ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1829/19 от 06.05.2019 Новгородского районного суда (Новгородская область)

Дело № 2а-1829/2019 г. Великий Новгород

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 мая 2019 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Галкиной Н.А.,

при секретаре Сметаниной А.А.,

с участием представителя административного истца Александровой И.В., представителей административного ответчика Донченко Д.М., Соколовой Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области к Ассоциации сохранения и возрождения культурных ценностей «Скрижаль» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области (далее – Управление) обратилось в суд с административным иском к Ассоциации сохранения и возрождения культурных ценностей «Скрижаль» (далее – Ассоциация) о ликвидации и об исключении Ассоциации из единого государственного реестра юридических лиц.

Требования мотивированы тем, что в период с 01 февраля 2018 года по 01 марта 2018 года Управлением проведена плановая документарная проверка Ассоциации, по результатам которой установлено, что Ассоциация осуществляет свою деятельность с неоднократными и грубыми нарушениями законодательства, выразившихся в непредставлении в Управление документов об избрании уполномоченным органом президента Ассоциации; об избрании администрации и ревизионной комиссии; о проверках ревизионной комиссией финансово-хозяйственной деятельности Ассоциации в 2015-2016 гг.; о проведении общих собраний членов Ассоциации; документов, подтверждающих расходы Ассоциации в сумме 9 177 247 руб. 45 коп. Несмотря на привлечение Ассоциации к административной ответственности, выявленные Управлением нарушения до настоящего времени не устранены, что является основанием для ликвидации некоммерческой организации в судебном порядке.

Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство культуры Российской Федерации, ООО «Билетбюро», ООО «Апарт», Донченко Д.М.

Представители заинтересованных лиц Министерства культуры Российской Федерации, ООО «Билетбюро», УФНС России по Новгородской области в суд не явились, о дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца Александрова И.В. требования поддержала по изложенным в административном иске основаниям.

Представители административного ответчика Соколова Л.Г. и Донченко Д.М., являющийся также представителем заинтересованного лица ООО «Апарт» полагали, что административный иск является незаконным и необоснованным.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другим федеральными законами.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано в случае осуществления юридическим лицом деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В силу п. 4.1 ст. 32 Федерального закона №7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, Министерство юстиции РФ осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе общественных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года № 705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения предусмотрено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через зарубежный аппарат, и (или) через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений и организаций, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач в установленной сфере деятельности (пункт 5 Положения).

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (пп. «а» п. 6 Положения).

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 года № 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 61 ГК РФ.

Таким образом, Управление Минюста России по Новгородской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требований о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

Исходя из частей 4 и 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы юридическое лицо обязано направить в орган государственного контроля (надзора) указанные в запросе документы.

Из материалов дела следует, что Ассоциация зарегистрирована 02 декабря 2013 года Управлением Федеральной налоговой службы по Новгородской области, учетный <адрес>.

02 декабря 2013 года запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц за основанным государственным регистрационным номером .

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 04 марта 2019 и уставом Ассоциации адрес (место нахождения) Ассоциации – г. Великий Новгород, ул.Щитная, д.8. Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Ассоциации является президент Донченко Д.М.

Согласно уставу Ассоциации, утвержденному общим собранием учредителей юридического лица (протокол от 16 октября 2013 года №1), ее целями является продвижение общественно полезных инициатив, направленных на сохранение и популяризацию материальной и нематериальной культуры; объединение усилий и координация деятельности членов Ассоциации по сохранению, воссозданию и представлению объектов культурного наследия, развитию территорий, обладающих признаками объектов культурного наследия.

Задачами Ассоциации является развитие интересов к историческому, культурному наследию Новгородской земли, привлечение внимания к проблемам сохранения и грамотного использования материальной культуры; содействие работе над сохранением, воссозданием нематериальной культуры.

Согласно п. 4.1 устава высшим руководящим органом Ассоциации является общее собрание членов Ассоциации, которое собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Заседание общего собрания правомочно, если на нем присутствует более половины членов Ассоциации.

В силу п.4.3.1.3, 4.5 устава избрание президента Ассоциации, ревизионной комиссии и досрочное прекращение их полномочий относится к исключительной компетенции общего собрания членов Ассоциации. Президент Ассоциации избирается сроком на 3 года.

В соответствии с п. 4.7, 4.8 устава президент Ассоциации возглавляет администрацию, которая формируется из членов Ассоциации. В период между заседаниями общего собрания Ассоциации администрация решает текущие вопросы хозяйственной деятельности Ассоциации.

Ревизионная комиссия осуществляет проверки финансово-хозяйственной деятельности Ассоциации не раже одного раза в год (п. 4.10 устава).

Распоряжением Управления от 15 января 2018 года №11-р постановлено провести проверку в отношении Ассоциации с целью установления соответствия деятельности Ассоциации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительным документом и законодательству Российской Федерации.

По результатам проверки составлен акт от 01 марта 2018 года №7, согласно которому в связи с предоставлением Ассоциацией не всех документов, окончательное соответствие деятельности Ассоциации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества уставным целям, установить не представилось возможным; расходование денежных средств в сумме 1 382 324 руб. 23 коп. соответствует целям и задачам, заявленным в уставе Ассоциации; установлено нецелевое расходование Ассоциацией денежных средств в сумме 24 180 806 руб. 18 коп.

02 марта 2018 года Управлением в адрес президента Ассоциации вынесено предупреждение, установлен двухмесячный срок для устранения нарушений.

В установленный срок Ассоциация предоставила первичные бухгалтерские документы - копии выписок лицевого счета операций неучастника бюджетного процесса на общую сумму 14 800 000 руб.

20 марта 2018 года Управлением в отношении Ассоциации составлен протокол №1 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Постановлением мирового судьи судебного участка №27 Новгородского судебного района Новгородской области от 05 апреля 2018 года Ассоциации назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, выразившегося в воспрепятствовании законной деятельности должностного лица Управления при осуществлении им государственного надзора (контроля).

06 июня 2018 года Управлением в адрес Ассоциации вынесено повторное предупреждение, установлен месячный срок для устранения нарушений.

11 июля 2018 года Ассоциация представила в Управление документы об устранении ряда нарушений, в том числе пояснительную записку президента Ассоциации Фрейдмана И.Б. с приложением первичных бухгалтерских документов (копий выписок лицевого счета операций неучастника бюджетного процесса на общую сумму 290 555 руб. 42 коп.), копий договоров об оказании услуг, заключение ревизионной комиссии Ассоциации по итогам работы за 2017 год.

Как следует из административного иска, Управление полагает, что Ассоциацией не представлены документы об устранении всех нарушений, выявленных в ходе проведения плановой документарной проверки, а именно:

в соответствии с протоколом общего собрания учредителей Ассоциации от 17 октября 2016 года Фрейдман И.Б. избран президентом Ассоциации. В нарушение п. 4.3.1.3 устава Ассоциации президент Ассоциации избран неуполномоченным органом, поскольку высшим органом управления, к компетенции которого относится избрание президента Ассоциации, является общее собрание членов Ассоциации;

согласно протоколу общего собрания учредителей от 16 октября 2013 года администрация и ревизионная комиссия Ассоциации избраны сроком на три года. 16 октября 2016 года полномочия данных органов истекли, сведений об их переизбрании не представлено;

в нарушение п. 4.1, 4.10 устава Ассоциации общее собрание членов не собиралось на ежегодные заседания, ревизионная комиссия не осуществляла проверки финансово-хозяйственной деятельности Ассоциации за 2015-2016 гг.;

документально не подтверждены расходы в сумме 9 177 247 руб. 45 коп.

28 сентября 2018 года в связи с невыполнением Ассоциацией в установленный срок предупреждения от 06 июня 2018 года Управлением составлен протокол №61 о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)).

Постановлением мирового судьи судебного участка №27 Новгородского судебного района Новгородской области от 05 октября 2018 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренному ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в виду неустранимых сомнений в виновности юридического лица и отсутствием состава административного правонарушения.

Из материалов дела усматривается, что протоколом №5 внеочередного общего собрания членов Ассоциации от 21 января 2019 года принято решение о досрочном освобождении от должности президента Ассоциации Фрейдмана И.Б. Президентом Ассоциации избран Донченко Д.М.

Распоряжением Управления от 19 февраля 2019 года №42-р постановлено внести в ЕГРЮЛ изменения в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Ассоциации, учетный , исключить сведения о президенте Фрейдмане И.Б., внести сведения о президенте Донченко Д.М.

24 апреля 2019 года внеочередным общим собранием членов Ассоциации (протокол №4) принято решение о заключении договора с аудиторской компанией для осуществления проверки финансово-экономической деятельности Ассоциации в соответствии с п. 4.9-4.12 устава.

26 апреля 2019 года между Ассоциацией (заказчик) и ООО «Аудиторская фирма «ЛИВ и К» (исполнитель) заключен договор №58, согласно которому заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязательство провести ревизию финансово-хозяйственной деятельности Ассоциации по состоянию на 31 декабря 2019 года.

01 февраля 2019 года Ассоциация обращалась в Министерство культуры Российской Федерации по вопросу продления срока представления отчетности по соглашению от 18 декабря 2017 года №054-11-1236 о предоставлении из федерального бюджета и целевого использования субсидии некоммерческой организации на финансовое обеспечение затрат и реализацию творческого проекта.

Письмом от 04 марта 2019 года №748-13-11 Министерство культуры Российской Федерации подтвердило получение от Ассоциации отчета о достижении значений показателей результативности. Ассоциация проинформирована о необходимости представления отчетности дополнительно в электронном виде.

Также из материалов дела следует, что СО УФСБ России по Новгородской области в отношении главного бухгалтера Ассоциации Хаджиевой И.В. возбуждено уголовное дело №11807490001000011 по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ по факту хищения денежных средств Министерства культуры Российской Федерации в размере 5 422 000 руб., выделенных Ассоциации на реализацию творческого проекта «Ежегодный фестиваль малых городов».

Определением Арбитражного суда Новгородской области от 09 апреля 2019 года №А44-2990/2019 принято к производству суда исковое заявление Ассоциации к ООО «РеалБух» о взыскании убытков в сумме 2 430 000 руб.

Согласно письменным объяснениям Министерства культуры Российской Федерации от 12 апреля 2019 года, Ассоциация на основании соглашения от 18 декабря 2017 года №054-11-1236, заключенного с Министерства культуры Российской Федерации, являлась получателем субсидии в размере 8 000 000 руб. на реализацию творческого проекта «Ежегодный фестиваль малых городов». Мероприятия в рамках проекта проведены Ассоциацией в установленные сроки, но до настоящего времени итоговый отчет не принят. По мнению Министерства культуры Российской Федерации ликвидация Ассоциации преждевременна.

Из объяснений представителей административного ответчика Соколовой Л.Г., Донченко Д.М. и материалов дела следует, что 17 декабря 2018 года сотрудниками правоохранительных органов в рамках оперативно-розыскных мероприятий, проводимых в отношении должностных лиц Ассоциации, изъяты документы, компьютер и носители компьютерной информации. Постановлением старшего следователя СО УФСБ России по Новгородской области от 14 марта 2019 года удовлетворено ходатайство Донченко Д.М. о возврате изъятых предметов и документов в случае отсутствия оснований для признания их вещественными доказательствами. Однако до настоящего времени изъятые предметы и документы не возвращены, что делает невозможным ведение Ассоциацией деятельности, а также представление отчетности, в том числе в адрес административного истца.

Оценив доводы участников процесса, а также представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что допущенные Ассоциацией нарушения достаточным основанием для применения такой исключительной меры как ликвидация юридического лица не являются.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года № 14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО «Медиа-Мост» и ЗАО «Московская Независимая Вещательная Корпорация» положение пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, если данное юридическое лицо осуществляет деятельность с неоднократными нарушениями закона, признано не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку, по конституционно-правовому смыслу данного положения, предполагается, что предусмотренная им санкция - ликвидация юридического лица не может быть назначена по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательства, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Согласно указанному Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 28 постановления от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» также разъяснил, что неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).

С учетом правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от 18 июля 2003 года № 14-П, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Управлением требований, поскольку выявленные Управлением нарушения носят устранимый характер, а их неоднократность сама по себе не позволяет считать их исключительными, достаточными для ликвидации некоммерческой организации, принимая во внимание юридический статус и уставные цели создания и деятельности Ассоциации, а также учитывая социальную значимость уставной деятельности некоммерческой организации.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области к Ассоциации сохранения и возрождения культурных ценностей «Скрижаль» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий Н.А. Галкина

Мотивированное решение составлено: 10 мая 2019 года.