ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1836/2021 от 15.11.2021 Кинельского районного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 ноября 2021 года город Кинель

Кинельский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи БРИТВИНОЙ Н.С.,

при секретаре ГРИДНЕВОЙ Е.С..

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинеле

административное дело № 2а-1836 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Самарской области к Мальчикову С. В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 5.662 руб., пени в размере 16 руб. 52 коп., задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 24.146 руб. 03 руб., пени в размере 70 руб. 43 коп., о восстановлении срока для подачи административного иска,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Самарской области (далее Межрайонная ИФНС России № 11 по Самарской области) обратилась в суд с административным иском к Мальчикову С.В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 5.662 руб., пени в размере 16 руб. 52 коп., задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 24.146 руб. 03 руб., пени в размере 70 руб. 43 коп. и о восстановлении срока для подачи административного иска.

В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Самарской области не явился, в материалах дела имеется ходатайство представителя административного истца о рассмотрении дела в отсутствии представителя Межрайонной ИФНС России № 11 по Самарской области.

Из административного иска Межрайонной ИФНС России № 11 по Самарской области следует, что плательщики страховых взносов (страхователи) - это лица, которые обязаны уплачивать взносы (ст. 419 НК РФ, п. 2 ст. 6 Закона об основах обязательного соцстрахования, ст. ст. 3, 5 Закона № 125-ФЗ). Организации обязаны уплачивать взносы на обязательное социальное страхование работников по ОПС, ОМС, по ВНиМ и на страхование от несчастных случаев. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные нотариусы и иные частнопрактикующие лица обязаны уплачивать: взносы на обязательное социальное страхование работников по ОПС, ОМС, по ВНиМ и на страхование от несчастных случаев; взносы на себя по ОПС и ОМС. Иные физические лица обязаны уплачивать взносы на обязательное социальное страхование работников по ОПС, ОМС, по ВНиМ и на страхование от несчастных случаев. Мальчиков С.В. был зарегистрирован в налоговом органе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве индивидуального предпринимателя. ДД.ММ.ГГГГМальчиков С.В. принял решение о прекращении предпринимательской деятельности, о чем внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за номером . В настоящее время Мальчиков С.В. является физическим лицом. Тот факт, что Мальчиков С.В. снят с учета в качестве индивидуального предпринимателя, не влияет на исполнение налогоплательщиком обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах. С ДД.ММ.ГГГГ отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулирует глава 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, пп.1 п.3.4 ст. 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы. Согласно ст. 430 НК РФ, плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке: - в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 рублей, в фиксированном размере 29354,00 рублей за расчетный период ДД.ММ.ГГГГ года. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. 2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6884,00 рублей за расчетный период ДД.ММ.ГГГГ года. В соответствии со ст. 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года. Если отсутствуют сведения о доходах плательщика в связи с непредставлением им необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются в восьмикратном фиксированном размере страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установленного ст. 430 НК РФ. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. Согласно положениям Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон), начиная с ДД.ММ.ГГГГ, на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов. Данная обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГМальчикову С.В. начислены страховые взносы в фиксированном размере на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за ДД.ММ.ГГГГ год в следующем размере: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ год в сумме 24146,3 руб. и пени 70,43 руб. (дата начала начисления пени - ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания начисления пени - ДД.ММ.ГГГГ); страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда РФ по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ год в сумме 5 662,65 руб. и пени 16,52 руб. (дата начала начисления пени - ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания начисления пени - ДД.ММ.ГГГГ). Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов осуществляется независимо от возраста, вида осуществляемой деятельности и факта получения от нее доходов в конкретном расчетном периоде. Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, с сохранением обязанности уплачивать вышеперечисленные страховые взносы независимо от того, осуществляет он предпринимательскую деятельность или нет, и, соответственно, независимо от факта получения дохода. В случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя у физического лица сохраняется обязанность представления налоговых деклараций, уплаты налогов и страховых взносов за тот период, в котором он осуществлял свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, (данная позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2007г. №95-0-0, Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 августа 2010 г. № 03-02-07/2-124.) Мальчиков С.В. своевременно обязанность по уплате страховых взносов не исполнила, в связи с чем, ему в соответствии со ст. 75 НК РФ были начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности (расчет пени на суммы задолженности к настоящему заявлению прилагается). В адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) от ДД.ММ.ГГГГ. Данное требование об уплате налогов получено ответчиком в соответствии с положениями п. 4 ст. 31 НК РФ и п. 6 ст. 69 НК РФ. Должник в установленный требованием срок до ДД.ММ.ГГГГ обязанность по уплате страховых взносов не исполнил. Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Инспекцией в Мировой суд судебного участка № 137 Кинельского судебного района Самарской области было направлено заявление о вынесение судебного приказа о взыскании с Мальчикова С.В. задолженности по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ год. Мировым судом ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение об отказе Инспекции в принятии заявления о вынесении судебного приказа. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Согласно п. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. На основании вышеизложенного Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Самарской области, просит: 1) восстановить пропущенный процессуальный срок в связи с тем, что налоговый орган пропустил срок подачи заявления в суд в связи со сбоем в работе технологического процесса программы «Автоматизированная информационная система ФНС России АИС «Налог-3» своевременно не были сформированы списки налогоплательщиков, к которым необходимо применять положения статьи 48 НК РФ; 2) взыскать с Мальчикова С. В. ИНН , задолженность за ДД.ММ.ГГГГ год по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 24146.3 руб. и пени 70,43 руб. (дата начала начисления пени - ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания начисления пени - ДД.ММ.ГГГГ); страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда РФ по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 5 662,65 руб. и пени 16,52 руб. (дата начала начисления пени - ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания начисления пени - ДД.ММ.ГГГГ), итого задолженность 29895, 63 рублей.

Административный ответчик Мальчиков С.В. в судебное заседание не явился, хотя судом принимались меры к надлежащему извещению административного ответчика о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, суд считает, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по взысканию указанных взносов переданы налоговым органам.

Вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов с ДД.ММ.ГГГГ регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Пунктом 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со статьей 423 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года

Пунктом 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, в фиксированном размере 29354 рублей за расчетный период 2019 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6884 рублей за расчетный период 2019 года.

В силу пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Как следует из материалов дела, административный ответчик Мальчиков С.В. состоял на налоговом учете как индивидуальный предприниматель в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д.19-21), вследствие чего он является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

При этом пунктом 3 статьи 430 налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

С учетом указанных выше обстоятельств, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составил сумму 24.146 руб. 03 коп., размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование составил сумму 5.662 руб. 65 коп..

Установлено, что в связи с наличием у административного ответчика задолженности по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за ДД.ММ.ГГГГ год в установленные законом сроки, административному ответчику направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16) об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым административному ответчику предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ погасить числящуюся за ним задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 24.146 руб. 03 коп. и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 5.662 руб. 65 коп..

В силу пункта 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

При этом, пунктом 8 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.

Из представленных административным истцом документов следует, что требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) было направлено административному ответчику Мальчикову С.В. через личный кабинет налогоплательщика (л.д.17).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование направлено в адрес административного ответчика Мальчикова С.В. в соответствии с требованиями налогового законодательства.

Установлено, что до настоящего времени Мальчиков С.В. своей обязанности, как плательщик страховых взносов, не выполнил.

Исполнение обязанности по уплате налогов согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации обеспечивается начислением пени, которой в соответствии с пунктом 1 статьи 75 настоящего Кодекса признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

На основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.

Поскольку до ДД.ММ.ГГГГМальчиковым С.В. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 24.146 руб. 03 коп. и страховые взносы на обязательное медицинское страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5.662 руб. 65 коп. не уплачены, в соответствии с требованиями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику начислены пени.

Согласно расчету, представленного истцом Межрайонной ИФНС России № 11 по Самарской области, пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за ДД.ММ.ГГГГ год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляют сумму в размере 70 руб. 43 коп. (л.д.18). Представленный расчет судом проверен, является правильным и обоснованным.

Согласно расчету, представленного истцом Межрайонной ИФНС России № 11 по Самарской области, пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование за ДД.ММ.ГГГГ год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляют сумму в размере 16 руб. 52 коп. (л.д.18). Представленный расчет судом проверен, является правильным и обоснованным.

Несмотря на то, что административный ответчик Мальчиков С.В. не исполнил обязанность по уплате страховых взносов, вместе с тем, суд считает, что оснований для удовлетворения административного иска Межрайонной ИФНС России № 11 по Самарской области о взыскании с Мальчикова С.В. задолженности по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ год не имеется в связи с пропуском административным истцом срока для обращения в суд с соответствующими требованиями.

В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно приложенным к административному иску документам, требованием от ДД.ММ.ГГГГ должнику был установлен срок для добровольной оплаты имеющейся задолженности в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, право на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогу возникло у заявителя с указанной даты, в связи с чем, последним днем подачи заявления в суд о взыскании с должника задолженности по налогу являлось ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что административный истец Межрайонная ИФНС России № 11 по Самарской области обратился в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ год с Мальчикова С.В.

Определением мирового судьи судебного участка № 137 Кинельского судебного района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче судебного приказа было отказано по тем основаниям, что заявителем пропущен срок для обращения в суд с соответствующим заявлением (л.д.14).

При этом мировой судья указал на то, что должнику было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по которому должнику был установлен срок для добровольной оплаты имеющейся задолженности в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, право на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам возникло у заявителя с указанной даты, в связи с чем, последним днем для подачи заявления в суд о взыскании с должника задолженности по налогу являлось ДД.ММ.ГГГГ. В мировой суд административный истец с заявлением о выдаче судебного приказа обратился только ДД.ММ.ГГГГ.

В суд административный истец обратился с данным административным иском только ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что административный истец обратился в суд за пределами шестимесячного срока, установленного статьей 48 Налогового Кодекса Российской Федерации, не только с заявлением о выдаче судебного приказа, но и с административным иском.

В силу абзаца 4 пункта 2 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В связи с тем, что принудительное взыскание в данном случае страховых взносов за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может и несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания страховых взносов является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления, установленный факт несоблюдения налоговым органом установленного законом шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням со дня истечения срока, установленного для исполнения требования об уплате страховых взносов, является основанием для вынесения на обсуждение обстоятельств, связанных с причинами пропуска этого срока и основаниями для его восстановления.

Бремя доказывания уважительности причин пропуска срока возложено на административного истца в силу общего правила распределения обязанности по доказыванию, установленного статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 года № 367-О и от 18 июля 2006 года № 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.

Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к компетенции суда, рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока, возможность восстановления процессуального срока закон ставит в зависимость от усмотрения суда.

Выводы суда относительно указанных обстоятельств формируются в каждом конкретном случае исходя из представленных документов по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном, непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и не подлежат переоценке вышестоящим судом по мотиву несогласия с данной судебной оценкой.

Межрайонная ИФНС России № 11 по Самарской области, заявляя требование о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, в качестве уважительной причины пропуска установленного законом для обращения в суд с административным иском указывает на сбой в работе технологического процесса программы «Автоматизированная информационная система ФНС России АИС «Налог-3», в связи с чем, не были сформированы списки налогоплательщиков, к которым необходимо применять положения статьи 48 НК РФ.

Вместе с тем, суд считает, что данное обстоятельство не является основанием для восстановления административному истцу пропущенного срока для обращения в суд с административным иском к Мальчикову С.В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 5.662 руб., пени в размере 16 руб. 52 коп., задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 24.146 руб. 03 руб., пени в размере 70 руб. 43 коп., вследствие чего, ходатайство Межрайонной ИФНС России № 11 по Самарской области о восстановлении пропущенного срока для подачи административного иска о взыскании обязательных платежей, удовлетворению не подлежит.

Таким образом, суд считает, что административный иск Межрайонной ИФНС России № 11 по Самарской области о взыскании с Мальчикова С.В. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 5.662 руб., пени в размере 16 руб. 52 коп., задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 24.146 руб. 03 руб., пени в размере 70 руб. 43 коп., и о восстановлении пропущенного срока для подачи административного иска, удовлетворению не подлежит, а потому административному истцу в удовлетворении административного иска и в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока для подачи административного иска следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 178-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Самарской области к Мальчикову С. В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 5.662 руб., пени в размере 16 руб. 52 коп., задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 24.146 руб. 03 руб., пени в размере 70 руб. 43 коп., о восстановлении срока для подачи административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 25 ноября 2021 года.

председательствующий –