УИД 38RS0031-01-2022-001236-05
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 апреля 2022 г. г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Суровцевой Ю.В., при секретаре Седановой Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-1823/2022 по административному исковому заявлению ФИО2 муниципального образования к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП России по ...., старшему судебному приставу Межрайонного ОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП России по ...., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по .... об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 муниципального образования (далее по тексту ФИО2) обратилась в Иркутский районный суд .... с административным исковым заявлением к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП России по ...., в котором просит: ФИО2 муниципального образования от взыскания исполнительского сбора, установленного **/**/**** постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по .... от **/**/****.
В обоснование административного иска указано, что административный истец является должником по исполнительному производству №-ИП, возбужденному судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по ....**/**/****, на основании решения Иркутского районного суда по делу №а-2068/2019 об обязании ФИО2 муниципального образования в срок не позднее 3-х месяцев со дня вступления в законную силу решения создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
**/**/**** судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по ....ФИО5 было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП от **/**/**** отношении ФИО2 муниципального образования в размере 50 000 руб.
ФИО2 муниципального образования были совершены действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке. Так, ФИО2 муниципального образования были проанализированы ряд финансовых и иных возможностей, при которых могла быть создана служба по вопросам похоронного дела. Один из самых важных вопросов - наличие денежных средств у муниципального образования по созданию и содержанию службы, которых у муниципального образования на момент вынесения решения суда не имелось, исполнение решения суда в установленные сроки могло создать ущерб иным социально значимым сферам, что недопустимо.
Ввиду отнесения ФИО3 муниципального образования к муниципальным образованиям, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 50 процентов объема доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями (приказы Министерства финансов ....№н- мпр от **/**/****, №н-мкр от **/**/****), необходимо было увеличение размера дотации, что, в свою очередь требовало согласования и корректировки бюджета ...., бюджета .... муниципального образования, являющихся источниками предоставления дотации, а также согласования создания новых должностей (обращения ФИО2 МО № от **/**/****№ от **/**/****).
О ходе исполнения решения суда ФИО2 МО систематически информировала судебного пристава-исполнителя (письма № от **/**/****, № от **/**/****, № от **/**/****, № от 07-04.2021, № от **/**/****, № от **/**/****).
Денежные средства на создание службы, в том числе оплату труда работникам, были согласованы и запланированы депутатами Думы ФИО3 муниципального образования в бюджете ФИО3 муниципального образования на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов (решение №/дсп от **/**/****). Запись о создании Службы внесена в ЕГРЮЛ **/**/****.
Письмом № от **/**/****ФИО2 МО обратилась к судебному приставу-исполнителю по вопросу освобождения от уплаты исполнительского сбора. Судебный пристав-исполнитель от исполнительского сбора заявителя не ФИО2, постановление от **/**/**** не отменено.
**/**/**** судебным приставом — исполнителем МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по ....ФИО5 было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП от **/**/**** в отношении ФИО2 МО в размере 50000 руб. Полагают, что постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено необоснованно.
Определениями суда к участию в деле привлечены административные ответчики – старший судебный пристав Межрайонного ОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП России по ...., Управление Федеральной службы судебных приставов России по ...., а также прокурор .... в качестве заинтересованного лица.
Представитель административного истца – глава ФИО3 муниципального образования ФИО6 в судебное заседание не явился по неизвестной причине, извещен надлежащим образом. Согласно заявлению просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Далее указал, что заявленные требования обоснованные и подтверждаются представленными доказательствами.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по .... в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежаще.
Административный ответчик старший судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по .... в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежаще.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставом России по .... в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени извещен надлежаще.
Заинтересованное лицо прокурор .... извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении не заявлял, по существу заявленных требований возражений не представил.
С учетом положений ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы административного дела, представленные письменные доказательства по делу и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 3 ст. 363 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным ст. 358 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст. 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
В силу ст.64 Федерального закона от **/**/**** №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются, совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Судом установлено, что решением Иркутского районного суда .... от **/**/**** удовлетворены исковые требования прокурора ...., действующего в интересах неопределенного круга лиц к ФИО2 муниципального образования.
Суд обязал ФИО2 муниципального образования в срок не позднее 3-х месяцев со дня вступления в законную силу решения создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Указанное решение суда вступило в законную силу **/**/****.
**/**/**** Иркутским районным судом .... выдан исполнительный лист ФС № для принудительного исполнения вышеуказанного решения суда, предъявленного в МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по .....
**/**/**** судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по ....ФИО5 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП в отношении должника ФИО2 муниципального образования, предметом исполнения по которому является: обязание ФИО2 муниципального образования в срок не позднее 3-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда создать специализированную Службу по вопросам похоронного дела.
В соответствии с п. 2 указанного Постановления, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
Копия настоящего постановления направлена в адрес взыскателя .... и должника ФИО2 муниципального образования.
Из представленных суду доказательств установлено, что с момента вступления в законную силу решения суда ФИО2 муниципального образования проведена определенная работа по исполнению решения суда, в частности, ФИО2 муниципального образования **/**/**** обратилась к мэру ....ФИО7 с просьбой об увеличении объема дотации по бюджетам сельских поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджетов муниципальных районов, в том числе и на расходы по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела – 1000000,00 руб.
**/**/****ФИО2 муниципального образования обратилась к мэру .... муниципального образования ФИО7, председателю .... муниципального образования указывая, что для решения вопросов местного значения в 2021 г. ФИО2 муниципального образования необходимы денежные средства, в том числе на расходы на создание специализированной службы по вопросам похоронного дела.
**/**/****ФИО2 муниципального образования направила письмо судебному приставу-исполнителю ФИО5 о том, что во исполнение решения суда от **/**/****, ФИО2 ведется работа по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, а именно: утвержден акт выбора земель с целью перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов для размещения кладбищ; Министерством лесного комплекса от **/**/**** утверждена схема расположения земельного участка из земель лесного фонда, произведен раздел земельного участка; **/**/**** получена выписка из ЕГРН. В настоящее время готовится пакет документов по созданию специализированной службы.
**/**/**** заместитель главы ФИО2ФИО8 проинформировал судебного пристава-исполнителя о том, что по вопросу создания специализированной службы разрабатываются учредительные документы для регистрации муниципального казенного учреждения «Хозяйственно-эксплуатационная служба» ФИО3 муниципального образования, в дополнительных видах деятельности будет, в том числе и организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.
**/**/**** заместителем главы ФИО2 муниципального образования ФИО8 направлен ответ судебному приставу-исполнителю ФИО9 о том, что сумма денежных средств необходимых для исполнения решения суда в полном объеме составляет 1 000 000 (один миллион) руб.
По состоянию на **/**/**** судебному приставу-исполнителю Межрайонного ОСП по исполнению ИД ФИО10 предоставлена информация о проведенной работе по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела; **/**/**** судебному приставу направлены сведения о прохождении государственной регистрации муниципального казенного учреждения.
**/**/**** судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по исполнению ИД вынесено постановление об окончании исполнительного производства в отношении должника ФИО2 муниципального образования, в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.
Как следует из представленных судебным приставом-исполнителем материалов, **/**/**** судебным приставом — исполнителем МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по ....ФИО5 было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП от **/**/**** в отношении ФИО2 МО в размере 50000 руб.
Исполнительный документ серии ФС № должником-ФИО2 муниципального образования – ФИО2 сельского поселения в срок до **/**/****, установленный для добровольного исполнения, не исполнен.
Вместе с тем, при разрешении заявленных требований об освобождении об уплаты исполнительского сбора судом учтено следующее.
Должник вправе в порядке, установленном Федеральным законом №229-ФЗ, обратиться в суд, с том числе, с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6).
В силу части 7 этой же статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе ФИО2 должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от **/**/****№ «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» указано, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо ФИО2 должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, ФИО2 должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Таким образом, административным истцом представлены доказательства, подтверждающие факт отсутствия объективных причин и наличия виновного противоправного бездействия должника ФИО2 муниципального образования в нарушении сроков для добровольного исполнения исполнительского сбора, отсутствии оснований для ответственности за нарушение обязательств, в связи с отсутствием вины в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок, суд считает необходимым ФИО2 должника от уплаты исполнительского сбора.
Установленные по делу обстоятельства в совокупности дают основания для удовлетворения требования административного истца.
В соответствии с частью 8 статьи 112 Федерального закона №229-ФЗ решение об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора подлежит немедленному исполнению.
На основании пункта 19 части 1 статьи. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административные исковые требования ФИО2 муниципального образования к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП России по ...., старшему судебному приставу-исполнителю Межрайонного ОСП по исполнению ИД УФССП России по ...., УФССП России по .... об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.
ФИО2 муниципального образования об уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, подлежащего взысканию на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по ....ФИО5 от **/**/**** по исполнительному производству №-ИП.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд .... в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Суровцева Ю.В.
Мотивированный текст решения изготовлен **/**/****