УИД: 54RS0002-01-2022-001813-90
Дело № 2а-1825/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 октября 2022 года г. Новосибирск
Железнодорожный районный суд г. Новосибирска
в составе:
председательствующего судьи Е. А. Козловой
при ведении протокола помощником судьи А. А. Волченским,
с участием:
представителя административного истца по доверенности ФИО1,
административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Новосибирской области к ФИО2 о взыскании недоимки по налогам, пени, штрафам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № *** (далее – ИФНС) обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с ФИО2 задолженность в размере 40 949,28 рублей, в том числе:
по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчётные периоды, начиная с ****, за 2020 год в размере 8 426 рублей, пени в размере 15,52 рублей за период с **** по ****;
по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчёты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе отмененному, за расчётные периоды, начиная с ****) за 2020 год в размере 32 448 рублей, пени в размере 59,76 рублей за период с **** по ****.
В обоснование требований указано, что ФИО2 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком страховых взносов. Административным ответчиком суммы страховых взносов своевременно уплачены не были. Административному ответчику было направлено требование ** от **** с предложением произвести добровольную уплату задолженности по страховым взносам и пени в срок до ****. Однако в установленный срок требования исполнены не были, ИФНС обратилась в суд.
Административный истец участие представителя в судебном заседании не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, поддержал доводы письменного отзыва (л.д. 46), указав, что в административном исковом заявлении административный истец указал, что задолженность взыскивается за 2018 год, в материалах дела отсутствуют доказательства направления административному ответчику уведомления об уплате налога за 2018 год. Представленный скриншот личного кабинета налогоплательщика имеет строчки непрочитанных сообщений, ранней датой которых является ****, то есть за пределами сроков направления налоговых уведомлений или требований по задолженности за 2018 год. То, что периодом взыскиваемого в бюджет налога является именно 2018 год, подтверждается также копией заявления ** о вынесении судебного приказа, в котором также указывается, что налоговый орган исчислил сумму подлежащего уплате в бюджет налога за 2018 год и направил в адрес налоговое уведомление. Напротив, в налоговом уведомлении ** указан установленный законодательством срок ****, но не 2018 год. Список заказных писем **, состоящий из 35 лиц, ФИО2 не содержит, следовательно, е может являться относимым доказательством, подтверждающим направление требования на бумажном носителе ФИО2 Судебный приказ 2а-1025/2021-2-2 был незаконно вынесен мировым судьёй **** в отношении налога за 2018 год, то есть в нарушение порядка и за пределами процессуальных сроков. Административный истец направил требование об уплате страховых взносов в личный кабинет налогоплательщика и не представил доказательства его получения (квитанцию о приёме электронного документа), следовательно, административным истцом не соблюден обязательный досудебный порядок при подаче административного искового заявления. Также ФИО2 поддержал доводы возражений на измененное административное исковое заявление, указав, что в материалах дела отсутствует копия заявления ФИО2 в ФНС на получение доступа к личному кабинету, а также доказательство выдачи регистрационной карты и доказательства выдачи ФНС ФИО2 по его личному заявлению усиленной квалифицированной электронной подписи физического лица. таким образом, административный истец направил требование об уплате страховых взносов в личный кабинет налогоплательщика ФИО2, не имея достоверных фактов о доступе ФИО2 к личному кабинету и уверенности в том, что ФИО2 известно о наличии у него личного кабинета налогоплательщика, о чём свидетельствует представленный административным истцом список заказных писем без адреса и ФИО ФИО2 как доказательство досудебного урегулирования спора. Административный ответчик никогда не обращался в ФНС о предоставлении доступа к личному кабинету налогоплательщика и никогда не использовал личный кабинет налогоплательщика в качестве способа взаимодействия с налоговыми органами. О направлении уведомлений от налогового органа через личный кабинет узнал впервые при ознакомлении с делом, доступ к личному кабинету налогоплательщика никогда не получал. В связи с несоблюдением истцом досудебного порядка урегулирования спора просил оставить административное исковое заявление без рассмотрения.
Выслушав пояснения представителя административного истца, административного ответчика, сследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налогоплательщики обязаны в установленные законом сроки уплачивать законно установленные налоги и сборы.
На основании пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно п. 1 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п. 2 указанной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Согласно материалам дела, административный ответчик ФИО2, **** года рождения, имеющий индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) 5405066288, с **** по **** был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 18-20) и являлся плательщиком страховых взносов.
В соответствии со ст. 23, 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты налога в установленный срок в соответствии со ст. 75 НК РФ исчисляются пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу п.п. 1 и 3 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная указанной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В административном исковом заявлении взыскивается задолженность по страховым взносам и пени за 2020 год, что следует из дополнительных пояснений к иску, из расчёта сумм, включаемых в требование, из требования ** по состоянию на ****.
Приложение к рассматриваемому иску неподписанного административного искового заявления **, в котором идет речь о наличии у ФИО2 задолженности за 2018 год, является ошибочным (л.д. 11-12) и на рассмотрение дела по существу не влияет.
В установленный законом срок (до ****) страховые взносы за 2020 год административным ответчиком уплачены не были, что самим ФИО2 не оспаривается.
В соответствии со ст. 69 НК РФ ФИО2 через личный кабинет налогоплательщика было направлено требование ** по состоянию на **** с предложением произвести добровольную оплату пени в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 59,76 рублей, пени в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 15,52 рублей, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 32 448 рублей, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 8 426 рублей до **** (л.д. 23).
Положениями ч. 1 ст. 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В силу положений ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3).
Согласно копии определения мирового судьи 2-го судебного участка Железнодорожного судебного района *** от **** об отмене судебного приказа **а-1043/2021-2-2 от **** с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении ФИО2 административный истец в любом случае обратился не позднее ****, то есть в установленный срок (не позднее шести месяцев с ****).
Судебный приказ, вынесенный в отношении административного ответчика, отменен ****, в суд с настоящим иском, исходя из протокола проверки электронной подписи (л.д. 26), налоговый орган обратился ****, то есть также своевременно.
Доводы административного ответчика о несоблюдении административным истцом обязательного досудебного порядка урегулирования спора и необходимости оставления административного искового заявления без рассмотрения судом не принимаются.
Так, п. 6 ст. 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога может быть передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, датой направления налогоплательщику требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.
Административным истцом представлен скриншот страницы личного кабинета налогоплательщика ФИО2 о получении им требования **** (л.д. 53).
В силу положений п.п. 1 и 2 ст. 11.2. НК РФ личный кабинет налогоплательщика – информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.
Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Налогоплательщики – физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (абзац 2 пункта 6 статьи 69 Кодекса).
Согласно пункту 10 Порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного приказом ФНС России от **** № ММВ-7-8/200@, действующего на момент отправления ФИО2 требования, датой направления налогоплательщику требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.
Доступ налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика на момент возникновения спорных правоотношений осуществлялся в соответствии с Приказом ФНС России от 22.08.2017 N ММВ-7-17/617@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика». Нарушений Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика из материалов дела не установлено.
В подтверждение факта отправки требования ** по состоянию на **** в материалы дела представлен скриншот личного кабинета налогоплательщика «Сообщения из налогового органа» (л.д. 21), скриншот страницы вкладки «история действий», согласно которым налогоплательщик осуществлял вход в личный кабинет ****, ****, ****, скриншот из базы АИС Налог-3, подтверждающий регистрацию ФИО2 в сервисе «Личный кабинет» ****.
При таких данных оснований для оставления административного искового заявления без рассмотрения не имеется.
Доводы административного ответчика о том, что административным истцом в качестве доказательств не предоставлены ни заявления об открытии личного кабинета налогоплательщика, ни заявление о получении документов через этот личный кабинет, судом не принимаются.
В соответствии с пунктами 8 – 10, 14 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утверждённого Приказом Федеральной налоговой службы № ММВ-7-17/617@ от ****, получить доступ к личному кабинету налогоплательщика можно одним из следующих способов:
с помощью логина и пароля, указанных в регистрационной карте. Получить ее можно, представив заявление и документ, удостоверяющий личность, в любую инспекцию ФНС России (за исключением налоговых органов, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами). При первом входе в личный кабинет необходимо сменить первичный пароль либо подтвердить его дальнейшее использование:
с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи;
с помощью учетной записи Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) - реквизитов доступа, используемых для авторизации на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Авторизация возможна только для пользователей, которые обращались для получения реквизитов доступа лично в одно из мест присутствия операторов ЕСИА (МФЦ, отделения Почты России).
Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) позволяет обращаться за исполнением услуг в разные государственные учреждения с единой регистрационной записью. Аккаунт в ЕСИА позволяет физическим и юридическим лицам получать госуслуги в электронной форме. ЕСИА - часть портала госуслуг.
С **** физическое лицо, зарегистрированное на Едином портале госуслуг может авторизоваться в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» без посещения налоговой инспекции при условии, что он ранее обращался лично для идентификации в один из уполномоченных центров регистрации Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), отделение ФГУП «Почта России», МФЦ России, центр обслуживания клиентов ОАО «Ростелеком», другие уполномоченные организации.
Таким образом, гражданин, имеющий подтвержденную учетную запись в ЕСИА, может получить доступ в личный кабинет налогоплательщика без регистрации его в налоговом органе.
Согласно сведениям налогового органа, ФИО2 имеет доступ к сервису «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» с **** по настоящее время. Вход в сервис осуществлялся налогоплательщиком с помощью учетной записи Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА).
Таким образом, ФИО2 прошел процедуру регистрации, идентификации и получил доступ к сервису «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Доказательств обратного суду не представлено.
Сумма задолженности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 8 426 рублей была включена в требование ** по состоянию на ****, подлежала уплате до ****.
Доказательств уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год ФИО2 в материалы дела не представлено.
Задолженность по пени в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 15,52 рублей за период с **** по **** также была включена в требование № ** по состоянию на **** и подлежала уплате до ****.
Сумма задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 32 448 рублей также была включена в требование ** по состоянию на ****, подлежала уплате до ****.
Задолженность по пени в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 59,76 рублей за период с **** по **** также была включена в требование ** по состоянию на **** и подлежала уплате до ****.
Доказательств уплаты суммы страховых взносов и пени в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов ФИО2 в материалы дела не представлено. Сумма пени рассчитана правильно.
Таким образом, административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.
На основании ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, с ФИО2 в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, с учетом правил ст. 333.19 НК РФ, в размере 1 428.48 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Взыскать с ФИО2:
задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчётные периоды, начиная с ****, за 2020 год в размере 8 426 рублей;
пени в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчётные периоды, начиная с ****, за 2020 год за период с **** по **** в размере 15 рублей 52 копейки;
задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчёты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ****) за 2020 год в размере 32 448 рублей;
пени в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчёты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ****) за 2020 год за период с **** по **** в размере 59 рублей 76 копеек.
Взыскать с ФИО2 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 428 рублей 48 копеек.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Новосибирска.
Судья
/подпись/
Решение в окончательной форме принято 25 октября 2022 года