Дело№2а-1814/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
председательствующего судьи Сахаровой Е.А.
при секретаре Бурлуцкой Е.Ю.
с участием прокурора Печенкина Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «СТРОЙМАРКЕТ-ЧЕРНОЗЕМЬЕ» к Администрации городского округа город Воронеж о признании недействующим Постановления Администрации городского округа город Воронеж №513 от 28.06.2012 «Об утверждении Методики расчета компенсационной стоимости зеленых насаждений на территории городского округа город Воронеж» как не соответствующего ст.ст.5 и 78 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды»,
У С Т А Н О В И Л :
Юридическое лицо ООО «СТРОЙМАРКЕТ-ЧЕРНОЗЕМЬЕ» обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании нормативного акта органа местного самоуправления – Администрации городского округа город Воронеж постановления №513 от 28.06.2012 «Об утверждении Методики расчета компенсационной стоимости зеленых насаждений на территории городского округа город Воронеж». Административный истец полагает, что нормативный акт принят администрацией городского округа город Воронеж с превышением полномочий и предъявляемому к нормативным правовым актам требованию определенности. В связи с указанным, ООО «СТРОЙМАРКЕТ-ЧЕРНОЗЕМЬЕ» просит суд признать недействующим постановление Администрации городского округа город Воронеж №513 от 28.06.2012 «Об утверждении Методики расчета компенсационной стоимости зеленых насаждений на территории городского округа город Воронеж» как не соответствующего ст.ст.5 и 78 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды».
Представитель административного истца ООО «СТРОЙМАРКЕТ-ЧЕРНОЗЕМЬЕ» по доверенности ФИО1 считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Представители административного ответчика Администрации городского округа город Воронеж по доверенности ФИО2 и ФИО3 представили суду возражения, приобщенные к материалам дела, и полагали, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правого акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а так же лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным актам, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Применительно к требованиям ст. 213 КАС РФ судом рассматривается данное административное заявление.
Согласно пунктам 5 и 6 части 2 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а также требования о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.
Из приведенных положений закона следует вывод о том, что с административным иском о признании нормативного правового акта недействующим вправе обратиться только лица, в отношении которых данный акт применяется, либо они являются субъектами регулируемых отношений, при условии, что оспариваемым актом нарушены или нарушаются их права. При этом предметом проверки является соответствие оспариваемого нормативного правового акта законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Так, оспариваемое постановление Администрации городского округа город Воронеж № 513 от 28.06.2012 «Об утверждении Методики расчета компенсационной стоимости зеленых насаждений на территории городского округа город Воронеж» издано в установленном порядке органом местного самоуправления, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, в связи с чем, является нормативным правовым актом, применительно к разъяснениям п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", в котором указано, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемый нормативный акт органа местного самоуправления полностью соответствует указанным признакам.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50, изложенным в п.5 с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).
Оспариваемый нормативный акт опубликован в издании «Берег» №67 от 03.07.2012, исходя из чего вступил в силу после официального опубликования (ч.11 ст.55 Устава городского округа город Воронеж).
Суд полагает, что оспариваемым нормативный акт подлежит применению в отношении административного истца, в связи с чем, у ООО ««СТРОЙМАРКЕТ-ЧЕРНОЗЕМЬЕ» имеется право на обращение в суд с заявлением об оспаривании нормативного акта органа местного самоуправления, исходя из представленных суду документов – соглашения№15 (л.д.17-21) от 08.07.2015 между ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Черноземье» ФКУ «Черноземуправтодор» и ООО «СТРОЙМАРКЕТ-ЧЕРНОЗЕМЬЕ», разрешением на строительство от 31.05.2018 №36-ru36302000-02-2018 (л.д.22-24), предусматривающее строительство объекта дорожного сервиса «кафе», расположенного по адресу <адрес>№. Автомобильная дорога общего пользования федерального значения А-134 подъездная дорога от автомобильной дороги А-4 «Дон» к г.Воронежу на км 11+500 (слева), актом администрации городского округа город Воронеж по результатам обследования зеленых насаждений от 10.01.2019 (л.д.25).
Законодательство об охране окружающей среды находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "д" части 1, Конституции Российской Федерации).
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяются Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". В соответствии с его статьей 61 зеленый фонд городских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с законодательством.
Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Как указано в ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:…соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде…
Ст.10 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" указывает, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Из указанного следует, что органы местного самоуправления являются участниками правоотношений в области охраны окружающей среды, при этом, деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среду должна обеспечивать благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность на соответствующих территориях, а юридические и физические лица, оказывающая воздействие на окружающую среду должны соблюдать принцип платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст. 2 Решения Воронежской городской Думы от 11.04.2012 N 762-III (ред. от 01.11.2017) "Об утверждении Положения о создании, содержании и реконструкции зеленых насаждений на территории городского округа город Воронеж" "компенсационное озеленение" - создание зеленых насаждений взамен уничтоженных; "компенсационная стоимость зеленых насаждений" - стоимостная оценка типичных видов (категорий) зеленых насаждений и объектов озеленения, проведенная суммированием всех видов затрат, связанных с их созданием и содержанием, с учетом их социальной значимости.
Согласно ст.ст. 6, 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Озеленение территории является составной частью благоустройства, организация которого отнесена к вопросам местного значения городского округа, как и использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (пункт 25 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ).
К вопросам местного значения городского округа относится также организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, то есть деятельность, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (абзац одиннадцатый статьи 1 и пункт 2 статьи 7 Федерального закона N 7-ФЗ, пункт 11 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ).
В ст. 10 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что органами местного самоуправления осуществляется управление в области охраны окружающей среды в соответствии с этим законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Из положений статьи 34, пункта 3 статьи 37 поименованного закона следует, что при осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды.
Таким образом, федеральным законодательством предоставлено органу местного самоуправления полномочия по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах соответствующего муниципального образования.
Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность отдельных норм, регулирующих вопросы возмещения причиненного лесам вреда, в постановлении от 2 июня 2015 года N 12-П, констатировал, что особенности экологического ущерба предопределяют трудность и невозможность возмещения вреда в натуре и исчисления причиненного вреда, и в силу этого - условность оценки его размера, а также подчеркнул, что поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду, что публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков.
Таким образом, суд считает, что оспариваемое постановление администрации городского округа город Воронеж №513 от 28.06.2012 соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, как регулирующее вопросы местного значения в сфере благоустройства и охраны окружающей среды в связи с правомерными действиями при осуществлении градостроительной деятельности.
Институт компенсации ущерба окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области ее охраны, регламентирован статьями 77 и 78 Федерального закона N 7-ФЗ, предусматривающими осуществление такой компенсации добровольно либо по решению суда или арбитражного суда исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, а также посредством возложения на основании решения суда или арбитражного суда обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет средств ответчика в соответствии с проектом восстановительных работ (статья 78); вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77).
В данном же случае, в оспариваемом постановлении речь идет не о компенсации ущерба окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области ее охраны, а компенсационной стоимости зеленых насаждений, что является различными понятиями по своей природа.
Согласно ст.10 Положения о создании, содержании и реконструкции зеленых насаждений на территории городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 11.04.2012 N 762-III методика расчета компенсационной стоимости зеленых насаждений, планируемых к рубке или уничтожению, устанавливается администрацией городского округа город Воронеж. Компенсационная стоимость зеленых насаждений, рубка или уничтожение которых планируется при размещении, строительстве, реконструкции, сносе или демонтаже объектов, финансируемых за счет средств бюджета городского округа город Воронеж, не взимается.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 24.12.2018 N 14-АПГ18-14 решение Воронежского областного суда от 20 августа 2018 года в части отказа в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Строймаркет-Черноземье" о признании недействующей статьи 10 Положения о создании, содержании и реконструкции зеленых насаждений на территории городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 11 апреля 2012 года N 762-III было отменено и принято в этой части новое решение: «Признать не действующей с момента вынесения настоящего апелляционного определения статью 10 Положения о создании, содержании и реконструкции зеленых насаждений на территории городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 11 апреля 2012 года N 762-III, в той мере, в которой она не предусматривает учет понесенных при проведении компенсационного озеленения затрат на создание зеленых насаждений взамен уничтоженных лицом, которое или в интересах которого произведена рубка или уничтожение зеленых насаждений».
Из указанного следует, что п.10 Положения о создании, содержании и реконструкции зеленых насаждений на территории городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 11.04.2012 N 762-III, является предметом рассмотрения Верховного суда РФ, при этом, вышестоящим судом не было указано на противоречие федеральному законодательству в части указания в нормативном акте представительного органа местного самоуправления о том, что методика расчета компенсационной стоимости зеленых насаждений, планируемых к рубке или уничтожению, устанавливается администрацией городского округа город Воронеж. При этом, доводы административного истца о том, что предметом их оспаривания являлись иные положения нормативного акта, судом не принимаются во внимание, так как рассматривая жалобу административного истца ВС РФ рассматривал ее относительно доводов ООО «Строймаркет-Черноземье» о том, что к лицам, претендующим на получение порубочного билета предъявляются одновременно требования и о перечислении в бюджет городского округа суммы компенсационной стоимости зеленых насаждений и осуществлении компенсационного озеленения, то есть вопрос напрямую затрагивал оспариваемое постановление №513 от 28.06.2012, которым и установлена методика расчета компенсационной стоимости зеленых насаждений. При этом, ВС РФ не было указано на то, что данный акт органа местного самоуправления не подлежит применению, так как противоречит федеральным законам и нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствие со ст. ст. 35, 61 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
Компенсационное озеленение является обязательным во всех случаях повреждения или уничтожения зеленых насаждений. В случае уничтожения зеленых насаждений компенсационное озеленение производится на том же участке земли, где они были уничтожены, причем количество единиц растений и занимаемая ими площадь не должны быть уменьшены, либо на другом участке земли, но в том же административном округе в двойном размере как по количеству единиц растительности, так и по площади. Компенсационное озеленение производится за счет средств граждан или юридических лиц, в интересах или вследствие противоправных действий которых произошло повреждение или уничтожение зеленых насаждений. Вред, причиненный повреждением или уничтожением зеленых насаждений, подлежит возмещению, размер подлежащего возмещению вреда определяется по утвержденным методикам расчетов исходя из компенсационной стоимости зеленых насаждений.
Исходя из того, что федеральный законодатель предусмотрел для органа местного самоуправления охрану зеленного фонда городских поселений, то орган местного самоуправления в своей деятельности обязан предусмотреть систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. Суд полагает, что утверждение оспариваемой Методики расчета компенсационной стоимости зеленых насаждений на территории городского округа город Воронеж, является частью указанных системных мероприятий.
При этом, административный ответчик принял указанное постановление в соответствие со своей компетенцией в области охраны окружающей среды, с учетом того, что проведение указанных мероприятий относится к области благоустройства, с учетом положений ст.7 п.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.11 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления», п. 12 ч.1 ст.14 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 №150-1, где указано, что организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа город Воронеж.
Озеленение территорий является составной частью благоустройства, организация которого отнесена к вопросам местного значения, как и использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (п. 25 ч.1 ст.16 Федерального закона №311-ФЗ). Указанная позиция высказана ВС РФ в апелляционном определении от 24.12.2018 №14-АПГ 18-14.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своей компетенции самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения, при этом не допускается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами (ст.ст. 12, 130, 132, 133 Конституции РФ).
В целях реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду настоящий Закон Воронежской области в соответствии со статьей 61 Федерального закона "Об охране окружающей среды" регулирует отдельные отношения в сфере охраны зеленого фонда городских и сельских поселений Воронежской области.
Согласно ст.9 Закона Воронежской области от 11.03.2013 N 01-ОЗ (ред. от 25.12.2013) "О зеленом фонде городских и сельских поселений Воронежской области" (принят Воронежской областной Думой 28.02.2013) осуществление градостроительной деятельности в Воронежской области ведется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и законодательства Воронежской области по охране зеленых насаждений. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране зеленых насаждений и их восстановлению в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Воронежской области.
Приказом управления по экологии и природопользованию Воронежской области №63 от 11.05.2012 Утвержден рекомендательный порядок оформления разрешений на правомерное уничтожение и повреждение зеленых насаждений, при этом, для расчета трудозатрат в нем используются территориальные расценки, в соответствии с указанным приказом, которые ниже федеральных, что не может привести к нарушению прав заявителя.
Согласно п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" Верховный суд РФ указывает, что проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения. Вместе с тем нормативный правовой акт не может быть признан недействующим, если суд придет к выводу, что по своему содержанию оспариваемый акт или его часть не допускают придаваемое им при правоприменении толкование. Этот вывод должен быть обоснован в решении суда. При этом в решении суда указывается на надлежащее толкование.
Исходя из заявленных требований административный истец указывает на не определенность положений п.2.2 постановления №513, с чем суд не может согласиться, так как расчет трудозатрат для всех видов работ приведен исходя их территориальных расценок, установленных Приказом управления по экологии и природопользованию Воронежской области №63 от 11.05.2012 "Об утверждении рекомендательного порядка оформления разрешений на правомерное уничтожение и повреждение зеленых насаждений", несмотря на ссылку в постановлении на приказ Департамента АСП Воронежской обл. от 30.09.2010 N 322 "Об утверждении сборников территориальных единичных расценок в сфере градостроительной деятельности по Воронежской области", который утратил силу в связи с приказом от 03.03.2015 N 61-02-03/30. Однако, в данном случае не определенность не имеет место и данное обстоятельство не связано в тем, что приказ действующий на момент принятия постановления утратил свою силу, так как аналогичный расчет трудозатрат установлен приказом управления по экологии и природопользованию Воронежской области №63 от 11.05.2012, который является действующим. Иные доводы административного истца о не определенности носят надуманный характер, связаны с субъективной оценкой оспариваемого нормативного акта.
Анализируя все вышеизложенные нормативные акты и федеральные законы суд приходит к выводу о том, что Постановление Администрации городского округа город Воронеж №513 от 28.06.2012 «Об утверждении Методики расчета компенсационной стоимости зеленых насаждений на территории городского округа город Воронеж» полностью соответствует требованиям ст.ст.5 и 78 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», принято органам местного самоуправления в пределах своей компетенции, кроме того, суд полагает, что административным истцом не было представлено доказательств нарушения прав юридического лица оспариваемым нормативным актом, что является основанием для отказа в иске.
Согласно ст.209 КАС РФ, а так же п.п.15, 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" в
административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы нарушены или могут быть нарушены оспариваемым актом, или о том, что существует реальная угроза их нарушения (пункт 5 части 2 статьи 209 КАС РФ).
При рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
При обращении в суд в административном исковом заявлении административным истцом не было указано о нарушении прав, свобод и законных интересов указанного лица оспариваемым нормативным актом, в судебное щаседание так же таких доказательств суду представлено не было. Имелась ссылка на то, что с административного истца «может быть взыскана компенсация за правомерную рубку земельных насаждений в размере большем, нежели в результате применения методик расчета ущерба окружающей среде, установленной уполномоченным органом государственной власти, либо в результате указания четко определенных параметров в п.2.2 постановления№513», что не свидетельствует о нарушении прав заявителя.
Оспариваемая методика применяется в процессе подготовки разделов оценки воздействия на окружающую природную среду проектов строительства и их экспертизы для стоимостной оценки потенциального ущерба, который может возникнуть при осуществлении хозяйственной деятельности, затрагивающей зеленые насаждения; при расчете размера вреда в случае установления факта неправомерного уничтожения или повреждения зеленых насаждений; при исчислении размера компенсационных платежей в бюджет городского округа для выдачи разрешений на рубку, изъятие и пересадку насаждений; при иных случаях, связанных с необходимостью определения компенсационной стоимости зеленых насаждений, о чем указано в оспариваемом постановлении. Административным истцом не было представлено суду доказательств того, что при применении Методики права юридического лица были нарушены, так как в выдаче порубочного билета обществу было отказано Управлением экологии администрации городского округа город Воронеж.
Руководствуясь ст.ст. 84, 175-180, 215, 217 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ООО «СТРОЙМАРКЕТ-ЧЕРНОЗЕМЬЕ» к Администрации городского округа город Воронеж о признании недействующим Постановления Администрации городского округа город Воронеж №513 от 28.06.2012 «Об утверждении Методики расчета компенсационной стоимости зеленых насаждений на территории городского округа город Воронеж» как не соответствующего ст.ст.5 и 78 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» отказать.
Решение может быть обжаловано и принесено представление прокурором в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: