ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1821/20 от 11.06.2020 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Махачкала ДД.ММ.ГГГГ

Советский районный суд г.Махачкалы в составе:

председательствующего судьи Шуаева Д.А.,

при секретаре судебного заседания Метревели Ц.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Министерства строительства и ЖКХ РД к судебному приставу-исполнителю МО СП по ОИП УФССП России по РД ФИО1, об обжаловании постановления о взыскании исполнительского сбора

УСТАНОВИЛ:

Минстрой РД обратился в суд с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на то, что решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворены исковые требования ФИО2, и др., к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД об исключении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, из перечня аварийного жилья. На основании исполнительного листа серии ФС , выданного Советским районным судом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по <адрес> постановлением от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП.

В рамках указанного исполнительного производства постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом наложен на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД исполнительский сбор в размере 50000 руб.

Истец, считает постановление от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Как видно из постановления от ДД.ММ.ГГГГ, основанием для принятия такого решения послужило то, что исполнительный лист серии ФС Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД в течение срока установленного для добровольного исполнения, не исполнен. Доказательства уважительности причин неисполнения не представлены, наличия чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств, других непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.

Однако судебным приставом не учтено следующее.

Во исполнение пункта 2 подпункта «е» Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах по обеспечению гражданРоссийской Федерациидоступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" в <адрес> принято Распоряжение Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об утверждении Плана мероприятий («дорожная карта») «переселение граждан из аварийного жилищного фонда (жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ аварийными и подлежащими сносу ли реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации (далее- Дорожная карта).

В Минрегион России были представлены сведения о многоквартирных домах, которые признаны до ДД.ММ.ГГГГ аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, требующие расселения на территории Республики Дагестан.

В свою очередь сведения о расселении были сформированы на основании сведений об аварийных домах, представленных Администрациями муниципальных образований в установленном порядке в Минстрой РД.

Аварийные многоквартирные дома, включенные в Сведения об аварийных домах, признаны непригодными для проживания и подлежащими сносу или реконструкции в соответствии с п.7 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ, межведомственными комиссиями создаваемыми уполномоченными органами местного самоуправления в городских округах и муниципальных образованиях, на основании заключений и актов обследования жилых помещений на предмет износа.

Исключение многоквартирных домов из указанной программы на Республиканском уровне возможно только после внесения изменений органом местного самоуправления в муниципальную адресную программу.

Указанные изменения были внесены Постановлением Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ.

На основании вышеуказанного Постановления от ДД.ММ.ГГГГ Минстрой РД в 2019 году был разработан и внесен на согласование в заинтересованные Министерства и ведомства проект Постановления Правительства РД «О внесении изменений в постановление Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ».

Данным проектом Постановления исключились многоквартирные дома, признанные непригодными для проживания, подлежащими сносу и переселению проживающих жильцов, из перечня и реестра аварийных многоквартирных домов на 2013-2017 года, на основании вступившего в законную силу решения суда.

Счетной Палатой РД к данному проекту были вынесены замечания, а сам проект возвращен на доработку, в связи с чем, только ДД.ММ.ГГГГ, было принято Постановление Правительства РД «О ходе реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах».

Данным Постановлением указанный многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, исключен из перечня аварийных и подлежащих сносу.

С момента вынесения решения Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и оставленным апелляционным определением Верховного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ данное решение суда без изменения Минстроем РД предпринимались все меры для исполнения вступивших в законную силу требований ФИО2

Извещённое о месте и времени рассмотрения дела Министерство строительства и ЖКХ РД и УФССП России по РД в судебное заседание своего представителя не направило.

Извещённый о месте и времени рассмотрения дела судебный пристав – исполнитель МО СП по ОИП УФССП России по РД ФИО1, в судебное заседание не явился, о причинах своей не явки не сообщил.

Администрация МО городского округа «<адрес>» извещённые надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направили.

Заинтересованное лицо ФИО2, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, о причинах своей не явки не сообщила.

Суд, обсудив вопрос о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся участников процесса, признал явку сторон необязательной и определил рассмотреть настоящее дело в их отсутствие.

Исследовав и оценив по правилам ст.84 КАС РФ доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст.218КАС Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на нихнезаконновозложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст.360КАС Российской Федерациипостановленияглавного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

На основании ст.121Федерального закона Российской Федерации N 229-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об исполнительном производстве" постановлениясудебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Из содержания ст. ст. 14, 15, 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" следует, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя. Решение о возбуждении исполнительного производства оформляетсяпостановлениемдолжностного лица службы судебных приставов. Обязательность законных требований судебного пристава-исполнителя для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций, подлежащие неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации, закреплена законодательно (ст.6 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

По смыслу ст. 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выноситпостановлениеовзысканииисполнительскогосбораи устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Исполнительскийсборявляется денежнымвзысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копиипостановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.Исполнительскийсборзачисляется в федеральный бюджет (п.1 ст.112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "Об исполнительном производстве" N 229-ФЗ).

Исполнительскийсборустанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительскийсборустанавливается в размере семи процентов от подлежащейвзысканиюсуммы или стоимостивзыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характераисполнительский сборс должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (п.3 ст.112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "Об исполнительном производстве" №229-ФЗ).

Исполнительскийсборимеет свойстваадминистративнойштрафной санкции и является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства (Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-П, п.78ПостановленияПленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства".

В силу положений ч. 11 ст.226 КАС РФобязанность доказывать нарушения прав, свобод и законных интересовадминистративногоистца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующееадминистративноеисковое заявление, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а доказывание обстоятельств законности действий (бездействия) должного лица, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД судебным приставом исполнителем возбуждено исполнительное производство -ИП. Предмет исполнения: обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД, исключить многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>.

В постановлении о возбуждении исполнительного производствадолжнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящегопостановления. Также должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будетвзысканисполнительскийсборв размере 7 % от подлежащейвзысканиюсуммы или стоимостивзыскиваемого имущества, но не менее 1000 руб. с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и 10000 руб., с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характераисполнительскийсборс должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 руб., с должника-организации – 50000 руб. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.

Поскольку в установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа должником Минстроем РД выполнены не были, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО СП по ОИП УФССП России по РД ФИО1, вынесенопостановлениеовзысканиис Минстроя РД исполнительскогосборав размере 50000 руб.

Как следует из разъяснений, данных в абз. 2 п. 75ПостановленияПленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника отвзысканияисполнительского сборасудам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности отвзысканиямогут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительскогосбораисходя из положений пункта 1 статьи401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплатыисполнительскогосбора.

Анализ приведенных выше положений позволяет сделать вывод о том, что единственным основанием, препятствующим вынесению судебным приставом-исполнителемпостановленияовзысканииисполнительскогосбора, в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в установленный законом срок, является представление судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, и если должник принял все меры для надлежащего исполнения.

При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.

Как следует из материалов дела, на момент вынесения судебным приставом оспариваемогопостановлениядолжником в его адрес таких доказательств, представлено не было.

В связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.

Вместе с тем, суд считает возможным освободить должника – Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД от взыскания исполнительскогосборас учетом следующих обстоятельств.

Исполнительскийсбор, по своей сути, является штрафной санкцией, в связи, с чем долженвзыскиватьсяисключительно при наличии виновного поведения должника.

Согласноч. 2 ст. 13ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Решение Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не определяет порядок исполнения решения суда, не возлагает обязанность по совершению каких-либо действий на взыскателя, а следовательно, решение подлежало исполнению в общем порядке и его исполнение не зависело от действий самого взыскателя.

Как следует из п. 7 ст.112Федерального закона «Об исполнительном производстве», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств, при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства вправе освободить должника отвзысканияисполнительскогосбора.

Согласно п. 74ПостановленияПленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд не связан основаниями и доводами требованийобоспариваниипостановлениясудебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости освободить должника от еговзысканияна основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.

С учетом вышеуказанных обстоятельств, ввиду того, что Минстроем РД требования исполнительного листа не были вовремя исполнены по независящим от Минстроя РД, а также с учетом того, что Минстроем РД предпринимались неоднократные попытки для исполнения решения суда, суд приходит к выводу о возможности освободить Минстрой РД отвзысканияисполнительскогосбораподлежащего уплате в соответствии с постановлением судебного пристава–исполнителя МО СП по ОИП УФССП России по РД ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД к судебному приставу-исполнителю МО СП по ОИП УФССП России по РД ФИО1, о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя МО СП по ОИП УФССП России по РД ФИО1, от ДД.ММ.ГГГГ, о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству, оставить без удовлетворения.

Освободить Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, подлежащего уплате в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя МО СП по ОИП УФССП России по РД ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение месяца со дня составления его в окончательной форме

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Шуаев Д.А.