ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1831/2016 от 02.12.2016 Переславского районного суда (Ярославская область)

Дело № 2а-1831/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Переславль-Залесский 02 декабря 2016 г.

Переславский районный суд Ярославской области в составе:

судьи Грачевой Н.Л.,

при секретаре Кузьминой О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной инспекции ФНС России №1 по Ярославской области к "ФИО1" о взыскании недоимки по налогам, пени,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Межрайонная инспекция ФНС России №1 по Ярославской области обратился в Переславский районный суд с административным иском к ФИО1 Просит взыскать с административного ответчика задолженность по налогам, штрафам, пеням в сумме <данные изъяты> рублей.

Требования мотивирует тем, что ФИО1 является плательщиком налогов:

- ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет (задолженность прошлых лет, образовалась на <дата скрыта>.);

- Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный фонд обязательного медицинского страхования) задолженность прошлых лет, образовалась с <дата скрыта>.);

- Единый налог на вменяемый доход для определенных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до <дата скрыта>., задолженность прошлых лет образовалась за <дата скрыта>.);

- Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта НО доходы (до <дата скрыта>., задолженность прошлых лет, образовалась за <дата скрыта>.);

- Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (задолженность прошлых лет, образовалась за <дата скрыта>.);

- Налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 НК РФ (ОКТМО <данные изъяты>);

- ЕСН, зачисляемый в ФСС РФ (задолженность прошлых лет, образовалась за период с <дата скрыта>-<дата скрыта>);

- Налог на доходы физических лиц, получаемых от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со ст. 227 НК РФ (ОКТМО <данные изъяты>

- Задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ (задолженность прошлых лет, образовалась на <дата скрыта>.);

- налог на добавленную стоимость по остальным товарам (работам, услугам), (задолженность прошлых лет, образовалась за период <дата скрыта>-<дата скрыта>).

Инспекцией в результате проведения контроля по вопросам исполнения налоговых обязательств с учетом оценки состояния расчетов с бюджетом у физического лица ФИО1 установлено не перечисление в бюджет задолженности.

Обязанность по уплате налогов ответчиком не исполнена. В адрес ответчика направлено требование об уплате суммы недоимки. До настоящего времени налог в полном объеме не уплачен.

Налоговым органом меры принудительного взыскания задолженности не принимались по причине технического сбоя в программе, обеспечивающей учет задолженности.

На дату обращения в суд налоговым органом пропущен срок принудительного взыскания налогов, сборов, пени, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика, установленный статьей 46 НК РФ.

По смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафов, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Согласно толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи44 НК РФ и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафа в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе, в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм. Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу.

В судебном заседании представитель административного истца не участвовал, о дате и месте судебного заседания извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании иск не признал, пояснил, что он банкрот с <дата скрыта>, следовательно все долги с него должны быть списаны с момента объявления процедуры наблюдения, кроме того истцом пропущены сроки для взыскания недоимки.

В письменном отзыве указывает, что взыскиваемая административным истцом задолженность не законна, т.к. взыскивается за прошедший период. Подтвердить оплату за указанный период административный ответчик не может, срок хранения квитанций составляет 3 года. Также указывает, что задолженность могла образоваться из-за сбоя в программе, на которую ссылается административный истец.

Административным истцом в адрес административного ответчика были направлены требования об уплате задолженности по налогу №<номер скрыт>, <номер скрыт> от <дата скрыта>., которые не содержат срок уплаты налогов. Документы, подтверждающие основания возникновения задолженности по налогам не представлены. Выписки из лицевых счетов по налогам содержат сведения о задолженности, начиная с <дата скрыта>. Административным истцом заявлено требование о взыскании налоговых недоимок за <дата скрыта> - <дата скрыта> годы, после истечения срока для добровольного исполнения требований. Ранее меры по взысканию налоговых недоимок за указанный период, административным истцом не принимались, срок для обращения в суд истек и восстановлению не подлежит.

Выслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Согласно пункту 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.

Согласно статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

В соответствие со ст.57 Конституции РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы. В силу положений ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах.

В силу статьи 235 НК РФ налогоплательщиками единого социального налога признавались лица, производящие выплаты физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Согласно пункта 1 статьи 236 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.

В пункте 1 статьи 237 НК РФ установлено, что налоговая база налогоплательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно ч.ч.1, 2 ст.69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налога, на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации МИ ФНС России № 1 по Ярославской области в адрес ФИО1 <дата скрыта> было направлено требование <номер скрыт> от <дата скрыта>. об уплате задолженности по налоговым недоимкам, пени, штрафа на общую сумму <данные изъяты> рублей, предоставлен срок для добровольного исполнения до <дата скрыта>. и требование <номер скрыт> от <дата скрыта>. об уплате задолженности по налоговым недоимкам, пени, штрафа, процентов на общую сумму <данные изъяты> рублей, предоставлен срок для добровольного исполнения до <дата скрыта> (л.д. 9,10-11, 12).

Вместе с тем суд учитывает, что в соответствии с указанными требованиями административным истцом взыскивается задолженность по уплате налога за <дата скрыта>-<дата скрыта>.

Из положений статей 69, 70, 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что для каждой стадии взыскания налога, сбора Налоговым кодексом Российской Федерации установлен соответствующий порядок и конкретные сроки реализации, по истечении или нарушении которых налоговые органы не вправе в дальнейшем осуществлять соответствующие полномочия.

В соответствии с частью 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (часть 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

Исходя из анализа правовых норм, содержащихся в статье 46 и 75 НК РФ, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Поэтому после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут служить способом исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат исчислению.

Взыскание в бесспорном порядке задолженности по налогам, пеням, штрафам, сроки взыскания которой как в бесспорном, так и в судебном порядке истекли, не соответствует положениям статей 46, 70, 75 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы налогоплательщика. Иное толкование закона привело бы к возможности взыскания налоговых платежей без ограничения срока.

Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах; неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

По общему правилу, установленному абзацем 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ взыскание налога, сбора, пеней, штрафов (в случае их неуплаты или неполной уплаты) с налогоплательщика - физического лица в судебном порядке производится по заявлению налогового органа, поданного в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Согласно материалам дела налоговая инспекция обратилась в суд лишь <дата скрыта> (л.д. 2), то есть с пропуском установленного срока.

Указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи жалобы в установленный срок.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О и от 18.07.2006 N 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.

Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к компетенции суда, рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока, возможность восстановления процессуального срока закон ставит в зависимость от усмотрения суда.

При этом каких-либо доказательств наличия такого сбоя, длительности, периода, причин, суду не представлено, оценить правомерность действий истца при наличии такого технического сбоя у суда возможности не имеется, пропущенный процессуальный срок восстановлению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции ФНС России №1 по Ярославской области к "ФИО1" о взыскании задолженности прошлых лет за период с <дата скрыта> годы недоимки по налогам, пени, штрафов в сумме <данные изъяты> рублей оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Переславский районный суд в течение месяца с дня принятия решения в окончательное форме.

Мотивированное решение изготовлено 05.12.2016 года.

Судья Грачева Н.Л.