ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1828/15 от 31.12.2015 Нерехтского районного суда (Костромская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дело №2а-1828/2015

Нерехтский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Моховой А.В.,

при секретаре Тумановой Ю.Ф.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №7 по Костромской области к Тумановой В.В. о взыскании налога на имущество,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России №7 по Костромской области (далее МИФНС) обратилась в суд с административным иском следующего содержания. Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии со ст.1 Закона РФ от 09.12.1991 г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (с изменениями и дополнениями), плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (ст. 2 указанного Закона). Исчисление налога производится налоговыми органами на основании данных об инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений и иного имущества по состоянию на 1 января каждого года, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с п.1 ст.3 Закона РФ от 09.12.1991 г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Mосквы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее – коэффициент-дефлятор). Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, и типа использования объекта налогообложения, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы налог на имущество физических лиц отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований. Согласно данным органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, налогоплательщику Тумановой В.В., ИНН …, адрес постоянного места жительства: …, … область, г. …, ул…., д. …, кв.171, место рождения: г. …, дата рождения: … г., место работы не установлено, принадлежит по праву собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения:

- квартира, адрес: …, … область, г. …, ул. …, …, 171, кадастровый №….

В соответствии с ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Расчет налога на имущество физических лиц произведен согласно налоговому уведомлению (приложение №1). Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Налоговым органом налогоплательщику Тумановой В.В., ИНН …, направлялось налоговое уведомление. На основании п. 9 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (с изменениями и дополнениями) уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

В установленный срок налогоплательщик, налог, на основании данного налогового уведомления, не уплатил. За несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц налоговым органом в соответствии с п. 3 ст. 58, п. 3 ст. 75 НК РФ начислены пени (приложение №5). Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей, взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Таким образом, налогоплательщик Туманова В.В., ИНН …, признается плательщиком налога на имущество физических лиц и обязан уплатить задолженность по налогу на имущество физических лиц, согласно налоговому уведомлению: Пени – … руб. Всего – … руб. На основании п. 1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах м сборах. Обязанность об уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В соответствии с п. 1 ст.45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности. В соответствии с п. 1 ст.45, п. 2 ст.69, ст.70 Налогового кодекса РФ инспекцией налогоплательщику выставлено требование (требования) от 15.03.2012г. №… с указанием срока добровольной уплаты. В установленный срок требование (требования) не исполнено. МИФНС просит взыскать с Тумановой В.В. налог на имущество физических лиц и пени в общей сумме … руб … коп.

Изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч.6 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации) при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора установлены статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК Российской Федерации), часть 1 которой предусматривает, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным законодательным актом о налогах и сборах.

Порядок начисления и уплаты налога на имущество физических лиц до 01.01.2015 года регулировался Законом РФ от 09.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

Согласно п.1 ст.1 Закона «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Согласно п.9 ст.5 Закона «О налогах на имущество физических лиц» ( в редакции, действовавшей до вступления в силу закона 229-ФЗ от 27.07.2010 года) уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Из Выписки из сведений представленных … филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» - Федеральное бюро технической инвентаризации по состоянию на 06.10.2015 года следует, что Туманова В.В. с … является собственником квартиры по адресу: г…. ул…. д…. кв.171. (л.д.10 оборот)

15.03.2012 года Тумановой В.В. выставлено Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа №…, в котором указан налог на имущество физических лиц: по сроку уплаты 15.089.2009 года в сумме … руб; по сроку уплаты 16.11.2009 года в сумме … руб; по сроку уплаты 15.09.2010 года – … руб; по сроку уплаты 15.11.2010 года – … руб. Также в требовании указана сумма пени … руб. (л.д.10)

Согласно ст.69 НК Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Правила, предусмотренные статьей 69 НК Российской Федерации, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.

Согласно ст.70 НК Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 24.08.2013 года) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления ( пункт 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного ст.70 НК Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней (пункт 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 №71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Учитывая изложенное, суд приходит к следующим выводам. По срокам уплаты налога, указанным в требовании №… от 15.03.2012 года, сроки выявления недоимки следующие: по сроку уплаты 15.09.2009 года – день выявления недоимки 16.09.2009 года; по сроку уплаты 16.11.2009 года - день выявления недоимки 17.11.2009 года; по сроку уплаты 15.09.2010 года – день выявления недоимки 16.09.2010 года; по сроку уплаты 15.11.2010 года – день выявления недоимки – 16.11.2010 года.

Согласно ст.70 НК Российской Федерации требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа должно было быть направлено не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, а именно: по сроку уплаты 15.09.2009 года – до 16.12.2009 года; по сроку уплаты 16.11.2009 года – до 17.02.2010 года; по сроку уплаты 15.09.2010 года – до 16.12.2010 года; по сроку уплаты 15.11.2010 года – до 16.02.2011 года.

Срок исполнения требования согласно п.4 ст.69 НК Российской Федерации (в редакции действовавшей до 02.09.2010 года – до вступления в силу закона от 27.07.2010 №229-ФЗ) 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Со 02.09.2010 года срок исполнения требования согласно п.4 ст.69 НК Российской Федерации составляет 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. (п.6 ст.69 НК Российской Федерации)

С учетом изложенного, дата получения требования от 16.12.2009 года – 23.12.2009 года, а срок исполнения 10 дней до 02.01.2010 года.

Дата получения требования от 17.02.2010 года – 24.02.2010 года, а срок исполнения 10 дней до 06.03.2010 года.

Дата получения требования от 16.12.2010 года – 23.12.2010 года, а срок исполнения 8 дней до 31.12.2010 года.

Дата получения требования от 16.02.2011 года – 23.02.2011 года, а срок исполнения 8 дней до 03.03.2011 года.

В соответствии с пунктом 2 ст.48 НК Российской Федерации (в редакции действовавшей до 03.01.2011 года – до вступления в силу закона от 29.11.2010 года №324-ФЗ) в суд с заявлением о взыскании недоимки налоговый орган должен был обратиться в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

С учетом изложенного, по требованию от 16.12.2009 года, срок исполнения которого истек 02.01.2010 года, налоговый орган должен был обратиться в суд до 02.07.2010 года.

По требованию от 17.02.2010 года, срок исполнения которого истек 06.03.2010 года, налоговый орган должен был обратиться в суд до 06.10.2010 года.

Однако фактически налоговый орган обратился в суд 26.10.2015 года, то есть с нарушением срока предусмотренного законом.

С 03.01.2011 года вступил в силу закон №324-ФЗ от 29.11.2010 года, согласно которому, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 1 500 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока ( абзац 3 пункта 2 статья 48 НК Российской Федерации ).

Поэтому срок обращения в суд по требованиям, которые налоговый орган должен был выставить до 16.12.2010 года на сумму … руб и до 16.02.2011 года на сумму … руб, должен исчисляться по правилам абзаца 3 пункта 2 статья 48 НК Российской Федерации в редакции закона №324-ФЗ от 29.11.2010 года.

С учетом того, что срок исполнения требования, которое налоговый орган должен был выставить до 16.12.2010 года, истекал 31.12.2010 года, соответственно трехлетний срок по данному требованию истек 31.12.2013 года. Следовательно, шестимесячный срок для обращения в суд по данному требованию, предусмотренный абзацем 3 пункта 2 статья 48 НК Российской Федерации, истек 30.06.2014 года.

Аналогично по требованию, которое налоговый орган должен был выставить до 16.02.2011 года, срок обращения в суд истек 03.09.2014 года.

Однако, налоговый орган обратился в суд 26.10.2015 года.

Иных допустимых доказательств, свидетельствующих о законности выставления требования Тумановой В.В. 15.03.2012 года на сумму пени, суду не представлено, хотя в силу ч.1 ст.62 КАС Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что налоговым органом пропущен срок обращения в суд.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года N 41/9 "О некоторых вопросах связанных с введением части 1 Налогового кодекса РФ", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, т.е. не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).

На основании изложенного суд приходит к выводу, что законных оснований для взыскания с Тумановой В.В. суммы пени по налогу на имущество физических лиц не имеется. Поэтому в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.

Согласно ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

При отказе в иске судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, взыскиваются с административного истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета.

Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

С учетом изложенной нормы права и решения по делу судебные расходы по рассмотрению данного дела подлежат возмещению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180,293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России №7 по Костромской области к Тумановой В.В. о взыскании … рублей … копеек пени по налогу на имущество физических лиц - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Нерехтский районный суд в течение 15-ти дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья А.В.Мохова