Дело № 2а-96/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 января 2019 года г.Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Костевской И.Д.,
при секретаре Новокрещенных А.Ю.,
с участием: Хабаровского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры Сироцинской А.Г., представителя заинтересованного лица ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Хабаровского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Евроразия групп» о возложении обязанности исчислить и уплатить утилизационный сбор,
установил :
Хабаровский транспортный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации с административным иском к ООО «Евроазия групп», указав в качестве заинтересованного лица Хабаровскую таможню, о возложении обязанности исчислить и уплатить утилизационный сбор. В обоснование требований указал, что Хабаровской транспортной прокуратурой в рамках надзорной деятельности 22.10.2018 установлен факт ввоза на таможенную территорию Российской Федерации специального автотранспорта (самоходной машины), без уплаты утилизационного сбора. В ходе проверки установлено, что ООО «Евроазия групп» по декларации на товары № для внутреннего потребления на таможенную территорию Российской Федерации из Китая ввезен товар № – трактор, бывший в употреблении, 2012 года, для сельскохозяйственных работ, колесный, модель Puma210, управляемый одним оператором-водителем из кабины, 1 шт., со сдвоенными задними колесами, модель двигателя №, объем двигателя 6700 см. куб. (213,5 л.с.), производитель CNH INDUSTRIAL EUROPE HOLDING SA, товарный знак CASE, классифицированный кодом 8701955000 ТН ВЭД. Хабаровской таможней 24.05.2018 ООО «Евроазия групп» при декларировании товара по указанной декларации на товары вручено уведомление о необходимости уплаты утилизационного сбора. Однако, с 24.05.2018 по настоящее время утилизационный сбор в отношении ввезенного товара № по декларации на товары № не исчислен и не уплачен. Кроме того, утилизационный сбор является одним из источников дохода бюджета Российской Федерации, поскольку его уплата осуществляется плательщиком в валюте Российской Федерации по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства. Таким образом, действиями ООО «Евроазия групп» по неуплате утилизационного сбора нарушается гарантированное Конституцией Российской Федерации право неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду, а также влечет неполучение в доход Российской Федерации обязательных к уплате сумм денежных средств. На основании изложенного, административный истец просит обязать ООО «Евроазия групп» исчислить утилизационный сбор на ввезенный по декларации на товары № товар № - трактор, бывший в употреблении, 2012 года, для сельскохозяйственных работ, колесный, модель Puma210, управляемый одним оператором-водителем из кабины, 1 шт., со сдвоенными задними колесами, модель двигателя №, объем двигателя 6700 см. куб. (213,5 л.с.), производитель CNH INDUSTRIAL EUROPE HOLDING SA, товарный знак CASE, классифицированный кодом 8701955000 ТН ВЭД, в соответствии с пунктом 5 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченн6ых или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 №81, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать ООО «Евроазия групп» уплатить утилизационный сбор за ввезенный по декларации на товары № товар № - трактор, бывший в употреблении, 2012 года, для сельскохозяйственных работ, колесный, модель Puma210, управляемый одним оператором-водителем из кабины, 1 шт., со сдвоенными задними колесами, модель двигателя №, объем двигателя 6700 см. куб. (213,5 л.с.), производитель CNH INDUSTRIAL EUROPE HOLDING SA, товарный знак CASE, классифицированный кодом 8701955000 ТН ВЭД, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 №81, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании Хабаровский транспортный прокурор Дальневосточной транспортной прокуратуры Сироцинская А.Г. исковые требования поддержала, просит удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнила, что на дату рассмотрения дела административным ответчиком утилизационный сбор не исчислен и не уплачен, в добровольном порядке требования прокурора не исполнены.
В судебном заседании представитель административного ответчика не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, в связи с чем суд считает возможным рассмотрение дела без его участия.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Хабаровской таможни ФИО1 поддержала доводы, изложенные в отзыве на административный иск, согласно которым, со ссылкой на ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 г № 89 « Об отходах производства и потребления», п. 5 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Хабаровской таможней при декларировании товаров ООО «Евроазия групп» 24.05.2018 г. вручено уведомление о необходимости уплаты утилизационного сбора. Согласно сведениям, заявленным в декларации на товар, а также информации, содержащейся в документах о массе, мощности, годе выпуска и др., в отношении ввезенного транспортного средства установлен коэффициент расчета размера утилизационного сбора: - для тракторов сельскохозяйственных колесных с мощностью силовой установки более 180 л.с. и не более 220 л.с., с даты выпуска которых прошло более 3 лет - равный 15. Сноской 4 к Перечню предусмотрено, что размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора, в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172 500 руб. Таким образом, размер подлежащего уплате утилизационного сбора составит: товар № 2 трактор сельскохозяйственный - 172500 * 15 = 2587 500руб. Поскольку утилизационный сбор при ввозе транспортного средства ООО «Евроазия групп» не был уплачен, Хабаровская таможня письмом от 31.07.2018 исх. № 15-20/12080 уведомила об обязанности уплатить утилизационный сбор. При этом в нарушении действующего порядка по настоящее время утилизационный сбор в отношении ввезенного товара № по ДТ № не исчислен и не уплачен. Просит заявленные прокурором требования удовлетворить в полном объеме.
Выслушав пояснения участвующих в рассмотрении дела лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры возложен надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов.
Согласно ч.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых интересов общества или государства.
Дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций в силу п.3 ч.3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат рассмотрению и разрешению в порядке КАС РФ. Порядок производства по делам данной категории регламентируется главой 32 КАС РФ.
В силу требований ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.
ООО «Евроазия групп» осуществляет свою деятельность в качестве юридического лица с 21.07.2015, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесены соответствующие сведения. В настоящее время действующее юридическое лицо.
Судом установлено, что Хабаровской транспортной прокуратурой в рамках надзорной деятельности 22.10.2018 проведена проверка исполнения требований таможенного законодательства.
В ходе проведения проверки установлено, что ООО «Евроазия групп» по декларации на товары № для внутреннего потребления на таможенную территорию Российской Федерации из Китая ввезен товар № – трактор, бывший в употреблении, 2012 года, для сельскохозяйственных работ, колесный, модель Puma210, управляемый одним оператором-водителем из кабины, 1 шт., со сдвоенными задними колесами, модель двигателя №, объем двигателя 6700 см. куб. (213,5 л.с.), производитель CNH INDUSTRIAL EUROPE HOLDING SA, товарный знак CASE, классифицированный кодом 8701955000 ТН ВЭД.
Хабаровской таможней при декларировании товаров ООО «Евроазия групп» 24.05.2018 г. вручено уведомление о необходимости уплаты утилизационного сбора.
Согласно сведениям, заявленным в декларации на товар, а также информации, содержащейся в документах о массе, мощности, годе выпуска и др., в отношении ввезенного транспортного средства установлен коэффициент расчета размера утилизационного сбора: - для тракторов сельскохозяйственных колесных с мощностью силовой установки более 180 л.с. и не более 220 л.с., с даты выпуска которых прошло более 3 лет - равный 15. Сноской 4 к Перечню предусмотрено, что размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора, в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172 500 руб. Таким образом, размер подлежащего уплате утилизационного сбора составит: товар № 2 трактор сельскохозяйственный - 172500 * 15 = 2587 500руб.
Как установлено судом, поскольку утилизационный сбор при ввозе транспортного средства ООО «Евроазия групп» не был уплачен, Хабаровская таможня письмом от 31.07.2018 исх. № 15-20/12080 уведомила последнего об обязанности уплатить утилизационный сбор. Однако, до настоящего времени утилизационный сбор в отношении ввезенного товара № по ДТ № не исчислен и не уплачен, доказательств обратного суду не представлено.
Согласно ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 г № 89 « Об отходах производства и потребления» (далее Закон № 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа. Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяется Правительством Российской Федерации.
Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию, осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации, приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
На основании пункта 4 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления Правительство Российской Федерации Постановлением от 06.02.2016 N 81 утвердило Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Разделом VI Перечня предусмотрено, что размер утилизационного сбора в отношении погрузчиков определяется путем умножения базовой ставки, составляющей 150 000 рублей, на коэффициент, определяемый в зависимости от максимальной технически допустимой массы погрузчика. Определение понятия "максимальная технически допустимая масса" в отношении самоходных машин отсутствует как Перечне, так и в Техническом регламенте Таможенного союза 010/2011 "О безопасности машин и оборудования", утвержденном решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823 (далее - ТР ТС 010/2011).
Из системного толкования положений преамбулы, статей 21 и 24.1 Закона об отходах производства и потребления следует, что взимание утилизационного сбора выступает частью экономического регулирования в области обращения с отходами: уплата утилизационного сбора носит обязательный публично-правовой характер и связана с осуществление государством мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, ее восстановлению от последствий использования транспортных средств и самоходных машин.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в регулировании обязательных публичных индивидуально возмездных платежей компенсационного фискального характера (фискальных сборов) праве участвовать Правительство Российской Федерации - в той мере, в какой эти платежи допускаются по смыслу Федерального закона, возлагающего на Правительство Российской Федерации определение в своих нормативных правовых актах порядка их исчисления.
При этом обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами и не подпадающие под данное Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции Российской Федерации и развивающих ее правовых позиций об условиях надлежащего установления налогов и сборов, конкретизированных законодателем применительно к сборам, в частности, в пункте 3 статьи 17 Налогового кодекса, которая приобретает тем самым универсальный характер.
В частности, для отношений по уплате фискальных сборов в правовом государстве принципиально важным является соблюдение требования определенности правового регулирования, заключающейся в конкретности, ясности и недвусмысленности нормативных установлений, что призвано обеспечить лицу, на которое законом возлагается та или иная обязанность, реальную возможность предвидеть в разумных пределах последствия своего поведения в конкретных обстоятельствах.
Такие правовые позиции, изложенные применительно к отдельным фискальным сборам, но в универсальном ключе, сформированы в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2016 N 14-П, от 05.03.2013 N 5-П, от 14.05.2009 N 8-П, от 28.02.2006 N 2-П.
С учетом изложенного, на отношения по взиманию утилизационного сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, нашедший своей закрепление, в частности, в пункте 6 статьи 3 Налогового кодекса, и состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от усмотрения контролирующих органов.
Это означает, что все существенные элементы юридического состава утилизационного сбора, в том числе, его базовая ставка и порядок исчисления, должны быть установлены законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Определение данных элементов и соответствующих им обязанностей плательщиков сбора в рамках правоприменительной деятельности таможенных органов, равно как и восполнение пробелов в порядке исчисления сбора по аналогии, не может быть признано правомерным.
В силу пунктов 4 - 5 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления юридическое значение для исчисления размера утилизационного сбора могут иметь физические характеристики самоходной машины, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты ею потребительских свойств, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.
Утвержденный Правительством Российской Федерации порядок исчисления утилизационного сбора не содержит нормы, предписывающей определять размер сбора в отношении погрузчиков с учетом такой их технической характеристики как грузоподъемность в дополнение к указанной изготовителем массе самого погрузчика.
Следовательно, именно масса погрузчика, необходима для расчета суммы утилизационного сбора, имея в виду, что влияние этого параметра на процесс утилизации самоходных погрузчиков носит объяснимый характер и получило свое закрепление в Перечне в соответствии с пунктами 4 - 5 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления.
В соответствии с п. 5 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти ( п.4 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ).
При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств п. 5 ст. 24,1 Законы № 89-ФЗ).
Согласно п. 3 Правил утвержденных постановлением Правительства РФ № 81 (далее - Правила), взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзацах втором и пятом пункта 3 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.
Порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты изложен в разделе II указанных Правил (пункты 11-14).
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. № 1194 « О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств», основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство как в процессе своей эксплуатации, так и при утилизации полностью или в части (запчасти).
Из толкований вышеуказанных правовых норм следует, что обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства, самоходной машины в Российскую Федерацию и не зависит от дальнейшей эксплуатации ввезенной техники по назначению.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в ходе проведения проверки Хабаровской транспортной прокуратуры установлено, что ООО «Евроазия групп» по декларации на товары № для внутреннего потребления на таможенную территорию Российской Федерации из Китая ввезен товар № – трактор, бывший в употреблении, 2012 года, для сельскохозяйственных работ, колесный, модель Puma210, управляемый одним оператором-водителем из кабины, 1 шт., со сдвоенными задними колесами, модель двигателя №, объем двигателя 6700 см. куб. (213,5 л.с.), производитель CNH INDUSTRIAL EUROPE HOLDING SA, товарный знак CASE, классифицированный кодом 8701955000 ТН ВЭД.
До настоящего времени утилизационный сбор в отношении ввезенного товара № по ДТ № не исчислен и не уплачен, доказательств обратного суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд находит установленным, что действиями ООО «Евроазия групп» по неуплате утилизационного сбора нарушается гарантированное Конституцией РФ право неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду, а также данные действия влекут неполучение в доход Российской Федерации обязательных к уплате сумм денежных средств.
В силу положений ст. 187 Кодекса административного судопроизводства РФ, решение суда подлежит исполнению в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, размер которой исчисляется в соответствии с положениями п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, от уплаты которой административный истец был освобожден.
На основании изложенного, изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил :
Административный иск Хабаровского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Евроразия групп» о возложении обязанности исчислить и уплатить утилизационный сбор- удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Евроазия групп» исчислить и уплатить утилизационный сбор на ввезенный по декларации на товары № для внутреннего потребления на таможенную территорию Российской Федерации из Китая товар № – трактор, бывший в употреблении, 2012 года, для сельскохозяйственных работ, колесный, модель Puma210, управляемый одним оператором-водителем из кабины, 1 шт., со сдвоенными задними колесами, модель двигателя №, объем двигателя 6700 см. куб. (213,5 л.с.), производитель CNH INDUSTRIAL EUROPE HOLDING SA, товарный знак CASE, классифицированный кодом 8701955000 ТН ВЭД, в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Евроазия групп» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6000 (Шесть тысяч) руб.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 21 января 2019 года.
Судья /подпись/
Копия верна: судья И.Д. Костевская