ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-181/2017 от 12.01.2017 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

2а-181/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 января 2017 года Советский районный суд города Томска в составе:

председательствующего Перелыгиной И.В.

при секретаре Аляровой А.Э.,

с участием:

старшего помощника прокурора Города Томска Осиповой М.С., действующей на основании удостоверения,

представителя административных истцов Кочетова Р.М., действующего на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия один год, диплома,

представителя административного ответчика администрации города Томска Мерзлякова М.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год, диплома

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Рябышко В.В., индивидуального предпринимателя Некипелова А.А. к администрации Города Томска о признании недействующими п. 1, п. 2. п. 4, пп. 2 п. 5 постановления администрации Города Томска № 567 от 22 июня 2016 года,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальные предприниматели Рябышко В.А., Некипелов А.А. указывая, что являются предпринимателем осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров и багажа автобусами в г. Томске по маршрутам № 16, №22 обратились в суд с названным административным иском.

В обоснование требований указано, что 22.06.2016 г. за № 567 администрацией г. Томска было принято Постановление
"Об отмене и установлении муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории МО "Город Томск и о внесении изменений в постановление администрации г. Томска от 25.01.2016 г. № 34 "Об утверждении реестра муниципальных маршрутов
регулярных перевозок на территории МО "Город Томск".

Пунктом 1 указанного акта с 01.01.2017 г. отменяются автобусные муниципальные маршруты регулярных перевозок, в том числе маршруты №16 и №22.

Согласно п. 2 Постановления с 01.01.2017 г. и приложения № 1 к Постановлению устанавливаются муниципальные маршруты регулярных перевозок, в том числе маршруты №16 и №22.

Полагают оспариваемое постановление в части отмены с 01.01.2017 г. муниципальных маршрутов регулярных перевозок №16 и №22 и установления с указанной даты муниципальных маршрутов регулярных перевозок с аналогичными номерами несоответствующим нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу и нарушающим права истцов на осуществление перевозок пассажиров и багажа автобусами на территории г. Томска по указанному маршруту.

Указывают на несоответствие п. 1, п. 2. п. 4, пп. 2 п. 5 оспариваемого постановлениям правовым актам:

ч. 1,2 ст. 11, ч. 1,2 ст. 14 ФЗ № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ",

пп. 3,5,7,8 Порядка установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденного Постановлением администрации г. Томска № 362 "О реализации положений ФЗ от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом... " от 05.05.2016 г.

В частности, указывают, что организатором перевозок заключение о целесообразности отмены муниципальных маршрутов не готовилось и не утверждалось, основания для подготовки и утверждения заключения о целесообразности отмены маршрутов организатором перевозок не выявлялись и не анализировались.

На настоящий момент ни одной из причин оптимизации для отмены муниципальных автобусных маршрутов, установленных законодательством не имеется, оспариваемый акт не содержит указаний на наличие таковых.

Возможность отмены маршрутов по причине оптимизации сети должна быть также обеспечена наличием или установлением муниципальных маршрутов на направлении, на котором муниципальный маршрут отменяется.

Рассматривая оспариваемый акт в указанном ключе, отмечают, что таковой, отменяя маршруты по причине оптимизации, предусматривает обеспечение данной возможности установлением маршрутов идентичных отменяемым маршрутам.

Оспариваемый акт не содержит указаний на то каким требованиям ФЗ № 220-ФЗ не соответствует существующая сеть муниципальных маршрутов. В действительности таковых несоответствий существующая сеть не имеет. Более того не ясно чем сеть муниципальных маршрутов образующаяся путем установления с 01.12.2016 г. муниципальных маршрутов идентичных отменяемым будет более соответствовать требованиям действующего федерального законодательства. Ссылка пп. 4 п. 7 Порядка на вид организуемых регулярных перевозок также не может быть рассмотрена в качестве основания отмены муниципального маршрута, поскольку 25.01.2016 г. за № 34 Администрацией г. Томска было принято постановление «Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории МО «Город Томск» в соответствии с которым для всех существующих маршрутов был определен вид регулярных перевозок - перевозки по регулируемым тарифам.

Так же указывают, что перевозка по регулируемым тарифам может осуществляться только при условии установления муниципального маршрута с соответствующими параметрами (видом перевозок - перевозка по регулируемым тарифам).

С учетом указанного, а не в тех целях и не на тех основаниях, которые отражены в преамбуле Постановления, полагают, что органом местного самоуправления было принято оспариваемое постановление, что в свою очередь свидетельствует о его несоответствии требованиям действующего законодательства.

Оспариваемое в части постановление фактически определило вид регулярных перевозок - перевозки по регулируемым тарифам, для целей проведения торгов.

Административные истцы Рябышко В.В, Некипелов А.А., будучи надлежащим образом извещенными о времени им месте судебного заседания, в суд не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, направили своего представителя.

Представитель административных истцов в судебном заседании административный иск поддержал, по основаниям в нем изложенным.

Дополнительно указывал на отсутствие исследований целесообразности изменения маршрутной сети в Городе Томске.

Представитель административного ответчика администрации города Томска Мерзляков М.А. в судебном заседании исковые требования не признал, представил отзыв на иск, который в судебном заседании поддержал. Указал, что в соответствии с пунктом 4 статьи 51 Устава Города Томска муниципальные правовые акты администрации Города Томска принимаются единолично Мэром Города Томска.

Оспариваемое Постановление принято в установленном Уставом Города Томска порядке, подписано надлежащим должностным лицом – Мэром Города Томска, как главой муниципального образования «Город Томск» и главой местной администрации, действующим на основании Устава Города Томска и решения Томской городской муниципальной избирательной комиссии от 16.10.2013 №178. Изложенные доводы истцов находит несостоятельными, основанными на неверном понимании административным истцами положений действующего законодательства и муниципальных правовых актов муниципального образования «Город Томск». Орган местного самоуправления самостоятельно определяет такой порядок, в том числе совокупность юридических фактов, необходимых для установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов, оснований для отмены муниципальных маршрутов.

Заключение о целесообразности отмены и установления муниципальных автобусных маршрутов, с учетом которого было принято оспариваемое Постановление, было подготовлено и утверждено распоряжением начальника управления дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска от 16 июня 2016 года.

Устанавливаемая с 01.01.2017 новая маршрутная сеть отличается от существующей на сегодняшний день по количеству автобусных маршрутов, схемам их движения, количеству транспортных средств. В совокупности все указанные изменения маршрутной сети по замыслу организатора перевозок и администрации Города Томска направлены на оптимизацию маршрутной сети, повышение безопасности и эффективности муниципальных перевозок.

Указывает, что в качестве основания для отмены муниципального маршрута используется понятие «оптимизация маршрутной сети», а не «оптимизация маршрута». Таким образом, мероприятия по оптимизации всей сети не предусматривают и не должны предусматривать кардинальные изменения каждого маршрута в отдельности.

Постановлением администрации Города Томска от 25.01.2016 № 34 «Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Томск» для всех муниципальных маршрутов определен вид регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам.

При этом, Закон № 220 не содержит механизма прекращения договоров с перевозчиками, заключенными до вступления в силу названного закона, в целях последующего перехода на заключение муниципальных контрактов. В этой связи, по мнению администрации Города Томска, прекращение указанных договоров возможно только в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, при условии закрытия муниципальных маршрутов на основании подпункта 4 пункта 7 Порядка.

Также отмечает, что административными истцами не представлено никаких доказательств нарушения их прав, свобод и законных интересов оспариваемыми нормами Постановления, в том числе нормами пункта 2 (в части открытия новых маршрутов) и подпункта 2 пункта 5 (в части поручения управлению дорожной деятельности, благоустройства и транспорта провести процедуры закупки услуг для муниципальных нужд).

В соответствии с п. 5 ст. 213 КАС РФ суд определил о рассмотрении иска в отсутствие неявившихся лиц.

Определением Советского районного суда г.Томска от 12.01.2017 прекращено производство по делу по административному исковому заявлению индивидуальных предпринимателей Рябышко В.В., Некипелова А.А. к администрации Города Томска о признании недействующими п. 1, п. 2. п. 4, пп. 2 п. 5 постановления Администрации г. Томска № 567 от 22.06.2016 г. "Об отмене и установлении муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории МО "Город Томск и о внесении изменений в постановление администрации г. Томска от 25.01.2016 г. № 34 "Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории МО "Город Томск" в части муниципального маршрута регулярных перевозок за номером 16, на основании пункта 2 части 1 статьи 194, части 1 статьи 214 КАС РФ.

Заслушав участвующих лиц, прокурора, полагавшего, что в удовлетворении требований истцов должно быть отказано, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

ИП Рябышко В.В. является предпринимателем осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров и багажа автобусами в г. Томске по маршруту № 16 (Лицензия на право осуществления деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом от ДД.ММ.ГГГГ, Договор № ... от ДД.ММ.ГГГГ).

ИП Некипелов А.А. является предпринимателем осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров и багажа автобусами в г. Томске по маршруту № 22 (Лицензия на право осуществления деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом от ДД.ММ.ГГГГ, Договор № ... от ДД.ММ.ГГГГ).

13.07.2015 г. был принят ФЗ № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом... " (далее по тексту - ФЗ). В соответствии с указанным ФЗ перевозчиками маршрута № 25/52 в г. Томске в установленные указанным нормативно-правовым актом сроки были предприняты меры к требуемому объединению.

Индивидуальные предприниматели включены в Реестр регулируемых организаций и производственных показателей деятельности в сфере перевозки пассажиров, сведения размещены на официальном сайте администрации г. Томска http://admin.tomsk.ru).

Порядок открытия, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок в настоящее время предусмотрен следующими документами:

1) Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №220);

2) Порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в муниципальном образовании «Город Томск», утвержденный постановлением администрации Города Томска от 05.05.2016 № 362 (далее – Порядок).

22.06.2016 в целях приведения пассажирской транспортной сети в соответствии с требованиями ФЗ № 220-ФЗ администрацией г. Томска было принято постановление № 567 «Об отмене и установлении муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Томск» и о внесении изменений в постановление администрации Города Томска от 25.01.2016 № 34 «Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Томск» в части отмены с 01.01.2017 маршрутов. Установления с 01.01.2017 новых маршрутов, внесения соответствующих изменений в Реестр муниципальных маршрутов, проведения управлением дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска процедур определения подрядчиков (исполнителей) для выполнения с 01.01.2017 работ (оказания услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком, по устанавливаемым автобусным муниципальным маршрутам регулярных перевозок.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 7 и п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131) органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты по вопросам местного значения, к которым, в том числе, относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 11, частей 2, 4 ст. 12, ч. 1 ст. 25, частей 1, 2 ст.39 Закона № 220-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления отнесено ведение реестров установленных соответствующими органами муниципальных маршрутов регулярных перевозок.

Указанный правовой документ изначально формируется органом местного самоуправления исходя из существовавшей на момент вступления в силу Закона № 220-ФЗ маршрутной сети на основании предложений перевозчиков (части 1, 2 статьи 39 Закона № 220-ФЗ). Все дальнейшие решения органа местного самоуправления, связанные с изменением существующей маршрутной сети отражаются в указанном правовом документе путем внесения в него соответствующих изменений. Указанный реестр муниципальных маршрутов должен содержать обязательный перечень сведений, предусмотренный ч. 1 ст. 26 ФЗ № 220-ФЗ.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 1, статьей 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Одним из видов перевозок пассажиров и багажа являются регулярные перевозки.

В соответствии с положениями пунктов 3, 7 части 1 статьи 3, части 1 статьи 11, части 1 статьи 12, части 1 статьи 14, части 1 статьи 25, части 1 статьи 26 Закона №220 органы местного самоуправления в сфере организации регулярных перевозок наделены полномочиями по:

- установлению, изменению, отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок;

- определению порядка установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок;

- ведению соответствующих реестров муниципальных маршрутов регулярных перевозок, в которых отражаются сведения об установлении, изменении, отмене муниципальных маршрутов;

- организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам путем заключения муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Компетенция органов местного самоуправления на принятие муниципальных правовых актов по вопросам местного значения предусмотрена Уставом Города Томска (принят решением Думы города Томска от 04.05.2010 № 1475). В соответствии с подпунктом 1.14 пункта 1 статьи 40, пунктами 4, 6 статьи 50 Устава Города Томска муниципальные правовые акты по вопросам создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа принимаются администрацией Города Томска.

В соответствии с пунктами 7, 23 Положения об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в муниципальном образовании «Город Томск», утвержденного постановлением администрации Города Томска от 05.05.2016 № 362, к полномочиям администрации Города Томска отнесено:

- принятие муниципальных правовых актов в сфере организации регулярных перевозок по муниципальным маршрутам;

- принятие решений об установлении, изменении, отмене муниципальных маршрутов;

- утверждение реестра муниципальных маршрутов муниципального образования «Город Томск», внесение в него изменений;

- осуществлением иных полномочий в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами муниципального образования «Город Томск».

Таким образом, администрация Города Томска является компетентным органом на принятие оспариваемого Постановления.

В соответствии с пунктом 4 статьи 51 Устава Города Томска муниципальные правовые акты администрации Города Томска принимаются единолично Мэром Города Томска.

Оспариваемое Постановление принято в установленном Уставом Города Томска порядке, подписано надлежащим должностным лицом – Мэром Города Томска, как главой муниципального образования «Город Томск» и главой местной администрации, действующим на основании Устава Города Томска и решения Томской городской муниципальной избирательной комиссии от 16.10.2013 №178.

В соответствии с частью 2 статьи 47 Закона №131, пунктом 2 статьи 52 Устава Города Томска постановление вступает в силу после его официального опубликования (обнародования). Постановление было опубликовано в официальном печатном средстве массовой информации муниципального образования «Город Томск» - в «Сборнике официальных материалов муниципального образования «Город Томск», 22.06.2016, № 29.

Государственная или иная регистрация оспариваемого Постановления действующим законодательством не предусмотрена.

Таким образом, требования о соблюдении процедуры вступления в силу оспариваемого Постановления соблюдены.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона №220 утверждение муниципальным правовым актом порядка установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок отнесено к исключительной компетенции соответствующих органов местного самоуправления.

При этом орган местного самоуправления самостоятельно определяет такой порядок, в том числе совокупность юридических фактов, необходимых для установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов, оснований для отмены муниципальных маршрутов.

Закон №220 не содержит каких-либо ограничений для реализации органами местного самоуправления указанных полномочий, устанавливая только правило, в соответствии с которым маршрут считается установленным, измененным или отмененным с момента вступления в силу соответствующих изменений в реестр муниципальных маршрутов (части 2, 4 статьи 12 Закона №220).

Во исполнение указанных полномочий администрацией Города Томска был утвержден Порядок. В соответствии с пунктами 2, 3 Порядка решение об установлении, изменении или отмене муниципального маршрута в границах муниципального образования «Город Томск» принимается в форме муниципального правового акта администрации Города Томска на основании заключения организатора перевозок соответственно о целесообразности установления, изменения или отмены муниципального маршрута. При этом организатором перевозок в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Положения об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в муниципальном образовании «Город Томск», утвержденного постановлением администрации Города Томска от 05.05.2016 № 362, является управление дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска.

Заключение о целесообразности отмены и установления муниципальных автобусных маршрутов, с учетом которого было принято оспариваемое Постановление, было подготовлено и утверждено распоряжением начальника управления дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска от 16 июня 2016 года.

Требования к заключению управления дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска о целесообразности отмены и установления соответствующих муниципальных маршрутов определены Порядком.

Общими требованиями к заключению являются:

1) утверждение его уполномоченным органом - управлением дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска в форме муниципального правового акта руководителя управления.

2) наличие в нем выводов о целесообразности проведения мероприятий по установлению, изменению, отмене муниципальных маршрутов.

Каких-либо иных требований по форме и содержанию указанного заключения действующие законодательство и муниципальные правовые акты муниципального образования «Город Томск» не содержат.

Представленное заключение подготовлено и утверждено распоряжением начальника управления дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска от 16.06.2016 № 56/1 В.П. Х., действующего на основании Положения об управлении дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска, утвержденного решением Думы города Томска от 30.10.2007 № 683.

Указанное заключение является неотъемлемой частью распоряжения и считается подготовленным и утвержденным с момента подписания соответствующего распоряжения руководителем управления.

Тем самым, суд приходит к выводу, что данное заключение утверждено уполномоченным органом в установленной Порядком форме; - содержит анализ всех обстоятельств, перечисленных в пункте 5 Порядка в качестве информации, принимаемой во внимание управлением дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска при формировании проектов маршрутной сети и ее отдельных элементов.

Пункт 7 Порядка определены основания для отмены муниципальных маршрутов, в частности пп. 3, 4 определены такие основания как необходимость оптимизации сети муниципальных маршрутов (п. 3) и необходимость приведения сети в соответствие с требованиями ФЗ № 220-ФЗ (п. 4).

В соответствии с требованиями Закона № 220 принятие решений об установлении, изменении и отмене муниципального маршрута являются исключительной компетенцией органа местного самоуправления, который самостоятельно определяет направления развития маршрутной сети соответствующего муниципального образования, в том числе способы его оптимизации (закрытие отдельных маршрутов, открытие новых, изменение существующих).

Доводы же административных истцов об отсутствии улучшений в планируемой сети, о целесообразности изменения существующих маршрутов, а не отмены действующих и открытия новых фактически сводятся к нецелесообразности выбора администрацией Города Томска предложенного способа оптимизации маршрутной сети и нецелесообразности принятия оспариваемого Постановления, что в соответствии с действующим законодательством об административном судопроизводстве не относится к компетенции суда.

В соответствии с положениями подраздела 1 раздела II муниципальной программы "Развитие общественного пассажирского транспорта в городе Томске" на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением администрации Города Томска от 30.09.2014 № 984, и пунктов 2 и 7 Порядка следует, что под «Оптимизацией маршрутной сети» понимается комплекс (совокупность) проводимых уполномоченными органами мероприятий по установлению, изменению, отмене муниципальных маршрутов, направленных на совершенствование сети муниципальных маршрутов регулярных перевозок, повышение ее эффективности и доступности транспортных услуг для населения на всей территории муниципального образования «Город Томск».

Сама необходимость оптимизации маршрутной сети муниципального образования «Город Томск» прямо предусмотрена:

1) подразделом 1 раздела II муниципальной программы "Развитие общественного пассажирского транспорта в городе Томске" на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением администрации Города Томска от 30.09.2014 № 984, являющейся одновременно документом планирования регулярных перевозок муниципального образования «Город Томск»;

2) в заключении управления дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска о целесообразности отмены и установления соответствующих муниципальных маршрутов, утвержденное распоряжением начальника управления дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска от 16.06.2016 № 56/1.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 7 Порядка обязательным условием оптимизации маршрутной сети в случае отмены муниципальных маршрутов является обязательное наличие или установление в рамках оптимизации иных маршрутов на данном направлении, обеспечивающих доступность транспортных услуг для населения после отмены муниципального маршрута.

Изучив представленные предложения управления дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска о целесообразности отмены и установления соответствующих муниципальных маршрутов, содержащиеся в заключении от 16.06.2016 № 56/1, суд приходит к выводу о их соответствии основным направлениям оптимизации, предусмотренных документом планирования регулярных перевозок муниципального образования «Город Томск» (муниципальной программы "Развитие общественного пассажирского транспорта в городе Томске" на 2014 - 2020 годы"), как основанных на принципе обязательного наличия маршрутов, замещающих отмененные.

Пункт 7 Порядка предусматривает в качестве одного из оснований для отмены муниципальных маршрутов необходимость приведения сети муниципальных маршрутов в соответствие с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в муниципальном образовании «Город Томск», в том числе в части вида организуемых регулярных перевозок и порядка допуска юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок.

В настоящее время Федеральный Закон № 220 в зависимости от вида регулярных перевозок предусматривает два вида допуска на маршрут юридических и физических лиц:

1) в отношении регулярных перевозок по регулируемым тарифам – путем заключения муниципальных контрактов в порядке, предусмотренном Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

2) в отношении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам – путем выдачи на конкурсной (либо в случаях, предусмотренных Законом – безконкурсной) основе свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту.

Постановлением администрации Города Томска от 25.01.2016 № 34 «Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Томск» для всех муниципальных маршрутов определен вид регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам.

В соответствии с частью 1 статьи 14 и части 1 статьи 17 Закона № 220 следует, что установление маршрутов с видом перевозок «регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам» может реализовываться органом местного самоуправления в дополнение к установлению маршрутов с видом перевозок «регулярные перевозки по регулируемым тарифам».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление отвечает требованиям закона, прав и законных интересов истцов не нарушает, учитывая при этом и то, что указанные положения предусматривают установление с 01.01.2017 на территории города Томска новых муниципальных маршрутов и не лишают истцов наряду с иными перевозчиками участия в аукционах.

Не представлено административными истцами и доказательств нарушения их прав положениями пункта 2 и подпункта 2 пункта 5 постановления в части возложения на управление дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации г. Томска в срок до 31.12.2016 г. обязанности обеспечения процедур определения подрядчиков (исполнителей) для выполнения с 01.01.2017 г. работ (оказания услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по устанавливаемым муниципальным маршрутам регулярных перевозок.

Данный пункт регулирует лишь порядок совершения уполномоченным органом администрации управленческих действий по отбору подрядчика, никаким образом не затрагивают и не нарушают права ни административных истцов, ни иных действующих перевозчиков.

Более того, согласно части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Решением Советского районного суда г.Томска дана положительная оценка законности вышеуказанных пунктов оспариваемого постановления в отношении отмены и установления муниципальных маршрутов автобусных перевозок за номерами 25/52, 26, 31, 36, 16, 20, 4, 53, 19, 24, 11, 32, 29, 12, 5. Апелляционным определением Томского областного суда Томской области от 15.12.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционные жалобы административных истцов – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 175-177, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований к администрации Города Томска о признании недействующими пунктов постановления Администрации г. Томска № 567 от 22.06.2016 г. "Об отмене и установлении муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории МО "Город Томск и о внесении изменений в постановление администрации г. Томска от 25.01.2016 г. № 34 "Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории МО "Город Томск", а именно:

пункта 1 в части отмены с 01.01.2017 г. автобусного муниципального маршрута регулярных перевозок за номером 22;

пункта 2 в части установления с 01.01.2017 г. муниципального маршрута регулярных перевозок за номером 22 с параметрами согласно приложению № 1 к оспариваемому в части постановлению;

пункта 4 в части внесения в постановление администрации г. Томска от 25.01.2016 г. № 34 "Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории МО "Город Томск" изменений путем изложения приложения к указанному постановлению в редакции согласно приложению 2 к оспариваемому постановлению относительно маршрута за номером 22;

- подпункта 2 пункта 5 в части возложения на управление дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации г. Томска в срок до 31.12.2016 г. обязанности обеспечения процедур определения подрядчиков (исполнителей) для выполнения с 01.01.2017 г. работ (оказания услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по устанавливаемому муниципальному маршруту регулярных перевозок за номером 22

индивидуальным предпринимателям Рябышко В.В., Некипелову А.А. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного текста решения путем подачи жалобы в Советский районный суд г. Томска.

Судья: И.В.Перелыгина

На дату опубликования решение не вступило в законную силу.