ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1810/19 от 27.09.2019 Куйбышевского районного суда г. Самары (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Самара 27 сентября 2019г.

Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего Кузиной Н.Н.

при секретаре СпиридоновойА.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1810/19 по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Самарской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области об уменьшении размера штрафа за налоговое правонарушение,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Самарской области (далее МИ ФНС России № 18 по Самарской области), в котором просила с учетом последующего уточнения, уменьшить размер штрафов, наложенных на основании решений №№ 42, 43 от 26.04.2019 МИ ФНС России № 18 по Самарской области до 2000 рублей по каждому решению, в обоснование иска, указав, что решением № 42 от 26.04.2019 Щука А.А. была привлечена к ответственности, за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 129.6 НК РФ и подвергнута штрафу в размере 25 000 рублей, решением № 43 от 26.04.2019 ФИО1 была привлечена к ответственности, за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 129.6 НК РФ и подвергнута штрафу в размере 25 000 рублей. Не согласившись с указанными решениями, административный истец обратилась с жалобами в УФНС России по Самарской области. Решениями УФНС России по Самарской области от 23.05.2019, жалобы ФИО1 оставлены без удовлетворения. Указывая на тяжелое материальное положение, в связи с отсутствием постоянного дохода, наличием ипотечного кредита и нахождения на иждивении несовершеннолетнего ребенка, просит суд уменьшить размеры наложенных штрафов до 2000 руб. по каждому решению.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление ФНС России по Самарской области.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и представитель административного истца ФИО3, действующий по устному ходатайству, административные исковые требования поддержали, пояснив что, не согласны с вынесенными решениями, полагая, что налоговым органом в качестве смягчающих обстоятельств не учтены обстоятельства: совершение налогового правонарушения без умысла и по причине незнания, что необходимо сдавать уведомления при отсутствии каких-либо изменений в иностранной организации; несоответствие размера штрафа доходам налогоплательщика, его несоразмерность последствиям, которые были нанесены бюджету Российской Федерации. Просили административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика МИ ФНС России № 18 по Самарской области - ФИО2, действующий на основании доверенности и диплома, административные исковые требования не признал, суду показал, что при вынесении решений и назначении штрафов, налоговым органом учтены смягчающие обстоятельства, размер штрафов снижен, доводы, приведенные в настоящем административном иске не свидетельствуют о наличии не учтенных и не оцененных смягчающих обстоятельств. Смягчающие обстоятельства, на которые ссылается в иске административный истец, полностью соответствуют смягчающим обстоятельствам, изложенным в ходатайстве от 25.03.2019, указанные обстоятельства были применены налоговым органом. Таким образом, при принятии решений о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, МИ ФНС России № 18 по Самарской области соблюден конституционный принцип соразмерности наказания и выполнены требования пп. 4 п. 7 ст. 101.4, ст.ст. 112, 114 НК РФ.

Представитель административного ответчика Управления ФНС России по Самарской области - ФИО5, действующий на основании доверенности и диплома, против удовлетворения административного иска возражал.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 НК РФ:

1) о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10%);

2) об учреждении иностранных структур без образования юридического лица;

3) о контролируемых иностранных компаниях (далее - КИК), в отношении которых они являются контролирующими лицами.

Согласно пункту 1 статьи 25.14 НК РФ налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ, уведомляют налоговый орган:

1) о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица);

2) о контролируемых иностранных компаниях (КИК), контролирующими лицами которых они являются.

Как следует из материалов дела, что согласно представленному ФИО1 в налоговый орган уведомлению об участии в иностранных организациях, установлено, что ФИО1 является участником иностранной компании ООО «Компания Крафт», доля прямого участия – 50%, дата возникновения участия – 27.04.2016г. и ООО «Светлогорскдрев», доля прямого участия 100%, дата возникновения участия – 03.11.2017г.

Статьей 25.14 НК РФ предусмотрено, что уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главой 23 или 25 настоящего Кодекса либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток контролируемой иностранной компании.

Уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) представляется в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации (даты учреждения иностранной структуры без настоящим пунктом.

С 01.01.2015 налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами РФ, должны подавать уведомления о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами ( пп. 3 п. 3.1. ст. 23, пп. 2 п. 1 п.2 ст. 25.14 НК РФ).

Данное уведомление необходимо подать не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли контролируемой иностранной компании подлежит учету у контролирующего лица.

Следовательно, срок представления уведомления о КИК за 2017 год - не позднее 20 марта 2018 года.

В установленный законодательством срок уведомление о КИК за 2017 год ФИО1 в налоговый орган не представила.

В соответствии с подпунктом 8 статьи 25.14 НК РФ МИФНС N 18 по Самарской области в адрес налогоплательщика направлено требование № 2 от 04.06.2018г. о представлении уведомления о КИК.

Во исполнение указанного требования ФИО1 представила в налоговый орган:

- 18 октября 2019 года - уведомление о КИК за 2017 год;

- 19 октября 2019 года – уведомление об участии в деятельности иностранной компании ООО «Компания «Крафт» и ООО «Светлогорскдрев».

За неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год или представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях, содержащего недостоверные сведения, пунктом 1 статьи 129.6 НК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 100000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены, либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.

За неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления об участии в иностранных организациях или представление уведомления об участии в иностранных организациях, содержащего недостоверные сведения, пунктом 2 статьи 129.6 НК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.

Таким образом, МИФНС России N 18 по Самарской области установлено, что налогоплательщиком ФИО1 уведомление об участии в деятельности иностранной компании и уведомление о КИК за 2017 год представлено с нарушением срока, установленного статьей 25.14 НК, следовательно, имеет место состав правонарушений, указанный в пунктах 1, 2 статьи 129.6 НК РФ.

Решением № 42 от 26.04.2019г., вынесенным МИФНС России № 18 по Самарской области административный истец на основании п. 2 ст. 129.6 Налогового кодекса РФ привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 25 000 руб.

Решением № 43 от 26.04.2019г., вынесенным МИФНС России № 18 по Самарской области административный истец на основании п. 1 ст. 129.6 Налогового кодекса РФ привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 25 000 руб.

На указанные решения налогового органа административным истцом были поданы жалобы в УФНС России по Самарской области, которые решениями от 23.05.2019 г. оставлены без удовлетворения.

Административным истцом не оспаривались основания для привлечения к налоговой ответственности по п.п. 1, 2 ст. 129.6 Налогового кодекса РФ, порядок привлечения к ответственности.

В силу пункта 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса (пункт 1 - 3 статьи 114 НК РФ).

Несмотря на то, что перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, является открытым, по смыслу закона он не может произвольно быть расширен правоприменителем. Следовательно, к таким обстоятельствам могут быть отнесены только такие, которые находятся в правовом единстве с названными в законе, то есть свидетельствующие либо о наличии объективных причин, в силу которых исполнение налогоплательщиком конкретной налоговой обязанности было затруднительным, либо тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик указывал на следующие смягчающие, по его мнению, обстоятельства, правонарушение совершено впервые, тяжелое материальное положение, отсутствие вреда и ущерба, иностранная организация находится в стадии ликвидации, прибыль отсутствует.

При принятии решений налоговым органом в полном объеме была дана оценка смягчающим обстоятельствам и в силу п. 3 ст. 114 Налогового кодекса РФ размер штрафа за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных п.п. 1,2 ст. 129.6 Налогового кодекса РФ был снижен в четыре раза по решениям №№ 42, 43 от 26.04.2019 – с 100000 руб. до 25 000 руб.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 11-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции", санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

С учетом указанной правовой позиции, а также положений, закрепленных статьями 112, 114 НК РФ, следует, что признание судом обстоятельств, смягчающими ответственность, является правом суда или органа, рассматривающего дело, и основывается на внутреннем убеждении, сформированном под влиянием обстоятельств рассматриваемого дела, характера правонарушения.

Суд полагает, что налоговая ответственность применена с учетом требований справедливости, соразмерности, соблюдения баланса публичного и частного интереса.

При изложенных данных, суд считает, что решения налогового органа являются законными и обоснованными, принятыми при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований суд не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Самарской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области об уменьшении размера штрафа за налоговое правонарушение, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Куйбышевский районный суд г. Самары.

Мотивированное решение изготовлено 02.10.2019г.

Судья Н.Н. Кузина