ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1813/2015 от 21.12.2015 Нерехтского районного суда (Костромская область)

Дело №2а-1813/2015РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

21 декабря 2015г. г.Волгореченск

Нерехтский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Синицыной О.Р.,

при секретаре Поляковой И.Ю.,

с участием представителя административного истца Маковой О.Б. по доверенности Пророковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Маковой О.Б. к Благотворительному некоммерческому фонду развития социальной инфраструктуры городского округа город Волгореченск «Вместе возможно всё» о ликвидации некоммерческой организации,

УСТАНОВИЛ:

Макова О.Б. обратилась в суд с административным иском к Благотворительному некоммерческому фонду развития социальной инфраструктуры городского округа г.Волгореченск «Вместе возможно всё» о ликвидации некоммерческой организации, мотивируя следующим. …г. Управлением ФНС по Костромской области в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации юридического лица - Благотворительного некоммерческого фонда развития социальной инфраструктуры городского округа г.Волгореченск «Вместе возможно всё» (далее Фонд). В соответствии с Уставом Фонда целями его создания являлись: социальная поддержка и защита граждан, содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе, содействие защите материнства, детства и отцовства, содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности, содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта, содействие охране окружающей среды и защите животных, содействие охране и должному содержанию зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение. Основным источником Фонда были добровольные пожертвования, которые в настоящее время не осуществляются. У Фонда отсутствуют средства для обеспечения собственной деятельности, имущество, необходимое для осуществления целей Фонда, и, соответственно, цели Фонда не могут быть достигнуты. Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год составляет 0 человек, за 9 месяцев 2015 года – 0 человек. Штат Фонда состоит из 1 человека – председателя Фонда, являющегося внешним совместителем на … ставки. …г. учредителями Фонда принято решение о ликвидации Фонда. Подать заявление о ликвидации Фонда поручено Маковой О.Б. (протокол общего собрания от …г.). Предусмотренные законом действия по ликвидации Фонда не выполнены, поскольку отсутствует решение суда о его ликвидации.

Ссылаясь на положения ФЗ «О некоммерческих организациях», ст.62 ГК РФ, административный истец в иске просит:

- ликвидировать Благотворительный некоммерческий фонд развития социальной инфраструктуры городского округа г.Волгореченск «Вместе возможно всё»;

- назначить ликвидатором Благотворительного некоммерческого фонда развития социальной инфраструктуры городского округа г.Волгореченск «Вместе возможно всё» Пророкову Е.Н., … года рождения;

- поручить ликвидатору осуществить действия, связанные с ликвидацией Благотворительного некоммерческого фонда развития социальной инфраструктуры городского округа г.Волгореченск «Вместе возможно всё» в порядке и сроки предусмотренные ГК РФ и статьей 19 Федерального закона от 12 января 1996г. №7 «О некоммерческих организациях»;

- внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации Благотворительного некоммерческого фонда развития социальной инфраструктуры городского округа г.Волгореченск «Вместе возможно всё» по окончании процедуры ликвидации.

Административный истец Макова О.Б. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель административного истца по доверенности Пророкова Е.Н. (л.д.28) исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что в …г. на счет Благотворительного некоммерческого фонда развития социальной инфраструктуры городского округа г.Волгореченск «Вместе возможно всё» поступили денежные средства в размере … руб., являющиеся возвратом налога Фонду, а не пожертвования. В …г. на счет Фонда также поступили денежные средства в размере … руб. Данные средства ранее были переведены на счет представителя Фонда К., но в связи с тем, что неправильно были указаны реквизиты, эти деньги вернулись на счет Фонда. В настоящее время они снова направлены на счет К.. На сегодняшний день штат Фонда состоит из одного человека – председателя Фонда - Маковой О.Б., являющегося внешним совместителем на … ставки пока Фонд не ликвидирован. На сегодняшний день изменился и бухгалтерский баланс. На …г. денежные средства и денежные эквиваленты составляли …, а баланс – …, по состоянию на …г. денежные средства и денежные эквиваленты составляют …, а баланс – …. …г. на общем собрании учредителей Фонда было принято решение о поручении проведения действий, связанных с ликвидацией Фонда Маковой О.Б., поскольку иных лиц, заинтересованных в ликвидации Фонда, нет. Продолжать свою деятельность Фонд не может, так как нет добровольных пожертвований.

Административный ответчик в судебное заседание не явился. Представитель административного ответчика по доверенности Ким Е.С. (л.д.39) направила в суд заявление о признании административного искового заявления в полном объеме, в котором указала, что последствия признания административного иска известны и понятны (л.д.37-38).

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц в порядке ст.47 КАС РФ привлечены Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области и Межрайонная ИФНС России №7 по Костромской области.

Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области в судебное заседание не явился, начальник Управления направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления, указав, что исковые требования поддерживает в полном объеме (л.д.45).

Представитель Межрайонной ИФНС России №7 по Костромской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав представителя административного истца Пророкову Е.Н., изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании положений ст.18 Федерального закона от 12 января 1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995г. №168-ФЗ), уполномоченным органом или его территориальным органом.

Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован:

если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;

в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации выступает в суде.

Согласно требованиям статьи 19 Федерального закона от 12 января 1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации.

Если имеющиеся у ликвидируемой некоммерческой организации (за исключением частных учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

При недостаточности у ликвидируемого частного учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации.

В силу ст.62 Гражданского кодекса РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами. 3. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

В порядке требований ст.63 Гражданского кодекса РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 указанного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

В суде установлено, что Благотворительный некоммерческий фонд развития социальной инфраструктуры городского округа г.Волгореченск «Вместе возможно всё» зарегистрирован в качестве юридического лица в Управлении ФНС по Костромской области …г., что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от …г. (л.д.17-19).

Благотворительный некоммерческий фонд развития социальной инфраструктуры городского округа г.Волгореченск «Вместе возможно всё» имеет Устав, определяющий цели и задачи его создания и деятельности, порядок функционирования, органы управления (л.д.8-16).

Как следует из материалов дела, Общим собранием учредителей Фонда от …г. принято решение о прекращении деятельности Фонда, а также о начале процедуры ликвидации Фонда в порядке, предусмотренном ГК РФ и статьями 18, 19 ФЗ от 12 января 1996г. №7 «О некоммерческих организациях». Действия, связанные с ликвидацией Фонда, поручено осуществить Маковой О.Б. (л.д.25).

Среднесписочная численность работников Благотворительного некоммерческого фонда развития социальной инфраструктуры городского округа г.Волгореченск «Вместе возможно всё» за предшествующий календарный год (2014г.) и за 9 месяцев 2015г. составляет ноль человек. Штат Фонда состоит из одного человека – председателя Фонда, который является внешним совместителем на … ставки (л.д.26).

Из бухгалтерского баланса на …г. следует, что имущества Благотворительного некоммерческого фонда развития социальной инфраструктуры городского округа г.Волгореченск «Вместе возможно всё» недостаточно для осуществления его целей и задач. Формирование имущества на основе добровольных имущественных взносов и пожертвований для достижения уставных целей Фонда нереально. Процедура ликвидации Фонда не проведена.

Как пояснила в судебном заседании представитель административного истца Пророкова Е.Н., поступлений добровольных пожертвований в Фонд не имеется, цели Фонда не могут быть достигнуты, поэтому на Общем собрании учредителей Фонда выдвинута кандидатура Маковой О.Б. для осуществления действий по ликвидации Фонда. При этом предусмотренные статьями 18 и 19 ФЗ «О некоммерческих организациях» действия по ликвидации фонда не были выполнены, поскольку отсутствует решение суда о его ликвидации.

Изложенные обстоятельства являются достаточными основаниями для удовлетворения иска.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Маковой О.Б. к Благотворительному некоммерческому фонду развития социальной инфраструктуры городского округа город Волгореченск «Вместе возможно всё» о ликвидации некоммерческой организации удовлетворить.

Ликвидировать Благотворительный некоммерческий фонд развития социальной инфраструктуры городского округа город Волгореченск «Вместе возможно всё».

Назначить ликвидатором Благотворительного некоммерческого фонда развития социальной инфраструктуры городского округа город Волгореченск «Вместе возможно всё» Пророкову Е.Н., … года рождения.

Поручить ликвидатору Благотворительного некоммерческого фонда развития социальной инфраструктуры городского округа город Волгореченск «Вместе возможно всё» осуществить в порядке и сроки действия, связанные с ликвидацией фонда, предусмотренные статьей 19 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Внести в единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации Благотворительного некоммерческого фонда развития социальной инфраструктуры городского округа город Волгореченск «Вместе возможно всё» по окончании процедуры ликвидации.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Нерехтский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: О.Р.Синицына