ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-182/19 от 30.04.2019 Андроповского районного суда (Ставропольский край)

Решение

именем Российской Федерации

30 апреля 2019 года село Курсавка

Андроповский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Манелова Д.Е.,

при секретаре судебного заседания Чартаевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Андроповского района Ставропольского края в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Новоянкульского сельсовета Андроповского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

установил:

и.о. прокурора Андроповского района Ставропольского края Клочко А.А., действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в Андроповский районный суд Ставропольского края с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Новоянкульского сельсовета Андроповского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации сельсовета, выразившегося в уклонении от разработки и принятия нормативного правового акта - административного регламента по осуществлению нотариальных действий и возложении на административного ответчика обязанности разработать и утвердить в установленном порядке нормативный правовой акт - административный регламент по осуществлению нотариальных действий, в двух месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований истец указал, что согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, введенных в действие постановлением Верховного Совета РФ от 11.02.1993 № 4462-1, в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 настоящих Основ, имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района. В силу ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять их в соответствии с административными регламентами. В целях устранения указанных недостатков 04.02.2019 в адрес главы муниципального образования Новоянкульского сельсовета Андроповского района в порядке, предусмотренном ст. 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», было направлено предложение разработать административный регламент. По результатам рассмотрения предложения 21.02.2019 администрацией сельсовета был подготовлен ответ о том, что разработка административного регламента по совершению нотариальных действий не входит в компетенцию муниципалитета. Таким образом, во внесудебном порядке решить данный вопрос не представляется возможным, в связи с чем просит суд удовлетворить заявленные требования удовлетворить.

В судебное заседание представители административного истца и административного ответчика не явились, хотя о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом были уведомлены. О причинах неявки суд не уведомили и не просили об отложении судебного разбирательства на более поздний срок.

Изучив основания и доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу пп. 3 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселениинотариуса.

Порядок совершения нотариальных действий органами местного самоуправления регламентируется Гражданским кодексом РФ, Основами, Приказом N 256 и административными регламентами поселений. В соответствии с Постановлением Правительства РФ "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" всю государственную, административную деятельность соответственно разделяют на деятельность по осуществлению государственных функций и предоставлению государственных услуг. При этом государственные функции - это деятельность по осуществлению государственного контроля (надзора), а государственные услуги - это действия, осуществляемые по запросу заявителя. В соответствии с данным делением совершение нотариальных действий органами местного самоуправления относится к муниципальным услугам.

Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления таких услуг.

В силу ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять их в соответствии с административными регламентами.

Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав (п. 2 ст. 2 Закона № 210-ФЗ в редакции Федерального закона от 04.06.2018 № 146-ФЗ).

Таким образом, совершение нотариальных действий в муниципальном образовании, в случае отсутствия в поселениинотариуса, является муниципальной услугой и должно осуществляться в рамках утвержденных административных регламентов.

Вместе с тем, при отсутствии на территории сельского поселения нотариуса, соответствующий административный регламент административным ответчиком не разработан и не принят.

В силу части 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Учитывая, что бездействие администрации Новоянкульского сельсовета, выразившееся в уклонении от разработки и принятия нормативного правового акта - административного регламента по осуществлению нотариальных действий, затрагивает права граждан на своевременное и качественное получение муниципальной услуги, суд приходит к выводу, что административные исковые требования, заявленные и.о. прокурора Андроповского района Ставропольского края Клочко А.А., подлежат удовлетворению.

При этом совершение определенных действий, направленных на разработку и утверждение нормативно-правового акта – административного регламента по осуществлению нотариальных действий необходимо произвести в течение шестимесячного срока после вступления решения в законную силу, поскольку суд находит его достаточным и разумным.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования административного истца и.о. прокурора Андроповского района Ставропольского края в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Новоянкульского сельсовета Андроповского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия административного ответчика и возложении на него обязанности по утверждению административного регламента по осуществлению нотариальных действий удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации муниципального образования Новоянкульского сельского совета Андроповского района Ставропольского края, выразившееся в уклонении от разработки и принятия нормативного правового акта – административного регламента по осуществлению нотариальных действий незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования Новоянкульского сельсовета Андроповского района Ставропольского края разработать и утвердить в установленном порядке нормативный правовой акт – административный регламент по осуществлению нотариальных действий, в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Андроповский районный суд Ставропольского края в течение месяца со дня его окончательного изготовления.

Судья Д.Е. Манелов