ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-182/19 от 17.09.2019 Борзинского гарнизонного военного суда (Забайкальский край)

2а-182/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 сентября 2019 года г. Борзя

Борзинский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Кирсанова О.А., при секретаре судебного заседания Цыбендоржиевой С.Б., с участием административного истца ФИО1, административного ответчика ФИО2, в открытом судебном заседании, в помещении суда, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> ФИО1 об оспаривании действий лица, проводившего разбирательство, военнослужащего войсковой части <данные изъяты> ФИО2, и командира войсковой части , связанных с прекращением допуска к государственной тайне,

установил:

Стариков обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что проходит военную службу по контракту в войсковой части , на воинской должности <данные изъяты>. 18 июля 2019 года в ходе проведения недели боевой готовности и подъема указанного подразделения по тревоге был произведен вывоз шифровальной аппаратуры связи (далее – аппаратуры ШАС) и ключевой документации в район сосредоточения. Позднее было выявлено отсутствие боеприпасов у членов экипажей, которые осуществляли охрану аппаратных. При этом командиры подразделений и начальники аппаратных не доложили ему о том, что командир батальона дал им указание боеприпасы в район сосредоточения не вывозить. А поскольку в момент получения боеприпасов он, Стариков, находился в парке боевых машин, контролируя выход военной техники, то не мог контролировать получение боеприпасов и не знал об ограничениях относительно выдачи боеприпасов. Помимо этого, вопреки материалам разбирательства, при подъеме по тревоге он, Стариков, не должен был заниматься оформлением описей на вывоз аппаратуры ШАС и ключевой документации, поскольку согласно алгоритму действий по тревоге он должен выполнять ряд других мероприятий.

При этом в районе сосредоточения он не должен был проверять ежедневно наличие документов, поскольку, будучи начальником штаба, такую проверку, он должен осуществлять только еженедельно. В связи с чем, а также отсутствием времени он поставил задачу помощнику начальника штаба провести указанную проверку документов, который ему и представил соответствующий доклад.

Полагая, что действиями командира войсковой части и должностного лица воинской части проводившего разбирательство нарушены его права, Стариков просит суд признать указанные действия неправомерными и слишком суровыми, а также отменить приказ командира войсковой части от 23 июля 2019 года в части его касающейся.

В судебном заседании Стариков подтвердил доводы, изложенные в административном иске, поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить, отменив приказ командира войсковой части от 23 июля 2019 года в части касающейся прекращения его допуска к государственной тайне. Также административный истец пояснил, что 18 июля 2019 года он не проверил наличие оружия у военнослужащих, осуществлявших вывоз в район сосредоточения аппаратуры ШАС и секретной документации, поскольку убыл в парк боевых машин для руководства действиями подразделения при приведении в высшие степени боевой готовности (далее – ВСБГ). При этом он не знал, что будет вывозиться указанная аппаратура и документация, поскольку ему такой команды не поступало, а названные аппаратура и документация были вывезены без его ведома. В связи с чем принять соответствующих мер он не мог. Помимо этого, <данные изъяты>ФИО7 должен был удостовериться в получении оружия указанными военнослужащими. О том, что военнослужащие, осуществлявшие вывоз в район сосредоточения аппаратуры ШАС и секретной документации, не получили боеприпасы он узнал уже непосредственно в районе сосредоточения, в ходе проверки военнослужащим ФСБ. Кроме того, задачу по оформлению описей на вывоз секретной документации он поставил начальнику секретной части. Однако в связи с занятостью должностных лиц воинской части и подразделения, данная опись в полном объеме не была оформлена, а именно не была утверждена начальником штаба воинской части. Непосредственно проверку наличия аппаратуры ШАС и секретной документации в районе сосредоточения он не осуществлял, доклад об их наличии ему представил ФИО7. При этом Стариков также пояснил, что частично признает свою вину в выявленных нарушениях режима секретности, однако считает чрезмерно суровым решение командира войсковой части в виде прекращения ему допуска к государственной тайне.

Согласно определению судьи от 23 августа 2019 года, на основании ст. 41, 47 и 221 КАС РФ, к участию в деле в качестве административных ответчиков дополнительно привлечены войсковая часть , лицо, проводившее разбирательство в отношении Старикова – <данные изъяты> ФИО2, а также в качестве заинтересованного лица Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» (далее – ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю»).

Руководитель ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» и командир войсковой части , их представители, надлежащим образом извещённые о месте и времени судебного заседания в суд не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, в связи с чем суд, руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ, полагал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании показал, что он, являясь <данные изъяты> войсковой части , проводил разбирательство по факту нарушений режима секретности в батальоне связи в ходе проведения недели боевой готовности в период 18-19 июля 2019 года, а также создания предпосылок к утрате аппаратуры ШАС и ключевой документации. В ходе разбирательства было установлено, что Стариков, как <данные изъяты> не выполнил непосредственно возложенные на него обязанности, не организовав в нарушение установленного порядка контроль сохранности аппаратуры ШАС и ключевой документации, выразившиеся в отсутствии их должной охраны, поскольку административный истец не организовал и не проконтролировал организацию их вооруженной охраной, а именно получение подчиненными Старикова военнослужащими боеприпасов. Ограничения на получение боеприпасов для охраны аппаратуры ШАС и ключевой документации, вопреки утверждению административного истца, никто не устанавливал, и такого не могло быть, в связи с тем, что таковая охрана в любых условиях всегда должна иметь боеприпасы. При этом, несмотря на проводимый им, ФИО2, инструктаж накануне занятий - 17 июля 2019 года, Стариков в нарушение установленного алгоритма действий (порядка действий) начальника штаба батальона должным образом не организовал вывоз и охрану аппаратуры ШАС и ключевой документации в район сосредоточения в период проведения занятий по боевой готовности и приведения батальона в ВСБГ, а по сути Стариков самоустранился от организации и контроля за выполнением данного мероприятия подчиненными ему военнослужащими. Указанными действиями Старикова созданы предпосылки к утрате аппаратуры ШАС и ключевой документации, что является нарушением режима секретности 1-й категории. Помимо этого, в ходе разбирательства также было установлено, что Стариковым по линии его ответственности, в нарушение установленного порядка, вывоз аппаратуры ШАС и секретной документации не был оформлен надлежащим образом, поскольку соответствующая опись вывозимых аппаратуры и документов не была утверждена начальником штаба войсковой части . При этом организация оформления данной описи должна была осуществляться административным истцом заблаговременно, однако Стариковым в течение продолжительного времени такого сделано не было. То есть, по сути, указанные аппаратура ШАС и секретная документация были вывезены в район сосредоточения без соответствующего разрешения. Кроме того, также было установлено, что в нарушение установленного порядка – о ежедневной личной проверке начальником штаба батальона в период нахождения в особых условиях (в полевых условиях) в районе сосредоточения наличия секретной (ключевой) документации и аппаратуры ШАС, Стариков в период нахождения в районе сосредоточения 18-19 июля 2019 года проверку наличия аппаратуры ШАС и документации лично не осуществлял, ограничившим докладом подчиненного ему военнослужащего. Также, несмотря на установленные требования, Стариков по окончании указанных учений (занятий) письменный доклад о наличии аппаратуры ШАС и секретной документации командиру войсковой части не представил. В ходе проводимой проверки и соответствующего разбирательства также было установлено, что, несмотря на неоднократные его личные указания и установленные требования, в батальоне связи Стариковым не была организована и не осуществлена постановка на учет в службе защиты государственной тайны (далее – ЗГТ) войсковой части жестких магнитных дисков (далее – ЖМД) к автоматизированным рабочим местам (далее - АРМ) аппаратных ШАС и КШМ. Данное нарушение также является нарушением режима секретности 1-й категории (грубым нарушением режима секретности). При этом также было установлено, что указанные ЖМД используются военнослужащими подразделения не по назначению. По результатам проводимого разбирательства он предложил командиру войсковой части прекратить допуск Старикова к государственной тайне, поскольку в указанные действия (бездействие) административного истца являются грубыми нарушениями режима секретности. При этом, несмотря на его замечания в адрес Старикова, в связи с тем, что указанные выше недостатки в названном подразделении выявлялись и ранее, а данные им лично неоднократно указания Старикову на ненадлежащее исполнение последним обязанностей по организации и соблюдению режима секретности во вверенном подразделении, административный истец не принял соответствующих мер и допустил указанные выше нарушения.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 21 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне», допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. При этом допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну и согласие на частичные и временные ограничения в этой связи их прав, а также ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение.

Статьей 23 указанного Закона РФ установлено, что допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращён по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случае однократного нарушения взятых на себя, предусмотренных трудовым договором (контрактом), обязательств, связанных с защитой государственной тайны.

Согласно п. 1 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237, в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, проводится аттестация.

Из пп. «б» ст. 15 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 года № 63, также видно, что допуск гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению должностного лица, принявшего решение о его допуске к государственной тайне, в случае однократного нарушения им обязательств, связанных с защитой государственной тайны.

Как следует из пп. «б» п. 11 Инструкции о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ 27 октября 2010 года № 1313, решение о допуске к государственной тайне принимается командиром воинской части - в отношении подчиненного личного состава и командиров воинских частей, ему подчиненных непосредственно.

Согласно пп. «б» п. 14 Инструкции о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, допуск лица к государственной тайне может быть прекращен должностным лицом, имеющим право принимать решение о его допуске к государственной тайне, в случае однократного нарушения им обязательств, связанных с защитой государственной тайны.

Из ст. 3 Инструкции по организации и обеспечению безопасности засекреченной связи в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее по тексту – Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2017 года № *80, следует, что непосредственная обязанность за обеспечение работы органов (подразделений) ЗАС (засекреченной связи), создание условий, обеспечивающих безопасность в работе с ШАС, ключевыми документами, руководящей и технической документацией (помещения, хранилища, охрана, специальное оборудование, средства транспорта и т.п.), возлагается на начальников штабов и начальников связи, которым подчинены органы (подразделения) ЗАС.

Как видно из ст. 91 Инструкции, органы (подразделения ЗАС), находящиеся в условиях боевой обстановки, на учениях и маневрах в полевых условиях, относятся к органам ЗАС, работающим в особых условиях.

Согласно ст. 92 Инструкции, органы (подразделения) ЗАС, работающие в особых условиях, обеспечиваются круглосуточной вооруженной охраной.

В соответствии со ст. 161 Инструкции, контроль за организацией, обеспечением функционирования и безопасности ЗАС осуществляется в целях получения объективных оценок и своевременного принятия органами и подразделениями ЗАС соответствующих мер по повышению безопасности связи. При этом контроль безопасности ЗАС организуется начальниками штабов всех степеней.

Как следует из п. 4, 7 Перечня грубых нарушений режима секретности, определенных в Приложении № 1 к Методике оценки состояния защиты государственной тайны в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 20 мая 2016 года № *30, доставка носителей сведений, составляющих государственную тайну, без соответствующего разрешения и (или) в условиях, не обеспечивающих их сохранность, а также безучетное хранение и (или) обращение с носителями сведений, составляющих государственную тайну, являются грубыми нарушения режима секретности, влекущими выставление оценки «неудовлетворительно» за состояние режима секретности и состояние защиты государственной тайны в воинской части.

Согласно копии типового контракта (договора) от 3 июня 2009 года № 29 об оформлении допуска к государственной тайне, заключенного между командиром войсковой части и Стариковым, видно, что последний добровольно принял на себя обязательства перед государством по неразглашению доверенных сведений, составляющих государственную тайну, добросовестно исполнять обзательства по данному контракту и дал согласие на частичные временные ограничения своих прав, связанных с правом на распространение сведений, составляющих государственную тайну. Также в данном контракте имеется указание о предупреждении Старикова о том, что в случае однократного нарушения административным истцом взятых обязательств, связанных с защитой государственной тайны, указанный допуск по решению командира воинской части может быть прекращен.

Из изложенного усматривается, что Стариков был поставлен в известность, что будет допущен к государственной тайне и принимает на себя добровольно обязательство, связанные с оформлением и допуском к государственной тайне, на условиях предусмотренных законодательством о защите государственной тайны.

Как видно из заключения по материалам служебного разбирательства, проведенного 22 июля 2019 года <данные изъяты> войсковой части <данные изъяты> ФИО2, и материалов к нему, а также рапорта ФИО2 от 22 июля 2019 года, в батальоне связи были выявлены факты нарушений режима секретности 1 категории в ходе проведения недели боевой готовности, создавшие предпосылки к утрате секретных документов и аппаратуры ШАС в указанном подразделении. Так, в ходе разбирательства было установлено, что 18 июля 2019 года в ходе подъема по тревоге в батальоне связи был произведен вывоз аппаратуры ШАС и ключевой документации без обеспечения должной охраны, поскольку у членов экипажей отсутствовали боеприпасы, чем были нарушены требования ст. 92 приказа Министра обороны РФ 2017 года № *80. При этом Стариков, являясь <данные изъяты>, отвечал непосредственно за обеспечение контроля за организацией безопасности связи в батальоне в соответствии со ст. 161 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ 2017 года № *80. Кроме того, Стариков не организовал охрану аппаратных ЗАС, а именно, боеприпасы военнослужащим органа ЗАС не были выданы. Помимо этого, Стариковым по линии его ответственности, в нарушение установленного порядка, вывоз секретной аппаратуры ШАС не был оформлен надлежащим образом, поскольку соответствующая опись вывозимых аппаратуры, документов и ключевой документации не была утверждена начальником штаба войсковой части . Также в течение двух суток в период нахождения в районе сосредоточения, Стариков проверку наличия секретной документации и аппаратуры ШАС надлежащим образом не организовал, ограничившись докладом подчиненного ему военнослужащего о наличии документов. При этом в указанный период Стариков лично не проверил ни одной рабочей папки исполнителя. Кроме того, в материалах разбирательства указано, что, несмотря на неоднократные личные указания ФИО2, жесткие диски к АРМ в батальоне связи, входящие в состав КШМ Р-149АКШ-1, не были зарегистрированы в отделении ЗГТ и используются военнослужащими подразделения не по назначению. Помимо этого, в заключении также указано, что названные выше недостатки выявляются в данном подразделении постоянно. В связи с чем было предложено в отношении Старикова прекратить допуск к государственной тайне.

Согласно рапорту ФИО7, офицера службы ЗГТ штаба войсковой части , начальнику штаба указанной воинской части представлен доклад о том, что во время выхода воинской части в район сосредоточения были проверены КШМ батальона связи. При этом в ходе проверки установлено, что на АРМ регистрация ЖМД в секретной части службы ЗГТ установленным порядком произведена не была. Как указано в рапорте, данное нарушение является грубым нарушением режима секретности в соответствии с п. 7 Приложения № 1 к приказу Министра обороны РФ от 20 мая 2016 года № *30.

Свидетель ФИО7, офицер службы ЗГТ штаба войсковой части , в судебном заседании показал, что 18 июля 2019 года в ходе проведения занятий по боевой готовности, после прибытия батальона связи в район сосредоточения, он осуществлял проверку указанного подразделения. При этом им было выявлено, что ЖМД АРМ батальона связи, несмотря на неоднократные указания и предупреждения должностных лиц воинской части, не были зарегистрированы в службе ЗГТ войсковой части и используются военнослужащими данного подразделения не по назначению, что создает предпосылки к обезличиванию информации и разглашению сведений, составляющих государственную тайну. Указанное нарушение является грубым нарушением режима секретности. О выявленном нарушении он письменно доложил начальнику штаба воинской части, а также сообщил командиру воинской части. Кроме того, по прибытию в район сосредоточения ему стало известно, что военнослужащими отделения ФСБ было выявлено, что в указанные день охрана аппаратуры ЗАС в батальоне связи в районе сосредоточения командованием названного подразделения надлежащим образом не была организована. В связи с чем командир воинской части сообщил ему, что в целях устранения данного нарушения он приказал Старикову убыть в пункт постоянной дислокации для получения боеприпасов. Также ему известно, что разбирательство по фактам указанных нарушений режима секретности, выявленных в батальоне связи, проводил ФИО2.

Из копии объяснения ФИО7, <данные изъяты>, видно, что 18 июля 2019 года в районе формирования ротных колонн проверка наличия аппаратуры ЗАС и обеспечения ее охраны Стариковым не проводилась.

Как видно из копии приказа командира войсковой части от 23 июля 2019 года , в ходе проведения занятий по боевой готовности, 18 и 19 июля 2019 года были выявлены нарушения режима секретности в батальоне связи, перечисленные в указанном выше заключении по материалам разбирательства и при установленных в данном разбирательстве обстоятельствах, создающие предпосылки к утрате секретных документов и аппаратуры ШАС в указанном подразделении. В связи с чем командир воинской части приказал за упущения в организации режима секретности, нарушения ст. 92, 161 приказа Министра обороны РФ 2017 года № *080 и в связи с нарушениями, предусмотренными п. 4, 7 Приложения № 1 приказа Министра обороны РФ 2016 года № *030, Старикову прекратить допуск к государственной тайне и рассмотреть административного истца на заседании аттестационной комиссии на предмет дальнейшего прохождения военной службы.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что в ходе соответствующего разбирательства было установлено, что Стариков, являясь <данные изъяты>, отвечая в соответствии со ст. 161 Инструкции по организации и обеспечению безопасности засекреченной связи, за организацию контроля безопасности ЗАС, в нарушение ст. 92 указанной Инструкции, надлежащим образом не организовал охрану аппаратуры ШАС и ключевой документации 18-19 июля 2019 года, в ходе выхода и размещения батальона связи в районе сосредоточения в полевых условиях в период приведения подразделения в ВСБГ. Кроме того, Стариков не организовал оформление соответствующих описей, определяющих перечень секретной документации и аппаратуры разрешенной для вывоза в район сосредоточения в указанный период времени, а также проверку наличия аппаратуры ШАС и секретной документации в течение двух суток в период нахождения батальона связи в указанном районе Стариков лично не осуществлял. Помимо этого, Стариков не организовал и не проконтролировал постановку на учет носителей информации – ЖМД к АРМ аппаратных и КШМ (командно-штабных машин) Р-149АКШ-1, а также не осуществлял контроль за использованием указанных ЖМД по предназначению подчиненными ему военнослужащими. При этом, как установлено в судебном заседании, согласно п. 4, 7 Перечня грубых нарушения режима секретности, доставка носителей сведений, составляющих государственную тайну, без соответствующего разрешения и (или) в условиях, не обеспечивающих их сохранность, а также безучетное хранение и (или) обращение с носителями сведений, составляющих государственную тайну, являются грубыми нарушения режима секретности.

При указанных обстоятельствах суд считает, что командир воинской части после проведенного разбирательства, в пределах предоставленных ему полномочий принял обоснованное решение о прекращении Старикову допуска к государственной тайне. Так суд полагает, что командир войсковой части вправе прекратить административному истцу допуск к государственной тайне в соответствии с пп. «б» п. 14 Инструкции о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, установив в действиях (бездействии) Старикова, как должностного лица, наличие нескольких нарушений обязательств, взятых административных истцом, связанных с защитой государственной тайны, создавшего тем самым предпосылки к утрате секретных документов и аппаратуры ШАС. При этом в ходе разбирательства было установлено, что Стариков совершил несколько грубых нарушений режима секретности.

Помимо этого, суд не находит существенных нарушений, связанных с проведением ФИО2 разбирательства в отношении Старикова, которые бы могли повлечь признание указанных действий названного административного ответчика и командира войсковой части незаконными, и соответственно повлечь отмену приказа должностного лица от 23 июля 2019 года № , оспариваемого в суде административным истцом.

При этом суд не усматривает каких-либо нарушений действующего законодательства и нормативно-правовых актов, связанных с принятием командиром воинской части решения, указанного в его приказе от 23 июля 2019 года , о рассмотрении административного истца на заседании аттестационной комиссии на предмет дальнейшего прохождения военной службы, поскольку данное решение принято в пределах полномочий командира войсковой части и само по себе таковое решение каких-либо прав Старикова не нарушает.

Также суд полагает необоснованными доводы Старикова о суровости принятых командиром войсковой части к нему мер в виде прекращения допуска к государственной тайне, поскольку меру и степень ответственности за допущенные нарушения обязательств по защите государственной тайны определяет командир воинской части, который в соответствии с установленным порядком и принятыми административным истцом обязательствами, на условиях предусмотренных законодательством о защите государственной тайны, в том числе, и в случае однократного нарушения административным истцом таковых обязательств, вправе в пределах предоставленных ему полномочий принять решение о прекращении Старикову допуска к государственной тайне за допущенные последним грубые нарушения режима секретности.

Остальные приведенные административным истцом доводы о том, что он не знал об ограничениях на вывоз боеприпасов и не доведении до него соответствующей информации, а также об отсутствии у него возможности осуществлять организацию и контроль за вывозом аппаратуры и секретной документации, опровергаются материалами разбирательства, рапортом и показаниями свидетеля ФИО7, пояснениями в суде административного ответчика - ФИО2 и другими исследованными в судебном заседании доказательствами. При этом таковые доводы Старикова не свидетельствуют об отсутствии в его действиях (бездействии) указанных выше нарушений режима секретности именно со стороны административного истца.

На основании изложенного, суд признает поданное Стариковым административное исковое заявление необоснованным, а заявленные административным истцом требования не подлежащими удовлетворению.

Исходя из положений ст. 111 КАС РФ, суд не находит оснований для возмещения административному истцу понесенных судебных расходов.

Руководствуясь ст. 175 - 180 и 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований по административному делу по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> ФИО1 об оспаривании действий лица, проводившего разбирательство, военнослужащего войсковой части <данные изъяты> ФИО2, и командира войсковой части , связанных с прекращением допуска к государственной тайне, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восточно-Сибирский окружной военный суд через Борзинский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий О.А. Кирсанов