ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1825/20 от 17.04.2020 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

2а-1825/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 апреля 2020 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе судьи Давыдовой Т.Н., при помощнике судьи Ушковой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области обратилось к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области с административным иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав, что 09.09.2019 судебным приставом-исполнителем МОСП УФССП России по Ульяновской области ФИО1 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству № -ИП, возбужденному на основании исполнительного листа № от 22.10.2018, выданного Ленинским районным судом по гражданскому делу № 2а-1507/2017.

Данное постановление считают вынесенным без учета норм действующего законодательства и обстоятельств дела.

Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти и все денежные средства, находящиеся в его распоряжении, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области» на 2018-2019 годы.

В 2019 году в рамках государственной программы Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов Ульяновской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 № 37/415-П, выделено финансирование на работы по постановке на кадастровый учёт ООПТ регионального значения, в связи с чем Министерством 31.07.2019 заключен государственный контракт № 20 ГК. В настоящее время решение суда исполнено, исполнительное производство окончено.

Просят освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя от 09.09.2019.

К делу в качестве административного соответчика привлечена судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области ФИО1, в качестве заинтересованного лица привлечена Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура.

Представитель административного истца просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства.

Административные ответчики, представитель заинтересованного лица в судебном заседании не присутствовали, о времени и месте судебного разбирательства извещены.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно части 6 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

17.04.2017 Ленинским районным судом г. Ульяновска по иску Ульяновской межрайонной природоохранной прокуроры в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области о возложении обязанности поставить на кадастровый учёт особо охраняемую природную территорию постановлено следующее решение: исковые требования Ульяновской межрайонной природоохранной прокуроры, действующей в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, выразившееся в неустановлении границ и непредоставлении сведений для постановки на кадастровый учёт особо охраняемой природной территории – Государственного охотничьего заказника регионального значения «Сосновский».

Обязать Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в течение двух лет со дня вступления в силу решения суда установить и описать границы особо охраняемой природной территории – Государственного охотничьего заказника регионального значения «Сосновский» (расположенного в Карсунском районе Ульяновской области) с указанием координат и отображением границ на картографических материалах, в тот же срок предоставить в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области сведения о границах особо охраняемой природной территории – Государственном охотничьим заказнике регионального значения «Сосновский» и ограничениях, действующих на указанном объекте.

Решение вступило в законную силу 25.05.2017.

На основании исполнительного листа, выданного Ленинским районным судом г. Ульяновска по вышеуказанному решению суда в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области 28.05.2019 возбуждено исполнительное производство № -ИП в отношении Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.

Из п.п.2, 3 постановления о возбуждении исполнительного производства от 28.05.2019 года следует, что должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

Постановлением от 07.08.2019 произведена замена должника: Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области ее правопреемником: Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области.

В связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, 09.09.2019, судебным приставом исполнителем было вынесено постановление о взыскании с должника Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Согласно положению о Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области, утвержденному Постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 №16/299-П, финансовое обеспечение деятельности данного Министерства осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области, в том числе бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субвенции из федерального бюджета.

Денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области» на 2018-2019 годы. Тем самым Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, может исполнить решение суда. Как следует из материалов дела, возможность исполнения решение суда поставлена в зависимость от государственного финансирования. Учитывая временные затраты на целевое финансирование, единовременное исполнение решения суда для должника в рамках исполнительного производства затруднительно.

Вместе с тем, согласно материалам дела стороной должника по исполнительному производству предпринимались действия по исполнению вступившего в законную силу судебного акта. В 2019 году в рамках государственной программы Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов Ульяновской области на 2014-2020 годы», утверждённой постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 №37/415-П, было выделено финансирование на работы по постановке на кадастровый учёт ООПТ регионального значения, в связи с чем административным истцом заключен государственный контракт. В настоящее время решение суда Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области исполнено, исполнительное производство окончено.

На основании вышеизложенного, а также с учетом предоставленного должнику срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, суд приходит к выводу о том, что у Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области отсутствовала реальная возможность исполнения решения суда к моменту истечения указанного срока.

В действиях должника отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

С учетом вышеизложенного, на основании части 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд считает необходимым освободить должника от уплаты исполнительского сбора.

Руководствуясь ст.ст.176-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению от 09.09.2019 по исполнительному производству № -ИП.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.Н. Давыдова