Дело № 2а-1833/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кинешемский городской суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Никитиной Л.Ю.,
при секретаре Сосуновой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинешма Ивановской области
«15» декабря 2020 года дело №2а-1833/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 5 по Ивановской области к Малкову И.С. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование, штрафа, пени,
у с т а н о в и л :
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области обратилась в Кинешемский городской суд с административным иском к Малкову И.С. о взыскании:
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части пенсии, за 2019 год в сумме 16389 рублей 32 копейки,
пени, начисленной на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части пенсии, за 2019 год, за период с 01 января 2020 года по 09 января 2020 года в размере 30 рублей 73 копейки;
страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2019 год в сумме 3 843 рубля 57 копеек,
пени, начисленной на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2019 год, за период с 01 января 2020 года по 09 января 2020 года в размере 7 рубля 21 копейку,
штрафа по п. 2 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление документов по требованию налогового органа в сумме 1250 рублей,
всего в общей сумке 21520 рублей 83 копейки.
Административный иск обоснован следующим: Малков И.С. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. 11 августа 2020 года Малков И.С. утратил статус индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с частью 1 ст. 429 Налогового кодекса РФ, индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов.
Размер страховых взносов, подлежащих уплате, установлен ст. 430 Налогового кодекса РФ.
Согласно п. 5 ст. 430 Налогового кодекса РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п. 1 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации если величина дохода плательщике не превышает 300000 рублей, плательщики уплачивают страховые взносы за расчетный период 2018 года в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование в размере 29 354 рубля, на обязательное медицинское страхование – в размере 6 884 рубля.
Сумма фиксированного платежа Малкова И.С. на обязательное пенсионное страхование за 2019 год, за период с 10 июля 2019 год по 31 декабря 2019 года, составила 16389 рублей 32 копейки, на обязательное медицинское страхование за 2019 год, за период с 10 июля 2019 год по 31 декабря 2019 года, составила 3843 рубля 57 копеек.
В соответствии с ч. 5 ст. 432 Налогового кодекса РФ, в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия индивидуального предпринимателя с учета в налоговом органе.
В связи с тем, что ответчик обязанность по выплате страховых взносов не исполнил, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ, на задолженность за 2019 г. начислены пени за период с 01 января 2020 года по 09 января 2020 года, было направлено требование № 584111597 от 10 января 2020 года об уплате задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов. Требование до настоящего времени не исполнено.
Межрайонной ИФНС России № 5 по Ивановской области 02 сентября 2019 года Межрайонной ИФНС России № 18 по Пермскому краю получено поручение № 13-31/7910 от 02 сентября 2019 года об истребовании документов (информации) у ИП Малкова И.С., касающихся деятельности ООО «Априори», вне рамок проведения налоговых проверок.
В соответствии с п. 2 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
Согласно абз. 2 п. 5 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, получившее требование о предоставлении документов (информации), в соответствии с п. 2 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации исполняет его в течение десяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган при получении от лица, от которого истребованы документы (информация), уведомления о невозможности представления в указанный срок документов (информация), вправе продлить срок предоставления этих документов (информации).
В соответствии с п. 4 ст. 93.1 Налогового кодекса РФ в адрес индивидуального предпринимателя Малкова И.С. 04 сентября 2019 направлено требование № 12/1408 от 02 сентября 2019 года о предоставлении документов (информации). Данное требование было направлено почтой и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Малкову И.С. необходимо было исполнить требование № 12/1408 от 02 сентября 2019 года о предоставлении документов (информации), в срок не позднее 26 сентября 2019 года.
Ходатайство о продлении срока для предоставления документов от Малкова И.С. не поступало. Фактически ответ на требование Малковым И.С. был представлен в налоговый орган лично 22 октября 2019 года с нарушением установленного срока.
Таким образом, было совершено налоговое правонарушение, предусмотренное п. 2 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации – не предоставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике, отказ лица предоставлять имеющиеся у него документы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренных ст. 126.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно не представление индивидуальным предпринимателем Малковым И.С. в установленный срок документов по требованию налогового органа № 12/1408 от 02 сентября 2019 года по сроку предоставления не позднее 26 сентября 2019 гола.
В связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о совершении Малковым И.С. предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации правонарушений, был составлен акт № 43 от 08 октября 2019 года, который направлен административному ответчику почтой 09 октября 2019 года.
22 ноября 2019 года налоговым органом в отношении индивидуального предпринимателя Малкова И.С. принято решение № 44 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации по п. 2 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации, и предложено уплатить в добровольном порядке штрафные налоговые санкции с учетом смягчающих обстоятельств в общей сумме 1250 рублей.
Так как вышеуказанная задолженность не погашена до настоящего времени, в соответствии со ст. ст. 69,70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес должника направлено требование № 121458 от 09 декабря 2019 года об уплате штрафной санкции на сумму 1250 рублей. Данное требование направлено почтой 10 декабря 2019 года и считается полученным по истечении шести месяцев с даты направления заказного письма.
До настоящего времени требование не исполнено.
Одновременно с административным исковым заявлением истцом - Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области представлено заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления, согласно которому Малков И.С. в период с 10 июня 2019 года по 11 августа 2020 года осуществлял предпринимательскую деятельность и, согласно, п. 1 ст. 419 Налогового кодекса РФ, являлся плательщиком страховых взносов.
В связи с неисполнением Малковым И.С. обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за 2019 год МИФНС России № 5 по Ивановской области в адрес Малкова И.С. направлено требование № 5841 от 10 января 2020 года об уплате страховых взносов в общей сумме 20 232 рубля 89 копеек и пени в сумме 37 рублей 94 копейки со сроком уплаты 04 февраля 2020 года.
Так как выше указанное требование не было, в отношении Малкова И.С., как индивидуального предпринимателя, в соответствии со ст. 46 Налогового кодекса РФ было вынесено и направлено в адрес налогоплательщика Решение № 1127 от 22 февраля 2020 года на общую сумму 20 270 рублей 83 копейки; ввиду отсутствия открытых расчетных счетов инкассовые поручения на расчетный счет не выставлялись.
Дальнейшее взыскание задолженности по выше указанному требованию должно было осуществляться по ст. 47 Налогового кодекса РФ, где срок принятия Решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика – организации или индивидуального предпринимателя – один год после истечения срока исполнения требования об уплате налога, то есть предельный срок для принятия решения по ст. 47 Налогового кодекса РФ - 04 февраля 2021 года. Однако Малков И.С. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 11 августа 2020 года; дальнейшее взыскание задолженности должно производиться в порядке, установленном ст. 48 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой заявление подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени.
В связи с тем, что срок шесть месяцев для подачи заявления по требованию истек 04 августа 2020 года, а Малков И.С. снят с учета в качестве индивидуального предпринимателя 11 августа 2020 года, у инспекции отсутствовала реальная возможность принять в установленные сроки меры принудительного взыскания задолженности.
В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области Охлопкова С.В. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель административного истца Комарова С.А. исковые требования поддержала, суду дополнительно пояснила, по требованию налогового органа, направленного в адрес Малкова И.С. о предоставлении документов вне рамок налоговой проверки, Малковым И.С. своевременно документы представлены не были, ходатайства о продлении срока исполнения требования им не подавалось; налоговым органом был составлен Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых правонарушениях, который был направлен в адрес Малкова И.С. одновременно с извещением о вызове в налоговый орган. 22 октября 2019 года Малковым И.Г. было представлено объяснение относительно запрошенных у него сведений, одновременно было представлено ходатайство, в котором он указывает, что признает свою вину, налоговое правонарушение совершил впервые, раскаивается. 22 ноября 2019 года налоговым органом принято решение о привлечении Малкова И.С. к ответственности за налоговое нарушение, которым, с учетом смягчающих обстоятельств, на Малкова И.Г. наложен штраф в размере 1250 рублей. Данное решение было направлено в адрес Малкова И.С. В связи с тем, что в добровольном порядке штраф не был оплачен, в адрес Малкова И.С. направлено требование об уплате штрафа № 121485 от 09 декабря 2019 года.
Административный ответчик Малков И.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, почтовое извещение возвращено в суд с вязи с истечением срока хранения.
Суд учитывает, что в соответствии с ч. 7 ст. 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), копия административного искового заявления направлена Малкову И.С. налоговым органом по адресу регистрации по месту жительства; согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Почты России, почтовое отправление получено административным ответчиком. Таким образом, административный ответчик Малков И.С. уведомлен о направлении налоговым органом в суд административного иска о взыскании с него задолженности по страховым взносам, пеням, штрафа. О нахождении в производстве суда данного дела, а также о времени и месте судебного заседания Малков И.С. неоднократно уведомлялся судом по адресу регистрации по месту жительства в срок, достаточный для получения судебного извещения, подготовки к судебному заседанию и явки в суд, судебные извещения возвращены по истечению срока хранения. Суд признает, что судебные извещения не получены Малковым И.С. по причинам, зависящим от него, а уведомление административного ответчика Малкова И.С. о времени и месте судебного заседания - надлежащим.
Суд, в соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ признает неуважительной причину неявки административного ответчика в судебное заседание.
Явка административного ответчика в судебное заседание не является обязательной и не признана судом обязательной.
С учетом мнения представителей административного истца Межрайонной ИФНС России № 5 по Ивановской области, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика Малкова И.Г.
Выслушав объяснения представителей административного истца, исследовав представленные документы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Административный ответчик Малков И.С., согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области с 10 июня 2019 года; с 13 июня 2019 года был зарегистрирован в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации – ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кинешме и Кинешемском районе Ивановской области; 11 августа 2020 года снят с учёта в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием соответствующего решения (л.д. 10).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 419 Налогового кодекса РФ, индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с ч. 1 ст. 430 Налогового кодекса РФ, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, плательщики страховых взносов – индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взнося за расчетный период 2019 года:
на обязательное пенсионное страхование - в фиксированном размере 29 354 рублей;
на обязательное медицинское страхование - в фиксированном размере 6 884 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 430 налогового кодекса РФ, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца
В соответствии со ст. 432 Налогового кодекса РФ, исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится плательщиками самостоятельно (ч. 1). Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период, исчисленные с суммы дохода плательщика, не превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года (ч. 2). В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя (ч. 5).
В соответствии с выше изложенными нормами налогового законодательства, в период осуществления Малковым И.С. в 2019 году деятельности индивидуального предпринимателя в срок до 31 декабря 2019 года подлежали уплате Малковым И.С. :
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части пенсии, в сумме 16389 рублей 32 копейки,
страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в сумме 3843 рубля 57 копеек.
В установленный законодательством срок страховые взносы Малковым И.Г. оплачены не были.
В соответствии с ч. 2 ст. 432 Налогового кодека РФ, в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками в срок, установленный ст. 432 Налогового кодекса РФ, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ, в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен выплатить пеню, которая начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В силу п. 4 ст. 69, ст. 70 Налогового кодекса РФ, не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога налогоплательщику должно быть направлено требование об уплате налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Правила, установленные ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ, применяются также в отношении требований об оплате пеней, а также сроков направления требований об их уплате.
В связи с неисполнением Малковым И.С. в срок до 31 декабря 2019 года обязанности по уплате страховых взносов за 2019 год, МИФНС России № 5 по Ивановской области в его адрес 24 января 2020 года было направлено требование № 5841 об уплате страховых взносов, пени, по состоянию на 10 января 2020 года, в соответствии с которым Малкову И.С. предложено в срок до 04 февраля 2020 года оплатить:
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части пенсии, за 2019 год в сумме 16389 рублей 32 копейки,
пеню, начисленную на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части пенсии, за 2019 год, за период с 01 января 2020 года по 09 января 2020 года в размере 30 рублей 73 копейки;
страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2019 год в сумме 3 843 рубля 57 копеек,
пеню, начисленную на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2019 год, за период с 01 января 2020 года по 09 января 2020 года в размере 7 рублей 21 копейку ( л.д. 11-12,13,14-15).
Расчет пеней судом проверен. Согласно информации, представленной административным истцом, вышеуказанное требование административным ответчиком Малковым И.С. не исполнено.
В соответствии с ч. 6 ст. 75 Налогового кодекса РФ, принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса РФ, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса РФ.
В связи с неуплатой индивидуальным предпринимателем Малковым И.С. недоимки по страховых взносам и пеням в срок, установленный требованием № 5841 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 10 января 2010 года – до 04 февраля 2020 года, налоговым органом приняты меры принудительного взыскания, установленные ст. 46 Налогового кодекса РФ:
22 февраля 2020 года заместителем начальника МИФНС России № 5 по Ивановской области принято Решение № 1127 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в банках, а также электронных денежных средств – в сумме, указанной в требовании № 5841 об уплате страховых взносов и пени по состоянию на 10 января 2010 года (л.д. 30). Данное решение направлено в адрес Малкова И.С. 25 февраля 2020 года по почте (л.д. 31-32).
Согласно представленной информации данное решение в настоящее время не исполнено.
02 сентября 2019 года Межрайонной ИФНС России № 5 по Ивановской области получено поручение Межрайонной ИФНС России № 18 по Пермскому краю №13-31/7910 от 02 сентября 2019 года об истребовании, вне рамок проведения налоговых проверок, у индивидуального предпринимателя Малкова И.С. документов (информации), касающихся деятельности ООО «Априори».
В соответствии с п. 2 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
Согласно абз. 2 п. 5 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, получившее требование о предоставлении документов (информации), в соответствии с п. 2 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации исполняет его в течение десяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган при получении от лица, от которого истребованы документы (информация), уведомления о невозможности представления в указанный срок документов (информации), вправе продлить срок предоставления этих документов (информации).
04 сентября 2019 в адрес индивидуального предпринимателя Малкова И.С. направлено требование № 12/1408 от 02 сентября 2019 года о предоставлении документов (информации) (л.д.44-45,46). Данное требование было направлено почтой и, в соответствии с п. 4 ст. 31 Налогового кодекса РФ, считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Таким образом, индивидуальному предпринимателю Малкову И.С. необходимо было исполнить требование № 12/1408 от 02 сентября 2019 года о предоставлении документов (информации) в срок не позднее 26 сентября 2019 года.
В установленный в требовании срок Малковым И.С. документы и информация представлены не были, ходатайство о продлении срока для предоставления документов от Малкова И.С. в налоговый орган не поступало.
В соответствии со ст. 106 Налогового кодекса РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
Согласно ст. 107 Налогового кодекса РФ ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ.
Малковым И.С. было совершено налоговое правонарушение, предусмотренное п. 2 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации – не предоставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике, отказ лица предоставлять имеющиеся у него документы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренных ст. 126.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
08 октября 2019 года налоговым органом в отношении индивидуального предпринимателя Малкова И.С. составлен Акт № 43 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации), который направлен в адрес Малкова И.С. 09 октября 2019 года (л.д.20-21,22).
В соответствии со ст. 101.4 Налогового кодекса РФ, Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки (п. 4). Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение одного месяца со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям (п. 5). По истечении указанного срока, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение (п. 6). Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица (п. 7).
09 октября 2020 года налоговым органом в адрес Малкова И.Г. направлен Акт № 43 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях от 08 октября 2019 года, извещение о вызове в налоговый орган 22 ноября 2019 года для рассмотрения указанного Акта, а также извещение о вызове в налоговый орган 22 ноября 2019 года для вручения Решения по указанному акту (л.д. 56,57).
22 октября 2019 года Малковым И.С. в налоговый орган были представлены пояснения по вопросам, содержащимся в направленном в его адрес Требовании о предоставлении документов (информации) (л.д. 59), одновременно представлено ходатайство учесть, при рассмотрении Акта № 43 об обнаружении фактов налогового правонарушения, смягчающие его вину обстоятельства (л.д. 58).
22 ноября 2019 года заместителем начальника МИФНС России № 5 по Ивановской области, по результатам рассмотрения Акта № 43 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых правонарушениях, вынесено Решение № 44 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации, в соответствии с которым за нарушение налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 126 Налогового кодекса РФ на Малкова И.С. наложен штраф в размере 1250 рублей (л.д. 23-27).
Анализируя представленные документы, суд приходит к выводу, что Решение о привлечении Малкова И.С. к ответственности вынесено в соответствии с налоговым законодательством:
Малков И.С. привлечен к налоговой ответственности в связи с действиями, совершенными в период осуществления им деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; на момент вынесения решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения 22 ноября 2019 года сроки давности привлечения к налоговой ответственности не истекли; размер налоговых санкций, примененных к Малкову И.С. в связи с совершением им налогового правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 126 Налогового кодекса РФ, избраны в пределах санкций, установленных названной статьей Налогового кодекса РФ, с учетом смягчающих налоговую ответственность обстоятельств. Оснований для снижения судом суммы штрафа, подлежащей взысканию, суд не усматривает.
Нарушений процессуального характера при вынесении руководителем налогового органа решения № 44 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 22 ноября 2019 года, влекущих отказ в удовлетворении заявленных требований о взыскании штрафов, суд не усматривает.
25 ноября 2019 года Решение направлено в адрес Малкова И.С. (л.д. 28,29).
10 декабря 2019 года налоговым органом в адрес Малкова И.С. направлено требование № 121458 об уплате страховых взносов, пени, по состоянию на 09 декабря 2019 года, в соответствии с которым Малкову И.С. предложено в срок до 09 января 2020 года оплатить штраф в сумме 1250 рублей (л.д.16-17,18-19).
В связи с неисполнением требования налогового органа об уплате в установленный срок штрафа в сумме 1250 рублей, налоговым органом приняты меры принудительного взыскания, установленные ст. 46 Налогового кодекса РФ:
19 февраля 2020 года заместителем начальника МИФНС России № 5 по Ивановской области принято Решение № 928 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в банках, а также электронных денежных средств, в соответствии с которым принято решение произвести взыскание штрафа в сумме 1250 рублей за счет денежных средств, а также электронных денежных средств на счетах Малкова И.С. в банке (л.д. 52). Данное решение направлено в адрес Малкова И.С. 20 февраля 2020 года по почте (л.д. 53).
Согласно представленной информации данное решение в настоящее время не исполнено.
В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, страховых взносов, пеней, налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога, пени, страховых взносов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с п. 1 ст. 104 Налогового кодекса РФ, после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом.
В связи с прекращением административным ответчиком деятельности индивидуального предпринимателя налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам и пеням в порядке, предусмотренном ст. 48 Налогового кодекса РФ и о восстановлении срока на подачу в суд заявления о взыскании.
Анализируя доводы, приведенные административным истцом, и представленные им документы, суд признает причину пропуска срока на обращение в суд уважительной, принимая во внимание следующее.
На момент образования недоимки по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за 2019 год, и наложения штрафа, Малков И.С. осуществлял деятельность индивидуального предпринимателя.
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса РФ (ч. 2). Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Налоговым кодексом РФ (ч. 6). Правила, предусмотренные статьей 45 Налогового кодекса РФ, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов (ч. 9)
В соответствии с ч. 6 ст. 75 Налогового кодекса РФ, принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса РФ, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса РФ.
В связи с неуплатой индивидуальным предпринимателем Малковым И.С. недоимки по страховых взносам и пеням в срок, установленный требованием № 5841 об уплате страховых взносов, пени по состоянию на 10 января 2010 года – до 04 февраля 2020 года, налоговым органом приняты меры принудительного взыскания, установленные ст. 46 Налогового кодекса РФ: вынесено решение № 1127 от 22 февраля 2019 года о взыскании страховых взносов и пеней за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
В связи с неуплатой индивидуальным предпринимателем Малковым И.С. штрафа за налоговое правонарушение в срок, установленный требованием № 121458 об уплате штрафа по состоянию на 09 декабря 2019 года – до 09 января 2020 года, налоговым органом вынесено решение № 928 от 198 февраля 2019 года о взыскании страховых взносов и пеней за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
Дальнейший порядок принудительного взыскания недоимки по налогам, страховым взносам и пеням установлен ст. 47 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика -индивидуального предпринимателя, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса РФ. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Таким образом, решение о взыскании задолженности по страховым взносам и пеням за счет имущества плательщика страховых вносов – индивидуального предпринимателя Малкова И.С. налоговому органу следовало принять не позднее 04 февраля 2021 года, о взыскании штрафа – не позднее 09 января 2021 года.
Предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей (Определение Конституционного Суда РФ от 22 марта 2012 года № 621-О-О).
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях применительно к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, указал, что, учитывая цели обязательного пенсионного страхования и социально-правовую природу страховых взносов, их предназначение, отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из статьи 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, тем более что индивидуальные предприниматели подвержены, по существу, такому же социальному страховому риску в связи с наступлением предусмотренного законом страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору. Уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии (определения от 15 июля 2010 года N 1009-О-О и от 23 сентября 2010 года N 1189-О-О).
Малковым И.С., при осуществлении им деятельности индивидуального предпринимателя, не была исполнена возложенная на него обязанность по уплате страховых взносов. Данная обязанность не была исполнена административным ответчиком также в срок, установленный ч. 5 ст. ст. 432 Налогового кодекса РФ – в течение 15 календарных дней с даты снятия индивидуального предпринимателя Малковым И.С. с учета в налоговом органе.
В связи с прекращением Малковым И.С. 11 августа 2020 года деятельности индивидуального предпринимателя изменился порядок принудительного взыскания имеющейся у него задолженности по страховым взносам. При этом суд учитывает, что у налогового органа отсутствовала возможность для обращения в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования № 5841 об уплате страховых взносов, пени по состоянию на 10 января 2020 года об уплате налога – до 04 августа 2020 года, требования № 121458 об уплате штрафа по состоянию на 09 декабря 2019 года – 09 июля 2020 года, поскольку право (и одновременно – обязанность) на взыскание с Малкова И.С. в судебном порядке недоимки по страховым взносам, пеням, штрафу у налогового органа в указанный период еще не возникло.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что с заявлением о взыскании налоговый орган обратился в суд в течение разумного срока с момента установления выше указанных обстоятельств, суд считает возможным восстановить административному истцу – МИФНС России № 5 по Ивановской области срок на обращение в суд с заявлением о взыскании.
Административные исковые требования заявлены МИФНС России № 5 по Ивановской области в пределах сумм, указанных в требованиях № 5841 от 10 января 2020 года, № 121458 от 09 декабря 2019 года; сведений об оплате либо частичной оплате данной задолженности суду не предоставлено, в связи с чем суд приходит к выводу, что административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области о взыскании с Малкова И.С. задолженности по страховым взносам и пеням, штрафа в общей сумме 21 520 рублей 83 копейки подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей.
При подаче административного искового заявления о взыскании задолженности по уплате налога и пени налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины. Сумма государственной пошлины, при удовлетворении административного иска, подлежит взысканию с административного ответчика Малкова И.С. в размере 846 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Восстановить Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области срок на обращение в суд с административным иском о взыскании с Малкова И.С. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование, штрафа, пени.
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области удовлетворить.
Взыскать с Малкова И.С. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2019 год в размере 16389 рублей 32 копейки,
пеню, начисленную на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2019 год за период с 01 января 2020 года по 09 января 2020 года, в размере 30 рублей 73 копейки,
страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год, в размере 3843 рубля 57 копеек,
пеню, начисленную на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2019 год за период с 01 января 2020 года по 09 января 2020 года в размере 7 рублей 21 копейку,
штраф по п. 2 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредоставление документов по требованию налогового органа в сумме 1250 рублей,
а всего 21 520 (двадцать одна тысяча пятьсот двадцать) рублей 83 копейки.
Взыскать с Малкова И.С. в доход бюджета муниципального образования «Городской округ Кинешма Ивановской области» государственную пошлину в сумме 846 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.Ю.Никитина
Мотивированное решение составлено 25 декабря 2020 года