ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1816/2021 от 12.04.2021 Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

УИД 66RS0006-01-2021-001066-57

Дело № 2а-1816/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 апреля 2021 года город Екатеринбург

Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга в составе судьи Курищевой Л.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Орджоникидзевского района города Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Орджоникидзевского района города Екатеринбурга обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с требованиями о признании информации, расположенную в сети «Интернет» по сетевому адресу: < данные изъяты >, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В обоснование требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения федерального законодательства в сфере противодействия распространению информации порнографического характера в телекоммуникационной сети «Интернет» выявлена страница: < данные изъяты >, содержащая информацию порнографического характера. Вход на Интернет-страницу свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой пользователь сети Интернет. Действующим законодательством установлена административная и уголовная ответственность в сфере распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющей вред их здоровью и (или развитию). Поэтому в силу положений Федерального закона от 27 июня 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан», Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» на данной интернет-странице содержится информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства.

Определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, предоставление срока для возражений и доказательств направлено административному истцу прокурору Орджоникидзевского района города Екатеринбурга, заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому Федеральному округу (далее - Управление Роскомнадзора по УрФО) заказной корреспонденцией.

Извещение о времени и месте рассмотрения административного дела размещено на интернет-портале Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» в порядке, установленном Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. В ходе рассмотрения дела лицо, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации запрещенной, не установлено.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации (часть 1). Административное исковое заявление о признании информации запрещенной подается в районный суд по адресу административного истца либо по адресу или месту жительства административного ответчика (часть 2).

Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ), в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ).

В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу части 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

На основании частей 1-3, пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр). В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой проверка исполнения законодательства в сфере противодействия распространению информации порнографического характера в телекоммуникационной сети «Интернет» в рамках обращения, в ходе которой выявлена в сети «Интернет» страница с адресом < данные изъяты >, на котором размещена информация порнографического характера, в том числе публичная демонстрация половых органов, что зафиксировано в акте проверки от 03 марта 2021 года.

В материалах дела представлены скриншоты Интернет-страницы сайта < данные изъяты >, из которых следует, что на страницах сайта размещена информация порнографического характера (л.д. 10).

Из анализа информации, размещенной по указанному электронному адресу, следует, что вход на Интернет-страницу свободный, не требует предварительной регистрации и пароля. Изложенное исключает возможность проверить достижение посетителем сайта совершеннолетия.

Согласно частям 1, 2 статьи 14Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, содержащая информацию порнографического характера.

Частью 1 статьи 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию (за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.20, 6.21, частью 3 статьи 13.15, частью 2 статьи 13.21 и статьей 13.36 настоящего Кодекса), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Частью 2 статьи 242 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за распространение, публичная демонстрация или рекламирование порнографических материалов или предметов среди несовершеннолетних либо вовлечение несовершеннолетнего в оборот порнографической продукции, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста.

В связи с изложенным, наличие на Интернет-сайте информации порнографического характера, доступность данной информации неограниченному кругу лиц, в том числе несовершеннолетним, порождает условия для распространения с использованием сети «Интернет» среди детей информации, запрещенной к распространению.

Поскольку в силу вышеприведенных норм распространение информации порнографического характера среди несовершеннолетних запрещено, за что предусмотрена административная и уголовная ответственность, суд находит требование прокурора Орджоникидзевского района города Екатеринбурга о признании информации порнографического характера, размещенной на Интернет-сайте по адресу: < данные изъяты >/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора Орджоникидзевского района города Екатеринбурга удовлетворить.

Признать информацию, размещенную по Интернет-адресу: < данные изъяты >, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение суда является основанием для включения указателя страницы сайта в сети «Интернет» < данные изъяты > в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Судья (подпись) Л.Ю. Курищева