Дело № 2а-1811/2022
91RS0024-01-2022-001257-55
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 марта 2022 года г.Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Алтунина А.В., при секретаре Толстиковой Э.М., с участием прокурора – Редок А.В., представителя истца – Борисовой А.С., представителя ответчика – Орлова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Дачного потребительского кооператива «Чехово» к Администрации города Ялта Республики Крым о признании постановления недействующим,
установил:
Дачный потребительский кооператив «Чехово» (далее – Кооператив, ДПК «Чехово») обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Ялта Республики Крым (далее – Администрация) с требованием признать недействующим пункт 438 Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (в редакции постановления администрации г. Ялты Республики Крым от 30.09.2021 N 3219-п). В обоснование иска Кооператив указал, что постановлением от 30.09.2021 N 3219-п Администрации включила в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения дорогу <адрес> Между тем Администрацией не учтено, что указанная дорога была возведена членами Кооператива для собственных нужд на земельном участке, который находится в пользовании Кооператива с 2003 года. В этой связи, по мнению Кооператива, дорога относится к категории частных автомобильных дорог необщего пользования. Включение дороги в Перечень автомобильных дорог общего пользования нарушает права Кооператива как собственника дороги.
В судебном заседании представитель истца Борисова А.С. поддержала иск, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Орлов И.В. возражал против иска, считал оспариваемый нормативный правовой акт законным и обоснованным.
Прокурор Редок А.В. просила суд принять решение, учитывающее право неопределенного круга лиц на доступ к береговой полосе Черного моря.
Выслушав стороны, прокурора, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Установлено, что постановлением Администрации города Ялты Республики Крым от 01.09.2016 года №<номер>-п утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее – Перечень автомобильных дорог общего пользования).
В указанное Постановление внесены изменения постановлением Администрации от 30.09.2021 года №<номер>-п, Перечень автомобильных дорог общего пользования дополнен, кроме прочего дорогой <адрес>
Постановление от 30.09.2021 года №3219-п опубликовано в подразделе «Правительство Республики Крым – Ялта – Документы – Нормативные правовые документы Администрации города Ялта – Постановления Администрации» на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (https://yalta.rk.gov.ru/ru/document/show/21548).
Проверяя законность оспариваемого положения муниципального нормативного правового акта, суд исходит из следующего.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статьей 16 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрены вопросы местного значения городского округа. В частности, к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа (п. 3); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5).
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – Федеральный закон N 257-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (часть 1 статьи 6 Федерального закона N 257-ФЗ).
В силу части 10 статьи 5 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог (часть 10 статьи 6 Федерального закона N 257-ФЗ).
По смыслу приведенных выше норм закона автомобильные дороги, которые не включены в перечни автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, и не оформлены в частную собственность, являются дорогами местного значения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения утверждается органом местного самоуправления муниципального района.
Реализуя указанные полномочия, Администрация приняла оспариваемое Постановление от 30.09.2021 года №3219-п, которым дополнила Перечень автомобильных дорог общего пользования дорогой, расположенной в пределах муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым <адрес> Принадлежность указанной дороги к иной категории автомобильных дорог (федерального значения, регионального значения, частным автомобильным дорогам) материалами дела не подтверждается.
Оспариваемое Постановление от 30.09.2021 года №3219-п принято Администрацией города Ялты Республики Крым в пределах своей компетенции и в рамках предоставленных полномочий. Нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Постановление от 30.09.2021 года №3219-п не противоречит. Процедура принятия Постановления от 30.09.2021 года №3219-п, порядок опубликования (обнародования) и вступления его в силу, соблюдены.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
Довод Кооператива о том, что дорога была возведена членами Кооператива для собственных нужд, на земельном участке, который находится в пользовании Кооператива, подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 12 статьи 6 Федерального закона N 257-ФЗ к собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1, пункту 5 части 3 статьи 16 Федерального закона N 257-ФЗ проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и настоящим Федеральным законом.
Разрешение на строительство, реконструкцию частных автомобильных дорог, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять в границах городского округа, выдается органом местного самоуправления городского округа в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 5 Федерального закона N 257-ФЗ к автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, для придания автомобильной дороге статуса частной автомобильной дороги необщего пользования требуется совокупность условий: строительство дороги на предоставленном для этой цели земельном участке, на основании и в соответствии с проектной и разрешительной документацией; предназначение дороги исключительно для нужд ограниченного круга лиц.
Из материалов дела следует, что ДПК «Чехово» является арендатором муниципального земельного участка площадью 13 726 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора от 30.12.2016 года (л.д.45-74). Данный земельный участок предоставлен Кооперативу для цели, не связанной со строительством автомобильной дороги, - <данные изъяты> (пункт 1.2 Договора аренды земельного участка). Разрешение на строительство дороги Кооператив не получал, чего не отрицала представитель истца в судебном заседании.
Кроме того, дорога <адрес> в той части, которая идет через земельный участок с кадастровым номером №<номер>, находится в непосредственной близости к береговой полосе Черного моря (л.д.56, 77, 93). Представитель Кооператива пояснила, что дорога, устроенная членами Кооператива, ведет в тупик; в этом тупике расположены четыре лестницы, через которые осуществляется спуск к морю.
В силу статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.1).
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч.2).
Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров (ч.6).
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств (ч.8).
Указанные положения Водного кодекса Российской Федерации направлены на обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам с учетом их особого публичного предназначения и справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц (определение Конституционного Суда РФ от 28.06.2018 N 1540-О).
Таким образом, дорога <адрес> обеспечивает, помимо нужд членов Кооператива, свободный доступ неопределенного круга лиц к береговой полосе Черного моря. Ограничение доступа к указанной дороге, придание ей статуса частной дороги необщего пользования, повлечет нарушение прав граждан на свободный доступ к водному объекту, что противоречит положениям действующего законодательства. Публичные цели использования дороги превалируют над интересами членов Кооператива.
Учитывая вышеизложенное, суд оставляет требование истца о признании нормативного правового акта недействующим без удовлетворения.
В соответствии со ст.111 КАС РФ суд оставляет судебные расходы по уплате государственной пошлины на стороне истца.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 213, 215 КАС РФ, суд
решил:
иск Дачного потребительского кооператива «Чехово» – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья А.В.Алтунин
В окончательной форме
решение суда принято <дата>.