34RS0024-01-2022-000107-80
Дело № 2а-182/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Краснослободск 14 марта 2022 года
Среднеахтубинского района
Волгоградской области
Краснослободский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Новикова Ф.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
с участием:
представителя административного истца старшего помощника Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Клетского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района о возложении обязанности по ликвидации объектов накопленного экологического вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд, в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Клетского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района о возложении обязанности по ликвидации объектов накопленного экологического вреда. Указывает, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой в связи с поступившими обращениями проведены проверочные мероприятия на территории Клетского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района в связи с образованием на них несанкционированных свалок отходов. В ходе натурной проверки, ДД.ММ.ГГГГ специалистом Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии (далее - Облкомприрода) выявлено, что на территории сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района, по географическим координатам 48,552908; 44,794242 сброшены отходы производства и потребления на спланированной территории (бой строительного кирпича; отходы грунта при проведении открытых земляных работ малоопасные; древесные отходы) на почве, на площади 200 кв.м. Также, в непосредственной близости с вышеуказанным участком в овраге сброшены отходы пластиковой тары, упаковки на площади 50 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве. Таким образом, действующее законодательство не позволяет размещать отходы в границах населенных пунктов и возлагает на землепользователей обязанность по предотвращению негативного воздействия отходов на землю. Согласно информации, предоставленной администрацией, данные земельные участки находятся на территории , Клетского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района. Выявленные нарушения являются недопустимыми и существенно нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду. Кроме того, Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Клетского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства с требованием ликвидировать свалку отходов на территории Клетского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района . Однако, исходя из ответа от ДД.ММ.ГГГГ на представление от ДД.ММ.ГГГГ№ нарушения природоохранного законодательства до настоящего времени не устранены, свалка отходов не ликвидирована. Таким образом, со стороны органа местного самоуправления - администрации Клетского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района - имеет место ненадлежащее исполнение обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия должностных лиц. На основании изложенного, администрация Клетского сельского поселения Среднеахтубинсокого муниципального района нарушает права неопределенного круга лиц, определить число которых не представляется возможным вследствие постоянного свободного передвижения, на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека, что гарантировано ст.42 Конституции РФ, ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Просит: признать незаконным бездействие администрации Клетского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района по непринятию мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной на земельном участке (GPS координаты №) на территории , Клетского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района ; обязать администрацию Клетского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района принять меры по благоустройству и проведению мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке (GPS координаты №) на территории , Клетского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района . Указанные мероприятия провести в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора ФИО2 настаивает на удовлетворении исковых требований.
Представитель административного ответчика администрации Клетского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, против административных исковых требований не возражает.
Представитель заинтересованного лица Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживают.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
При этом неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процессе в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого при разрешении дела.
От негативного воздействия несанкционированной свалки отходов может пострадать любое лицо. Индивидуализировать и привлечь в качестве истцов таких лиц не представляется возможным, так как точный круг лиц, которые могут пострадать от негативного воздействия размещенных на неорганизованных свалках отходов, невозможно определить заранее.
В данном случае обращение прокурора в суд обусловлено защитой конституционных прав неопределенного круга лиц на жизнь и здоровье и благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. ст. 1,3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Нормами ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» размещение отходов - хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Согласно ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов. Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, также запрещается.
Одним из основных принципов земельного законодательства является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде (ст. 1 Земельного кодекса).
Согласно статьям 7 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами. Способы использования не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Статья 12 Земельного кодекса РФ устанавливает, что земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель и мероприятия по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель (ст. 13 Земельного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
Согласно 4.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч.1 ст. 22 Федерального закона закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образования подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими санитарными и иными требованиями.
На основании п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определению юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами включая их отчуждение.
Примечанием к данному пункту установлено, что если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Необходимо отметить, что действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями.
Судом установлено, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой в связи с поступившими обращениями проведены проверочные мероприятия на территории Клетского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района в связи с образованием на них несанкционированных свалок отходов.
В ходе натурной проверки, ДД.ММ.ГГГГ специалистом Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии (далее - Облкомприрода) выявлено, что на территории сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района, по географическим координатам 48,552908; 44,794242 сброшены отходы производства и потребления на спланированной территории (бой строительного кирпича; отходы грунта при проведении открытых земляных работ малоопасные; древесные отходы) на почве, на площади 200 кв.м. Также, в непосредственной близости с вышеуказанным участком в овраге сброшены отходы пластиковой тары, упаковки на площади 50 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве.
Согласно информации, предоставленной администрацией, данные земельные участки находятся на территории , Клетского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района. Выявленные нарушения являются недопустимыми и существенно нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду.
Кроме того, Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Клетского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства с требованием ликвидировать свалку отходов на территории Клетского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района .
Однако, исходя из ответа от ДД.ММ.ГГГГ на представление от ДД.ММ.ГГГГ№, нарушения природоохранного законодательства до настоящего времени не устранены, свалка отходов не ликвидирована.
Таким образом, со стороны органа местного самоуправления - администрации Клетского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района - имеет место ненадлежащее исполнение обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия должностных лиц.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом;
На основании изложенного, суд считает необходимым удовлетворить административное исковое заявление и признать незаконным бездействие администрации Клетского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района по непринятию мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной на земельном участке (GPS координаты №) на территории сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района ; обязать администрацию Клетского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района принять меры по благоустройству и проведению мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке (GPS координаты № на территории , Клетского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района . Указанные мероприятия провести в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 - 180 и 226 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Клетского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района о возложении обязанности по ликвидации объектов накопленного экологического вреда, - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Клетского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района по непринятию мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной на земельном участке (GPS координаты №) на территории сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района .
Обязать администрацию Клетского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по благоустройству и проведению мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке (GPS координаты №) на территории , Клетского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района .
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Волгоградский областной суд через Краснослободский районный суд лицами, участвующим в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешён судом, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ф.А. Новиков
Справка: мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ф.А. Новиков