ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-181/2021 от 26.01.2021 Глазовского районного суда (Удмуртская Республика)

УИД 18RS0011-01-2020-003331-98

Решение № 2а-181/2021

именем Российской Федерации

26 января 2021 года г.Глазов

Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Черняева Н.В., при секретаре Ившиной О.А.,

с участием представителя истца – прокурора Максимова Н.С., представителя административного ответчика ООО «Аквафонд» ФИО1, исполняющего обязанности директора ООО «Аквафонд»,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Глазовского межрайонного прокурора УР в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Аквафонд» (далее - ООО «Аквафонд»), Администрации муниципального образования «Глазовский район» о возложении обязанности обеспечить питьевым водоснабжением,

установил:

Глазовский межрайонный прокурор УР обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Аквафонд» о возложении обязанности обеспечить питьевым водоснабжением. Требования мотивированы тем, что Глазовской межрайонной прокуратурой УР проведена проверка соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности ООО «Аквафонд», по результатам которой установлено следующее.

ООО «Аквафонд», юридический адрес: 427625, УР, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 01.07.2016 серия 18 № 003531447, осуществляет деятельность на основании Устава, утверждённого решением № 1 от 24.07.2016. В соответствии с п.3.2 Устава основными видами деятельности Общества является: распределение воды, сбор и очистка воды, сбор и обработка сточных вод. В соответствии с п.1.1 Концессионного соглашения, концессионер обязуется за свой счет создать и реконструировать недвижимое имущество, состав и описание которого приведены в разделе 2 настоящего соглашения, право собственности на которое принадлежит и будет принадлежать МО «Глазовский район», осуществлять деятельность по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения потребителям с использованием объекта Соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом Соглашения для осуществления указанной деятельности. В соответствии с п.2.2 соглашения сведения о составе и описании объектов имущества в составе объекта соглашения, в том числе технико-экономических показателях передаваемого имущества, приведены в приложении №1 к настоящему соглашению. По приложению №01 от 22.11.2017 для осуществления деятельности по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения Администрацией МО «Глазовский район» переданы ООО «Аквафонд» система водоснабжения (кадастровый номер 18:05:107001:198), протяженность водопровода 1171 метров, водонапорная башня, скважина, год ввода в эксплуатацию – не установлен. ООО «Аквафонд» в рамках заключенного Концессионного соглашения от 22.11.2017 осуществляет деятельность по обеспечению водой жителей д.Пудвай Глазовского района, взимает с населения плату за услугу «Холодное водоснабжение» в соответствии с установленными тарифами.

17.11.2020 в Глазовскую межрайонную прокуратуру поступил звонок от жителя д.Пудвай Глазовского района об отсутствии холодного водоснабжения на ул. Центральной д.Пудвай Глазовского района, в связи с чем Глазовской межрайонной прокуратурой организован выезд в д.Пудвай с привлечением специалиста территориального отдела Роспотребнадзора по УР в г. Глазове.

В рамках выезда установлено, что Администрация МО «Глазовский район» с 22.11.2017 по концессионному соглашению №1 от 22.11.2017, с целью бесперебойного водоснабжения населения Глазовского района УР, передало централизованную систему питьевого водоснабжения д.Пудвай в пользование ООО «Аквафонд». Источниками питьевого водоснабжения в д.Пудвай являются подземная артезианская скважина.

В рамках исполнения Концессионного соглашения № 01 от 22.11.2017, ООО «Аквафонд» осуществляет эксплуатацию системы холодного водоснабжения и водоотведения для оказания услуг населению по водоснабжению и водоотведению. Согласно п.22 Приложения № 1 Концессионного соглашения, в состав переданных объектов системы водоснабжения д.Пудвай входят сети водопровода протяженностью 1171 м, водонапорная башня, скважина, следовательно, ответственность за обеспечение населения д.Пудвай Глазовского района доброкачественной питьевой водой возложена на ООО «Аквафонд».

В соответствии ч.3 ст.14 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Законом УР № 72-РЗ от 02.11.2016 внесены изменения в Закон УР № 42 «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике» от 13.07.2005, согласно которому с 01.01.2017 к вопросам местного значения сельских поселений, кроме вопросов местного значения, предусмотренных ч. 1 ст. 7.4, Закона УР № 42-РЗ от 13.07.2005 «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике», закрепляется вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 4 части 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - за исключением организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.

Таким образом, вопросы водоснабжения населения сельского поселения согласно ч.4 ст.14 Федерального закона № 131- ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 7.4 Закона УР № 42 «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике» от 13.07.2005 года - относятся к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии со ст.17 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении» и полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2007 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту Федеральный закон № 416-ФЗ) под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под нецентрализованной системой водоснабжения понимаются сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.

Частью 1 ст.6 Федерального закона № 416-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

На основании ч. 9 ст. 7 Федерального закона № 416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу ст.7 Устава МО «Глазовский район», к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, исходя из норм действующего законодательства, обязанность по организации водоснабжения населения возложена на органы местного самоуправления муниципального района, в данном случае на ответчика – Администрацию муниципального образования «Город Глазов».

В соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В силу пп. а п.4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.

В силу п. 11.19 СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84, радиус действия водозаборной колонки следует принимать не более 100 м.

В соответствии с п.71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от РФ от 29.07.2013 №644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», (далее по тексту - Правила), в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно постановлению Администрации МО «Глазовский район» от 27.11.2017 №185.1, гарантирующей организацией для централизованной системы водоснабжения и водоотведения определено ООО «Аквафонд».

Согласно объяснениям ФИО2 от 06.07.2020, ФИО2 постоянно проживает по адресу: <...>. Согласно объяснениям ФИО2, в д.Пудвай только в 1 дом подведено водоснабжение, остальные жители набирают воду в колонках. В конце мая вода перестала поступать на колонки по улицам Северная и Нагорная, осталось водоснабжение только на ул. Центральная. Работники ООО «Аквафонд» приезжали 2 раза, сделали замеры трубы, вырыли яму возле колодца на ул.Центральная. Согласно объяснения ФИО2 от 19.11.2020, с начала марта 2020 года в д.Пудвай Глазовского района начались проблемы с водоснабжением: у водоразборной колонки, к которой жители д.Пудвай ходят набирать воду произошел прорыв. В настоящее время, ФИО2 ходит к водоразборной колонке по ул.Центральная, которая находится в 300 метрах от дома. Ни органы местного самоуправления, ни ООО «Аквафонд» подвоз воды не осуществляет.

Согласно квитанциям об оплате коммунальных ресурсов АО «Энергосбыт Плюс», ФИО2, а также другим жителям ул. Центральная д.Пудвай оплата за холодное водоснабжение начисляется.

ООО «Аквафонд» в рамках ответов на запросы сообщало в Глазовскую межрайонную прокуратуру о том, что водоснабжение на ул. Нагорная и Северная возобновлено, для полного устранения утечки необходимо провести земляные работы, которые будут проведены в срок до 01.09.2020 (исх. № 97, 100 от 10.07.2020).

Согласно ответу на представление Глазовской межрайонной прокуратуры № 37-2020 от 06.11.2020 Администрации МО «Глазовский район» от 20.11.2020 № 4571, требования прокурора о подвозе питьевой воды населению д.Пудвай не исполнены, не устранена причина отсутствия питьевой воды в водоразборных колонках на ул.Центральная.

При проведении проверки установлено, что с начала июня 2020 года, по день проведения осмотра 19.11.2020, у части жителей ул.Центральная д.Пудвай Глазовского района УР, на участке улицы протяженностью около 500 метров отсутствует централизованное холодное водоснабжение. Функционирует источник водоснабжения напротив дома № 13 по ул.Центральная.

Таким образом, в настоящее время жители ул.Центральная д.Пудвай не обеспечены холодным водоснабжением в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст.ст.39, 124 и 125 КАС РФ, просит признать бездействие Администрации МО «Глазовский район» и ООО «Аквафонд», выразившееся в непринятии мер по организации водоснабжения по ул. Центральная д. Пудвай МО «Глазовский район» незаконным; обязать Администрацию МО «Глазовский район» и ООО «Аквафонд» в срок не позднее 31 мая 2021 года организовать водоснабжение на ул.Центральной д.Пудвай МО «Глазовский район» в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.

В ходе рассмотрения в порядке ст.ст.45, 46 КАС РФ истец уточнил предмет иска и окончательно требования сформулировал следующим образом, просил признать бездействие Администрации МО «Глазовский район» и ООО «Аквафонд», выразившееся в непринятии мер по организации водоснабжения по ул.Центральная д.Пудвай МО «Глазовский район» незаконным; обязать ООО «Аквафонд» в срок не позднее 31.05.2021 возобновить предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению через водоразборные колонки около дома №21 и около дома №23 в жилые дома по ул.Центральной д.Пудвай Глазовского района; обязать Администрацию МО «Глазовский район» организовать холодное водоснабжение по ул.Центральной д.Пудвай Глазовского района.

В судебном заседании прокурор Максимов Н. С. изменённые исковые требования поддержал, дополнительно пояснил, что ООО «Аквафонд» в силу концессионного соглашения оказывает услугу и является гарантирующей организацией, обязанной оказывать коммунальные услуги по предоставлению холодного водоснабжения, ООО «Аквафонд» поступают денежные средства от населения по предоставлению коммунальной услуги. В силу положений Гражданского кодекса права и обязанности возникают в силу закона, либо в силу заключенного договора. Исковое требование предъявлено к ответчику Администрации МО «Глазовский район» в силу того, что обязанность организовать водоснабжение действует в силу закона, и ООО «Аквафонд» в силу заключенного концессионного соглашения с Администрацией Глазовского района. В рамках судебного разбирательства ответчик ООО «Аквафонд» привел доводы несогласия с иском, указав, что водоснабжение по ул. Центральной имеется, источник воды расположен по адресу: ул.Центральная, д.13, что потребитель за оказание коммунальной услуги плату не вносит. Между тем, указанные доводы ответчика ничем не обоснованы. В части доводов ответчика о том, что плата за услугу холодного водоснабжения в настоящее время с жителей не взимается, не является значимым для дела, потому что п.115 Постановления №354 указаны основания для приостановления и ограничения пользования коммунальной услуги потребителю. В указанном перечне не указано в качестве основания не заключение договоров. Жители фактически платят за воду, фактически ее потребляют, не отказывались от указанной услуги. В части возложения на Администрацию МО «Глазовский район» организации водоснабжения по ул.Центральной указал, что в адрес Администрации МО «Глазовский район» уже вносилось представление по указанному вопросу, вместе с тем, они посчитали, что водоснабжение надлежащим образом организовано, и приняты все зависящие меры, как органа местного самоуправления, по осуществлению контроля за деятельностью ООО «Аквафонд». Указанная обязанность возложена в силу закона. Администрация МО «Глазовский район» должна организовать водоснабжение в срок до 31.05.2021. Водоразборные колонки должны функционировать, жители должны получать воду. Из показаний свидетеля следует, что отсутствие ближайшей функционирующей водоразборной колонки затрагивает социальные права пенсионеров, инвалидов, малолетних граждан.

Представитель административного ответчика ООО «Аквафонд» с иском не согласился, пояснил, что жители д.Пудвай Глазовского района, проживающие по ул.Центральная, без воды не остались, у них есть возможность пользоваться водой, поскольку у дома №13 по ул.Центральная имеется точка водоразбора, она является единственной функционирующей на данной улице. Нормы, которая прописывает расстояние до точки водозабора, не имеется, что подтвердил специалист Роспотребнадзора. По схеме коммуникаций по ул.Центральная есть еще колонки, но они не функционируют. Если бы жители хотели цивилизованно потреблять воду, они бы обратились в компанию, и заключили договор, провели бы воду домой, что исключило бы необходимость ходить за водой 150-200м, на сегодняшний день ничего, кроме затрачиваемого времени дойти до колодца, не изменилось, жители также ходят за водой. Точка водозабора определяется договорными отношениями. Определение конкретных параметров точки водозабора можно определить только договором. Абонент платит за ресурс, он не платит за его доставку до дома, если это не прописано договором. ООО «Аквафонд» по водоснабжению несет затраты по техническому содержанию, текущему ремонту, производит оплату электроэнергии за насосы, принимающие воду в централизованную систему. Вода в централизованных системах имеется. Абоненты, в том числе, на ул.Центральная в объемах получения никак не ограничены. Точка водоразбора находится по ул.Центральная, д.13. Жители за заключением договоров не обращались. Каких-то пояснений и требований по организации другой водоразборной точки не предъявляли в организацию в связи, с чем считает требования прокурора необоснованными.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации МО «Глазовский район» не явился, извещен о месте и времени суде6бного заседания надлежащим образом. Представили письменные возражения, в которых с иском прокурора не согласились, указав следующее. Администрацией МО «Глазовский район» и ООО «Аквафонд» подписано концессионное соглашение от 22.11.2017, в соответствии с которым концессионер обязуется за свой счёт и в соответствии с условиями, установленными соглашением, за свой счет создать и реконструировать имущество, состав и описание которого приведен в разделе 2 соглашения, право собственности на которое принадлежит концеденту, и осуществляет, используя объект соглашения, самостоятельно или с привлечением третьих лиц: услуг водоснабжения и водоотведения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления концессионной деятельности. Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует до 31.12.2040 включительно. Срок создания (реконструкции) объекта, входящего в объект соглашения, и ввода его в эксплуатацию- 2019-2040 (приложение №3). Состав, характеристики объекта соглашения, в том числе сведения о балансовой стоимости передаваемого объекта соглашения приведены в Приложении №1 к соглашению. По концессионному соглашению №01 от 22.11.2017 ООО «Аквафонд» осуществляет эксплуатацию системы холодного водоснабжения и водоотведения для оказания услуг населению по водоснабжению и водоотведению. Согласно п.22 Приложения №1 указанного соглашения в состав переданных объектов системы водоснабжения д.Пудвай входят сети водопровода протяженностью 1171м, водонапорная башня, скважина, соответственно ответственность за обеспечение населения д.Пудвай Глазовского района УР водоснабжением возложена на ООО «Аквафонд». В соответствии с п.5.3.3 концессионного соглашения концессионер обязан поддерживать объект соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения. В рамках заключенного концессионного соглашения от 22.11.2017 ООО «Аквафонд» осуществляет деятельность по обеспечению водой жителей д.Пудвай Глазовского района, а также взимает с населения плату за услугу «холодное водоснабжение» в соответствии с установленными тарифами. Просит отказать в удовлетворении иска в части заявленного требования к Администрации МО «Глазовский район» организовать холодное водоснабжение по ул.Центральной д.Пудвай Глазовского района в срок не позднее 31.05.2021.

Суд определил рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие административного ответчика Администрации МО «Глазовский район».

Свидетель ФИО3 в судебном заседании показала, что проживает по адресу: <...>, то есть на улице, которая не обеспечена центральным водоснабжением, у неё двое детей четырех и тринадцати лет, воду набирают у дома №13 по ул.Центральной, у своего дома колонка не работает с мая 2020 года. Проживающая по ул.Центральной пенсионерка ФИО4 не может набрать воду в баню, топит баню снегом, еще есть сосед ФИО2, который является инвалидом. Она оплачивает услугу за холодное водоснабжение, от услуг ООО «Аквафонд» никто из них не отказывался Вода необходима для питья, приготовления еды, мытья посуды, стирки. Расстояние до ближайшей колонки примерно 150 м. Договор с ООО «Аквафонд» ни она, ни ФИО4 не заключали. Вода в дом ни у неё, ни у ФИО4 не проведена.

Свидетель ФИО5 в судебном заседании показал, что является сотрудником Роспотребнадзора, он участвовал при проведении совместной проверки с прокурором по поводу наличия водоснабжения на ул.Центральной в д.Пудвай. В ст.19 Федерального закона №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что население должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке и достаточном количестве для удовлетворения физических и бытовых потребностей. В силу ст. 8 данного закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В настоящее время, в период пандемии, которая сложилась в связи с наличием новой короновирусной инфекции Ковид -19, отсутствие воды несет особо усугубляющий характер. Административным ответчиком население не обеспечивается доброкачественной питьевой водой в достаточном количестве. В день проведения проверки 19.11.2020 установлено, что улица протяженностью более 500 м, находится без подачи централизованной питьевой воды. Точка водоразбора находится только в начале улицы, практически вся улица без централизованного водоснабжения. На этой улице в основном проживают пенсионеры и многодетная семья. Две колонки по ул. Центральной не функционируют. Санитарными нормами и правилами не установлены нормы расстояния до точки доступа к воде, однако строительными нормами и правилами четко прописано расстояние. Не было организовано ни централизованное водоснабжение, ни подвоз питьевой воды, что удалось выяснить в ходе проверки, присутствовавшая глава администрации поселения пояснила, что подвоз не осуществлялся. Точка водозабора имеется в начале улицы.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд находит административное исковое заявление Глазовского межрайонного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу п.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии со ст.212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон №7-ФЗ) предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Как следует из ч.2 ст.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения водоснабжения населения относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с п.3 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (часть 2 статьи 51 Федерального закона N 131-ФЗ).

Согласно выписке из реестра муниципального имущества Администрации МО «Глазовский район» №24 от 25.11.2020 система водоснабжения, расположенная по адресу: УР, Глазовский район, д.Пудвай, с кадастровым номером 18:05:107001:198, принадлежит Администрации МО «Глазовский район» (л.д.59).

Согласно техническому паспорту система водоснабжения протяженностью 1170,61 п.м, расположенная по адресу: УР, Глазовский район, д.Пудвай, состоит из водопровода, скважины, водонапорной башни; количество смотровых колодцев составляет 9 штук (л.д.60-63).

Пунктом 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по организации водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

Как следует из п. 2 ст. 2 Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ) водоотведение включает в себя прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Согласно п.4 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ, водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Частью 1 ст.6 Федерального закона № 416-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

На основании ч.9 ст.7 Федерального закона № 416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу ст.7 Устава МО «Глазовский район», к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по организации водоснабжения населения возложена на органы местного самоуправления муниципального района, в данном случае на ответчика – Администрацию муниципального образования « Глазовский район».

ООО «Аквафонд» обладает правоспособностью юридического лица, зарегистрировано в установленном порядке в Межрайонной ИФНС России N 11 по УР, дата регистрации в ЕГРЮЛ - 01.07.2016 серия 18 № 003531447, осуществляет деятельность на основании Устава, утвержденного решением № 1 от 24.07.2016.

В соответствии с п.3.2 Устава основными видами деятельности Общества является: распределение воды, сбор и очистка воды, сбор и обработка сточных вод, основной целью создания общества является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли.

Судом установлено, что централизованная система питьевого холодного водоснабжения в д.Пудвай Глазовского района находится в пользовании ООО «Аквафонд» на основании концессионного соглашения №1 от 22.11.2017.

В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного п.21 ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

В соответствии с п.11 ч.1 ст.4 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

В силу п.2 ст. 8 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан: 1) осуществить в установленные концессионным соглашением сроки создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и приступить к его использованию (эксплуатации); 2) использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением; 3) осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента, за исключением случая, указанного в части 3.7 статьи 13 настоящего Федерального закона; 4) обеспечивать при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возможность получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг; 5) предоставлять потребителям установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров, работ, услуг, в случаях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением; 6) поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением;7) заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры поставки энергетических ресурсов, потребляемых при исполнении концессионного соглашения, а также оплачивать указанные энергетические ресурсы.

В силу постановления Администрации МО «Глазовский район» №185.1 от 27.11.2017 ООО «Аквафонд» является гарантирующей организацией централизованных систем холодного водоснабжения (для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой воды абонентам) на территории, в том числе МО «Понинское». На территории данного муниципального образования находится д. Пудвай.

Следовательно, ООО «Аквафонд» является исполнителем коммунальных услуг.

Согласно концессионному соглашению №01 от 22.11.2017, заключенному между МО «Глазовский район» (концедент) и ООО «Аквафонд» (концессионер) и Удмуртской Республикой в лице Главы Удмуртской Республики ФИО6, концессионер обязуется за свой счет создать и реконструировать недвижимое имущество, состав и описание которого приведены в разделе 2 настоящего Соглашения, право собственности на которое принадлежит и будет принадлежать муниципальному образованию «Глазовский район», осуществлять деятельность по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения потребителям с использованием (эксплуатацией) объекта Соглашения, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный настоящим Соглашением, права владения и пользования объектом Соглашения, для осуществления указанной деятельности. (п. 1.1).

Согласно перечню имущества, входящего в состав объекта концессионного соглашения, входит система водоснабжения д.Пудвай Глазовского района, состоящая из сети водопровода протяженностью 1171м, водонапорной башни, скважины (п.22 Приложения №1 соглашения).

Согласно акту приема-передачи объекта концессионного соглашения от 12.12.2017 система водоснабжения в д.Пудвай передана в пользование ООО «Аквафонд».

Концессионер обязан осуществить создание и реконструкцию объектов имущества в составе объекта Соглашения в соответствии с заданием и основными мероприятиями, предусмотренными Приложением № 3 к настоящему Соглашению (п. 5.2.1).

Суду представлены платежные документы жителей д.Пудвай Глазовского района, проживающих по ул.Центральной в д.12, 14, 15, 13, 21, за период с июня 2020 года по октябрь 2020 года, из которых следует, что данным жителям АО «ЭнергосбыТ Плюс» выставлена плата за холодное водоснабжение.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в рамках заключенного концессионного соглашения от 22.11.2017 ООО «Аквафонд» осуществляет деятельность по обеспечению холодным водоснабжением жителей д.Пудвай Глазовского района, а также взимал с населения плату за услугу «холодное водоснабжение» в соответствии с установленными тарифами.

Глазовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности ООО «Аквафонд», в ходе которой установлено, что у части жителей ул. Центральная д.Пудвай Глазовского района Удмуртской Республики, на участке улицы протяженностью около 500 метров отсутствует централизованное холодное водоснабжение, функционирует один источник водоснабжения (колодец) напротив дома № 13 по ул. Центральная. Ближайшие колонки от колодца напротив д.13 по ул.Центральная д.Пудвай находятся у дома 12 на расстоянии 122, 54м и у дома 23 - на расстоянии 217, 63 метра. Указанные водоразборные колонки в настоящее время не функционируют, в связи с чем жители домов по ул.Центральной д.Пудвай вынуждены ходить к единственному источнику нецентрализованного водоснабжения на ул.Центральная д.Пудвай у дома №13.

Согласно пп.4 п.5.1.2 концессионного соглашения от 22.11.2017 в рамках выполнения своих обязательств по настоящему соглашению концессионер за свой счет исполняет обязанности на стадии эксплуатации- осуществляет холодное водоснабжение.

В силу п.5.3.1 соглашения концессионер обязан использовать (эксплуатировать) объект соглашения в установленном настоящим соглашением порядке в целях осуществления деятельности, указанной в п.1.1 настоящего соглашения.

Согласно п.5.3.2 соглашения в соответствии с настоящим соглашением концессионер обязан не прекращать ( не приостанавливать) деятельность, указанную в п.1.1 настоящего соглашения, без согласия концедента, за исключением случаев, установленных законодательством РФ и иными нормативно- правовыми актами.

В соответствии с п.5.3.3 концессионного соглашения концессионер обязан поддерживать объект соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения.

Из акта осмотра и измерения улично-дорожной сети, составленного госинспектором ОГИБДД МО МВД России «Глазовский», следует, что проведены замеры расстояния ул.Центральная д.Пудвай Глазовского района при помощи «курвиметра дорожного, тип КП-230РДТ», в ходе обследования установлено, что общее расстояние от источника воды у дома 13 до дома 23 составило 217, 26м, расстояние от дома 13 до дома 21 составило 158, 96м, расстояние от дома 13 до дома 12 составило 122,54 м. Суду представлено свидетельство о поверке курвиметра дорожного, тип КП-230РДТ, из которого следует, что дата поверки произведена 18.12.2020, действительно до 17.12.2021.

Согласно справке, составленной старшим помощником Глазовского межрайонного прокурора УР, от 15.01.2021, в рамках выезда в д.Пудвай Глазовского района совместно с представителем ОГИБДД МО МВД России «Глазовский» произведены замеры расстояния от источника питьевого водоснабжения у дома №13 д.Пудвай Глазовского района до водоразборных колонок у дома №12 и дома №23. По результатам выезда установлено, что общее расстояние от источника воды у дома №13 до водоразборной колонки у дома №23 составило 217, 26м. Расстояние от источника воды у дома №13 до водоразборной колонки у дома №21 составило 158, 96м. В ходе осмотра установлено, что в настоящее время источники нецентрализованного водоснабжения не функционируют, напор воды в водоразборных колонках отсутствует.

Между тем, согласно п.11.19 СП 31.13330.2012. Свод Правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84, утв. Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/14 радиус действия водозаборной колонки для обеспечения населения водой принимается не более 100 м.

Таким образом, судом достоверно установлено, что холодное водоснабжение около дома №21 и около дома №23 по ул. Центральной д. Пудвай Глазовского района посредством организации работы водоразборных колонок не обеспечено при их наличии, что является нарушением п.11.19 СП "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84", предусматривающего, что радиус действия водоразборной колонки следует принимать не более 100 метров. При этом, на протяжении всей улицы Центральной в д. Пудвай Глазовского района имеется только одна точка водоразбора, находящаяся в конце улицы Центральной д.Пудвай.

Указанные колонки отмечены в техническом паспорте в плане сооружения системы водоснабжения в д. Пудвай Глазовского раойна под номерами К1 и К2, следовательно, являются составными частями объекта- системы водоснабжения по адресу: УР, Глазовский район, д. Пудвай, переданного в пользование ООО «Аквафонд» на основании концессионного соглашения от 22.11.2017.

Административными ответчиками не оспаривалось, что водоразборные колонки около дома №21 и около дома №23 по ул. Центральной д. Пудвай Глазовского района не функционируют.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством РФ.

Порядок предоставления коммунальных услуг определяется Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

На основании пп. "а" пункта 4 Правил потребителю могут быть предоставлены услуги по холодному водоснабжению, то есть снабжению холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.

Согласно п. 123 Правил предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению через водоразборную колонку производится в соответствии с настоящими Правилами на основании соответствующего договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаемого исполнителем с потребителем.

Согласно п. 6 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в п. п. 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (п. 7 Правил N 354).

Таким образом, договор на коммунальную услугу холодного водоснабжения между потребителями, проживающими, в том числе по ул. Центральной д.Пудвай, заключен с учетом вышеизложенных обстоятельств путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его фактическом потреблении коммунальных услуг (конклюдентные действия).

Пунктом 124 Правил N 354 предусмотрено, что обеспечение надлежащего технического состояния водоразборных колонок и их безопасная эксплуатация осуществляются исполнителем, а в случае нахождения водоразборной колонки в собственности потребителя - потребителем самостоятельно или на основании соответствующего договора, заключаемого с исполнителем или с иной организацией, оказывающей такого рода услуги.

Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.

А именно, допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84).

В п. 121 Правил указано, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.

Доказательств того, что холодное водоснабжение по ул. Центральной д. Пудвай Глазовского района УР организовано надлежащим образом и обеспечивает потребности населения в питьевой воде, при рассмотрении дела административными ответчиками представлено не было.

Администрация МО «Глазовский район» каких-либо мер по организации водоснабжения в д. Пудвай Глазовского района (около дома № 21 и №23) не принимает. Доказательств обратного суду не представлено.

При таких обстоятельствах, учитывая приведенные правовые нормы, суд признает незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Глазовский район», ООО «Аквафонд», выразившееся в непринятии мер по организации водоснабжения по ул. Центральная д. Пудвай МО «Глазовский район и непредоставлению коммунальной услуги по холодному водоснабжению, приведенным выше нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.

Принимая во внимание, что ООО «Аквафонд» осуществляет эксплуатацию системы холодного водоснабжения и водоотведения для оказания услуг населению по водоснабжению и водоотведению в д. Пудвай Глазовского района, суд находит, что обязанность возобновить обеспечение населения по ул. Центральной д.Пудвай Глазовского района УР холодным водоснабжением через водоразборные колонки около дома №21 и около дома №23 в жилые дома по ул. Центральной д. Пудвай Глазовского раойна следует возложить на ООО «Аквафонд», а в части организации холодным водоснабжением по ул. Центральной д. Пудвай Глазовского района УР – на Администрацию МО «Глазовский район».

Представленному ответчиком ООО «Аквафонд» заявлению, адресованному им в АО «ЭнергосбыТ Плюс» от 28.12.2020 о переносе образовавшейся переплаты за коммунальные услуги- холодное водоснабжение, расход воды за баню по адресам: <...> на услугу электроснабжение, суд относится критически, поскольку суду представлены платежные документы жителей д. Пудвай Глазовского района, проживающих по ул. Центральной в д.12, 14, 15, 13, 21, за период с июня 2020 года по октябрь 2020 года, из которых следует, что данным жителям АО «ЭнергосбыТ Плюс» выставлена плата за холодное водоснабжение. Доказательств обратного ответчиком ООО «Аквафонд» не представлено.

Доводы представителя административного ответчика о том, что по ул. Центральной д. Пудвай имеется точка водоразбора у д. 13, и жители данной улицы обеспечены холодной водой в достаточном количестве суд не принимает, так как согласно схеме и в силу с п.5.3.3 концессионного соглашения от 22.11.2017 концессионер обязан поддерживать объект соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения.

На основании изложенного, суд находит требования Глазовского межрайонного прокурора к ООО «Аквафонд», Администрации МО «Глазовский район» о возложении обязанности обеспечить питьевым водоснабжением подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Прокурор просит установить срок для исполнения решения в срок не позднее 31.05.2021.

Установление указанного срока для исполнения решения суда является разумным в целях соблюдения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

При наличии препятствий для исполнения решения суда, административные ответчики вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки либо рассрочки исполнения судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 177-180 КАС РФ, суд

решил:

исковые требования Глазовского межрайонного прокурора УР в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Аквафонд», Администрации муниципального образования «Глазовский район» о возложении обязанности обеспечить питьевым водоснабжением удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Глазовский район», общества с ограниченной ответственностью «Аквафонд», выразившееся в непринятии мер по организации водоснабжения по ул.Центральная д.Пудвай МО «Глазовский район».

Обязать Администрацию муниципального образования «Глазовский район» организовать холодное водоснабжение по ул.Центральной д.Пудвай Глазовского района УР.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Аквафонд» в срок не позднее 31.05.2021 возобновить предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению через водоразборные колонки около дома №21 и около дома №23 в жилые дома по ул. Центральной д.Пудвай Глазовского района.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Глазовский районный суд Удмуртской Республики.

Судья Н.В. Черняев