ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-181/2023 от 15.05.2023 Ленинскогого районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело №2а-181/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Владикавказ 15 мая 2023 года

Ленинский районный суд г.Владикавказа РСО-Алания в составе: председательствующего судьи Кальяновой В.В., при секретаре Кундухове Э.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Иристонского района г.Владикавказа к АМС г.Владикавказа о признании нормативного правового акта частично недействующим,

установил:

Прокурор Иристонского района г.Владикавказа обратился в суд с вышеуказанным иском.

В судебном заседании помощник прокурора Иристонского района г.Владикавказа Танделова К.А. иск поддержала. Пояснила, прокуратурой Иристонского района г.Владикавказа в ходе осуществления надзорной деятельности проведена проверка законности Схемы размещения нестационарных объектов, расположенных на земельных участках, в некапитальных строениях, сооружениях, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории муниципального образования г.Владикавказ, утвержденной постановлением АМС г.Владикавказа от 31.07.2018г. №782, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением АМС г.Владикавказа от 02.09.2020г. №653, в ходе которой установлено, что Схема утверждена без учета требований действующего законодательства и подлежит приведению в соответствие с ним. Просила признать недействующей Схему размещения нестационарных объектов, расположенных на земельных участках, в некапитальных строениях, сооружениях, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории муниципального образования г.Владикавказ, утвержденную постановлением АМС г.Владикавказа от 31.07.2018г. №782, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением АМС г.Владикавказа от 02.09.2020г. №653, как не соответствующую законодательству Российской Федерации в части размещения нестационарных объектов развозной торговли по следующим адресам: пр.Коста/ул.Генерала Плиева - п.241 Схемы; ул.Джанаева, 34 - п.1090 Схемы; ул.Кесаева/ул.Чапаева - п.1215 Схемы; ул.Коцоева (район памятника Плиева) - п.1266 Схемы; ул.Пожарского, 10 - п.1702 Схемы; ул.Пушкинская (район Комсомольского парка) - п.1716 Схемы; ул.Чермена Баева (район «Банка Москвы») - п.1869 Схемы. Возложить обязанность на АМС г.Владикавказа опубликовать сообщение о принятом судом решении в официальном печатном издании органа местного самоуправления в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель АМС г.Владикавказа в судебное заседание не явился.

В силу части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.

В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

АМС г.Владикавказа об отложении дела не просила и доказательства уважительной причины неявки не представила.

Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося ответчика.

Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд считает требования прокурора Иристонского района г.Владикавказа подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

Согласно части 7 статьи 213 главы 21 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 данной статьи, в полном объеме.

В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Исходя из положений статей 208, 213 и 215 КАС РФ предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав и свобод, законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Согласно статье 4 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, данный Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В силу статьи 7 названного Федерального закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1). По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации (часть 2). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).

Таким образом, органами местного самоуправления нормативные правовые акты принимаются исключительно в целях реализации вопросов местного значения и осуществления переданных отдельных государственных полномочий.

Вопросы местного значения указаны в статье 14 Закона об общих принципах организации местного самоуправления.

Судом установлено, что постановлением АМС г.Владикавказа от 31.07.2018г. №782, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением АМС г.Владикавказа от 02.09.2020г. №653 утверждена Схема размещения нестационарных объектов, расположенных на земельных участках, в некапитальных строениях, сооружениях, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории муниципального образования г.Владикавказ.

Указанные постановления опубликованы в печатном издании АМС г.Владикавказа – газете «Владикавказ» №81(2408) от 02.08.2018г. и №96(2713) от 10.09.2020г.

Схемой предусмотрено право размещения 86 нестационарных объектов (автокофейн), которые в соответствии пунктом 2.1.4. Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг, утвержденного постановлением АМС г.Владикавказа от 02.09.2020г. №652 отнесены к объектам развозной торговли - торговые объекты на колесах (на базе автомобиля, прицепа, велосипеда), предназначенные для неограниченного количества перемещений в пределах срока своей амортизации и технических характеристик и работы в разных местах (автомагазины, автолавки, автокафе, автокофейни, автоцистерны, автоприцепы, велосипеды и др.).

Согласно Схеме местом размещения (дислокации) 7 объектов развозной торговли, в частности по адресам: 1) пр.Коста/ул.Генерала Плиева - п.241 Схемы; 2) ул.Джанаева, 34 - п.1090 Схемы; 3) ул.Кесаева/ул.Чапаева- п.1215 Схемы; 4) ул.Коцоева (район памятника Плиева) - п.1266 Схемы; 5) ул.Пожарского, 10 - п.1702 Схемы; 6) ул.Пушкинская (район Комсомольского парка) - п.1716 Схемы; 7) ул.Чермена Баева (район «Банка Москвы») - п.1869 Схемы - являются остановочные пункты (остановочный пункт маршрутных транспортных средств, согласно пункту 3.19 «ГОСТ 33062-2014» - это сооружение, предназначенное для остановки маршрутных транспортных средств, ожидания, посадки и высадки пассажиров), стоянки парковки) транспортных средств (парковочное место (парковка), согласно — пункту 3.20 «ГОСТ 33062-2014» - это специально обозначенное и, при необходимости, обустроенное и оборудованное место, являющееся, в том числе, частью автомобильной дороги).

Следовательно, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах компетенции, с соблюдением порядка и процедуры принятия.

В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» остановочные пункты и стоянки (парковки) транспортных средств отнесены к элементам обустройства дорог, являющимся сооружениями, предназначенными для обеспечения дорожного движения, в том числе, его безопасности, за исключением объектов дорожного сервиса.

Пунктом 3.34 «ГОСТ 33062-2014» также установлено, что элементы обустройства - это комплекс зданий и сооружений обслуживания движения, технических средств и устройств, предназначенных (только) для организации и обеспечения безопасности дорожного движения.

Исходя из понятия автомобильной дороги, элементы обустройства относятся к дорожным сооружениям, являющимся технологической частью автомобильной дороги (п.1 ст.3 Закона №257-ФЗ).

При этом пунктом 15 статьи 3 Закона №257-ФЗ и пунктом 3.24 «ГОСТ 33062-2014» установлено, что полоса отвода автомобильной дороги - это земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

В свою очередь объектами дорожного сервиса являются здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования: автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств (п.13 ст.3 Закона №257-ФЗ).

Таким образом, во взаимосвязи указанных норм Закона №257-ФЗ в полосе отвода автомобильной дороги, на земельных участках, предназначенных для размещения дорожных сооружений, являющихся технологической частью автомобильной дороги (остановочные пункты и стоянки (парковки) транспортных средств) не могут одновременно размещаться объекты дорожного сервиса.

Кроме того, нестационарные объекты, в том числе, объекты развозной торговли (торговые объекты на колесах) не отнесены к объектам дорожного сервиса, перечисленным в п.13 ст.3 Закона №257-ФЗ.

Схемой также предусмотрено размещение объектов развозной торговли на проезжей части дорог (элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств, п.1.2 ПДД) и обочинах (элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, сличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки, п.1.2 ПДД).

Изложенное противоречит «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденному приказом Госстандарта от 26.09.2017г. №1245-ст.

Так, согласно пункту 5.1.1 «ГОСТ Р 50597-2017» проезжая часть дорог и улиц, обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства, за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов.

Посторонние предметы должны быть удалены с проезжей части дорог и улиц, краевых полос у обочины в течение трех часов с момента обнаружения. Предметы, не относящиеся к элементам обустройства, должны быть удалены в течение двух часов с момента обнаружения.

При этом осуществляемая объектами развозной торговли деятельность (торговля) предполагает постоянное (не нормированное) нахождение на месте дислокации, определенном Схемой и договором на размещение такого объекта. Соответственно такие объекты, не являясь элементами обустройства, в силу приведенных норм являются посторонними предметами.

Применение «ГОСТ Р 50597-2017» при утверждении Схемы являлось обязательным, в силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 29.06.2015г. №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» и распоряжения Правительства РФ от 04.11.2017г. №2438-р «Об утверждении перечня документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 5 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления РСО-Алания схемы размещения нестационарных торговых объектов», утвержденного постановлением Правительства РСО-Алания от 27.12.2010г. №370, разработка схемы размещения нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии с градостроительным, земельным законодательством, с учетом санитарно-эпидемиологических, экологических, противопожарных и других установленных федеральными законами требований (в т.ч. стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения).

Пунктом 9 Порядка также установлено, что при разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов осуществляется проверка обоснованности предложений по размещению нестационарных торговых объектов вдоль автомобильных дорог, в местах нахождения источников повышенной опасности (в т.ч. на автомобильных дорогах).

Однако, указанные требования Порядка при разработке Схемы АМС не учтены, что привело к фактическому размещению на территории г.Владикавказа с нарушением обязательных требований безопасности дорожного движения вышеуказанных 7 объектов развозной торговли –(автокофейн), что помимо изложенного, подтверждается письмом АМС г.Владикавказа от 07.10.2022г. №7029п.

Таким образом, Схема размещения нестационарных объектов, расположенных на земельных участках, в некапитальных строениях, сооружениях, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории муниципального образования г.Владикавказ, утвержденная постановлением АМС г.Владикавказа от 31.07.2018г. №782, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением АМС г.Владикавказа от 02.09.2020г. №653, в части размещения указанных 7 нестационарных объектов развозной торговли утверждена с нарушением предусмотренной законом процедуры, противоречит требованиям Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «ГОСТ 33062-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса» и «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», постановлению Правительства РСО-Алания от 27.12.2010г. №370, имеющим большую юридическую силу, что является безусловным основанием для признания ее недействующей в указанной части.

Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Так как из материалов дела следует, что оспариваемая Схема размещения нестационарных объектов, расположенных на земельных участках, в некапитальных строениях, сооружениях, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории муниципального образования г.Владикавказ на территории применялась, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд, признает его в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения в законную силу.

В соответствии с п.2 ч.4 ст.215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

На основании данного требования закона подлежат удовлетворению требования прокурора возложении на АМС г.Владикавказа обязанности опубликовать сообщение о принятии судом решения в официальном источнике опубликования.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Иристонского района г.Владикавказа к АМС г.Владикавказа о признании нормативного правового акта частично недействующим - удовлетворить.

Признать не действующей Схему размещения нестационарных объектов, расположенных на земельных участках, в некапитальных строениях, сооружениях, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории муниципального образования г.Владикавказ, утвержденную постановлением АМС г.Владикавказа от 31.07.2018г. №782, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением АМС г.Владикавказа от 02.09.2020г. №653, как не соответствующую законодательству Российской Федерации в части размещения нестационарных объектов развозной торговли по следующим адресам: пр.Коста/ул.Генерала Плиева - п.241 Схемы; ул.Джанаева, 34 - п.1090 Схемы; ул.Кесаева/ул.Чапаева - п.1215 Схемы; ул.Коцоева (район памятника Плиева) - п.1266 Схемы; ул.Пожарского, 10 - п.1702 Схемы; ул.Пушкинская (район Комсомольского парка) - п.1716 Схемы; ул.Чермена Баева (район «Банка Москвы») - п.1869 Схемы со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать АМС г.Владикавказа опубликовать сообщение о принятом судом решении в официальном печатном издании органа местного самоуправления в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд РСО-Алания через Ленинский районный суд г.Владикавказа РСО-Алания в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий В.В.Кальянова