ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-181/2022 от 17.06.2022 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-181/2022 (2а-4854/2021)

64RS0043-01-2021-007909-24

Решение

Именем Российской Федерации

17 июня 2022 года г. Саратов

Волжский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Магазенко Ю.Ф.,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

с участием помощника прокурора Волжского района г. ФИО2,

представителя истца прокурора г. Саратова, представителя заинтересованного лица прокуратуры Саратовской области - старшего помощника прокурора города Саратова ФИО5,

истца ИП ФИО1 и её представителя ФИО6,

представителей ответчика - администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО7, ФИО8,

представителя заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом г. Саратова ФИО9,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Саратова в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов», заинтересованные лица: Комитет по управлению имуществом города Саратова, ИП ФИО1, Правительство Саратовской области, о признании постановления незаконным в части,

по исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к администрации муниципального образования «Город Саратов», заинтересованные лица: Комитет по управлению имуществом города Саратова, Правительство Саратовской области, о признании нормативного правового акта не действующим,

установил:

прокурор города Саратова обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании постановления незаконным в части.

Требования мотивированы тем, что администрацией муниципального образования «Город Саратов» издано постановление от 17 декабря 2020 года № 2548 (в ред. от 28 июня 2021 года) «О Порядке предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов и открытых оборудованных площадок по оказанию услуг общественного питания сезонными (летними) кафе на территории муниципального образования «Город Саратов». Текст постановления официально опубликован на сайте администрации муниципального образования «Город Саратов» http://saratovmer.ru/ 18 декабря 2020 года, в газете «Саратовская панорама», Спецвыпуск, № 104, 21 декабря 2020 года. Начало действия документа -17 декабря 2020 года. Постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 28 июня 2021 года № 1725 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от17 декабря 2020 года № 2548 «О Порядке предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов и открытых оборудованных площадок по оказанию услуг общественного питания сезонными (летними) кафе на территории муниципального образования «Город Саратов» официально опубликовано на сайте администрации муниципального образования «Город Саратов» http://saratovmer.ru/30 июня 2021 года, в газете «Саратовская панорама», Спецвыпуск, № 59,01 июля 2021 года. Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 17 декабря 2020 года № 2548 утверждены Порядок предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов» (приложение № 1) (далее - Порядок), а также методика определения начальной цены предмета торгов на право размещения нестационарного торгового объекта и открытых оборудованных площадок по оказанию услуг общественного питания сезонными (летними) кафе на территории муниципального образования «Город Саратов».

В нарушение п. 5 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, установленного приказом Минэкономразвития Саратовской области от 18 октября 2016 года № 2424, постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 17 декабря 2020 года № 2548 не содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении права размещения нестационарного торгового объекта.

Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 17 декабря 2020 года № 2548 не регламентированы сроки и порядок рассмотрения заявлений заинтересованных лиц по вопросу предоставления права на размещение нестационарного торгового объекта и, соответственно, не регламентированы действия должностных лиц при необходимости отказа в предоставлении такого права, в частности, в случае ранее предоставленного права на размещение нестационарного торгового объекта по указанному заявителем адресу другому лицу; отсутствия указанного в заявлении адреса размещения нестационарного торгового объекта в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов» и др.

Полагает, что неопределенность оснований отказа юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в предоставлении права размещения нестационарного торгового объекта создает предпосылки для злоупотребления должностных лиц органов местного самоуправления, а также препятствует равному доступу заинтересованных лиц в реализации данного права.

Считает, что в нормативном правовом акте имеется коррупциогенный фактор по признакам подп. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96: широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения органом местного самоуправления (должностных лиц).

Данный факт отражен прокуратурой города в представлении в адрес главы муниципального образования «Город Саратов» от 25 августа 2021 года.

По результатам рассмотрения представления в ответе от 24 сентября 2021 года администрацией муниципального образования «Город Саратов» сообщено об отсутствии оснований для приведения постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 17 декабря 2020 года № 2548«О Порядке предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов и открытых оборудованных площадок по оказанию услуг общественного питания сезонными (летними) кафе на территории муниципального образования «Город Саратов» в соответствие с приказом Минэкономразвития Саратовской области от18 октября 2016 года №2424.

В связи с изменениями, внесенными постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 20 декабря 2021 года № 3761, наименование постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 17 декабря 2020 года № 2548 изложено в новой редакции: «О порядке проведения торгов на право размещения нестационарных торговых объектов и открытых оборудованных площадок по оказанию услуг общественного питания сезонными (летними) кафе на территории муниципального образования «Город Саратов».

Приказом Минэкономразвития Саратовской области от 15 марта 2022 года№ 262 внесены изменения в приказ Минэкономразвития Саратовской области от18 октября 2016 года № 2424 «О порядке разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов».

Согласно п. 5 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, установленного приказом Минэкономразвития Саратовской области от 18 октября 2016 года № 2424 (в ред. от 15 марта 2022 года№ 262), муниципальный нормативный правовой акт, определяющий порядок заключения договоров на размещение нестационарного торгового объекта, включает в себя в том числе: порядок подачи и рассмотрения заявления на предоставление свободного (компенсационного) места без проведения торгов в случае исключения нестационарного торгового объекта из схемы по инициативе органов местного самоуправления в период действия договора на размещение нестационарного торгового объекта; порядок подачи и рассмотрения заявления о продлении срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов; исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключении (продлении срока действия) договоров на размещение нестационарного торгового объекта.

Ссылаясь на указанные обстоятельства и с учетом уточнения исковых требований прокурор просит признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 17 декабря 2020 года № 2548 (в ред. от 20 декабря 2021 года№ 3761) «О порядке проведения торгов на право размещения нестационарных торговых объектов и открытых оборудованных площадок по оказанию услуг общественного питания сезонными (летними) кафе на территории муниципального образования «Город Саратов» в части, не предусматривающей: порядок подачи и рассмотрения заявления на предоставление свободного (компенсационного) места без проведения торгов в случае исключения нестационарного торгового объекта из схемы по инициативе органов местного самоуправления в период действия договора на размещение нестационарного торгового объекта; порядок подачи и рассмотрения заявления о продлении срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов; исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключении (продлении срока действия) договоров на размещение нестационарного торгового объекта; порядок размещения нестационарного торгового объекта без проведения торгов по истечении срока разрешенного размещения нестационарного торгового объекта. Признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу Методику определения начальной цены предмета торгов на право размещения нестационарного торгового объекта и открытых оборудованных площадок по оказанию услуг общественного питания сезонными (летними) кафе на территории муниципального образования «Город Саратов» (Приложение № 3 к постановлению администрации муниципального образования «Город Саратов» от 17 декабря 2020 года № 2548). Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» устранить указанные нарушения.

ИП ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании нормативно правового акта не действующим.

Требования мотивированы тем, что администрацией муниципального образования «Город Саратов» издано постановление от 17 декабря 2020 года № 2548«О Порядке предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов и открытых оборудованных площадок по оказанию услуг общественного питания сезонными (летними) кафе на территории муниципального образования «Город Саратов» с Приложением № 1, № 2, № 3.

ФИО1 является индивидуальным предпринимателем, осуществляет торговую деятельность по реализации социально значимых продуктов питания посредством нестационарных торговых объектов, размещенных на территории города, её деятельность подпадает под регулирование обжалуемого в настоящем административном производстве Постановления, от 17 декабря 2020 года № 2548 с момента его издания.

Полагает, что несоответствие обжалуемого нормативного правового акта административного ответчика федеральному законодательству Российской Федерации привело к нарушению законодательства о защите прав предпринимательской деятельности на всей территории города Саратова. Ответчиком принято Постановление № 2548, неотъемлемой частью которого являются Приложения (в том числе Приложение № 1). Пунктом 1.1. Приложения № 1 к Постановлению/Порядку № 2548 установлено: «Порядок предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов» регламентирует процедуру предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов».

Пунктом 1.3. Приложения № 1 к Постановлению/Порядку № 2548 установлено: «Размещение нестационарных торговых объектов на территории города Саратова на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования «Город Саратов», и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов» (далее - Схема), утвержденной постановлением администрации города, и договоров на размещение нестационарных торговых объектов, заключенных по результатам торгов». Пункт 1.1, в совокупности с п. 1.3 приложения № 1 обжалуемого Постановления № 2548 устанавливает единственно возможный порядок и условия размещения всех нестационарных торговых объектов на территории города Саратова исключительно на основании Схемы и договоров, заключенных по результату торгов.

Однако, принятие данного пункта противоречит и не соответствует приказу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от25 декабря 2014 года № 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года» (далее - приказ Минпромторга № 2733), действующего на момент принятия и по настоящее время.

Пунктом 3.2.2. Стратегии, утвержденной приказом Минпромторга № 2733, предписано следующее: «Обеспечение возможности стабильного функционирования и развития нестационарной торговли. При отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип «меняется место - сохраняется бизнес». Требуется также упрощение и сокращение сроков процедуры размещения торговых объектов для удовлетворения потребностей как населения в услугах торговли, так и хозяйствующих субъектов, желающих открывать новый торговый бизнес либо расширять существующий».

Приказом Министерства экономического развития Саратовской области от18 октября 2016 года № 2424 «О порядке разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов», в действующей на момент принятия обжалуемого Постановления № 2548 редакции, во исполнение которого было издано обжалуемое Постановление № 2548, установлено, что Муниципальный нормативный правовой акт, определяющий порядок предоставления права на размещение нестационарного торгового объекта, включает в себя, в том числе: порядок заключения договоров на размещение нестационарного торгового объекта, выдачи разрешений или иной документации, на основании которой осуществляется размещение нестационарного торгового объекта. Обжалуемое Постановление№ 2548, изданное во исполнение Приказа № 2424, содержит в себе лишь только «порядок получения права на размещение нестационарных торговых объектов на основании договоров, полученных по результату торгов», но не содержит в себе порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на основании иных договоров и иных разрешительных документов. При этом, правовым регулированием не предусмотрена возможность издания иного нормативного правового акта, которым регулируются указанные отношения, в сферу которых подпадает торговая деятельность истца. На момент принятия 17 декабря 2020 года оспариваемого Постановления № 2548, размещение всех нестационарных торговых объектов на территории города регулировалось, действующей до31 декабря 2020 года Схемой размещения нестационарных торговых объектов на 2016-2020 годы, изданной в виде таблицы, в которой в графах № 7 и №-8, При этом, в качестве основания размещения нестационарных торговых объектов были указаны «договор аренды земельного участка» или «решение Арбитражного суда», которые не являются договором на размещение нестационарных торговых объектов, заключенным по результату торгов, а являются иными законными разрешительными документами, полученными без проведения торгов».

Судебным решением Арбитражного суда Саратовской области по делу№ А57-20845/2016 на административного ответчика - администрацию муниципального образования «Город Саратов», была возложена обязанность включить в «Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов на 2016-2020 годы» торговые объекты истца, в порядке её восстановленного права, которую администрация исполнила только в принудительном порядке, обеспеченном службой судебных приставов Волжского РОСП г. Саратова УФССП России по Саратовской области, издав Постановление от 07 ноября 2018 года № 2477, которым включила в Схему торговые объекты истца, указав законное основание размещения - «Решение Арбитражного суда», т.е. иной разрешительный документ, полученный без проведения конкурентных процедур. Принятием обжалуемого Постановления № 2548, пунктом 1.1 в совокупности с пунктом 1.3. Приложения № 1 административный ответчик незаконно сузил и ограничил возможность размещения нестационарных торговых объектов на территории города Саратов, установив единственно возможный порядок и условия размещения всех нестационарных торговых объектов на территории города Саратов исключительно на основании Схемы и договоров, заключенных по результату торгов. Принятием обжалуемого постановления № 2548 административный ответчик не исполнил своих обязанностей, возложенных федеральным законодательством, т.к. не обеспечил возможность необходимого продления договоров и иной разрешительной документации без проведения конкурсных процедур действующих на момент его принятия, как предусмотрено приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от25 декабря 2014 года № 2733.

Полагает, что не обеспечение администрацией муниципального образования «Город Саратов», при издании Постановления № 2548, вышеуказанного порядка, незаконно лишило всех предпринимателей, законно размещающих нестационарные торговые объекты по иной разрешительной документации, полученной не по результату торгов и (или) без заключения договора, свои нестационарные торговые объекты, включенные в действующую схему до издания Постановления № 2548.

Принятие 17 декабря 2020 года обжалуемого Постановления № 2548 (в части пунктов 1.1, 1.3 Приложения № 1) повлекло негативные последствия для бизнеса истца, так как в результате принятия и действия обжалуемого нормативного правового акта, административный ответчик, ограничивая возможность размещения нестационарных торговых объектов на территории города Саратов исключительно на основании договоров, заключенных по результатам торгов, обратился в суд с иском о сносе.

Истец ИП ФИО1 полагает, что у администрации муниципального образования «Город Саратов» не имелось полномочий по определению порядка, условий и оснований размещения нестационарных торговых объектов на основании договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов» и по определению методики расчета платы по договору на право размещения нестационарных торговых объектов, по определению положения о проведении торгов в форме аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов, так как данные полномочия не входят в компетенцию администрации муниципального образования «Город Саратов». Перераспределения между органами государственной власти области и органами местного самоуправления полномочий ни в области регулирования торговой деятельности, ни в области земельных отношений в порядке, предусмотренномч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не производилось. Утверждение нормативного правового акта «Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Саратовской области» относится к компетенции Правительства Саратовской области. Данный порядок подтвержден принятием 24 июня 2021 года Правительством Саратовской области Постановления от 24 июня 2021 года № 482-11, которым на территории Саратовской области был впервые только 24 июня 2021 года утвержден нормативный правовой акт «Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории Саратовской области» (далее - по тексту - Постановление № 482-П).

Считает, что до 24 июня 2021 года на территории Саратовской области нормативный правовой акт, определяющий порядок и условия размещения нестационарных торговых объектов на территории Саратовской области уполномоченным на его издание компетентным органом субъекта отсутствовал и не издавался. Иной порядок наделения администрации МО «Город Саратов» полномочиями на издание обжалуемого постановления № 2548 законом не предусмотрен и не мог быть реализован.

Помимо того, административный истец ИП ФИО1 считает, что обжалуемый нормативный правовой акт - Постановление № 2548 необходимо признать недействующим так же по основанию его противоречия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обжалуемым постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» была утверждена методика расчета платы по договору на право размещения нестационарный торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов» (Приложение № 3 к Постановлению № 2548). При этом, отсутствует обоснование приведенного в методике расчета. Оспариваемый нормативный акт нарушает принцип экономической обоснованности расчета арендной платы, так как при его принятии не проведены анализ и оценка факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка.

Ссылаясь на указанные обстоятельства и, с учетом уточнения исковых требований, истец ИП ФИО1 просит признать Постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от17 декабря 2020 года № 2548 «О Порядке предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов и открытых оборудованных площадок по оказанию услуг общественного питания сезонными (летними) кафе на территории муниципального образования «Город Саратов» недействующим с момента издания с 17 декабря 2020 года, изданным в нарушение процедуры принятия, в отсутствие компетенции, в отсутствие полномочий на издание и утверждение порядка предоставления права и установление правил, отличных от установленных Федеральным законодательством Российской Федерации и правовыми актами, имеющими большую юридическую силу в части: пунктов 1,3,4 постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от17 декабря 2020 года № 2548; приложение № 1 к постановлению администрации муниципального образования «Город Саратов» от 17 декабря 2020 года № 2548; приложение к Порядку №1 «Положение о проведении торгов в форме аукциона на право размещение НТО»; Приложение № 3 к постановлению администрации муниципального образования «Город Саратов» от 17 декабря 2020 года № 2548 методика определения начальной цены предмета торгов на право размещения НТО и открытых оборудованных площадок по оказанию услуг общественного питания сезонными (летними) кафе на территории муниципального образования «Город Саратов» по основаниям, указанным в исковом заявлении и уточнениях к нему.

Представитель истца прокуратуры г. Саратова ФИО5, исковые требования с учетом их уточнения поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Истец ИП ФИО1 и её представитель ФИО6 в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнения поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.

Представители администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО7, ФИО8 возражали против удовлетворения исковых требований в полном объеме по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.

Представитель Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Город Саратов» ФИО9 возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Определением Волжского районного суда г. Саратова от 17 июня 2022 года производство по требованиям прокурора города Саратова о признании постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от17 декабря 2020 года № 2548 (в ред. от 20 декабря 2021 года № 3761) «О порядке проведения торгов на право размещения нестационарных торговых объектов и открытых оборудованных площадок по оказанию услуг общественного питания сезонными (летними) кафе на территории муниципального образования «Город Саратов» в части, не предусматривающей: порядок подачи и рассмотрения заявления на предоставление свободного (компенсационного) места без проведения торгов в случае исключения нестационарного торгового объекта из схемы по инициативе органов местного самоуправления в период действия договора на размещение нестационарного торгового объекта; порядок подачи и рассмотрения заявления о продлении срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов прекращено в виду отказа от данных требований.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

С учетом положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Волжского района г. Саратова ФИО4, полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению в части, суд приходит к следующему.

Административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Пункт 3 ч. 8 ст. 213 КАС РФ предусматривает, что суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет соответствие оспариваемого правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В порядке абстрактного нормоконтроля суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет в том числе соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 213 КАС РФ).

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В п. 2 Постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 17 декабря 2020 года администрацией муниципального образования «Город Саратов» издано Постановление № 2548 «О Порядке проведения торгов на право размещения нестационарных торговых объектов и открытых оборудованных площадок по оказанию услуг общественного питания сезонными (летними) кафе на территории муниципального образования «Город Саратов» (вместе с «Порядком проведения торгов на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования образования «Город Саратов», «Порядком проведения торгов на право размещения открытых оборудованных площадок по оказанию услуг общественного питания сезонными (летними) кафе на территории муниципального образования «Город Саратов», «Методикой определения начальной цены предмета торгов на право размещения нестационарного торгового объекта и открытых оборудованных площадок по оказанию услуг общественного питания сезонными (летними) кафе на территории муниципального образования «Город Саратов», «Порядком предоставления свободного (компенсационного) места для размещения нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования «Город Саратов», «Порядком продления срока действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов»).

Постановлениями администрации муниципального образования «Город Саратов» № 3761 от 20 декабря 2021 года и № 2100 от 25 мая 2022 года внесены изменения в вышеуказанное постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 17 декабря 2020 года № 2548.

Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на предмет процедуры, компетенции и полномочий на его принятие суд исходит из следующего.

Положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (подпункт 15 части 1 статьи 16, глава 8) к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области регулирования торговой деятельности относится создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 381-ФЗ), нестационарные торговые объекты определены как торговые объекты, представляющие собой временные сооружения или временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

В соответствии с частями 3 и 5 ст. 10 Закона № 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и наряду с вносимыми в неё изменениями, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом № 381-ФЗ.

Размещение нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отнесено, согласно пункту 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, к случаям использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

Органы местного самоуправления в сфере торгового обслуживания населения обладают только им свойственными полномочиями, позволяющими осуществлять стоящие перед ними цели и задачи.

Обеспечение населения услугами в области торгового, бытового обслуживания, общественного питания в соответствии с Федеральным Законом № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения и находится в ведении муниципальных образований.

В соответствии с нормами действующего законодательства, органы муниципального управления в пределах предоставленных полномочий планируют развитие торгового и бытового обслуживания населения, обеспечивают рациональное размещение сети розничных торговых предприятий на территории муниципального образования.

Абзацем 11 п. 5 Порядка, утвержденного приказом Министерства экономического развития Саратовской области от 18 октября 2016 года № 2424 «О порядке разработки и утверждения схемы нестационарных торговых объектов» (далее по тексту - Приказ) в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого постановления установлено, что порядок предоставления права на размещение нестационарного торгового объекта определяется муниципальным нормативным правовым актом, который включает порядок заключения договоров на размещение нестационарного торгового объекта, а также исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении права размещения нестационарного торгового объекта.

Во исполнение вышеуказанного пункта Приказа решением Саратовской городской Думы от 19 апреля 2016 года № 59-622 «О размещении нестационарных торговых объектов и открытых оборудованных площадок по оказанию услуг общественного питания сезонными (летними) кафе на территории муниципального образования «Город Саратов» было установлено, что размещение нестационарных торговых объектов и открытых оборудованных площадок по оказанию услуг общественного питания сезонными (летними) кафе на территории муниципального образования «Город Саратов» на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования «Город Саратов», и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется на основании договоров на размещение нестационарных торговых объектов и открытых оборудованных площадок по оказанию услуг общественного питания сезонными (летними) кафе, заключаемых по результатам торгов.

Указанным решением администрации муниципального образования «Город Саратов» были делегированы полномочия по разработке и принятию муниципального нормативного правового акта, определяющего порядок предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов и открытых оборудованных площадок по оказанию услуг общественного питания сезонными (летними) кафе на территории муниципального образования «Город Саратов» на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования «Город Саратов», и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, нарушения процедуры, компетенции и полномочий на принятие 17 декабря 2020 года администрацией муниципального образования «Город Саратов» нормативного правового акта Постановления № 2548 «О Порядке проведения торгов на право размещения нестационарных торговых объектов и открытых оборудованных площадок по оказанию услуг общественного питания сезонными (летними) кафе на территории муниципального образования «Город Саратов» не имелось.

Факт того, что решение Саратовской городской Думы от 19 апреля 2016 года№ 59-622 «О размещении нестационарных торговых объектов и открытых оборудованных площадок по оказанию услуг общественного питания сезонными (летними) кафе на территории муниципального образования «Город Саратов», которое делегировало полномочия ответчику отменено после принятия оспариваемого нормативного правового акта, не является обстоятельством, при котором суд мог бы прийти к нарушению процедуры принятия данного постановления.

Обсуждая доводы относительно того, что оспариваемым постановлением были нарушены права и законные интересы административного истцаИП ФИО1 с момента его принятия, суд исходит из следующего.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15 ноября 2017 года по делу № А57-20845/2016 признано недействительным распоряжение Комитета по управлению имуществом г. Саратова от 28 июля 2016 года № 1699-рз о сносе торгового павильона, размещенного на пересечении и . Признан незаконным отказ администрации муниципального образования «Город Саратов» по включению в схему размещения нестационарных торговых объектов на 2016-2020 г.г., расположенных по адресам: 1. ; 2. , между домами и . На администрацию муниципального образования «» возложена обязанность включить ИП ФИО1 в схему размещения нестационарных торговых объектов на 2016-2020 г.г., расположенных по адресам: 1. ; 2. , между домами и .

Во исполнение решения Арбитражного суда от15 ноября 2017 года по делу № А57-20845/2016 постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 05 марта 2018 года № 450 в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «» на 2016-2020 годы, утвержденную постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 15 апреля 2016 года № 954, включены сведения о нестационарных торговых объектахИП ФИО1 по адресным ориентирам: « угол», «, между домами и ».

Решение суда явилось основанием для включения сведений конкретно в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2016-2020 годы, утвержденную постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 15 апреля 2016 года № 954.

Порядок предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов» в настоящее время утвержден постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 17 декабря 2020 года № 2548, которым также утверждена методика определения начальной (минимальной) цены торгов на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования «Город Саратов» на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования «Город Саратов», и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

До принятия вышеуказанного нормативного правового акта действовало постановление от 29 марта 2017 года № 523, которым также был утвержден порядок предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов» и методика определения начальной (минимальной) цены торгов на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта.

Доказательств того, что торги на право размещения нестационарных торговых объектов по вышеуказанным адресам проводились, договоры на право размещения с ИП ФИО1 заключались, применялась ли методика, сторонами в суд не представлено, судом не добыто.

12 января 2021 года в Управление развития потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением обратилась ИП ФИО1 об обеспечении включения в Схему 2021-2025 сведений о размещении нестационарных торговых объектов - торговых павильонов, площадью 15 кв.м по адресным ориентирам: , пересечение улиц Алексеевской и Аптечной, метров от торца сторону .

Пунктом 6 Правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных приказом Минстроя РФ от 17 августа 1992 года № 197, установлено, что в пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается, в том числе, производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений.

Таким образом, размещение каких-либо сооружений в пределах территории охранных зон тепловых сетей возможно только при наличии письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся тепловые сети.

С учетом письменных заключений, поступивших в Управление развития потребительского рынка и защиты прав потребителей от ЗАО «СПГЭС» и филиала «Саратовский» ПАО «Т Плюс» размещение нестационарных торговых объектов по адресным ориентирам: , пересечение улиц Алексеевской и Аптечной, метров от торца сторону , противоречит нормам действующего законодательства.

Указанные обстоятельства послужили основанием для отказа во включение сведений о нестационарном торговом объекте в Схему в соответствии с п. 2.9. Порядка, утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 13 января 2016 года № 3 «Об утверждении порядка рассмотрения заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о включении (исключении) нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов».

Данные обстоятельства иными участниками процесса оспорены не были.

Таким образом, доказательств применения оспариваемого Постановления№ 2548 от 17 декабря 2020 года «О Порядке проведения торгов на право размещения нестационарных торговых объектов и открытых оборудованных площадок по оказанию услуг общественного питания сезонными (летними) кафе на территории муниципального образования «Город Саратов» с момента его издания кИП ФИО1 не представлено, судом не установлено.

Разрешая требования прокурора города Саратова о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 17 декабря 2020 года № 2548(в ред. от 20 декабря 2021 года № 3761) «О порядке проведения торгов на право размещения нестационарных торговых объектов и открытых оборудованных площадок по оказанию услуг общественного питания сезонными (летними) кафе на территории муниципального образования «Город Саратов» в части, не предусматривающей: порядок размещения нестационарного торгового объекта без проведения торгов по истечении срока разрешенного размещения нестационарного торгового объекта суд исходит из следующего.

Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от25 декабря 2014 года № 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года» предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур.

При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип «меняется место - сохраняется бизнес» (п. 3.2.2).

Вместе с тем, приказ Минпромторга России от 25 декабря 2014 года № 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года», носит рекомендательный характер, в Минюсте России не регистрировался и не опубликовывался, соответственно к рассматриваемым правоотношениям применяться не может, связи с чем, требования прокурора в указанной части удовлетворению не подлежат.

Истцы просили признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу Методику определения начальной цены предмета торгов на право размещения нестационарного торгового объекта и открытых оборудованных площадок по оказанию услуг общественного питания сезонными (летними) кафе на территории муниципального образования «Город Саратов» (Приложение № 3 к постановлению администрации муниципального образования «Город Саратов» от17 декабря 2020 года № 2548).

Подпунктом 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что одним из принципов, на которых основывается настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Федеральный законодатель, определяя основания использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наряду с общими основаниями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в главе V этого же Кодекса установил особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов.

В соответствии с п. 1 ст. 39.1 указанного Кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления либо договора.

Согласно ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В главе V.6 Земельного кодекса Российской Федерации федеральный законодатель, регламентируя использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, определил случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.

Подпунктом 6 п. 1 ст. 39.33Подпунктом 6 п. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов.

При этом п. 2 этой же статьи Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи (то есть за исключением вышеназванного случая), осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.

В силу п. 1 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Согласно частям 1 - 3 статьи 10 указанного федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Из анализа приведенных положений закона следует, что федеральный законодатель предусмотрел возможность выбора порядка предоставления земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на конкурентной основе.

Таким образом, реализация права на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляемая в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, возможна не только на основании договора аренды земельного участка, но не исключает возможность заключения иного договора. При этом размещение нестационарных торговых объектов, являясь одним из способов использования земельных участков, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено ни федеральным законом, ни законом субъекта Российской Федерации

Органы местного самоуправления оказывают содействие развитию рыночных инфраструктур, созданию конкурентной сферы и преодолению монополизма в сфере торговли. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года№ 135-ФЗ распространяется и на деятельность органов местного самоуправления.

Запрещается деятельность органов местного самоуправления, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Решения органов местного самоуправления о предоставлении льгот отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам подлежит согласованию с федеральным антимонопольным органом, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества определяются статьей 17.1. Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции). Данной нормой урегулировано, что заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Во исполнение вышеуказанных норм постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 17 декабря 2020 года № 2548 (в редакции от 17 декабря 2020 года) был утвержден порядок предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов», который четко регламентировал процедуру предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов, путем проведения торгов в форме аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов.

В соответствии с указанным постановлением объектом конкурсных процедур выступает не право пользования земельным участком, то есть по результатам аукциона фактически предоставляется не земельный участок, а право на размещение нестационарного торгового объекта на конкретно определенном адресном ориентире, предназначенном для размещения нестационарного торгового объекта и включенном в Схемы размещения.

Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 года№ 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» не предусмотрено обязанности органа местного самоуправления предусматривать в конкурсных процедурах исчерпывающего перечня оснований для отказа в предоставлении права размещения нестационарного торгового объекта, это может являться коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.

Исходя из пункта 1.3 Порядка, размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов» осуществляется на основании схемы нестационарных торговых объектов и договора на размещение нестационарных торговых объектов, заключаемого на торгах, проводимых в форме аукциона.

Федеральное законодательство не регулирует вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не регламентирует основания и форму юридического оформления прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель или земельных участков в соответствии с правилами, установленными главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, равно как не устанавливает запрет на возможность определения такого порядка и не исключает оформление прав, в том числе посредством заключения договора.

Из выше приведенных норм права следует вывод о том, что вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Таким образом, утверждение администрацией муниципального образования «Город Саратов» оспариваемой Методики определения начальной (минимальной) цены торгов на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования «Город Саратов» осуществлено в пределах компетенции.

Вопрос об определении размера платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта на федеральном уровне не урегулирован, вместе с тем, с учетом схожести правоотношений об определении размера платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта и правоотношений по поводу определения платы за пользование земельными участками, к спорным правоотношениям применимы основополагающие принципы определения платы за пользование земельными участками, к числу которых относится арендная плата и земельный налог.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к числу которых относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Предусмотренный оспариваемой методикой расчет платы по договору на размещение нестационарных торговых объектов не является произвольным, имеет соответствующее экономическое обоснование дифференциации размера платы по договору на размещение нестационарных торговых объектов на основе анализа оценочных характеристик.

В материалах дела имеется заключение уполномоченного органа, в котором имеется финансово - экономическое обоснование расчета размера платы по договору на размещение нестационарных торговых объектов.

Методика предусматривает в качестве базовой ставки удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка за один квадратный метр на территории муниципального образования «Город Саратов» и применение повышающих коэффициентов с учетом срока договора, типа, размера и специализации НТО и коммерческой привлекательности места его размещения, проведенной оценки экономических факторов, исходя из которых произведена дифференциация повышающих коэффициентов с учетом типов и размеров, специализации НТО (киосков, павильонов) и коммерческой привлекательности места их размещения и определяет уровень коэффициентов на основании мониторинга получаемой предпринимателями прибыли в течение года, в зависимости от реализации того или иного вида продукции, с учетом социальной значимости.

Размер начальной цены аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов определяется по формуле: Нц = S x С x Кт x П / 30, где:

Нц - начальная цена, руб.; S - площадь места размещения нестационарного торгового объекта, открытой оборудованной площадки по оказанию услуг общественного питания сезонными (летними) кафе, кв. м; С - среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка по городскому округу муниципальное образование «Город Саратов» по сегменту «Предпринимательство» в соответствии с результатами определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Саратовской области; Кт - коэффициент типа торгового предприятия: торговая тележка - 0,25; торговая тележка (при реализации группы товаров «печатная продукция») - 0,06; киоск - 0,25; киоск (при реализации группы товаров «печатная продукция») - 0,06; автомагазин - 0,15; бахчевой развал - 0,1; торговая палатка - 0,1; ёлочный базар - 0,1; сезонное (летнее) кафе - 0,02; прочее - 0,25; П - период функционирования нестационарного торгового объекта, открытой оборудованной площадки по оказанию услуг общественного питания сезонными (летними) кафе, дни.

При определении начальной цены значения стоимостных показателей менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.

Таким образом, вопреки доводам административных истцов, оспариваемая методика расчета платы по договору на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов» принята не произвольно и имеет экономическую обоснованность, с учетом экономического обоснования расчета размера платы по договору на размещение нестационарных торговых объектов.

Поскольку размещение нестационарных торговых объектов, предусмотренных схемой нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов» осуществляется без заключения договоров аренды земельных участков, оспариваемая методика расчета платы по договору на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Саратов» в равной мере распространяется на всех субъектов предпринимательской деятельности в этой сфере, основана на анализе экономических факторов, следовательно, разная расчетная стоимость квадратного метра земли по договорам аренды земельных участков и по договорам на размещение нестационарных торговых объектов не ставит владельцев таких объектов в неравное положение друг с другом, их конкуренцию между собой не ограничивает, а равно не создает и необоснованных препятствий для осуществления ими предпринимательской деятельности.

Разрешая требования прокурора города Саратова о признании постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от17 декабря 2020 года № 2548 (в ред. от 20 декабря 2021 года № 3761) «О порядке проведения торгов на право размещения нестационарных торговых объектов и открытых оборудованных площадок по оказанию услуг общественного питания сезонными (летними) кафе на территории муниципального образования «Город Саратов» в части, не предусматривающей: исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключении (продлении срока действия) договоров на размещение нестационарного торгового объекта, суд исходит из следующего.

Приказом Минэкономразвития Саратовской области от 18 октября 2016 года№ 2424 (ред. от 15 марта 2022 года) «О порядке разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов» определено, что муниципальный нормативный правовой акт, определяющий порядок заключения договоров на размещение нестационарного торгового объекта, включает в себя в том числе: порядок подачи и рассмотрения заявления на предоставление свободного (компенсационного) места без проведения торгов в случае исключения нестационарного торгового объекта из схемы по инициативе органов местного самоуправления в период действия договора на размещение нестационарного торгового объекта; порядок подачи и рассмотрения заявления о продлении срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов; исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключении (продлении срока действия) договоров на размещение нестационарного торгового объекта.

Оспариваемым постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 17 декабря 2020 года № 2548 «О порядке проведения торгов на право размещения нестационарных торговых объектов и открытых оборудованных площадок по оказанию услуг общественного питания сезонными (летними) кафе на территории муниципального образования «Город Саратов» с учетом внесенных в него изменений Постановлениями администрации муниципального образования «Город Саратов» № 3761 от 20 декабря 2021 года и № 2100 от 25 мая 2022 года предусмотрены основания отказа в продлении срока действия договора на размещение НТО.

Вместе с тем, оспариваемым нормативным актом в нарушение Приказа Минэкономразвития Саратовской области от 18 октября 2016 года № 2424 не предусмотрены основания для отказа в заключении договоров на размещение НТО.

Учитывая приведенные нормы права и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора города Саратова о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 17 декабря 2020 года № 2548 (в ред. от 20 декабря 2021 года№ 3761) «О порядке проведения торгов на право размещения нестационарных торговых объектов и открытых оборудованных площадок по оказанию услуг общественного питания сезонными (летними) кафе на территории муниципального образования «Город Саратов» в части, не предусматривающей: исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключении (продлении срока действия) договоров на размещение нестационарного торгового объекта.

Поскольку оспариваемое постановление в части признано недействующим, доказательств нарушения чьих-либо прав в указанной части не представлено, оснований о возложении обязанности на административного ответчика устранить указанные нарушения суд не находит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора города Саратова в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании постановления незаконным в части, удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от17 декабря 2020 года № 2548 (в ред. от 20 декабря 2021 года № 3761) «О порядке проведения торгов на право размещения нестационарных торговых объектов и открытых оборудованных площадок по оказанию услуг общественного питания сезонными (летними) кафе на территории муниципального образования «Город Саратов» в части, не предусматривающей: исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключении (продлении срока действия) договоров на размещение нестационарного торгового объекта.

В удовлетворении остальной части исковых требований, - отказать.

Исковые требования индивидуального предпринимателя ФИО1 к администрации муниципального образования «Город Саратов», о признании нормативно правового акта не действующим, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд города Саратова в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме - 01 июля 2022 года.

Председательствующий Ю.Ф. Магазенко