ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-182/2021 от 11.03.2021 Гурьевского районного суда (Калининградская область)

Дело №2а-182/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 марта 2021 года г. Гурьевск

Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Макаровой Т.А.,

с участием старшего помощника прокурора Штайн А.А.,

при секретаре Хасановой Н.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Гурьевского городского округа Калининградской области об оспаривании Административного регламента предоставления муниципальной услуги, с участием заинтересованных лиц ИП ФИО2, МАУ «Спецсервис»,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, которым просила признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункты <данные изъяты> Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление места для погребения умершего на территории общественных кладбищ в Гурьевском городском округе и в Гурьевском муниципальном военно-мемориальном комплексе вблизи <адрес > утвержденного постановлением администрации Гурьевского городского округа от ДД.ММ.ГГ года

В обоснование требований указано на то, что ДД.ММ.ГГ года умерла мать административного истца – ФИО10ДД.ММ.ГГ года рождения. Для захоронения матери административный истец обратилась в ООО «<данные изъяты>», с которым был заключен договор об оказании услуги по захоронению, стоимость по договору составила 10 000 рублей, и была административным истцом оплачена. Однако работы по данному договору исполнителем выполнены не были ввиду несоблюдения определенной процедуры, предусмотренной указанным выше Регламентом, а именно обращение заявителя за получением необходимого разрешения. Заключенный с Обществом договор был расторгнут, оплаченные денежные средства по нему возвращены. Находясь в стрессовой ситуации, по рекомендации сотрудника кладбища, административный истец была вынуждена обратиться к иному исполнителю, который за большую сумму денежных средств, оказал услугу по захоронению, при этом без совершения и проведения названной выше процедуры. Ознакомившись с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по предоставлению места для погребения умершего, административный истец полагает, что данным правовым актом нарушено действующее антимонопольное законодательство, а также ограничены его права как потребителя на выбор и получение услуги. Заключенный с Обществом договор по причине несоблюдения установленной процедуры, был расторгнут, оплаченные денежные средства по нему возвращены. Ссылаясь на положения Федерального закона «О погребении и похоронном деле», истец полагает, что администрация Гурьевского городского округа Калининградской области вышла за пределы своих полномочий, тем самым ограничила административного истца в реализации его гражданских прав.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дне и времени судебного заседания извещена, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.

Представитель административного истца ФИО1 – ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования административного иска поддержала, просила его удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Гурьевского городского округа Калининградской области – ФИО4, действующий на основании доверенности, возражал против заявленных требований, просил отказать в их удовлетворении, указывая на то, что при принятии обжалуемого Административного регламента требования закона были соблюдены, прав и законных интересов административного истца не нарушает. Отметил, что постановлением администрации Гурьевского городского округа Калининградской области от ДД.ММ.ГГ года утвержден новый Административный регламент, в связи с этим оспариваемый регламент утратил силу.

В судебном заседании старший помощник прокурора Гурьевского района Калининградской области Штайн А.А. согласилась с заявленными требованиями только в части оспариваемого Административного регламента, в общем полагая его законным.

Иные участники по делу в судебное заседание не явились, о дне и времени судебного заседания извещены, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило.

С учетом мнения участников процесса, судом рассмотрено настоящее административное дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о дне, времени и месте судебного заседания.

Дело рассмотрено по доводам и основаниям, указанным в административном исковом заявлении, на основании доказательств, содержащихся в материалах дела.

Заслушав пояснения сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела, представленные доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГ года умерла мать административного истца – ФИО11

ДД.ММ.ГГ года между административным истцом ФИО1 и ООО «<данные изъяты>» был заключен договор на оказание услуг по захоронению родственника, стоимость услуги составила 10 000 рублей, по данному договору ФИО1 была проведена оплата в полном объеме.

Вместе с тем указанный выше договор исполнен не был, денежные средства возвращены заявителю. Причиной невозможности выполнения соответствующих работ по договору послужило отсутствие у ФИО1 разрешения на предоставление места для погребения, выдаваемого в рамках Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление места для погребения умершего на территории общественных кладбищ в Гурьевском городском округе и в Гурьевском муниципальном военно-мемориальном комплексе вблизи пос. <адрес >», утвержденного постановлением администрации Гурьевского городского округа Калининградской области от ДД.ММ.ГГ года , наличие которого является основанием для допуска хозяйствующих субъектов в области похоронного дела на территорию кладбища для оказания услуг по захоронению.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГ года администрацией Гурьевского городского округа было принято постановление за , которым утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление места для погребения умершего на территории общественных кладбищ в Гурьевском городском округе и в Гурьевском муниципальном военно-мемориальном комплексе вблизи <адрес >».

Регламент определяет сроки и последовательность действий (административные процедуры) при предоставлении муниципальной услуги физическим и юридическим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, обратившиеся с заявлением о предоставлении места для захоронений.

Согласно п. 1.3 раздела 1 Регламента данная муниципальная услуга предоставляется муниципальным казенным учреждением «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг г. Гурьевска» и Управлением дорожного хозяйства и благоустройства администрации Гурьевского городского округа.

Пунктом 1.3.3 раздела 1 Регламента определен порядок, форма и место размещения информации о порядке предоставления муниципальной услуги.

Пункт 2.3 и 2.4 раздела 2 Регламента содержат сведения о результатах предоставления услуги, сроках ее предоставления. Так, согласно п. 2.3. и п. 2 4 Регламента результатами предоставления муниципальной услуги являются либо предоставление места для погребения умершего на территории общественных кладбищ в Гурьевском городском округе и Гурьевском муниципальном военно-мемориальном комплексе вблизи пос. Медведевка Гурьевского городского округа, либо отказ в предоставлении указанной муниципальной услуги. Определен срок ее предоставления – 3 рабочих дня с даты поступления запроса заявителя в Управление дорожного хозяйства и благоустройства администрации Гурьевского городского округа. При этом такой срок исчисляется без учета сроков передачи запроса о предоставлении муниципальной услуги и документов из МФЦ в Управление, передачи результата предоставления муниципальной услуги из Управления в МФЦ, срока выдачи результата заявителю из МФЦ.

Регламентом также определен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.

Согласно п. 2.7 раздела 2 Регламента отсутствие одного из определенных в перечне документов влечет за собой отказ в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.

Пунктом 2.8 раздела 2 Регламента определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Пунктом 3.1 Раздела 3 Регламента определен перечень административных процедур, составляющие предоставление муниципальной услуги: прием и регистрация МФЦ или Управлением заявления и прилагаемых к нему документов на оказание муниципальной услуги; передача дела в Управление на исполнение в случае обращения получателя муниципальной услуги в МФЦ; регистрация и рассмотрение Управлением заявления; принятие Управлением решения о предоставлении (об отказе предоставления) муниципальной услуги; выдача документа, являющегося результатом предоставления муниципальной услуги или мотивированного отказа получателю муниципальной услуги или МФЦ, если заявление подано через МФЦ.

Согласно пункта 3.2.3 Регламента (подпункты 3 и 5) сотрудник, которому передан пакет документов для предоставления муниципальной услуги, осуществляет последовательность действий, к числу которых отнесено – предложение заявителю при наличии оснований для отказа, устранить недостатки, в случае отказа устранить недостатки – подготовка мотивированного отказа с указанием причин; передача результата предоставления муниципальной услуги заявителю или специалисту МФЦ, ответственному за выдачу результата предоставления муниципальной услуги.

В соответствии с пунктом 3.2.4 раздела 3 Регламента конечным результатом административной процедуры является выдача заявителю решения о предоставлении места для погребения умершего на территории кладбищ Гурьевского городского округа или мотивированного отказа сотрудниками Управления или МФЦ, если заявление подано через МФЦ.

Указанный выше Регламент и приведенные выше пункты Регламента административный истец просит признать недействующими.

Главой 21 КАС РФ предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

В силу ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч.ч. 8, 9 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих :а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В силу положений ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Согласно подп. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа.

Из содержания ч. 3 ст. 17 и ч. 1 ст. 2 указанного выше Федерального закона следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Аналогичные положения об отнесении указанных вопросов к ведению органов местного самоуправления закреплены соответствующими нормами Федерального закона от 12 января 1996 года №8 «О погребении и похоронном деле», регулирующего отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливающего основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 18 названного выше Федерального закона общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.

Статьями 1, 5, 6 и 7 указанного выше Федерального закона установлены гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; право лица о достойном отношении к его телу после смерти. Из смысла данных норм также вытекает права родственников похороненных лиц, как исполнителей воли умерших, на доступ к могилам родственников и предков, достоянное отношение к местам захоронений.

Как следует из преамбулы постановления от ДД.ММ.ГГ года , утвердившего административный регламент, оспариваемый административным истцом, данный регламент принят в соответствии с Федеральным законом №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Федеральным законом №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», положением о порядке организации похоронного дела на территории Гурьевского городского округа, Порядком деятельности общественных кладбищ и Уставом Гурьевского городского округа.

Предметом регулирования Регламента является предоставление конкретной муниципальной услуги с определением порядка, сроков и последовательности действий (административных процедур).

27 июля 2010 года принят Федеральный закон №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», регулирующий отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия. Действие указанного Федерального закона распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных государственных и муниципальных услуг. Услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе утвердить дополнительный перечень услуг, оказываемых в субъекте Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) субъекта Российской Федерации или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления представляет собой деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ года №2113-р утвержден перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, государственными учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ года утвержден перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме.

Предоставление места для погребения умершего на территории общественных кладбищ к перечню услуг, оказываемых в рамках проведения административных процедур, с установлением определенного регламента, сроков и оснований к отказу, указанными выше перечнями не предусмотрено. Также не отнесена указанная деятельность и к вопросам местного значения, определенным Федеральным законом №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом №8 «О погребении и похоронном деле».

Таким образом, принимая постановление от ДД.ММ.ГГ года и утверждая Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление места для погребения умершего на территории общественных кладбищ в Гурьевском городском округе и в Гурьевском муниципальном военно-мемориальном комплексе вблизи <адрес >», администрация Гурьевского городского округа вышла за пределы своих полномочий.

Кроме того, следует отметить, что само по себе наличие такого Регламента противоречит также и действующему законодательству о защите конкуренции, так как ограничивает право выбора истцом хозяйствующего субъекта предпринимательской деятельности в сфере похоронного дела, который мог бы оказать надлежащую и приемлемую услугу по захоронению.

При этом п. 1.3.3. Регламента противоречит положениям Федерального закона №8, согласно которому выдача документов, необходимых для погребения умершего осуществляется в течение суток с момента установления причины смерти.

Также суд полагает не соответствующими Федеральному закону №8 п. 2.4., подп.5 п.3.2.3. Регламента, которым установлено, что выдача документов, необходимых для погребения умершего осуществляется в течение суток с момента установления причины смерти.

Что касается п.п. 2.3., 2.7., 2.8., 3.1., подп.3, подп. 5 п.3.2.3, п. 3.2.4., то суд считает, что они также приняты в нарушение требований указанного выше Федерального закона, которым не предусмотрена возможность принятия решения об отказе в предоставлении места для погребения умершего, и это является дополнительным препятствием в реализации права на погребение на территории муниципальных общественных кладбищ Гурьевского района.

Судом установлено, что постановлением администрации Гурьевского городского округа Калининградской области от ДД.ММ.ГГ года утвержден новый Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению места для погребения умершего.

В связи с принятием нового Административного регламента прежний Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление места для погребения умершего на территории общественных кладбищ в Гурьевском городском округе и в Гурьевском муниципальном военно-мемориальном комплексе вблизи <адрес >», утвержденный постановлением администрации Гурьевского городского округа Калининградской области от ДД.ММ.ГГ года , утратил силу.

Факт применения оспариваемого нормативного правового акта к правоотношениям с участием административного истца в период его действия подтверждается материалами настоящего дела и административным ответчиком не оспаривается, следовательно, оспариваемые административным истцом положения Административного регламента не перестали затрагивать права и законные интересы административного истца.

Тот факт, что оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу в связи с принятием нового нормативного правового акта, не может служить препятствием для его оспаривания в порядке главы 21 КАС РФ и рассмотрения судом дела в названной выше части по существу.

Проанализировав действия административного ответчика, в том числе по принятию нового Административного регламента по оказанию муниципальной услуги и в связи с этим утратой силы действия спорного Административного регламента в период рассмотрения дела о его оспаривании в судебном порядке, проанализировав содержание прежнего Административного регламента и нового Административного регламента, из которого усматривается изменение его содержания, в том числе в части оспариваемых административным истцом пунктов, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик согласился с тем, что оспариваемый Административный регламент принят в нарушение требований действующего законодательства.

При установленных выше обстоятельствах, требования административного истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования ФИО1 – удовлетворить.

Признать незаконным Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление места для погребения умершего на территории общественных кладбищ в Гурьевском городском округе и в Гурьевском муниципальном военно-мемориальном комплексе вблизи <адрес >», а также пункты указанного регламента, утвержденного постановлением администрации Гурьевского городского округа от ДД.ММ.ГГ года

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной мотивированной форме.

Мотивированное решение изготовлено 22 марта 2021 года.

Судья Т.А. Макарова