РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июня 2021 года Свердловский районный суд <адрес обезличен> в составе председательствующего судьи Смирновой Т.В., при секретаре судебного заседания Варламовой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 38RS0036-01-2021-001498-05 (производство 2а-1816/2021) по административному исковому заявлению ИФНС России по <адрес обезличен> к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам и пени за 2019 год,
УСТАНОВИЛ:
В Свердловский районный суд <адрес обезличен> обратилась ИФНС России по <адрес обезличен> с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год, пени. В основание административного иска административный истец указал, что административный ответчик с <Дата обезличена> состоит на учете в ИФНС России по <адрес обезличен> в качестве адвоката. Вэтой связи ФИО1 был обязан осуществить начисление и уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и медицинское страхование в соответствии со статьями 8, 23, 419, 430, 432 Налогового кодекса Российской Федерации. Однако, административный ответчик в установленные законодательством сроки, суммы страховых взносов не уплатил.В настоящее время задолженность ФИО1 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2019 год в общем размере составляет 36 590 рублей 73 копейки, в том числе: 29 354 рубля – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2019 год на выплату страховой пенсии; 285 рублей 72 копейки – пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год; 6 884 рубля – страховые взносы за 2019 год на обязательное медицинское страхование; 67 рубле 01 копейка – пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год.В соответствии со ст. 69,70 Налогового кодекса РФ административному ответчику было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам и по налогам, которым предложено уплатить задолженность в добровольном порядке.До настоящего времени ФИО1 задолженность по страховым взносам за 2019 год не уплачена.Инспекцией принимались меры по взысканию задолженности путем обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, о чем мировым судьей был вынесен судебный приказ. Однако определением мирового судьи судебный приказ был отменен в связи с поступившими возражениями должника относительного его исполнения. В связи с чем, административный истец ИФНС России по <адрес обезличен> просит суд взыскать с ФИО1 задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 29 354 рубля, пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 285 рублей 75 копеек; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 6 884 рубля, пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 67 рублей 01 копейки.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 требования иска поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что требование об уплате спорной задолженности в адрес налогоплательщика было направлено посредством его размещения в личном кабинете налогоплательщика, поскольку у ФИО1 был открыт личный кабинет и от него в налоговый орган не поступало уведомления о необходимости предоставления ему налоговых документов, в частности требования об уплате спорной задолженности, на бумажном носителе. Полагала направление требования об уплате спорной задолженности через личный кабинет налогоплательщика надлежащим, просила иск удовлетворить.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании против удовлетворения иска возражал. Судупояснил, что он в ИФНС с заявлением об открытии ему личного кабинета налогоплательщика не обращался, не давал своего согласия на открытие ему личного кабинета налогоплательщика, телефон в личном кабинете ему не принадлежит, он не пользовался таким личным кабинетом налогоплательщика, соответственно, не получал требования об уплате спорной задолженности, не знал о размере спорной задолженности. Полагал, что налоговым органом не доказано обстоятельство надлежащего направления в его адрес требования об уплате спорной задолженности, что препятствует в дальнейшем применить порядок принудительного взыскания. В иске просил отказать в полном объеме.
Заслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы настоящего дела, материалы дела мирового судьи <Номер обезличен>а-1851/2020, приходит к выводу, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат в силу следующего.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно пункту 3 статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ) налоговыми органами являются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Функции по контролю и надзору в области налогов и сборов в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, возложены на Федеральную налоговую службу.
На основании пунктов 1,3, 5 Положения об Управлении Федеральной налоговой службы по Иркутской области, утвержденного ФНС России 22.02.2019, Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области (далее - Управление) является территориальным органом Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) в Иркутской области и входит в единую централизованную систему налоговых органов, является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства оналогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов,
Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и через инспекции Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня.
Положениями ст.19 НК РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых согласно НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги предусмотрена также пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ.
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего до 01.01.2017, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов, установленных указанным выше Федеральным законом № 212-ФЗ и введением в действие главы 34 «Страховые взносы» НК РФ налоговые органы с 01.01.2017 являются администраторами доходов бюджета в части контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, установленных НК РФ.
В силу ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно положениям ст. 52 НК РФ плательщики страховых взносов самостоятельно исчисляют сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы исчисления страховых взносов и тарифа.
В соответствии со ст. 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год.
В силу ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Пунктом 2 ст. 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6 884 рублей за расчетный период 2019 года.
Согласно ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Судом из материалов дела установлено, что административный ответчик ФИО1 с <Дата обезличена> состоит на учете в ИФНС России по <адрес обезличен> качестве адвоката, что подтверждается сведениями о постановке на учет адвоката и не отрицалось в судебном заседании.
Согласно расчету задолженности за 2019 год, размер страховых взносов, подлежащих уплате административным ответчиком, составляет: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2019 год 29 354 рубля; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год составляет 6 884 рубля.
С проверив расчет, находит его арифметически верным, рассчитанным в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 2 статьи 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ).
Так как в установленный законом срок от ответчика как налогоплательщика не поступило уплаты страховых взносов за 2019 год, налоговым органом в соответствии с требованиями статьями 69, 70 НК РФ направлено требование об уплате образовавшейся задолженности по страховым взносам за 2019 год за <Номер обезличен> по состоянию на <Дата обезличена>, в котором установлен срок для добровольного погашения имеющейся задолженности до<Дата обезличена>.
Как видно из материалов дела, и подтверждается пояснениями представителя истца, требование об уплате спорной задолженности было размещено в личном кабинете налогоплательщика ФИО1, что подтверждается реестром направления требования <Номер обезличен> по состоянию на <Дата обезличена> через сервис «Личный кабинет налогоплательщика».
Административный ответчик ФИО1 возражая против требований налогового органа пояснил, что требование об уплате спорной задолженности он не получал, своего согласия на открытие ему личного кабинета не выражал, доказательств обратного, в частности, его заявление/согласие на открытие ему личного кабинета или иное доказательство, налоговым органом в материалы дела не представлено. Соответственно, истцом не исполнено обязанности по направлению требования в установленном порядке, нарушает порядок принудительного взыскания.
Представитель налогового органа ФИО2 в ответ на возражения административного ответчика пояснила, что личный кабинет у ФИО1 открыт с 2013 года, когда от ФИО1 в налоговый орган поступило его заявление на получение регистрационной карты с паролем доступа в «Личный кабинет налогоплательщика для физического лица». В этой связи полагала, что налоговым органом правомерно и надлежащего направлено требование об уплате страховых взносов за 2019 год через личный кабинет налогоплательщика ФИО1
Суд, проверяя настоящие доводы сторон, исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 2 ст. 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Согласно Приказу от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@ "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика" (далее - Приказ) налоговый орган вправе направлять налогоплательщику через его личный кабинет документы (информацию), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в электронной форме лишь после получения налогоплательщиком доступа к личному кабинету в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 23 Приказа датой отправки документов (информации), сведений физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждение даты отправки.
Как установлено судом ранее, в связи с тем, что от налогоплательщика ФИО1 не поступило уплаты страховых взносов за 2019 год, налоговым органом в соответствии с требованиями статьями 69, 70 НК РФ было направлено требование об уплате образовавшейся задолженности по страховым взносам за 2019 год за <Номер обезличен> по состоянию на <Дата обезличена> посредством размещения его в личномкабинете налогоплательщика.
Из скриншота электронного устройства видно, что требование за <Номер обезличен> в личном кабинете налогоплательщика было размещено <Дата обезличена>.
В обоснование того, что ФИО1 ранее обращался в налоговый орган с заявлением о предоставлении ему регистрационной карты с паролем доступа в «Личный кабинет налогоплательщика для физического лица», представителем административного истца в материалы дела представлена распечатка из программы налогового органа «Список пользователей личного кабинета».
Как видно из «Списка пользователей личного кабинета», образованным с помощью программы налогового органа, ФИО1 входит в такой список пользователей личного кабинета с <Дата обезличена>.
Кроме того, налоговый орган ссылается и на то обстоятельство, что при получении регистрационной карты с паролем доступа в «Личный кабинет налогоплательщика для физического лица» ФИО1 был предоставлен номер телефона, который указан в его профиле личного кабинета налогоплательщика, что по указанному номеру телефона, налогоплательщик проходит/подтверждает регистрацию в личном кабинете.
Как пояснил в судебном заседании административный ответчик ФИО1, указанный в профиле номер телефона в личном кабинете ему не принадлежит, он никогда не пользовался личным кабинетом налогоплательщика и согласия на его открытие не давал, соответственно размещение налоговым органом требования <Номер обезличен> является ненадлежащим его направлением.
Суд, давая оценку представленным налоговым органом доказательствам в обоснование довода об обоснованности и надлежащем размещении в личном кабинете требования <Номер обезличен> по состоянию на <Дата обезличена> об уплате задолженности по страховым взносам за 2019 год,а также пояснениям сторон, не находит представленные административным истцом доказательства подтверждающими факт дачи своего согласия ФИО1 на извещения его об имеющихся задолженностях, или обязанностях по уплате налогов/сборов посредством личного кабинета налогоплательщика.
Так, номер телефона в профиле личного кабинета не подтвержден принадлежностью административному ответчику ФИО1 Доказательств выражения согласия ФИО1 на открытие ему личного кабинета налогоплательщика налоговым органом не представлено.
Кроме того, из «Списка пользователей личного кабинета», образованным <Дата обезличена> с помощью программы налогового органа, с этой даты какого-либо движения в личном кабинете не имеется, то есть каких-либо записей об истории регистрации в личном кабинете налогоплательщика ФИО1 не усматривается.ФИО1 с момента открытия налогового кабинета, с 2013 года ни разу им не воспользовался, а иного стороной истца суду не представлено.
Как установлено ранее, налоговый кабинет был открыт на имя ответчика в 2013 году, однако истец (в силу представленной суду информации) начиная с 2013 года до выставления спорного требования ни разу на протяжении восьми лет) не выставлял ответчику требования путем размещения через личный кабинет.
При этом, суд не признает довод стороны истца о том, что личный кабинет был открыт через сайт «Госуслуг», поскольку в 2013 году данная услуга не была предусмотрена, все заявлению подавались путем подачи в налоговый орган.
Заявление ФИО1, поданное в ИФНС с просьбой открыть ему налоговый кабинет налогоплательщика, стороной истца в суд так же не представлено.
Таким образом, суд полагает, что нашли свое подтверждение доводы административного ответчика ФИО1 о ненадлежащем направлении налоговым органом требования <Номер обезличен> по состоянию на <Дата обезличена> об уплате задолженности по страховым взносам за 2019 год в его адрес, посредством размещения в личном кабинете, поскольку доказательств открытия личного кабинета в соответствии с волей налогоплательщика судом не установлено, и все вышеперечисленные обстоятельства (факт отсутствия заявления ответчика на открытие кабинета, неиспользование личным кабинетом с 2013 года ни разу) свидетельствуют о том, что надлежащего направлении налоговым органом требования <Номер обезличен> по состоянию на <Дата обезличена> не имеется.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. 69 и 70 НК РФ.
Согласно п. 9 ст. 45 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений настоящего пункта.
С направлением предусмотренного ст. 69 Налогового кодекса РФ требования, налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определённые сроки.
В этой связи, с учетом отсутствия доказательств надлежащего направления налоговым органом в адрес ФИО1 требования <Номер обезличен> об уплате спорной задолженности, суд приходит к выводу, что порядок принудительного взыскания задолженности истцом нарушен, требованияИФНС России по <адрес обезличен> к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 29 354 рубля, пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 285 рублей 75 копеек; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 6 884 рубля, пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 67 рублей 01 копейки не подлежат удовлетворению.
Не влияет на данный вывод суда довод налогового органа о том, что сам факт наличия спорной задолженности по страховым взносам за 2019 год административным ответчиком не оспорен, поскольку, хоть такой факт и не оспорен административным ответчиком, однако налоговый орган, как установлено в судебном заседании свою обязанность по направлению требования об уплате задолженности в адрес налогоплательщика, предусмотренную ст. 70 НК РФ, надлежащим образом не исполнил, то есть нарушил порядок принудительного взыскания, что привело к невозможности применения механизма принудительного взыскания налога и пеней в определённые сроки и повлекло негативные последствия, в данном случае в виде отказа в удовлетворении требований о принудительном взыскании задолженности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ИФНС России по <адрес обезличен> к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам и пени за 2019 год отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке путём подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд <адрес обезличен> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.
Судья Смирнова Т.В.
Решение в окончательной форме изготовлено <Дата обезличена>.