Дело №2а-182/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 марта 2021 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Макаровой Т.А.,
с участием старшего помощника прокурора Штайн А.А.,
при секретаре Хасановой Н.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Гурьевского городского округа Калининградской области об оспаривании Административного регламента предоставления муниципальной услуги, с участием заинтересованных лиц ИП ФИО2, МАУ «Спецсервис»,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, которым просила признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункты <данные изъяты> Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление места для погребения умершего на территории общественных кладбищ в Гурьевском городском округе и в Гурьевском муниципальном военно-мемориальном комплексе вблизи <адрес > утвержденного постановлением администрации Гурьевского городского округа от ДД.ММ.ГГ года №
В обоснование требований указано на то, что ДД.ММ.ГГ года умерла мать административного истца – ФИО10ДД.ММ.ГГ года рождения. Для захоронения матери административный истец обратилась в ООО «<данные изъяты>», с которым был заключен договор об оказании услуги по захоронению, стоимость по договору составила 10 000 рублей, и была административным истцом оплачена. Однако работы по данному договору исполнителем выполнены не были ввиду несоблюдения определенной процедуры, предусмотренной указанным выше Регламентом, а именно обращение заявителя за получением необходимого разрешения. Заключенный с Обществом договор был расторгнут, оплаченные денежные средства по нему возвращены. Находясь в стрессовой ситуации, по рекомендации сотрудника кладбища, административный истец была вынуждена обратиться к иному исполнителю, который за большую сумму денежных средств, оказал услугу по захоронению, при этом без совершения и проведения названной выше процедуры. Ознакомившись с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по предоставлению места для погребения умершего, административный истец полагает, что данным правовым актом нарушено действующее антимонопольное законодательство, а также ограничены его права как потребителя на выбор и получение услуги. Заключенный с Обществом договор по причине несоблюдения установленной процедуры, был расторгнут, оплаченные денежные средства по нему возвращены. Ссылаясь на положения Федерального закона «О погребении и похоронном деле», истец полагает, что администрация Гурьевского городского округа Калининградской области вышла за пределы своих полномочий, тем самым ограничила административного истца в реализации его гражданских прав.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дне и времени судебного заседания извещена, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
Представитель административного истца ФИО1 – ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования административного иска поддержала, просила его удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Гурьевского городского округа Калининградской области – ФИО4, действующий на основании доверенности, возражал против заявленных требований, просил отказать в их удовлетворении, указывая на то, что при принятии обжалуемого Административного регламента требования закона были соблюдены, прав и законных интересов административного истца не нарушает. Отметил, что постановлением администрации Гурьевского городского округа Калининградской области № от ДД.ММ.ГГ года утвержден новый Административный регламент, в связи с этим оспариваемый регламент утратил силу.
В судебном заседании старший помощник прокурора Гурьевского района Калининградской области Штайн А.А. согласилась с заявленными требованиями только в части оспариваемого Административного регламента, в общем полагая его законным.
Иные участники по делу в судебное заседание не явились, о дне и времени судебного заседания извещены, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило.
С учетом мнения участников процесса, судом рассмотрено настоящее административное дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о дне, времени и месте судебного заседания.
Дело рассмотрено по доводам и основаниям, указанным в административном исковом заявлении, на основании доказательств, содержащихся в материалах дела.
Заслушав пояснения сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела, представленные доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГ года умерла мать административного истца – ФИО11
ДД.ММ.ГГ года между административным истцом ФИО1 и ООО «<данные изъяты>» был заключен договор на оказание услуг по захоронению родственника, стоимость услуги составила 10 000 рублей, по данному договору ФИО1 была проведена оплата в полном объеме.
Вместе с тем указанный выше договор исполнен не был, денежные средства возвращены заявителю. Причиной невозможности выполнения соответствующих работ по договору послужило отсутствие у ФИО1 разрешения на предоставление места для погребения, выдаваемого в рамках Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление места для погребения умершего на территории общественных кладбищ в Гурьевском городском округе и в Гурьевском муниципальном военно-мемориальном комплексе вблизи пос. <адрес >», утвержденного постановлением администрации Гурьевского городского округа Калининградской области от ДД.ММ.ГГ года №, наличие которого является основанием для допуска хозяйствующих субъектов в области похоронного дела на территорию кладбища для оказания услуг по захоронению.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГ года администрацией Гурьевского городского округа было принято постановление за №, которым утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление места для погребения умершего на территории общественных кладбищ в Гурьевском городском округе и в Гурьевском муниципальном военно-мемориальном комплексе вблизи <адрес >».
Регламент определяет сроки и последовательность действий (административные процедуры) при предоставлении муниципальной услуги физическим и юридическим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, обратившиеся с заявлением о предоставлении места для захоронений.
Согласно п. 1.3 раздела 1 Регламента данная муниципальная услуга предоставляется муниципальным казенным учреждением «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг г. Гурьевска» и Управлением дорожного хозяйства и благоустройства администрации Гурьевского городского округа.
Пунктом 1.3.3 раздела 1 Регламента определен порядок, форма и место размещения информации о порядке предоставления муниципальной услуги.
Пункт 2.3 и 2.4 раздела 2 Регламента содержат сведения о результатах предоставления услуги, сроках ее предоставления. Так, согласно п. 2.3. и п. 2 4 Регламента результатами предоставления муниципальной услуги являются либо предоставление места для погребения умершего на территории общественных кладбищ в Гурьевском городском округе и Гурьевском муниципальном военно-мемориальном комплексе вблизи пос. Медведевка Гурьевского городского округа, либо отказ в предоставлении указанной муниципальной услуги. Определен срок ее предоставления – 3 рабочих дня с даты поступления запроса заявителя в Управление дорожного хозяйства и благоустройства администрации Гурьевского городского округа. При этом такой срок исчисляется без учета сроков передачи запроса о предоставлении муниципальной услуги и документов из МФЦ в Управление, передачи результата предоставления муниципальной услуги из Управления в МФЦ, срока выдачи результата заявителю из МФЦ.
Регламентом также определен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
Согласно п. 2.7 раздела 2 Регламента отсутствие одного из определенных в перечне документов влечет за собой отказ в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
Пунктом 2.8 раздела 2 Регламента определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Пунктом 3.1 Раздела 3 Регламента определен перечень административных процедур, составляющие предоставление муниципальной услуги: прием и регистрация МФЦ или Управлением заявления и прилагаемых к нему документов на оказание муниципальной услуги; передача дела в Управление на исполнение в случае обращения получателя муниципальной услуги в МФЦ; регистрация и рассмотрение Управлением заявления; принятие Управлением решения о предоставлении (об отказе предоставления) муниципальной услуги; выдача документа, являющегося результатом предоставления муниципальной услуги или мотивированного отказа получателю муниципальной услуги или МФЦ, если заявление подано через МФЦ.
Согласно пункта 3.2.3 Регламента (подпункты 3 и 5) сотрудник, которому передан пакет документов для предоставления муниципальной услуги, осуществляет последовательность действий, к числу которых отнесено – предложение заявителю при наличии оснований для отказа, устранить недостатки, в случае отказа устранить недостатки – подготовка мотивированного отказа с указанием причин; передача результата предоставления муниципальной услуги заявителю или специалисту МФЦ, ответственному за выдачу результата предоставления муниципальной услуги.
В соответствии с пунктом 3.2.4 раздела 3 Регламента конечным результатом административной процедуры является выдача заявителю решения о предоставлении места для погребения умершего на территории кладбищ Гурьевского городского округа или мотивированного отказа сотрудниками Управления или МФЦ, если заявление подано через МФЦ.
Указанный выше Регламент и приведенные выше пункты Регламента административный истец просит признать недействующими.
Главой 21 КАС РФ предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.
В силу ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч.ч. 8, 9 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих :а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу положений ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно подп. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Из содержания ч. 3 ст. 17 и ч. 1 ст. 2 указанного выше Федерального закона следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Аналогичные положения об отнесении указанных вопросов к ведению органов местного самоуправления закреплены соответствующими нормами Федерального закона от 12 января 1996 года №8 «О погребении и похоронном деле», регулирующего отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливающего основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.
Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 18 названного выше Федерального закона общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.
Статьями 1, 5, 6 и 7 указанного выше Федерального закона установлены гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; право лица о достойном отношении к его телу после смерти. Из смысла данных норм также вытекает права родственников похороненных лиц, как исполнителей воли умерших, на доступ к могилам родственников и предков, достоянное отношение к местам захоронений.
Как следует из преамбулы постановления от ДД.ММ.ГГ года №, утвердившего административный регламент, оспариваемый административным истцом, данный регламент принят в соответствии с Федеральным законом №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Федеральным законом №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», положением о порядке организации похоронного дела на территории Гурьевского городского округа, Порядком деятельности общественных кладбищ и Уставом Гурьевского городского округа.
Предметом регулирования Регламента является предоставление конкретной муниципальной услуги с определением порядка, сроков и последовательности действий (административных процедур).
27 июля 2010 года принят Федеральный закон №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», регулирующий отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия. Действие указанного Федерального закона распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных государственных и муниципальных услуг. Услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе утвердить дополнительный перечень услуг, оказываемых в субъекте Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) субъекта Российской Федерации или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления представляет собой деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ года №2113-р утвержден перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, государственными учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ года № утвержден перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме.
Предоставление места для погребения умершего на территории общественных кладбищ к перечню услуг, оказываемых в рамках проведения административных процедур, с установлением определенного регламента, сроков и оснований к отказу, указанными выше перечнями не предусмотрено. Также не отнесена указанная деятельность и к вопросам местного значения, определенным Федеральным законом №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом №8 «О погребении и похоронном деле».
Таким образом, принимая постановление от ДД.ММ.ГГ года № и утверждая Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление места для погребения умершего на территории общественных кладбищ в Гурьевском городском округе и в Гурьевском муниципальном военно-мемориальном комплексе вблизи <адрес >», администрация Гурьевского городского округа вышла за пределы своих полномочий.
Кроме того, следует отметить, что само по себе наличие такого Регламента противоречит также и действующему законодательству о защите конкуренции, так как ограничивает право выбора истцом хозяйствующего субъекта предпринимательской деятельности в сфере похоронного дела, который мог бы оказать надлежащую и приемлемую услугу по захоронению.
При этом п. 1.3.3. Регламента противоречит положениям Федерального закона №8, согласно которому выдача документов, необходимых для погребения умершего осуществляется в течение суток с момента установления причины смерти.
Также суд полагает не соответствующими Федеральному закону №8 п. 2.4., подп.5 п.3.2.3. Регламента, которым установлено, что выдача документов, необходимых для погребения умершего осуществляется в течение суток с момента установления причины смерти.
Что касается п.п. 2.3., 2.7., 2.8., 3.1., подп.3, подп. 5 п.3.2.3, п. 3.2.4., то суд считает, что они также приняты в нарушение требований указанного выше Федерального закона, которым не предусмотрена возможность принятия решения об отказе в предоставлении места для погребения умершего, и это является дополнительным препятствием в реализации права на погребение на территории муниципальных общественных кладбищ Гурьевского района.
Судом установлено, что постановлением администрации Гурьевского городского округа Калининградской области от ДД.ММ.ГГ года № утвержден новый Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению места для погребения умершего.
В связи с принятием нового Административного регламента прежний Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление места для погребения умершего на территории общественных кладбищ в Гурьевском городском округе и в Гурьевском муниципальном военно-мемориальном комплексе вблизи <адрес >», утвержденный постановлением администрации Гурьевского городского округа Калининградской области от ДД.ММ.ГГ года №, утратил силу.
Факт применения оспариваемого нормативного правового акта к правоотношениям с участием административного истца в период его действия подтверждается материалами настоящего дела и административным ответчиком не оспаривается, следовательно, оспариваемые административным истцом положения Административного регламента не перестали затрагивать права и законные интересы административного истца.
Тот факт, что оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу в связи с принятием нового нормативного правового акта, не может служить препятствием для его оспаривания в порядке главы 21 КАС РФ и рассмотрения судом дела в названной выше части по существу.
Проанализировав действия административного ответчика, в том числе по принятию нового Административного регламента по оказанию муниципальной услуги и в связи с этим утратой силы действия спорного Административного регламента в период рассмотрения дела о его оспаривании в судебном порядке, проанализировав содержание прежнего Административного регламента и нового Административного регламента, из которого усматривается изменение его содержания, в том числе в части оспариваемых административным истцом пунктов, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик согласился с тем, что оспариваемый Административный регламент принят в нарушение требований действующего законодательства.
При установленных выше обстоятельствах, требования административного истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования ФИО1 – удовлетворить.
Признать незаконным Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление места для погребения умершего на территории общественных кладбищ в Гурьевском городском округе и в Гурьевском муниципальном военно-мемориальном комплексе вблизи <адрес >», а также пункты № указанного регламента, утвержденного постановлением администрации Гурьевского городского округа от ДД.ММ.ГГ года №
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной мотивированной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22 марта 2021 года.
Судья Т.А. Макарова