ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-181/2018 от 30.03.2018 Краснослободского районного суда (Республика Мордовия)

Дело № 2а-181/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Краснослободск 30 марта 2018 г.

Краснолободский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Антоновой А.В.,

при секретаре Ушаковой Г.В.,

с участием заместителя прокурора Краснослободского района Республики Мордовия Мартышкина В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Краснослободского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

установил:

прокурор Краснолободского района Республики Мордовия обратился в суд в интересах неопределенного круга лицс заявлением о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Краснослободского района Республики Мордовия проведен мониторинг интернет-ресурсов в целях проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, противодействии терроризму и экстремизму, миграционного законодательства. По результатам мониторинга выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте с URL-адресом <данные изъяты> для свободного доступа неограниченного круга лиц информации с предложением приобрести миграционные карты для граждан СНГ, а также внести в них изменения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нрав-ственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ, основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и масcовых коммуникаций в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 № 228.

На момент проверки данный указатель сайта, на котором размещена указанная информация, в едином реестре отсутствует.

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона № 149-ФЗ возможно освобождение от гражданско-правовой ответственности за распространение ограниченной или запрещенной федеральными законами информации лиц, оказывающих услуги по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений либо по хранению информации и обеспечения доступа к ней при условии, что то лицо не могло знать о незаконности распространяемой информации. При том освобождение ответчика от гражданско-правовой ответственности не исключает возможности применения к ответчику иных мер государственно-принудительного порядка, не обладающих признаками гражданско-правовой ответственности.

Заявитель просит судпризнать информационные материалы, содержащие сведения о реализации миграционных карт, продлении регистрации в Российской Федерации, внесении изменений в миграционные карты на сайте в сети «Интернет» с URL-адресом <данные изъяты> к распространению на территории Российской Федерации; - копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу но надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия (ул. Коммунистическая, д. 89, ком. 607, г. Саранск, Республика Мордовия), для включения указателя сайта в сети «Интернет» <данные изъяты> Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора Краснослободского района Республики Мордовия Мартышкин В.В. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания было извещено своевременно и надлежащим образом, при этом заместитель руководителя - начальник отдела Назаров С.Ю. представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления, относительно заявленных требований не возразил.

В силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает настоящее административное дело без участия не явившихся лиц, участвующих в деле и их представителей.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе и случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него законно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации и другими федеральными законами.

Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации в защиту основ конституционного строя, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.

Указанные обстоятельства являются основанием для обращения прокурора района в суд в интересах неопределенного круга лиц в порядке, предусмотренном статьей 39 Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно материалов дела в результате проведенного прокуратурой Краснослободского района Республики Мордовия мониторинга интернет-ресурсов 19 марта 2018 г. выявлено, что пользователям предоставляется свободный доступ к сайту <данные изъяты>, где размещена информация, предлагающая приобретение миграционных карт для граждан СНГ, «выезд-въезд без присутствия», продление регистрации в Российской Федерации на основании боевых действий, изменение цели визита на рабочий и других данных в миграционной карте.

При открытии сайта появляется графическое и текстовое изображение с запрещенной информацией, а именно о возможности приобретения миграционных карт для граждан СНГ, «выезд-въезд без присутствия», продление регистрации в Российской Федерации на основании боевых действий, изменение цели визита на рабочий и других данных в миграционной карте.

Согласно пунктам 1 и 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон №149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных, законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иностранный гражда­нин при въезде в Российскую Федерацию заполняет миграционную карту, которая вместе с документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина, предъявляется должностному лицу пограничного органа федеральной службы безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. При выезде из Российской Федерации иностранный гражданин обязан сдать миграцион­ную карту должностному лицу пограничного органа федеральной службы безопас­ности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Отметку о въезде иностранного гражданина в Российскую Федерации и о его выезде из Российской Федерации проставляет должностное лицо пограничного органа фе­деральной службы безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Нахождение в открытом доступе в сети Интернет информации, предлагаю­щей приобретение поддельных документов, фактически способствует совершению таких преступлений как незаконные приобретение или сбыт официальных докумен­тов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также поддел­ка, изготовление или сбыт поддельны документов, государственных наград, штам­пов, печатей, бланков в целях их использования, ответственность за которые преду­смотрена статьями 324, 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массо­вой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

Кроме того, данные деяния нарушают установленный порядок создания, при­обретение и оборота документов.

Отсутствие достоверной информации о миграционных потоках не позволяет правоохранительным и контролирующим органам помимо прочего планировать и проводить эффективные мероприятия по борьбе с незаконной миграцией, выявлению нарушений миграционного законодательства.

Вместе с тем, с нелегальной миграцией неразрывно связана деятельность экс­тремистских и террористических организаций (отдельных граждан), которые вербу­ют и обучают наемников-профессионалов.

Таким образом, распространение указанной информации пропагандирующей такие противоправные действия, являющиеся элементами коррупционного поведения, как подделка миграционных карт, а в дальнейшем и их использование.

Одним из основных принципов противодействия терроризму в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии тер­роризму» является приоритет мер его предупреждения.

Принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстре­мистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение при­чин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности отно­сится согласно статьям 2 и 3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противо­действии экстремистской деятельности» к основным, приоритетным направлениям противодействия экстремистской деятельности.

В соответствии с п.п. «а» пункта 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2007 г. № 575, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЭ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон №273-Ф3) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции.

В силу положений статей 3 и 6 Федерального закона № 273-Ф3 установлено, что одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции, а одной из мер противодействия коррупции является формирование в обществе нетерпимости к коррупционном поведению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (да­лее - Федеральный закон № 149-ФЗ) информация - сведения (сообщения, дан­ные) независимо от формы их представления. Статьей 10 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в Россий­ской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Феде­рации. Запрещается распространение информации, которая направлена на про­паганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмот­рена уголовная или административная ответственность.

Статья 15.1 вышеуказанного закона предусматривает, что в целях ограни­чения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распро­странение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая авто­матизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распро­странение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, ин­формационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 на­стоящей статьи, являются, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интер­нет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запре­щено.

Статья 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусматривает возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обес­печения обороны страны и безопасности государства.

На основании вышеизложенного суд считает, что заявленные требования прокурора Краснослободского района Республики Мордовия о признании информационных материалов, содержащих сведения о возможности приобретения миграционных карт для граждан СНГ, «выезд-въезд без присутствия», продление регистрации в Российской Федерации на основании боевых действий, изменение цели визита на рабочий и других данных в миграционной карте на сайте в сети «Интернет» с URL-адресом <данные изъяты> к распространению на территории Российской Федерации, подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных заявителем требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

удовлетворить заявление прокурора Краснослободского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лицо признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Признать информационные материалы предлагающие приобретениемиграционных карт для граждан СНГ, продление регистрации в Российской Федерации, внесение изменений в миграционные карты на сайте в сети «Интернет» с URL-адресом <данные изъяты> запрещенными к распространению на территории Российской Федерации.

Копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу но надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Республике Мордовия (ул. Коммунистическая, д. 89, ком. 607, г. Саранск, Республика Мордовия), для включения указателя сайта в сети «Интернет» <данные изъяты> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Кранослободский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.В. Антонова