ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-181/20 от 30.07.2020 Кондинского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2а-181/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июля 2020 года п. Междуреченский

Кондинский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Ганина С.В.,

при секретаре Загородниковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Югра-Экология» к администрации городского поселения <адрес> – Югры о признании недействующим с даты принятия постановления администрации городского поселения Куминский от 05.03.2020 года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения Куминский», о признании недействующим с даты принятия постановления от 05.03.2020 года «О признании утратившими силу некоторых постановлений администрации городского поселения Куминский», о признании недействующим с даты принятия постановления администрации городского поселения Куминский от 17 декабря 2018 года «О внесении изменений в постановление администрации городского поселения от 14 мая 2018 года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения Куминский» в части определения нормативов накопления отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов, взыскании расходов по уплате государственной пошлины

У С Т А Н О В И Л:

Представитель акционерного общества «Югра-Экология» обратился суд с административным исковым заявлением к администрации городского поселения Куминский. Просил с учетом уточнений исковых требований признать недействующим с даты принятия постановление администрации гп. Куминский от 05 марта 2020 года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории гп. Куминский»; признать недействующим с даты принятия постановление от 05 марта 2020 года «О признании утратившими силу некоторых постановлений администрации гп. Куминский»; признать недействующим с даты принятия постановление администрации гп. Куминский от 17 декабря 2018 года «О внесении изменений в постановление администрации городского поселения от 14 мая 2018 года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории гп. Куминский» в части определения нормативов накопления отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов, взыскать с администрации гп. Куминский судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

Административный истец свои требования мотивирует тем, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, что следует из статьи 24.6. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Акционерное общество «Югра-Экология» является региональным оператором на территории <адрес> - Югры, что следует из соглашения , заключенного с Департаментом промышленности ХМАО-Югры ДД.ММ.ГГГГ.

В целях осуществления расчетов с собственниками ТКО, коммерческий учет ТКО осуществляется региональным оператором исходя из нормативов накопления ТКО.

Установление нормативов накопления ТКО отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, что следует из закона <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами».

ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского поселения Куминский, в целях реализации отдельных государственных полномочий, принято постановление «О внесении изменений в постановление администрации городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения Куминский».

Указанным постановлением изменены ранее принятые нормативы накопления в пользу их уменьшения по многоквартирным домам и индивидуальным жилым домам.

С принятым постановлением административный истец не согласен, поскольку постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» установлен порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.

Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд, независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта, каждой категории, суммируются по дням недели. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов рассчитываются с учетом всех четырех сезонов в году.

Вместе с тем, административным ответчиком при принятии постановления от ДД.ММ.ГГГГ использовались методы, которые противоречат требованиям постановления Правительства , что влечет недействительность постановления от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, административный истец указывает, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского поселения <адрес> оказываются региональным оператором в соответствии с «Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в <адрес> - Югре», утвержденной распоряжением Правительства ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ-рп (далее - Терсхема). Информация о нормативах накопления является составной частью Терсхемы, что следует из пункта 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ-рп, в Терсхему были внесены изменения, в том числе по нормативам: накопления ТКО на территории городского поселения <адрес>. Изменения нормативов накопления обусловлено, в том числе, принятием Административным ответчиком Постановления от 14.05.2018г, «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения Куминский».

В соответствии с п. 18 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Между тем, по прошествии менее 1 года после последнего изменения нормативов накопления и внесения изменений в Терсхему, административным ответчиком было принято новое (оспариваемое) постановление, которым нормативы накопления отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов были уменьшены по сравнению с ранее действовавшим Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ и по сравнению с теми, что вошли в Терсхему и тарифную заявку.

Указанное повлекло для административного истца возникновение убытков за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 614 653,10 рублей.

Представитель административного истца в обоснование исковых требований также указал, что принятым административным ответчиком постановлением от ДД.ММ.ГГГГ также нарушаются права административного истца, так как с принятием указанного постановления отменяются ранее действующие постановления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, которыми были установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов для потребителей, ввиду чего отмененные постановления не могут приняться административным истцом для начисления потребителям платы за услугу по обращению с ТКО за период до ДД.ММ.ГГГГ.

Принятым административным ответчиком постановлением от ДД.ММ.ГГГГ нарушаются права административного истца, так как административным ответчиком при принятии Постановления от ДД.ММ.ГГГГ использовались методы, которые противоречат требованиям Постановления Правительства (не проведены замеры накопления ТКО), что влечет недействительность Постановления от ДД.ММ.ГГГГ принятого административным ответчиком.

Соответственно, административным ответчиком постановление от ДД.ММ.ГГГГ и постановление от ДД.ММ.ГГГГ вынесены с нарушением действующего законодательства Российской Федерации, что влечет их недействительность.

Кроме того, административным ответчиком, в нарушение требований действующего законодательства, не проведено согласование принятого постановления от ДД.ММ.ГГГГ с Российским экологическим оператором.

В судебном заседании представитель административного истца АО «Югра-Экология» - ФИО2 исковые требования поддержала. Также пояснила, что административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление , которым были изменены ранее принятые нормативы. Считает, что данное постановление было принято в нарушение требований, установленных постановлением Правительства РФ . Кроме того, постановления и от ДД.ММ.ГГГГ также были приняты незаконно, поскольку замеры массы и объема ТКО были проведены неправильно. Во всех замерах заявлена одинаковая плотность, в то время, как плотность различных отходов неоднородна, неправильно указан объем контейнеров, указаны адреса контейнерных площадок, где контейнерные площадки фактически отсутствуют. Замеры были проведены в нарушение действующего законодательства, требований постановления Правительства РФ , а также требований постановления Правительства РФ , которое предусматривает согласование принятия постановлений с Российским экологическим оператором.

Кроме этого, представитель административного истца АО «Югра-Экология» указал, что в материалы дела не представлен официальный реестр контейнерных площадок, согласно которого такие площадки являются официальными местами накопления ТКО в гп. Куминский и установлены в заявленном ответчиком количестве и объеме, также не представлено доказательств того, что указанные контейнерные площадки обслуживают заявленное количество расчетных единиц и среди таких собственников исключительно собственники ИЖС.

Также сомнения вызывает и одинаковая плотность отходов. Так как бытовые отходы неоднородны.

В силу п.8 Правил проведения замеров утвержденных постановлением Правительства РФ , на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.

В нарушение п.8 Правил административным ответчиком проведены замеры только на 2 объектах МКД.

Согласование нормативов накопления с Российским экологическим оператором также не проведено.

Представитель административного ответчика – ФИО3 в ходе судебного заседания возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что во исполнение требований постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и Методических рекомендаций, которые утверждены Приказом министерства строительства -пр от ДД.ММ.ГГГГ, административным ответчиком проведены замеры в течении семи дней в течение четырех сезонов 2019 года, замеры проведены по приложению 1 Методических рекомендаций, а именно по отходообразующим объектам, которые имеются на территории ГП Куминский.

Расчетные единицы были определены исходя из технической документации либо из документов, представленных собственниками объектов, на которых были произведены замеры. Кроме того, по ИЖС и МКД замеры были проведены исходя из численности населения не менее 2%. По МКД - 2 объекта, что составляет 97 человек и 98 человек – указаны адреса: <адрес> - адреса нахождения контейнерной площадки. Расположено два контейнера по 0,75 куб.м. в общем объёме 1,5 куб.м.

Пункт 7 Методических рекомендаций рекомендует определять не менее двух участков поселения, которые по численности населения составляют не менее 2%. Именно об говориться в постановлении , подпункт «а», пункт 7 Правил, которые были соблюдены ответчиком.

По ИЖС также, три адреса контейнерных площадок, с количеством жителей соответственно - 40, 63 и 69 человек. Это составляет не менее 2% от общей численности жителей гп. Куминский - 2669 человек.

Старший помощник прокурора Кондинского района Новоселов Д.Н. указал, что постановлением администрации городского поселения Куминский от 05.03.2020 года оспариваемое постановление от 17.12.2018 признано утратившим силу. В связи с чем, при данных обстоятельствах исковые требования АО «Югра-Экология» о признании недействующим постановления от 17.12.2018 не подлежит удовлетворению.

Исковые требования о признании недействующими постановлений администрации городского поселения Куминский от 05.03.2020 года и , также не подлежат удовлетворению. Ответчиком представлены доказательства проведения замеров твердых коммунальных отходов в городском поселении Куминский в соответствии с требованиями действующего законодательства. Указанные нормативные акты обнародованы и вступили в законную силу. В свою очередь, административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми постановлениями администрации городского поселения Куминский и от 05 марта 2020 года.

Доводы истца о нарушении требований законодательства при проведении замеров твердых коммунальных отходов опровергнуты представленными доказательствами ответчика, а именно показаниями свидетелей и письменными материалами дела.

Представитель заинтересованного лица Департамента промышленности ХМАО-Югры в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Свидетель Беккер А.А. пояснил, что он осуществлял правовое консультирование по вопросам организации замеров накопления ТКО в гп. Куминский. Размер накопления ТКО определялся в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ №269 от 04.04.2016.

Свидетель Овчарова В.П. пояснила, что в 2019 году она проводила замеры накопления отходов в гп. Куминский. Были выбраны объекты. Замеры проводились в каждом сезоне по семь дней. Комиссией были выбраны дни, когда будут проводиться замеры. Она ездила на автомашине, которая собирает ТКО. Находясь на объекте с автомашиной, она видела объем заполнения контейнеров, сколько загружается ТКО в автомашину, сколько остается в контейнере. Она заносила сведения в недельную ведомость. Проводились замеры по всем сезонам, с понедельника по воскресенье. В мае с 20 числа, в августе с первой половины месяца, в октябре, декабре также в 20-х числах. Была выбрана средняя плотность ТКО, которую выбирают экологи, поскольку как такового нормативного акта, определяющего плотность ТКО, нет. В данном случае плотность 230, отходы смешанные, раздельных контейнеров нет. На территории поселка все контейнеры емкостью по 0,75 м. куб. В реестре 1,5 куб. м., потому, что 2 контейнера установлены на площадке.

Также свидетель пояснила, что объекты: административные здания, образовательные, спортивные учреждения на территории поселения имеются в единственном числе.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно статье 5 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 4 статьи 24.10 названного Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст.24.6 вышеуказанного Федерального закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Судом установлено, что акционерное общество «Югра-Экология» является региональным оператором на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, что следует из соглашения , заключенного с Департаментом промышленности ХМАО-Югры 02.04.2018 года.

В целях осуществления расчетов с собственниками ТКО, коммерческий учет ТКО осуществляется региональным оператором исходя из нормативов накопления ТКО.

Установление нормативов накопления ТКО отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, что следует из закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.11.2016 № 79-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами».

Постановлением администрации городского поселения Куминский Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 мая 2018 года утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения Куминский.

Услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории гп. <адрес> оказываются региональным оператором в соответствии с «Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», утвержденной распоряжением Правительства ХМАО - Югры от 21.10.2016 № 559-рп (Терсхема). Информация о нормативах накопления является составной частью Терсхемы, что следует из пункта 4 Постановления Правительства РФ от 22.09.2018 №1130.

В соответствии с п. 18 постановления Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исхода из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением администрации городского поселения <адрес> - Югры от 17 декабря 2018 года были внесены изменения в постановление администрации городского поселения Куминский от 14 мая 2018 года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения Куминский». При этом нормативы накопления отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов были уменьшены по сравнению с ранее действовавшим Постановлением от 14.05.2018 года и по сравнению с теми, что вошли в Терсхему и тарифную заявку.

Вместе с тем, судом установлено, что постановлением администрации городского поселения Куминский от 05.03.2020 «О признании утратившими силу некоторых постановлений администрации городского поселения Куминский» постановление администрации городского поселения Куминский от 17 декабря 2018 года «О внесении изменений в постановление администрации городского поселения от 14 мая 2018 года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения Куминский» признано утратившим силу и опубликовано на официальном сайте администрации городского поселения Куминский.

Таким образом, постановление администрации гп. Куминский от 17 декабря 2018 года «О внесении изменений в постановление администрации городского поселения от 14 мая 2018 года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории гп. Куминский» утратило силу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Согласно ч.2 ст.214 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Вместе с тем, согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц.

В соответствии с абзацем 5 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» при удовлетворении требования об оспаривании нормативного правового акта, который до принятия решения суда отменен в установленном законом порядке или действие которого прекратилось, суд может признать данный акт не действующим полностью или в части со дня, когда такой акт (отдельные положения акта) вошел в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, если соответствующая дата предшествует дню отмены оспоренного акта или дню прекращения его действия и если отсутствуют основания для признания такого акта не действующим с иной даты (пункт 1 части 2, пункт 1 части 4 статьи 215 КАС РФ).

Вместе с тем, суд учитывает разъяснения указанные в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» согласно которым, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его, не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, положения оспариваемого нормативного правового акта применялись и на основании этого акта были реализованы права граждан.

Таким образом, оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта не действующим в части со дня, когда отдельные положения указанного акта вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, не имеется.

Учитывая указанные обстоятельства, суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление администрации гп. Куминский от 17 декабря 2018 года «О внесении изменений в постановление администрации городского поселения от 14 мая 2018 года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории гп. Куминский» утратило силу и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца, а оснований для признания указанного постановления не действующим в части со дня, когда его отдельные положения вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, не имеется.

На основании вышеизложенного, суд считает, что в удовлетворении требований административного истца о признании недействующим с даты принятия постановления администрации гп. Куминский от 17 декабря 2018 года «О внесении изменений в постановление администрации городского поселения от 14 мая 2018 года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории гп. Куминский» в части определения нормативов накопления отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов, следует отказать.

Кроме того, постановлением администрации городского поселения Куминский Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 марта 2020 года утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения Куминский.

Вышеуказанное постановление обнародовано путем размещения на специальных стендах, расположенных в общедоступных местах и размещено на официальном сайте администрации гп. Куминский.

Таким образом, постановление обнародовано в установленном порядке и вступило в силу.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» установлен порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.

Статьей 11 и ст.12 указанного постановления установлено, что замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели.

В соответствии с пунктом 4 Правил, нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.

Пунктом 7 Правил установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживают, в том числе, не менее 2 процентов общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения до 300 тыс. человек.

Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил.

Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.07.2016 /пр утверждены методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п.9 методических рекомендаций установлены сроки проведения замеров:

а) зима - декабрь, январь;

б) весна - апрель;

в) лето - июнь, июль;

г) осень - сентябрь, октябрь.

Административным ответчиком в материалы дела предоставлены сведения о проведении замеров твердых коммунальных отходов по сезонам и категориям объектов в соответствии с правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов».

Из материалов дела усматривается, что замеры отходов осуществлялись в соответствии с пунктами 7 и 9 Правил, в целях определения массы и объема отходов в процессе проведения замеров отходов использовались контейнеры. Замеры по объектам каждой категории осуществлялись каждый сезон 2019 года, в том числе зима - декабрь, весна - май, лето - август, осень - октябрь, в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов, что не противоречит пункту 9 Методических рекомендаций и пункту 11 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммировались по дням недели и заносились в соответствующие ведомости накопления (сводные сезонную и годовую), примерные формы которых содержаться в приложениях 4 и 5 Методических рекомендаций. Норматив определялся исходя из данных о массе и объеме отходов, и соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу. Для расчета нормативов накопления твердых бытовых отходов административным ответчиком использовались исходные данные инструментальных измерений массы и объема накапливаемых отходов, что в полной мере соответствует Правилам определения нормативов накопления ТКО, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года и Методическим рекомендациям, утвержденным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 июля 2016 года /пр.

Замеры отходов производились на участках поселения с учетом численности населения г.<адрес>, при этом учитывалась средняя плотность отходов, что не противоречит требованиям вышеуказанных постановления Правительства Российской Федерации и Методических рекомендаций.

Также административным ответчиком представлен реестр площадок накопления ТКО, расположенных на территории г.<адрес>.

Таким образом, суд приходит к выводу, что замеры массы и объема ТКО на территории г.<адрес> произведены в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года и Методических рекомендаций, утвержденным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 июля 2016 года

Данные обстоятельства подтверждаются совокупностью доказательств, представленных административным ответчиком: реестром площадок накопления ТКО, расположенных на территории г.<адрес>; сводными сезонными ведомостями определения нормативов накопления ТКО, паспортами объектов на которых производились замеры, сводными годовыми ведомостями определения нормативов накопления ТКО, показаниями свидетелей Беккер А.А., Овчаровой В.П., ведомостями первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов в контейнерах, актами о фактическом накоплении ТКО, составленными ИП Жуковым В.М., который фактически осуществляет деятельность по сбору и вывозу ТКО на территории г.<адрес> и другими доказательствами, а вышеуказанные доводы административного истца суд находит не обоснованными и не убедительными.

Кроме того, 22.05.2020 администрацией Кондинского района во исполнение п.2 Протокола от 13.05.2020 года в Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры направлены сведения в разрезе поселений о результатах проведенных замеров твердых коммунальных отходов для направления в адрес ППК «Российский экологический оператор» (л.д.118).

29.05.2020 года Департаментом промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в адрес ППК «Российский экологический оператор» в соответствии с п.6 постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 года № 1815 «Об утверждении Правил направления субъектам Российской Федерации и рассмотрении ими рекомендаций Российского экологического оператора при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов» направлены сведения о нормативах накопления твердых коммунальных отходов, в том числе поселениями Кондинского района (л.д.119).

Порядок направления субъектам Российской Федерации и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов установлен постановлением Правительства РФ от 25.12.2019 № 1815.

В соответствии с п.8 постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 года № 1815 результаты проведенной экспертизы оформляются в виде рекомендаций оператора, в которых содержатся мотивированные выводы о соответствии или несоответствии сведений, представленных в обращении при установлении нормативов, требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, результаты сравнительного анализа представленных сведений и данных, содержащихся в территориальных схемах обращения с отходами, а также предложения оператора по изменению нормативов, подлежащих установлению или корректировке. Форма рекомендаций при установлении и корректировке нормативов устанавливается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Таким образом, заключение Российского экологического оператора носит рекомендательный характер и не согласование сведений о нормативах накопления твердых коммунальных отходов на территории г.<адрес> с Российским экологическим оператором, не может служить основанием для признания недействующим постановления администрации г.<адрес> от 05.03.2020 года, как просит административный истец.

Кроме этого, согласно информации ППК «Российский экологический оператор» до настоящего времени форма рекомендаций при установлении и корректировке нормативов накопления ТКО Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации не утверждена.

Также представитель административного истца указывал на то, что масса и объем ТКО, указанные в постановлении администрации г.<адрес> от 05.03.2020 года, не соответствуют показателям массы и объема ТКО, помещенных на утилизацию на полигон хранения ТКО.

Вместе с тем, суд считает, что показатели массы и объема ТКО, замеры которых производились непосредственно в контейнерах, могут не соответствовать показателям массы и объема ТКО, помещенных на утилизацию на полигон хранения.

В любом случае, при определении нормативов накопления ТКО показатели массы и объема ТКО, помещенных на утилизацию на полигон хранения, учитываться не могут, поскольку это противоречит требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года и Методических рекомендаций, утвержденным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 июля 2016 года /пр.

Кроме того, судом установлено, что постановление администрации городского поселения <адрес> - Югры от 05 марта 2020 года «О признании утратившими силу некоторых постановлений администрации гп. Куминский» принято и обнародовано в соответствии с требованиями действующего законодательства и принятие указанного постановления каких-либо прав и интересов акционерного общества «Югра-Экология» не затронуло и не повлекло для истца правовой неопределенности в его деятельности. Доказательств обратного, истцом суду не представлено.

Напротив указанным постановлением, признано утратившим силу оспариваемое истцом постановление администрации городского поселения Куминский от 17 декабря 2018 года.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к твердому убеждению, что оснований для удовлетворения административных исковых требований акционерного общества «Югра-Экология» не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований акционерного общества «Югра-Экология» к администрации городского поселения <адрес> – Югры о признании недействующим с даты принятия постановления администрации городского поселения Куминский от 05.03.2020 года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения Куминский», о признании недействующим с даты принятия постановления от 05.03.2020 года «О признании утратившими силу некоторых постановлений администрации городского поселения Куминский», о признании недействующим с даты принятия постановления администрации городского поселения Куминский от 17 декабря 2018 года «О внесении изменений в постановление администрации городского поселения от 14 мая 2018 года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения Куминский» в части определения нормативов накопления отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов, взыскании расходов по уплате государственной пошлины, отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Кондинский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 11 августа 2020 года.

Председательствующий С.В. Ганин