ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1834/20 от 15.04.2020 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

2а-1834/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 апреля 2020 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд в составе судьи Бахаревой Н.Н., при секретаре Туктаровой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Ровенской Н.В, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л :

Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ровенской Н.В., УФССП России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав, что 09.09.2019 судебным приставом-исполнителем МОСП УФССП России по Ульяновской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. 00 коп., в связи с неисполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, вынесенного на основании вступившего в законную силу решения суда по делу №2а-1483\2017 от 15.05.2017.

Данное постановление считает вынесенным без учета норм действующего законодательства и обстоятельств дела.

Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти и все денежные средства, находящиеся в его распоряжении, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области» на 2018-2019 годы.

Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, может исполнить указанное решение суда. Более того, данное решение Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области исполняется, принимаются все меры по надлежащему исполнению решения суда, от исполнения которого сторона административного истца не уклоняется.

Просят освободить от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя от 09.09.2019.

Административный истец – Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, в лице представителя, в судебном заседании не присутствовал, судом извещался о времени и месте судебного заседания. Просят рассмотреть данное дело в свое отсутствие.

Административные ответчики – судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области – Ровенская Н.В., УФССП России по Ульяновской области, в лице представителя, в судебном заседании не присутствовали, судом извещались о времени и месте судебного разбирательства. Также просят рассмотреть данное дело в их отсутствие.

Привлеченная судом в качестве заинтересованного лица – Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура, в лице представителя в судебном заседании не присутствовали, судом извещались.

Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Изучив материалы административного дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (ч.1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами (ч.2).

Согласно ст.ст.14, 62 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (КАС РФ) административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В статье 1 КАС РФ приведен перечень категорий дел, которые суды общей юрисдикции рассматривают в порядке, предусмотренном настоящим кодексом. Согласно данной статье по правилам административного судопроизводства рассмотрению и разрешению подлежат не только административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (часть 2), но также и другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, которые по своей природе являются административными делами (часть 3).

В силу ч.11 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Закон «Об исполнительном производстве»), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.1 ст.105 Закона «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Статьей 112 Закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Судом установлено, что решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 13.04.2017 иск Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора был удовлетворен. Постановлено признать незаконным бездействие Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области по неустановлению границ особо охраняемой природной территории – государственного ландшафтно-комплексного заказника «Новоникулинский», непредоставлению в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ государственного ландшафтно-комплексного заказника «Новоникулинский». Обязать Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в течение 24 месяцев со дня вступления в силу решения суда обязать установить и описать границы особо охраняемой природной территории - государственного ландшафтно-комплексного заказника «Новоникулинский», с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах; предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ государственного ландшафтно-комплексного заказника «Новоникулинский».

Решение вступило в законную силу 19.05.2017.

На основании исполнительного листа, выданного Ленинским районным судом г. Ульяновска по вышеуказанному решению суда в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника – административного истца.

Из п.п.2,3 постановления о возбуждении исполнительного производства от 28.05.2019 года следует, что должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

В связи с неисполнением постановления 09.09.2019, судебным приставом исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника по исполнительному производству в размере 50000 руб. 00 коп.

Оценив представленные доказательства, суд считает требование административного истца об освобождении от исполнительского сбора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что в соответствии с Указом Губернатора Ульяновской области от 19.06.2018 №57 с 16.07.2018 создано Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, ему переданы функции Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в сфере лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в сфере охраны окружающей среды, а также по осуществлению лицензирования отдельных видов деятельности на территории Ульяновской области.

Вступившим в законную силу определением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 02.07.2019 произведена замена стороны ответчика с Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области на Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, следовательно, последнее является правопреемником должника в рамках вышеуказанного административного иска.

Согласно положению о Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области, утвержденному Постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 №16/299-П, финансовое обеспечение деятельности данного Министерства осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области, в том числе бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субвенции из федерального бюджета.

Денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области» на 2018-2019 годы. Тем самым Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, может исполнить решение суда. Как следует из материалов дела, возможность исполнения решение суда поставлена в зависимость от государственного финансирования. Данное учреждение является казенным учреждением и не имеет денежных средств на внутренних резервах. Учитывая временные затраты на целевое финансирование, единовременное исполнение решения суда для должника в рамках исполнительного производства затруднительно.

Вместе с тем, согласно материалам дела стороной должника по исполнительному производству предпринимались действия по исполнению вступившего в законную силу судебного акта. В 2019 году в рамках государственной программы Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов Ульяновской области на 2014-2020 годы», утверждённой постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 №37/415-П, было выделено финансирование на работы по постановке на кадастровый учёт ООПТ регионального значения, в связи с чем административным истцом заключен государственный контракт. В настоящее время решение суда Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области исполнено, исполнительное производство окончено. Сведений об уклонении должника по исполнительному производству от исполнения данного обязательства материалы дела не содержат. Указанные обстоятельства согласуются с материалами исполнительного производства.

На основании вышеизложенного, а также с учетом предоставленного в постановлении судебного пристава-исполнителя срока для добровольного исполнения обязательства должником по исполнительному производству, суд приходит к выводу о том, что у Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области отсутствовала реальная возможность исполнения решения суда к моменту истечения указанного срока, и исполнение исполнительного документа было невозможно вследствие обстоятельств, которые, с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.

По мнению суда, не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок, требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора, так как, для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

При рассмотрении данного дела суд считает, что в действиях должника – Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

Приходя к таким выводам, суд учитывает, что должник в рамках исполнительного производства не уклоняется от исполнения возложенного на него обязательства, а исполнение вступившего в законную силу решения суда в настоящее время совершено.

Исследовав в совокупности представленные доказательства, с учетом приведенных выше норм и обстоятельств дела, суд приходит к выводу об освобождении административного истца от исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

Руководствуясь ст.ст.176-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

административные исковые требования Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области удовлетворить.

Освободить Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению от 09.09.2019 в размере 50000 рублей 00 копеек по исполнительному производству №-ИП.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Н. Бахарева