Дело № 2а-182/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Симферополь 18 сентября 2023 года
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В.,
при секретаре Котельницком Б.Г.,
с участием прокурора Алескерова Д.А.,
представителя административного истца ФИО1,
представителей заинтересованного лица ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю к Белогорскому районному совету Республики Крым об оспаривании в части решения 31 сессии Белогорского районного совета Республики Крым 2-го созыва от 3 марта 2022 года № 405 «Об утверждении Порядка организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования ФИО6 район Республики Крым и государственной собственности, в отношении объектов наружной рекламы и информации, указанных в схемах размещения рекламных конструкций»,
с участием заинтересованных лиц на стороне административного ответчика Совета министров Республики Крым, Министерства внутренней политики, информации и связи Республики Крым, Администрации Белогорского района Республики Крым, главы муниципального образования ФИО6 район Республики Крым – председателя Белогорского районного совета Республики Крым ФИО4, заведующего сектором капитального строительства отдела по вопросам архитектуры, градостроительства, капитального строительства и наружной рекламы Администрации Белогорского района Республики Крым ФИО5, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым,
установил:
решением 31 сессии Белогорского районного совета Республики Крым 2-го созыва от 3 марта 2022 года № 405 утверждён Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования ФИО6 район Республики Крым и государственной собственности, в отношении объектов наружной рекламы и информации, указанных в схемах размещения рекламных конструкций (далее Порядок № 405).
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю обратилось в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Белогорскому районному совету Республики Крым, в котором просит признать Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования ФИО6 район Республики Крым и государственной собственности, в отношении объектов наружной рекламы и информации, указанных в схемах размещения рекламных конструкций, утверждённый решением Белогорского районного совета Республики Крым от 3 марта 2022 года № 405, недействующим в части положений, противоречащих частям 5-5.1 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», регламентирующих порядок организации и проведения торгов в отношении государственной собственности Республики Крым, и содержащих указание на возможность заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящимся в государственной собственности Республики Крым.
Требования мотивированы тем, что Порядок № 405 регулирует организацию и проведение торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности Белогорского района Республики Крым и государственной собственности. Данным Порядком также утверждена форма проведения торгов в виде конкурса, определён организатор торгов в лице администрации Белогорского района Республики Крым, который, в том числе, наделён полномочием на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Крым. Из положений частей 5, 5.1 статьи 19 Федерального закона № 38-ФЗ от 13 марта 2006 года «О рекламе» следует, что установление формы проведения торгов (аукциона или конкурса) на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельных участках, находящихся в государственной собственности, проведение торгов и заключение договоров в отношении таких рекламных конструкций осуществляется органом государственной власти. Постановлением Совета министров Республики Крым от 19 сентября 2022 года № 725 «Об уполномоченном исполнительном органе Республики Крым» Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым определено исполнительным органом Республики Крым, уполномоченным на:
1.1. Установление формы проведения торгов (аукциона или конкурса) на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Республики Крым;
1.2. Проведение торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Республики Крым;
1.3. Заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Республики Крым.
Административный истец, обращаясь в суд в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе», полагает, что ФИО6 районный совет Республики Крым принял акт, регламентирующий порядок организации и проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Республики Крым, что противоречит положениям частей 5-5.1 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».
Определениями Верховного Суда Республики Крым от 3 июля 2023 года, 17 июля 2023 года, 25 июля 2023 года и 31 августа 2023 года к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены Совет министров Республики Крым, Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым, Администрация Белогорского района Республики Крым, глава муниципального образования ФИО6 район Республики Крым – председатель Белогорского районного совета Республики Крым ФИО4, заведующий сектором капитального строительства отдела по вопросам архитектуры, градостроительства, капитального строительства и наружной рекламы Администрации Белогорского района Республики Крым ФИО5, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Представитель административного истца Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю ФИО1 в судебном заседании доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал и просил удовлетворить заявленные требования в полном объёме.
Представитель административного ответчика Белогорского районного совета Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, в материалы дела представлены письменные возражения (т.2 л.д. 72-73).
Представители заинтересованного лица Министерства внутренней политики, информации и связи Республики Крым ФИО2, ФИО3 поддержали требования административного искового заявления, представили письменные пояснения (т.2 л.д.39-40, 77-139).
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, в судебное заседание своих представителей не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало.
От главы муниципального образования ФИО6 район Республики Крым – председателя Белогорского районного совета Республики Крым ФИО4, Администрации Белогорского района Республики Крым и Совета министров Республики Крым поступили письменные возражения и пояснения (т.2 л.д. 25-31, 35-37, 47-49, 145-148, 161-163).
Суд, с учётом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца ФИО1, представителей заинтересованного лица ФИО2, ФИО3, заключение прокурора, участвующего в деле, Алескерова Д.А., полагавшего, что административное исковое подлежит удовлетворению, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 30 мая 2023 г. Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд не пропущен, поскольку оспариваемый в части акт является нормативным.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 33 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон № 38-ФЗ) антимонопольный орган вправе обращаться в соответствующий суд с заявлениями о признании недействующими полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объёме.
Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Аналогичные требования указаны в пунктах 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление № 50 от 25 декабря 2018г.).
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации, обеспечение законности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Из статьи 76 Конституции Российской Федерации следует, что по вопросам совместного ведения, а также по вопросам, находящимся вне пределов ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
В силу статей 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.
Согласно пункту 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».
Частью 5 статьи 19 Федерального закона № 38-ФЗ регламентировано, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются её владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Федерального закона № 38-ФЗ заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
Согласно части 1 статьи 3 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. № 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым» статусом муниципального района наделено муниципальное образование ФИО6 район.
Частью 3 названной статьи установлен перечень населённых пунктов в городском и сельских поселениях, входящих в состав муниципального образования ФИО6 район: городское поселение Белогорск: город Белогорск; Зуйское сельское поселение: поселок городского типа Зуя, село Баланово, село Барабаново, село Верхние Орешники, село Владимировка, село Литвиненково, село Нижние Орешники, село Петрово, село Украинка; Ароматновское сельское поселение: село Ароматное, село Красногорье, село Курортное; Богатовское сельское поселение: село Богатое, село Горлинка, село Красная Слобода, село Мелехово, село Поворотное, село Русское, село Черемисовка; Васильевское сельское поселение: село Васильевка, село Малиновка, село Некрасово, село Павловка, село Пролом, село Северное; Вишенское сельское поселение: село Вишенное, село Белая Скала, село Мироновка; Зеленогорское сельское поселение: село Зеленогорское, село Балки, село Межгорье, село Новогригорьевка, село Новокленово, село Овражки, село Александровка, село Пасечное, село Пчелиное, село Яковлевка; Земляничненское сельское поселение: село Земляничное, село Еленовка, село Опытное, село Радостное, село Родники, село Синекаменка, село Учебное; Зыбинское сельское поселение: село Зыбины, село Мельники; Криничненское сельское поселение: село Криничное, село Алексеевка, село Головановка, село Карасевка, село Кирпичное, село Красноселовка, село Яблочное; Крымскорозовское сельское поселение: село ФИО7, село Вишневое; Курское сельское поселение: село Курское, село Тополевка; Мельничное сельское поселение: село Мельничное, село Ударное; Мичуринское сельское поселение: село Мичуринское, село Лечебное; Муромское сельское поселение: село Муромское, село Дивное, село Кривцово, село Сенное, село Хлебное; Новожиловское сельское поселение: село Новожиловка, село Анновка, село Новоалександровка, село Тургенево; Русаковское сельское поселение: село Русаковка, село Луговое; Цветочненское сельское поселение: село Цветочное, село Долиновка; Чернопольское сельское поселение: село Чернополье, село Дозорное, село Кизиловка, село Ульяновка.
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ - в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Частями 1 и 4 статьи 7 названного закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений части 1 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В силу пунктов 5, 9 части 10 статьи 35 поименованного закона в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
11 ноября 2014 года Белогорским районным советом Республики Крым 1 созыва на 4 сессии принят Устав муниципального образования ФИО6 район Республики Крым (далее – Устав) (т.1 л.д. 48-99).
Согласно части 1 статьи 23 Устава ФИО6 районный совет Республики Крым является постоянно действующим выборным коллегиальным представительным органом местного самоуправления Белогорского района, наделённым собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Пунктом 3 части 1 статьи 6 Устава предусмотрено, что к вопросам местного значения района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района.
Также, к вопросам местного значения района отнесено утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (пункт 18 части 1 статьи 6 Устава).
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 29 Устава к полномочиям Белогорского районного совета относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В соответствии с частью 3 статьи 71 Устава муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальное опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов осуществляется в порядке, определённом частью 8 статьи 71 Устава, а также в соответствии с Порядком обнародования муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования ФИО6 район Республики Крым, утверждённым решением 57-й сессии Белогорского районного совета Республики Крым 1-го созыва от 31 августа 2017 года № 632 (т.1 л.д.157-159).
Порядок созыва и проведения сессий Белогорского районного совета Республики Крым, порядок подготовки и внесения на рассмотрение Белогорского районного совета Республики Крым проектов решений, порядок обсуждения и принятия решений по вопросам, рассматриваемым на сессиях, порядок избрания должностных лиц Белогорского районного совета Республики Крым, порядок формирования и полномочия постоянных комитетов, иных органов Белогорского районного совета Республики Крым, права и обязанности депутатов Белогорского районного совета Республики Крым, порядок и формы организации депутатского контроля, порядок взаимодействия Белогорского районного совета Республики Крым с Администрацией Белогорского района Республики Крым, муниципальными предприятиями и учреждениями, иные вопросы организации работы Белогорского районного совета Республики Крым, связанные с осуществлением Белогорским районным советом Республики Крым и депутатами своих полномочий, устанавливает Регламент Белогорского районного совета Республики Крым в редакции, утверждённый решением 23 сессии Белогорского районного совета Республики Крым 2 созыва от 26 августа 2021 года № 305 (т. 1 л.д. 95-123).
Из материалов административного дела следует, что Администрацией Белогорского района Республики Крым был подготовлен проект решения «Об утверждении Порядка организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования ФИО6 район Республики Крым и государственной собственности, в отношении объектов наружной рекламы и информации, указанных в схемах размещения рекламных конструкций» (т.1 л.д.171-197).
Проект оспариваемого решения разработан заведующим сектором капитального строительства отдела по вопросам архитектуры, градостроительства, капитального строительства и наружной рекламы Администрации Белогорского района Республики Крым ФИО5, прошёл рабочую экспертизу, согласован заместителем главы Администрации – главным архитектором района ФИО8 (т. 1 л.д. 170).
На проект решения представлено положительное заключение прокуратуры Белогорского района от 10 марта 2022 года (т. 1 л.д. 197).
2 февраля 2022 года исх.№ 1411/01-18 проект решения направлен главе муниципального образования ФИО6 район – председателю районного совета ФИО4 для рассмотрения на сессии районного совета (т.1 л.д. 169).
Из протокола заседания 31-й сессии Белогорского районного совета 2-го созыва от 3 марта 2022 года следует, что из общего количества 38 депутатов, присутствовали 34 депутата. На повестке дня под вопросом 4 рассматривался проект решения «Об утверждении Порядка организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования ФИО6 район Республики Крым и государственной собственности, в отношении объектов наружной рекламы и информации, указанных в схемах размещения рекламных конструкций» (т.1 л.д.160-168).
«За» принятие решения проголосовало 34 депутата, «против» - 0.
По итогам голосования принято решение 31-й сессии Белогорского районного совета Республики Крым 2-го созыва от 3 марта 2022 года № 405 «Об утверждении Порядка организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования ФИО6 район Республики Крым и государственной собственности, в отношении объектов наружной рекламы и информации, указанных в схемах размещения рекламных конструкций» (т. 1 л.д. 134-156).
Решение опубликовано на официальном сайте Белогорского районного совета Республики Крым на портале Правительства Республики Крым 4 марта 2022 года (т. 1 л.д. 201), в газете «Сельская новь» № 17 от 12 марта 2022 года (т. 1 л.д. 198-199), а также 4 марта 2022 года размещено на информационном стенде в здании Администрации по адресу: <...>.
Судом установлено, что решением 31-й сессии Белогорского районного совета Республики Крым 2-го созыва от 3 марта 2022 года № 405 утверждён Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования ФИО6 район Республики Крым и государственной собственности, в отношении объектов наружной рекламы и информации, указанных в схемах размещения рекламных конструкций (пункт 1).
Пунктом 2 указанного решения установлено, что решение вступает в силу со дня опубликования в районной газете «Сельская новь», подлежит размещению на информационном стенде Белогорского районного совета и на странице сайта муниципального образования ФИО6 район государственной информационной системы Республики Крым «Портал Правительства Республики Крым» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (т. 1 л.д.134-156).
В Порядок № 405 включены следующие разделы: общие положения; организатор торгов; комиссия по проведению торгов; извещение о проведении торгов; документация по торгам; условия участия в торгах; порядок рассмотрения заявок, проведения торгов и оформление его результатов; порядок заключения договора; последствия признания торгов несостоявшимися; разрешение споров; передача и хранение документации по торгам. В Приложениях № 1, № 2 к Порядку приведены проекты договора на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации, договора на распространение социальной рекламы и информации.
Из пункта 1.2. раздела 1 Порядка № 405 следует, что он регулирует организацию и проведение торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования ФИО6 район Республики Крым и государственной собственности, в отношении объектов наружной рекламы и информации, указанных в схемах размещения рекламных конструкций.
Согласно пункту 1.3. раздела 1 торги проводятся в отношении рекламных конструкций, указанных в Схемах размещения рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования ФИО6 район Республики Крым и государственной собственности, в отношении объектов наружной рекламы и информации, указанных в схемах размещения рекламных конструкций, утверждённые постановлениями администрации Белогорского района Республики Крым от 03.03.2021 г. № 107 и от 12.12.2018 г. № 570.
Пунктом 2.1. раздела 2 установлено, что организатором торгов на право заключения Договора является Администрация Белогорского района Республики Крым (далее – Организатор торгов). Выполнение функций Организатора торгов обеспечивается отделом по вопросам архитектуры, градостроительства, капитального строительства и наружной рекламы.
Из пункта 5.1. раздела 5 Порядка № 405 также следует, что документация по торгам разрабатывается и утверждается постановлением Администрации Белогорского района Республики Крым.
Обосновывая свои требования о признании недействующим в части решения 31-й сессии Белогорского районного совета Республики Крым 2-го созыва от 3 марта 2022 года № 405, административный истец ссылался на то, что Порядок № 405 в оспариваемой части противоречит частям 5-5.1 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», регламентирующих порядок организации и проведения торгов в отношении государственной собственности Республики Крым, и содержащих указание на возможность заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящимся в государственной собственности Республики Крым.
В письменных пояснениях Министерства внутренней политики, информации и связи Республики Крым от 11 сентября 2023 года (т.2 л.д.77-83, 87-139) указано, что Администрацией Белогорского района Республики Крым реализовано на торгах в форме конкурса 21 место, предоставляющее право размещения рекламных конструкций на землях, находящихся в государственной собственности Республики Крым. По результатам проведённых торгов и заключённых договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящимся в государственной собственности Республики Крым, плата по договору поступает в бюджет Белогорского района Республики Крым, а не в бюджет Республики Крым, как собственника имущества.
Согласно части 1 статьи 56 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
По смыслу данных положений закона субъекты Российской Федерации вступают в гражданско-правовые, в том числе вещные, отношения через свои органы.
В силу положений пункта 7 части 1 статьи 14 Закона Республики Крым от 19 июля 2022 года № 307-ЗРК/2022 «Об исполнительных органах Республики Крым» Совет министров Республики Крым в соответствии с компетенцией Республики Крым и в пределах своих полномочий, установленных Конституцией Республики Крым, настоящим Законом, управляет и распоряжается собственностью Республики Крым в соответствии с законами Республики Крым, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Республике Крым в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ранее указанные полномочия были предусмотрены пунктом 9 части 1 статьи 28 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», утратившего силу в связи с принятием Закона Республики Крым от 19.07.2022 № 307-ЗРК/2022.
В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 13, 14, 20 Закона Республики Крым от 19 июля 2022 года № 307-ЗРК/2022 «Об исполнительных органах Республики Крым» постановлением Совета министров Республики Крым от 19 сентября 2022 года № 725 «Об уполномоченном исполнительном органе Республики Крым» Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым определено исполнительным органом Республики Крым, уполномоченным на:
1.1. Установление формы проведения торгов (аукциона или конкурса) на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Республики Крым;
1.2. Проведение торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Республики Крым;
1.3. Заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Республики Крым.
Таким образом, вопреки доводам административного ответчика, анализ приведённых положений федерального и регионального законодательства позволяет сделать вывод, что административный ответчик при принятии оспариваемого в части решения 31-й сессии Белогорского районного совета Республики Крым 2-го созыва от 3 марта 2022 года № 405 действовал с превышением предоставленных ему полномочий, указанное решение в оспариваемой части не соответствует положениям частей 5-5.1 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», имеющим большую юридическую силу, что является основанием для признания недействующим оспариваемого Порядка № 405 в той мере, в которой им регулируется порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) в отношении государственной собственности Республики Крым, и содержащих указание на возможность заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящимся в государственной собственности Республики Крым.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.
Принимая во внимание разъяснения, данные судам в абзаце 2 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50, суд полагает необходимым признать не действующим оспариваемый в части нормативный правовой акт с момента его принятия.
Исходя из части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда следует указать на необходимость опубликования решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором должен был быть опубликован оспоренный нормативный правовой акт, и размещения на информационном стенде Белогорского районного совета и на странице сайта муниципального образования ФИО6 район государственной информационной системы Республики Крым «Портал Правительства Республики Крым» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым
решил:
административный иск Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю удовлетворить.
Признать не действующим с момента принятия Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования ФИО6 район Республики Крым и государственной собственности, в отношении объектов наружной рекламы и информации, указанных в схемах размещения рекламных конструкций, утверждённый решением 31 сессии Белогорского районного совета Республики Крым 2-го созыва от 3 марта 2022 года № 405, в той мере, в которой им регулируется порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) в отношении государственной собственности Республики Крым, и содержащих указание на возможность заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящимся в государственной собственности Республики Крым.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором должен был быть опубликован оспоренный нормативный правовой акт – районной газете «Сельская новь», и размещению на информационном стенде Белогорского районного совета и на странице сайта муниципального образования ФИО6 район государственной информационной системы Республики Крым «Портал Правительства Республики Крым» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Крым О.В. Хожаинова
Решение изготовлено в окончательной форме 2 октября 2023 года.