ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1820/17 от 21.11.2017 Ишимбайского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело №2а-1820/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 ноября 2017 года город Ишимбай

Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в составе судьи Сираевой И.М.,

при секретаре Бадртдиновой Д.Н.

с участием прокурора Рязанцева М.Ю.

административного истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

представителя заинтересованного лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан (далее - Совет МР Ишимбайский район), Совету городского поселения г. Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан (далее Совет ГП г. Ишимбай) о признании незаконными действий и решений органов местного самоуправления

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Совету МР Ишимбайский район, Совету ГП г. Ишимбай о признании незаконными действий и решений органов местного самоуправления, указав, что 26.08.2017 была сформирована инициативная группа граждан в целях проведения референдума по вопросам: «Согласны ли Вы с тем, чтобы городское поселение город Ишимбай было наделено статусом городского округа?», «Согласны ли Вы с тем, что глава администрации городского округа город Ишимбай должен избираться на муниципальных выборах населением городского округа город Ишимбай и будет возглавлять местную администрацию?». С ходатайством о регистрации инициативной группы ФИО1 обратился 28.08.2017 в ТИК МР Ишимбайский район. Однако в регистрации группы было отказано, поскольку немотивированным решением от 20.09.2017 Совет МР Ишимбайский район признал вопросы, предлагаемые инициативной группой для вынесения на местный референдум, не соответствующими ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Аналогичное решение от 20.09.2017 принял и Совет ГП г. Ишимбай. Полагая, что указанными решениями ограничиваются избирательные права граждан, выдвинувших инициативу проведения референдума, административный истец просит признать незаконными действия ответчиков «по необоснованности оснований для признания вопросов местного референдума, не соответствующим требованиям ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», признать действия ответчиков как установление ограничений, установленных к инициативной группе по организации проведения местного референдума на территории Ишимбайского района и г. Ишимбай (которой принадлежит инициатива проведения местного референдума), в соответствии с ч. 9 ст. 12 и п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», признать незаконными указанные решения и отменить их полностью» (стилистика сохранена).

В судебном заседании административный истец ФИО1 исковые требования уточнил, просил признать незаконными мотивы, которые легли в основу оспариваемых решений, признать действия ответчиков как установление ограничений к инициативной группе по организации местного референдума, признать решение Совета МР Ишимбайский район от 20.09.2017 и решение Совет ГП г. Ишимбай от 20.09.2017 незаконными.

Представитель административного ответчика Совета МР Ишимбайский район ФИО2 в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель заинтересованного лица председатель ТИК МР Ишимбайский район ФИО3 в удовлетворении иска просил отказать.

Суд, заслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении исковых требований отказать, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Установлено, что 28.08.2017 инициативная группа граждан г. Ишимбай и Ишимбайского района обратилась в ТИК МР Ишимбайский район с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории г. Ишимбай и Ишимбайского района с постановкой следующих вопросов: «Согласны ли Вы с тем, чтобы городское поселение город Ишимбай было наделено статусом городского округа?», «Согласны ли Вы с тем, что глава администрации городского округа город Ишимбай должен избираться на муниципальных выборах населением городского округа город Ишимбай и будет возглавлять местную администрацию?».

Решением Совета ГП г. Ишимбай от 20.09.2017 и Совета МР Ишимбайский район от 20.09.2017 вопросы, предлагаемые инициативной группой для вынесения на местный референдум, признаны не соответствующими требованиям ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

На основании указанных решений 29.09.2017 ТИК МР Ишимбайский район решениями за отказано в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории муниципального района Ишимбайский район и городского поселения г. Ишимбай.

В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации и не менее 10 человек - для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

Аналогичная норма предусмотрена в ч. 2 ст. 12 Закона Республики Башкортостан от 04.07.2007 № 452-з «О местном референдуме в Республике Башкортостан»

В соответствии с п. 5 ст. 36 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума.

Согласно ч. 1 ст. 13 Закона Республики Башкортостан «О местном референдуме в Республике Башкортостан» назначение и проведение местного референдума обязательны, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения местного референдума и ее реализации, установленные Федеральным законом, настоящим Законом, уставом муниципального образования.

В соответствии с ч. 1 и 4 ст. 10 Закона Республики Башкортостан «О местном референдуме в Республике Башкортостан» на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству Республики Башкортостан.

Аналогичная норма содержится в ч. 3 ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В ст. ст. 14 и 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержится исчерпывающий перечень вопросов местного значения городского поселения и муниципального района.

Вопрос о преобразовании муниципального образования и изменение порядка избрания главы муниципального образования данный перечень не содержит, как не содержит и ст. 4 Уставов муниципального района Ишимбайский район и городского поселения г. Ишимбай (вопросы местного значения).

Следует отметить, что правоотношения в связи с назначением и проведением голосования по вопросам преобразования муниципального образования урегулированы нормами муниципального права, а именно Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 12, 13, п. п. 3 - 7 ст. 24).

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под преобразованием понимает процесс, протекающий в следующих формах: объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Вместе с тем, процедура выявления мнения населения зависит от вида преобразования муниципального образования.

Так, согласно ч. 7 ст. 13 указанного закона № 131-ФЗ изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение, выраженного представительными органами указанных муниципальных образований.

В соответствии ч. 1 ст. 9 Закон Республики Башкортостан от 20.04.2005 № 178-з «Об административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан» образование, преобразование административно-территориальных единиц, населенных пунктов, установление и изменение границ административно-территориальных единиц, упразднение населенных пунктов, установление и перенос административных центров осуществляются законом Республики Башкортостан в порядке, установленном настоящим Законом и Регламентом Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан.

При этом к числу документов, прилагаемых к предложениям о принятии решений по вопросам образования, преобразования административно-территориальных единиц, населенных пунктов, установления и изменения границ административно-территориальных единиц, упразднения населенных пунктов, установления и переноса административных центров, относятся результаты выявления мнения населения соответствующей (соответствующих) территории, населенного пункта, интересы которой затрагиваются предлагаемым изменением, оформленные в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 11 Устава городского поселения г. Ишимбай вопросы о преобразовании городского поселения выносятся на публичные слушания.

Таким образом, вышеуказанными нормами предусмотрен порядок выявления мнения населения при решении вопроса об изменении статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа: данное мнение выражают представительные органы городского поселения и муниципального района по результатам проводимых публичных слушаний.

Проанализировав положения действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемых решений, административные ответчики правомерно признали вопрос, предложенный инициативной группой к вынесению на местный референдум, не соответствующим требованиям ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Таким образом, вопрос, предлагаемый уполномоченными представителями инициативной группы по проведению местного референдума, не является вопросом местного значения, его вынесение на местный референдум будет противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству Республики Башкортостан.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 239-244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан со дня изготовления мотивированного решения суда 22.11.2017.

Судья И.М. Сираева