и её представитель Кравцова А.А. административное исковое заявление поддержали в полном объёме, представили письменные объяснения (т.2 л.д.135-140).

Представитель административного ответчика Государственного Совета Республики Крым Бубнов М.Е. против удовлетворения административного искового заявления возражал, считая его необоснованным, поддержал письменные возражения от 17 ноября 2021 года (т.1 л.д. 118-123).

Заинтересованное лицо Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о дате, времени и месте судебного заседания извещён надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А., полагавшего, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению частично, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением путём почтового отправления 4 октября 2021 года, которое поступило в адрес суда 6 октября 2021 года. Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок обращения в суд не пропущен, поскольку оспариваемый акт является нормативным.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объёме.

Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования указаны в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление № 50 от 25 декабря 2018г.).

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Из статьи 76 Конституции Российской Федерации следует, что по вопросам совместного ведения, а также по вопросам, находящимся вне пределов ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Согласно части 1 статьи 69 Конституции Республики Крым Государственный Совет Республики Крым - Парламент Республики Крым является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Крым.

Законы Республики Крым принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 1 статьи 77 Конституции Республики Крым).

В силу пункта 1 части 1 статьи 75 Конституции Республики Крым к ведению Государственного Совета Республики Крым относится принятие Конституции Республики Крым, законов Республики Крым, внесение в них изменений.

Согласно частей 1 и 2 статьи 78 Конституции Республики Крым право законодательной инициативы в Государственном Совете Республики Крым принадлежит Главе Республики Крым. Проекты законов, внесённые в Государственный Совет Республики Крым Главой Республики Крым, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

Законопроекты рассматриваются Государственным Советом Республики Крым в двух чтениях. Решение о принятии или отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением Государственного Совета Республики Крым (часть 4 статьи 78 Конституции Республики Крым).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 79 Конституции Республики Крым принятый закон Республики Крым в течение пяти дней направляется Главе Республики Крым для подписания и обнародования.

Глава Республики Крым в течение четырнадцати дней со дня поступления закона Республики Крым подписывает его и обнародует в порядке, установленном законом Республики Крым.

Аналогичные положения закреплены в Законе Республики Крым от 15 мая 2014 года № 2-ЗРК «О Государственном Совете Республики Крым - Парламенте Республики Крым» (далее Закон № 2-ЗРК).

В соответствии с частью 4 статьи 9 Закона № 2-ЗРК порядок принятия Государственным Советом законов и постановлений определяется Конституцией Республики Крым, настоящим Законом, Регламентом Государственного Совета. Порядок опубликования и вступления их в силу определяется законом Республики Крым на основании федерального законодательства.

Из материалов дела следует, что 6 августа 2019 года Главой Республики Крым Аксёновым С.В. внесён на рассмотрение Государственного Совета Республики Крым проект закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» с просьбой включить данный вопрос в проект повестки дня ближайшего пленарного заседания десятой сессии Государственного Совета Республики Крым 1 созыва (т.1 л.д. 131).

В пояснительной записке к указанному проекту за подписью Главы Республики Крым Аксёнова С.В., указано, что проект подготовлен с целью повышения материальной поддержки семей, принявших решение о рождении ребёнка. В качестве дополнительной меры социальной поддержки в связи с рождением и воспитанием ребёнка предусмотрено предоставление семье единовременной выплаты для улучшения жилищных условий в случае приобретения жилого помещения на первичном, вторичном рынке жилья, заключения договора ипотечного кредита, договора долевого строительства. Право на дополнительную меру поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель), заключивший гражданско-правовой договор купли-продажи жилого помещения, договор долевого участия в строительстве или договор ипотечного кредита, при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребёнка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым, при условии их совместного проживания. Право на дополнительную меру поддержки возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в Республике Крым за третий квартал года, предшествующего году обращения за получением сертификата на единовременную выплату, а также распоряжением единовременной выплатой. Право на дополнительную меру социальной поддержки возникает однократно (т.1 л.д.144-145).

6 августа 2019 года за исх. № 48/30-31 и № 48/30-31 (т.1 л.д.146-149) заместителем председателя Государственного Совета Республики Крым Э.Гафаровым подготовленный для рассмотрения в первом чтении проект закона направлен для проведения правовой экспертизы в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым, а также в Прокуратуру Республики Крым.

9 августа 2019 года в Государственный Совет Республики Крым поступило положительное заключение № 06/166 (т.1 л.д.150) Комитета по труду, социальной защите, здравоохранению и делам ветеранов к проекту закона.

Постановлением от 9 августа 2019 года № 2459-1/19 Государственный Совет Республики Крым принял в первом чтении проект закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» (т. 1 л.д.125).

Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 9 августа 2019 года № 2483-1/19 в соответствии с пунктом 1 статьи 75, частью 4 статьи 78 Конституции Республики Крым, частью 9 статьи 98, статьями 99 и 100 Регламента Государственного Совета Республики Крым, с учётом поступивших поправок, проект закона принят во втором чтении и направлен для подписания и обнародования Главе Республики Крым (т. 1 л.д.124, 151-157, 158-167).

Закон № 631-ЗРК/2019 опубликован в изданиях «Крымские известия», № 145(6773), 17 августа 2019 г. (т.1 л.д.182), «Ведомости Государственного Совета Республики Крым», 2019, № 8 (подписано в печать 16 сентября 2019 г.), а также обнародован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15 августа 2019 года.

Судом установлено, что законопроект прошёл предусмотренную процедуру предварительного рассмотрения и согласования (т.1 л.д. 168-181, 183-238). Условия внесения проекта оспариваемого в части закона в Государственный Совет Республики Крым были соблюдены в полном объёме, при этом все необходимые согласования получены, замечания учтены.

Как следует из сообщения Государственно-правового управления Президента Российской Федерации от 2 августа 2019 года № А6-9561, законопроект согласован с замечаниями редакционного характера (т.1 л.д. 191).

21 августа 2020 года Главой Республики Крым Аксёновым С.В. также внесён на рассмотрение Государственного Совета Республики Крым проект закона Республики Крым «О внесении изменений в Закон Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» (т.1 л.д. 187, 188-193).

Из пояснительной записки к указанному проекту за подписью Главы Республики Крым Аксёнова С.В. указано, что проект закона подготовлен с целью упрощения определения процедуры обеспеченности семей, имеющих право на дополнительную меру социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым, площадью жилых помещений. Основной концепцией предлагаемого законопроекта является приведение предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым в соответствии с гражданским законодательством. Принятие законопроекта позволит предоставлять дополнительную меру социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым на основании сведений о лицах, состоящих на учёте в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся.

24 августа 2020 года за исх. № 424/30-10 и № 424/30-10 (т.1 л.д.203-204) первым заместителем председателя Государственного Совета Республики Крым Е.З. Фиксом подготовленный для рассмотрения в первом чтении проект закона направлен для проведения правовой экспертизы в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым, а также в Прокуратуру Республики Крым.

21 сентября 2020 года в Государственный Совет Республики Крым поступило положительное заключение № 12/147 (т.1 л.д.205-206), а также ходатайство Комитета по социальной политике и делам ветеранов (т.1 л.д.207,209).

Постановлением от 23 сентября 2020 года № 492-2/20 Государственный Совет Республики Крым принял в первом чтении проект закона Республики Крым «О внесении изменений в Закон Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» (т. 1 л.д.186).

Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 23 сентября 2020 года № 513-2/20 в соответствии с пунктом 1 статьи 75, частью 4 статьи 78 Конституции Республики Крым, частью 9 статьи 98, статьями 99 и 100 Регламента Государственного Совета Республики Крым, с учётом поступивших поправок, проект закона «О внесении изменений в Закон Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» принят во втором чтении и направлен для подписания и обнародования Главе Республики Крым (т. 1 л.д.208, 210-214).

Закон № 110-ЗРК/2020 от 23 сентября 2020 года «О внесении изменений в Закон Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» опубликован в изданиях «Крымские известия», № 170 (7038), 29 сентября 2020 г. (т.1 л.д.227), «Ведомости Государственного Совета Республики Крым», 2020, № 9 (подписано в печать 23 октября 2020 г.), а также обнародован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 1 октября 2020 года.

Судом установлено, что законопроект прошёл предусмотренную процедуру предварительного рассмотрения и согласования (т.1 л.д. 183-226). Условия внесения проекта закона «О внесении изменений в Закон Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» в Государственный Совет Республики Крым были соблюдены в полном объёме, при этом все необходимые согласования получены, замечания учтены.

Как следует из сообщения Государственно-правового управления Президента Российской Федерации от 7 августа 2020 года № А6-8432, законопроект согласован с замечаниями (т.1 л.д. 215-216).

Таким образом, суд, проверив полномочия Государственного Совета Республики Крым, соблюдение требований к форме и виду, процедуру принятия Закона № 110-ЗРК/2020 от 23 сентября 2020 года «О внесении изменений в Закон Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым», введения в действие и опубликования, приходит к выводу о том, что оспариваемый в части акт принят уполномоченным органом в соответствии с предусмотренной процедурой и опубликован в установленном порядке.

Проверяя оспариваемый в части нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает необходимым указать следующее.

В административном исковом заявлении Курак О.С. указано, что оспариваемые положения Закона № 631-ЗРК/2019 (в редакции Закона № 110-ЗРК/2020) противоречат части 3 статьи 7, статье 3, частям 1, 3 статьи 12, части 1 статьи 4, частям 2, 3 статьи 4, статье 31, части 1 статьи 32, части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, статье 13 Конституции Республики Крым, преамбуле, а также частям 1, 2 статьи 1 Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым»; пункту «а» части 1 статьи 12 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации). Защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Аналогичные нормы содержатся в части 1 статьи 31, части 1 статьи 32 Конституции Республики Крым.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов 4 Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Проанализировав оспариваемую норму и сопоставив её содержание с положениями части 3 статьи 7, статьи 3, частей 1, 3 статьи 12, части 1 статьи 4, частей 2, 3 статьи 4, статьи 31, части 1 статьи 32, части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, статьи 13 Конституции Республики Крым, преамбулы, а также частей 1, 2 статьи 1 Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым»; пункта «а» части 1 статьи 12 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», суд приходит к выводу, что региональный законодатель установил критерии предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым. Относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов, Конституция Российской Федерации не устанавливает конкретные способы и объёмы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов является прерогативой законодателя, который, как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, при определении гарантий реализации прав, закреплённых статьями 38 и 39 Конституции Российской Федерации, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты семьи и детей, критериев их дифференциации, регламентации условий и порядка предоставления, исходя из имеющихся на конкретном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

При таком положении, учитывая цели принятия Закона № 631-ЗРК/2019, приведённые в преамбуле Закона и пояснительной записке к законопроекту (к редакции Закона № 110-ЗРК/2020), суд не усматривает несоответствия оспариваемых законоположений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Оспариваемый в части региональный нормативный правовой акт носит общий характер, устанавливает особенности правового регулирования в пределах предоставленных полномочий. При этом такое правовое регулирование имеет целевую направленность и не может быть расценено как не соответствующее федеральному законодательству и допускающее неоднозначное толкование содержания оспариваемых норм.

Проверяя доводы административного истца Курак О.С. о нарушении её прав, свобод и законных интересов, судом установлено следующее.

Как усматривается из материалов дела, основанием для обращения Курак О..С. в суд с административным иском об оспаривании в части нормативного правового акта послужил отказ Департамента труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым от 5 августа 2020 г. № 13739-05/01-15 в выдаче сертификата на единовременную выплату в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 631-ЗРК/2019 (т.1 л.д.20). Из уведомления органа следует, что в представленных Курак О.С. документах отсутствует информация о регистрации рождения ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым. Отказ был обжалован в судебном порядке.

Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 13 января 2021 года по делу № 2-337/2021 иск Курак О.С. удовлетворён частично. Признан незаконным отказ Департамента труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым в предоставлении Курак Ольге Сергеевне государственной услуги по выдаче сертификата на единовременную выплату в соответствии с п.1 ст.3 Закона Республики Крым от 14.08.2019 № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым». В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано (т.1 л.д.79-83).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 22 июня 2021 года (дело № 33-5735/2021) решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 13 января 2021 года отменено. В удовлетворении иска Курак Ольги Сергеевны к Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым о признании решения незаконным, понуждении к совершению определённых действий отказано (т.1 л.д.84-88).

Установленные судом обстоятельства настоящего административного дела свидетельствуют о том, что Курак О.С. является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым в части нормативным правовым актом и в силу положений части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, была вправе обратиться в суд с данным административным исковым заявлением.

Вместе с тем проверка законности и обоснованности вынесенных в отношении административного истца правоприменительных решений, в том числе с точки зрения правильности установления и исследования фактических обстоятельств конкретного дела, а также оценки представленных доказательств в подтверждение наличия (отсутствия) и законности права, не может быть осуществлена в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Оспариваемая норма, вопреки утверждениям административного истца, не устанавливает каких-либо не предусмотренных законом дополнительных ограничений, а конкретизирует условия предоставления такой меры социальной поддержки. Поскольку оспариваемая норма регламентирует условия предоставления дополнительной меры социальной поддержки, критерии её предоставления не могут вступить в противоречие с положениями федерального законодательства, в том числе Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

В соответствии со статьёй 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

В силу положений статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям названного публично-правового образования. При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления расходования денежных средств своего бюджета (ст. 31 Кодекса).

Пунктом 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников покрытия субъекта Российской Федерации.

Меры социальной поддержки, установленные Законом № 631-ЗРК/2019, являются дополнительными мерами социальной поддержки, в связи с этим определение оснований, порядка, размера и условий их реализации относится к полномочиям субъекта Российской Федерации и зависит от финансовых возможностей его бюджета.

Поскольку оспариваемые законоположения не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе актам, поименованным в административном исковом заявлении, не нарушают прав и законных интересов административного истца, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объёме.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Курак Ольги Сергеевны о признании недействующим в части Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым», - отказать.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Крым О.В. Хожаинова

Решение изготовлено в окончательной форме – 13 декабря 2021 года.