ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1826/2023 от 09.08.2023 Ленинск-кузнецкого городского суда (Кемеровская область)

Административное дело № 2а-1826/2023

УИД: 42RS0011-01-2023-002003-38

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ленинск-Кузнецкий « 09 » августа 2023 года

Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Н.А. Горюновой,

при секретаре К.О.Апариной,

с участием:

помощника прокурора г. Ленинска-Кузнецкого О.Н. Пузиковой,

представителя административного истца Фоминой Е.В., действующей на основании доверенности <номер> от <дата>,

административного ответчика Черкашина В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ленинске-Кузнецком с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу об установлении административного надзора в отношении Черкашина В. А., <дата> года рождения, освобождаемого из мест лишения свободы,

У С Т А Н О В И Л:

ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу обратилось в Ленинск-Кузнецкий городской суд с иском об установлении административного надзора в отношении осужденного Черкашина В. А., мотивируя требования тем, что Черкашин В. А., <дата> года рождения, осужден <данные изъяты>.Отбывает наказание в ФКУ ЛИУ - 42 ГУФСИН России по Кемеровской области -Кузбассу с <дата>, за период отбывания наказания имеет 6 поощрений и 32 взыскания которые погашены в установленном законом порядке. В пределах исправительного учреждения осужденный характеризуется положительно.По приговору от <дата> совершил преступление средней тяжести - кражу, то есть тайное хищение чужого имущества, совершенная с причинением значительного ущерба гражданину. Отягчающих наказание обстоятельств в действиях Черкашина В.А. судом не установлено преступлений. По приговору от <дата> совершил особо тяжкое преступление - разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с угрозой применения насилия, опасного для жизни или здоровья, с применением предмета, используемого в качестве оружия, с незаконным проникновением в жилище. В качестве отягчающего наказание обстоятельства суд расценивает, на основании п. «Б» ч.2 ст.18 УК РФ, наличие в действиях Черкашина В.А. опасного рецидива преступлений. В соответствии п.2 ч.2 ст.З Федерального закона от 06.04.2011 № 64 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную или не снятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений. В соответствии с п.2 ч. 1 ст.5 и п.1 ч.З ст.5 названного Федерального закона, административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания и исчисляется со дня постановки лица на учет в ОВД по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Требования основаны на положениях ст. 270 КАС, Федеральным законом от 06.04.2011 № 64 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»; ст. 173.1 ч.3 УИК РФ.

Административный истец просит установить административный надзор по приговору Яшкинского районного суда Кемеровской области от <дата> согласно п.Д ч.З ст.86 УК РФ на срок погашения судимости за особо тяжкие преступления - на 10 лет в отношении Черкашина В.А., <дата> г.р., освобождаемого по отбытию срока наказания <дата>, с убытием к месту жительства: <адрес>. Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному Черкашиным В. А. местом жительства, пребывания или фактического нахождения. Для контроля за данным лицом, для оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях государственных и общественных интересов: на основании п.1 ч.1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», установить ограничение в виде запрета пребывания в определенных местах (редакция Федерального закона от 28.05.2017 № 102-ФЗ); на основании п.2 ч.1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», установить ограничение в виде запрета на посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях (редакция Федерального закона от 28.05.2017 № 102-ФЗ);на основании п.З ч.1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», установить ограничение в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток (редакция Федерального закона от 28.05.2017 № 102-ФЗ); на основании п.4 ч.1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», установить ограничение в виде запрета выезда за установленные судом пределы территории (редакция Федерального закона от 28.05.2017 № 102-ФЗ); на основании п.5 ч.1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», установить ограничение в виде обязательной явки 2 раза в месяц в ОВД по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (редакция Федерального закона от 28.05.2017 № 102-ФЗ).

Согласно имеющейся в материалах дела расписке Черкашину В.А.<дата> было вручено административное исковое заявление (л.д. 8).

Согласно расписке Черкашина В.А. от <дата>, копию искового заявления ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по КО- Кузбассу он получил, иск признает полностью, отводов к составу суда, секретарю и прокурору не имеет, заявлений, ходатайств и иных просьб не имеет.

В судебном заседании представитель административного истца - ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по КО-Кузбассу, Фомина Е.В., действующая на основании доверенности <номер> от <дата>, исковые требования поддержала частично, а именно, в части установления административного надзора на срок 10 лет, установлении ограничений в виде: запрета пребывания в местах, где осуществляется продажа спиртных напитков;запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 час. 00 мн. до 06 час. 00 мин.; ограничение в виде обязательной явки 2 раза в месяц в ОВД по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (редакция Федерального закона от 28.05.2017 № 102-ФЗ); в оставшейся части требования не поддержала.

Административный ответчик - осужденный Черкашин В.А. в судебном заседании административные исковые требования признал частично.

Суд, заслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные доказательства, принимая во внимание заключение помощника прокурора, полагавшего административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, приходит к следующему:

Согласно ч.1, 5 ст.270 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора подается в суд исправительным учреждением - в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы.

Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения.

Ч.8 ст.272 КАС РФ предусматривает, что при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.

Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены Федеральным законом от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон N 64-ФЗ) и главой 29 КАС РФ.

В соответствии со ст. 2 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Согласно пунктов 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, за совершение преступления при рецидиве преступлений.

Частью 2 этой же статьи установлено, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Исходя из содержания п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона N 64-ФЗ срок административного надзора в отношении вышеуказанных лиц исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, закреплены в статье 4 вышеназванного Закона. Перечень административных ограничений является исчерпывающим.

Судом установлено, что Черкашин В.А. был осужден приговором <данные изъяты> (л.д38-42).

Черкашин В.А. был осужден приговором <данные изъяты>(л.д. 25-36).

Черкашин В.А. был осужден приговором Яшкинского районного суда Кемеровской области от <дата>, <данные изъяты>.

Черкашин В.А. был осужден приговором <данные изъяты>

<данные изъяты>.(л.д.43).

В приговоре от <дата> указано на совершение Черкашиным В.А. особо тяжкого преступления в состоянии опьянения.

Черкашин В.А. отбывает наказание в ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу с <дата>, откуда подлежит освобождению <дата>.

Осужденный Черкашин В.А. отбывающий наказание в ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу с<дата>, согласно характеристике и справке о поощрениях и взысканиях, за период отбывания наказания имеет 6 поощрений, 32 взыскания, которые погашены.(л.д. 11).

Указанные обстоятельства сомнения в достоверности не вызывают и участниками судебного процесса не оспариваются.

Так, в соответствии с положениями пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64 "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона N 64-ФЗ, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Согласно требованиям пунктов 1, 2 части 3 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:

1. лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;

2. лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушений против порядка управления, и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушений, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно положениям пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы, в том числе, при рецидиве преступлений. За названными лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы, административный надзор устанавливается в случае признания их злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания (пункт 1 части 3 статьи 3 Закона).

Кроме того, согласно пункту 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", если в приговоре имеются сведения о совершении указанным лицом преступления при рецидиве преступлений, однако вид рецидива не определен, административный надзор может быть установлен при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона.

Как усматривается из материалов дела, Черкашин В.А. отбывает наказание по приговору суда от <дата>, коим осужден за преступление, относящееся к категории средней тяжести.

Вместе с тем, из материалов дела, выше приведенных приговоров, не усматривается, что в действиях Черкашина В.А. судом призвалось наличие рецидива преступления либо опасного рецидива преступлений.

В том числе, из материалов дела не усматривается, что Черкашин В.А. признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также отсутствуют сведения о совершении последним административных правонарушений указанных в законе категорий более двух раз.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что отсутствуют правовые основания для применения судом положений пункта 2 части 1 статьи 5 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", поскольку Черкашин В.А. на момент рассмотрения административного иска судом не являлся лицом, в отношении которого возможно установление административного надзора.

Административный истец указывает в иске на тот факт,что по приговору от <дата>Черкашин В.А. совершил особо тяжкое преступление - разбой, и в качестве отягчающего наказание обстоятельства суд расценивает, на основании п. «Б» ч.2 ст.18 УК РФ, наличие в действиях Черкашина В.А. опасного рецидива преступлений, не подтверждается содержанием указанного приговора, из которого следует,что и в качестве отягчающего наказание обстоятельства суд расценивает, на основании п. «Б» ч.2 ст.18 УК РФ, наличие в действиях Речкина С.С.( 11 лист приговора).(л.д. 24).

Поскольку установление административного надзора влечет серьезные правовые последствия для поднадзорного, существенно ограничивает законные права и интересы последнего, необоснованное установление административного надзора является недопустимым.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 273, ч.5 ст.298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу об установлении административного надзора в отношении Черкашина В.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области в течение десяти дней со дня принятия судом решения.

Мотивированное решение изготовлено в день принятия решения – « 09 » августа 2023 года.

Председательствующий: подпись Н.А. Горюнова

Подлинник документа находится в административном деле № 2а- 1826/2023 Ленинск-Кузнецкого городского суда города Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области