ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-182/16 от 17.05.2016 Кореневского районного суда (Курская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес><данные изъяты> года

Кореневский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Кошминой М.Д.,

с участием административного истца прокурора <адрес>ВВП,

при секретаре МЮИ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> «О признании бездействия органа местного самоуправления незаконным»,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес>, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению схемы размещения торговых мест на ярмарке на территории муниципального образования. В обоснование административного иска указано, что указанное бездействие административного ответчика является недопустимым, поскольку влечет нарушение интересов государства и граждан РФ, а также устанавливает барьеры для субъектов предпринимательской деятельности.

В судебном заседании административный истец прокурор ВВП административный иск поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Уточнила, что просит обязать административного ответчика принять меры к разработке и утверждению схемы расположения торговых мест на ярмарке на территории муниципального образования в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного ответчика глава муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес>КВВ в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания надлежаще извещен.

В силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика.

Заслушав административного истца, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 2, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992г. прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии со cт. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ).

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 14 Федерального закона -Ф3 к полномочиям органов местного самоуправления поселения относится создание условий для обеспечения жителей муниципальных образований услугами торговли.

Требования к организации ярмарочной торговли установлены ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее Федерального закона № 381 -ФЗ).

Согласно ч.1 ст. 11 Федерального закона -Ф3 ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнение работ, оказание услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.

Со ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу новый Порядок организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории <адрес> утвержденный постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-па «О Порядке организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории <адрес> (далее - Порядок).

Согласно п.п. 3.1, 3.2, 3.4 указанного Порядка органами местного самоуправления организуются ярмарки выходного дня, специализированные ярмарки, универсальные муниципальные ярмарки.

Организаторами специализированных и универсальных муниципальных ярмарок могут быть также юридические лица и индивидуальные предприниматели (п.п. 3.2-3.4 Порядка).

Данным Порядком также установлены требования к местам проведения ярмарок, процедура рассмотрения заявлений в выдаче разрешении на участие в ярмарке, основания для отказа в выдаче такого разрешения.

Согласно п. 4.12 Порядка, места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке размещаются на основании схемы, разработанной и утвержденной организатором ярмарки.

При формировании и утверждении данной схемы на ярмарках, где осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции, должны быть предусмотрены места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) для реализации сельскохозяйственной продукции, не прошедшей промышленную переработку, а также с автотранспортных средств.

Организация и предоставление мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не предусмотренных схемой размещения, не допускается.

Согласно п. 4.3 Порядка установлено, что ярмарки, организуемые органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проводятся в соответствии с графиками проведения ярмарок, утвержденными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых они проводятся.

Утвержденные графики направляются в Комитет для составления обобщенного графика проведения ярмарок на территории <адрес> в срок до 20 ноября года, предшествующего их проведению.

Принимая во внимание дату вступления в силу настоящего Порядка, с 2016 года ярмарки, организуемые органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями могут проводиться только в соответствии с графиком, утвержденным органом местного самоуправления до ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере защиты прав и субъектов предпринимательской деятельности при организации ярмарочной торговли, было установлено, что администрацией <данные изъяты> сельсовета <адрес> не разработан и не утвержден план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, информация о плане не опубликована в средствах массовой информации и не размещена на сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Также не разработана и не утверждена схема размещения тортовых мест на ярмарке до поступления заявлений о выдаче разрешений на участие в ярмарке; график проведения ярмарок на территории поселения.

Из ответа администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора об устранении нарушений в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при организации ярмарочной торговли, следует, что нормативно-правовые акты в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при организации ярмарочной торговли не принимались.

Согласно п. <данные изъяты> Устава МО «<данные изъяты> сельсовет» <адрес>, к вопросам местного значения относится создание условий для обеспечения жителей <данные изъяты> сельсовета услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Таким образом, суд находит установленным отсутствие плана мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, что свидетельствует о бездействии административного ответчика по выполнению обязанностей, установленных действующим законодательством в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.

Однако, в отличие от Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, новый Порядок предусматривает разработку и утверждение схемы размещения торговых мест на ярмарке до поступления заявлений о выдаче разрешений на участие в ярмарке. Поэтому органы местного самоуправления должны разработать и утвердить схемы размещения торговых мест на ярмарке независимо от поступления заявления о выдаче разрешений на участие в ярмарке в последующем.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в адрес главы <данные изъяты> сельсовета <адрес>ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений действующею законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности. По результатам рассмотрения представления администрацией <данные изъяты> сельсовета <адрес> представление прокурора не удовлетворено.

Таким образом, администрация <данные изъяты> сельсовета <адрес> осуществляет свои полномочия в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в нарушение ст. 11 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», п. 4.12 постановления <адрес> «О Порядке организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории <адрес>».

С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного административного иска в полном объеме.

Суд считает достаточным срок для исполнения решения суда - в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании ст. 227 ч. 3 п. 1 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) суд указывает на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Разрешая в порядке статьи 114 КАС РФ вопрос о возмещении судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением административного дела, суд принимает во внимание, что согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьями 175-180, 227-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес>, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению схемы размещения торговых мест на ярмарке на территории муниципального образования.

Обязать Администрацию муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> принять меры по разработке и утверждению схемы размещения торговых мест на ярмарке на территории муниципального образования в течение <данные изъяты> со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> сообщить об исполнении решения в Кореневский районный суд <адрес> и прокурору <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд в течение месяца со дня вынесения через Кореневский районный суд <адрес>.

Председательствующий М.Д. Кошмина

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.