ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1837/20 от 08.10.2020 Ленинскогого районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2а-1837/2020

25RS0002-01-2020-000283-38

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 октября 2020 года

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:

председательствующего судьи Н.А. Ярошевой

при секретаре И.О. Барсуковой,

с участием помощника прокурора г.Владивостока А.В. Лапшина,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации г.Владивостока о признании постановлений №2718 от 19.07.2019, №1989 от 20.05.2019 недействующими, признании протокола от 26.04.2019 незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с названным административным иском, в обоснование указав, что она является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес> (кадастровые номера ). 25.07.2019 ею была получена копия постановления администрации г.Владивостока от 19.07.2019 №2718 "Об изъятии объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях реконструкции линейного объекта транспортной инфраструктуры в районе <адрес>", согласно которого администрация г.Владивостока изымает из ее собственности принадлежащие ей на праве собственности объекты недвижимости указанные выше. Она с указанным постановлением не согласна, поскольку администрацией г.Владивостока нарушены требования законодательства в части соблюдения сроков публичных слушаний, а также порядок проведения публичных слушаний, установленных п.3, п.п.16-17 постановлениям администрации Приморского края №303-па от 25.08.2015. Ей не была предоставлена копия протокола по результатам слушаний, чем нарушены ее права на ознакомление с протоколом и подачу замечаний по протоколу, предусмотренные п.36 постановления администрации Приморского края №303-па от 25.08.2015. Администрация г.Владивостока нарушила ее права собственника объектов недвижимости. Ни одно из предложенных участниками публичных слушаний проекта предложений не было учтено, голосование проводилось чисто формально, т.к. члены комиссии голосовали единогласно "за", а в качестве возражений записали только ее голос. В голосовании не приняли участие собственники других объектов, подлежащих сносу, что противоречит закону. Постановление администрации г.Владивостока №1989 от 20.05.2019 не содержит в себе ни одного проекта территории, а также не содержит сам проект размещения линейного объекта на местности, что прямо противоречит земельному и градостроительному законодательству. Администрация г.Владивостока не предоставила доказательств того, что проект планировки необходимо проводить именно в данных границах, и не имеется возможности их перенести на некоторое расстояние без ущерба имуществу правообладателей. В нарушение ст. 56.6 ЗК РФ, ст.ст. 239.2, 279 ГК РФ, администрация направила проект решения без соответствующих приложений. Принятие и утверждение документации по планировке территории ВГО - исключительная компетенция администрации Приморского края. Вместе с тем, документация по планировке территории в части проекта планировки территории проекта межевания территории для размещения линейного объекта в районе <адрес> утверждена постановлением администрации г.Владивостока №1989 от 20.05.2019, что является грубым нарушением, следовательно, данное постановление является незаконным. Администрация г.Владивостока не проводила экспертизу границ охраняемой территории объектов культурного наследия, т.к. границы территории и предмет охраны памятника не утверждены. Истец просит признать недействительным постановление администрации г.Владивостока от 19.07.2019 №2718; признать незаконным постановление администрации г.Владивостока от 20.05.2019 №1989; признать незаконными результаты общественных слушаний об изъятии объектов недвижимости при планировке территории в части разработки проекта планировки территории и проекта межевания территории для размещения линейного объекта в районе <адрес> в <адрес>.

Представитель истца, действующий на основании доверенности ФИО2, в судебном заседании 30.07.2020 уточнил заявленные требования, просил признать постановления администрации г.Владивостока от 19.07.2019 №2718, от 20.05.2019 №1989 недействующими с момента издания, признать протокол публичных слушаний от 26.04.2019 незаконным, т.к. нарушена процедура проведения слушаний.

Истец, представитель истца в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания были уведомлены надлежащим образом, ходатайства об отложении либо о рассмотрении дела в их отсутствие в адрес суда не поступали, причины неявки суду неизвестны.

Учитывая надлежащее извещение истца и его представителя, явка которых не была признана обязательной, с учетом положений ст.ст. 150, 226 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель администрации г.Владивостока, действующая на основании доверенности ФИО3, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам и основаниям, изложенном в отзыве, согласно которого публичные слушания проведены с соблюдением установленного нормами действующего законодательств порядка, необходимые сведения были опубликованы, администрация г.Владивостока имеет полномочия по утверждению документации, которая была разработана и подготовлена, о чем имеется ссылка в оспариваемом постановлении. Истцом не предоставлены доказательства того, что оспариваемым постановлением №1989 от 20.05.2019 в полном объеме нарушены ее права и законные интересы. Наличие охранной зоны не исключает возможности осуществлять строительство, в документации по планированию указано, что будут разработаны мероприятия по сохранению объекта культурного наследия.

Суд, выслушав представителя администрации г.Владивостока, заключение прокурора, полагавшего требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником кафе общей площадью 175,2 кв.м., а также магазина общей площадью 38 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось в судебном заседании.

Постановлением администрации г. Владивостока от 20.05.2019 №1989 "Об утверждении документации по планировке территории в части проекта планировки территории и проекта межевания территории для размещения линейного объекта в районе просп. Океанский в г.Владивостоке", опубликованным в газете "Владивосток" N 57(6219) от 24.05.2019, а также на официальном сайте администрации города Владивостока в сети Интернет www.vlc.ru, была утверждена документация по планировке территории в части проекта планировки территории и проекта межевания территории для размещения линейного объекта в районе <адрес>, которая включает: Положение о размещении линейного объекта, Положение о межевании территории, а также графическую часть и координаты.

В связи с чем, суд признает необоснованным довод истца о том, что постановление администрации г.Владивостока №1989 от 20.05.2019 не содержит проект размещения линейного объекта на местности.

В соответствии с п.1,2 таблицы 3, в границах территории, в отношении которой осуществлена подготовка документации, расположены объекты, подлежащие демонтажу, в том числе нежилое здание - кафе с кадастровым номером и магазин с кадастровым номером .

Согласно постановления от 19.07.2019 №2718, администрацией г.Владивостока постановлено изъять объекты недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях реконструкции линейного объекта транспортной инфраструктуры в районе <адрес>, в порядке, установленном действующим законодательством, согласно приложению, в соответствии с которым изъятию подлежат нежилое здание с кадастровым номером и нежилое здание с кадастровым номером .

В силу ч.1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативно правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются ил права, свободы и законные интересы.

По смыслу частей 7, 8 статьи 213 и пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд устанавливает такие обстоятельства, как нарушение прав административного истца оспариваемым нормативным актом, отсутствие полномочий у принявших его органов власти либо нарушение формы, процедуры принятия и введения его в действие, наличие которых может являться основанием для вывода суда о несоответствии оспариваемого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с нормами п.4 ст. 8, ст. 26, ст. 41, 42, 45, 46 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документации по планировке территории.

Процедура подготовки документации по планировке территории, порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту межевания территории установлены ст. 46 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 46 ГрК РФ, администрацией г.Владивостока было принято решение о подготовке документации по планировке территории в части разработки проекта планировки территории и проекта межевания в части разработки проекта планировки территории и проекта межевания территории для размещения линейного объекта в районе <адрес>, о чем было принято соответствующее постановление №1464 от 12.04.2019, которое в соответствии с ч.2 ст. 46 ГрК РФ, было опубликовано в газете "Владивосток" N 41(6203) 16.04.2019.

Согласно п.3 вышеуказанного постановления, на УГА администрации г.Владивостока возложена обязанность организовать учет предложений от граждан и юридических лиц о порядке, сроках подготовки и содержания документации, а также осуществить проверку данной документации.

В силу ст. 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

В судебном заседании установлено, что МКУ "Городские земли" с целью реконструкции линейного объекта транспортной инфраструктуры (автомобильной дороги) местного значения в части реконструкции остановки общественного транспорта "Покровский парк" была разработана документация по планировке территории, при подготовке которой были использованы материалы и результаты инженерно-геодезических изысканий, выполненных МКУ "Городские земли", в материалах по обоснованию приведена схема конструктивных и планировочных решений, принятых в соответствии с ОСТ 218.1.002-2003, СП 396.1325800.2018 "Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 01.08.2018 №474/пр, которая наглядно демонстрирует потребность в территории для организации остановочного пункта, что подтверждается представленной Документацией по планировке территории в части разработки проекта планировки территории и проекта межевания для размещения линейного объекта в районе <адрес>, содержащей материалы по обоснованию проекта планировки территории и проекта межевания территории, обоснование определения границы зоны планируемого размещения линейного объекта, перечень объектов подлежащих демонтажу и т.д.

Постановлением Администрации Приморского края от 25.08.2015 N 303-па утвержден Порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территориях Владивостокского, Артемовского городских округов, Надеждинского, Шкотовского муниципальных районов Приморского края (далее Порядок), который регулирует организацию и проведение общественных обсуждений или публичных слушаний на территории Владивостокского округа, по вопросам градостроительной деятельности, в том числе рассмотрение проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, проектов внесения изменений в проекты планировки территорий и проекты межевания территорий.

В соответствии с п.8 Порядка, главой г.Владивостока было принято постановление от 17.04.2019 №1512 "О проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории в районе просп.Океанский в г.Владивостоке", оповещение о проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории в районе <адрес>, согласно требованиям п. 10 Порядка, было опубликовано в газете "Владивосток" №43 (6205) от 19.04.2019, а также на официальном сайте администрации города Владивостока www.vlc.ru, факт размещения информации о проведении публичных слушаний не оспаривается истцом в исковом заявлении и подтверждается приложенным текстом оповещения, в котором содержатся все необходимые сведения, предусмотренные ч.6 ст. 5.1 ГрК РФ.

Довод истца о том, что администрацией г.Владивостока экспозиция и слушания проведены с нарушением сроков, установленных постановлением администрации Приморского края №303-па от 25.08.2015, суд признает необоснованным, поскольку согласно ст. 5.1 ГрК РФ Уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений настоящего Кодекса определяются порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам; срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

Согласно п.16, 17 Порядка, в течение семи дней со дня опубликования оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний проекты и информационные материалы к ним подлежат размещению в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 и подпунктом "б" пункта 6 настоящего Порядка на период, устанавливаемый организатором общественных обсуждений или публичных слушаний. В течение всего периода размещения проекта и информационных материалов к нему проводятся экспозиция или экспозиции такого проекта. Собрание проводится в день, время и в месте, указанные в оповещении о начале публичных слушаний.

Из оповещения о проведении публичных слушаний следует, что открытие экспозиции состоится 22.04.2019 по указанному адресу, срок проведения экспозиции установлен с 22.04.2019 по 24.04.2019, предложения и замечания, касающиеся проекта, вносятся участниками публичных слушаний, прошедших идентификацию, с 22.04.2019 по 24.04.2019, дата проведения собрания жителей ВГО 25.04.2019, время проведения 16.00-17.00, по указанному адресу.

Проект планировки территории и проект межевания территории в районе <адрес> с версией для скачивания, содержащий текстовую часть и графические материалы, был размещен на официальном сайте администрации города Владивостока www.vlc.ru 22.04.2020, что подтверждается материалами дела.

В судебном заседании установлено, что 25.04.2019 были проведены публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории в районе просп. Океанский в г.Владивостоке, ФИО4 принимала участие в слушаниях, ею были внесены замечания, что подтверждается протоколом публичных слушаний №6 от 26.04.2019.

Таким образом, проект был размещен в установленном порядке, в течение 7 дней со дня опубликования, экспозиция была проведена в период, установленный организатором публичных слушаний, следовательно, нарушений не допущено; собрание проведено в соответствии с требованиями пп. 17-25 Порядка, протокол в полном объеме отвечает требованиям п.26 Порядка, в связи с чем, оснований для признания протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории в районе <адрес> от 26.04.2019 не имеется.

Несогласие истца с результатами публичных слушаний, не является основанием к их отмене, при отсутствии каких-либо нарушений, допущенных при их проведении ответчиком.

Довод истца о том, что ей не была предоставлена копия протокола, чем нарушены ее права на ознакомление с протоколом и подачу замечаний, предусмотренные п.36 постановления администрации Приморского края №303-па от 25.08.2015, суд признает несостоятельным, т.к. указанным постановлением №303-па не установлена обязанность организатора публичных слушаний предоставлять участнику слушаний копию протокола, при этом в соответствии с п. 27 Порядка, ФИО1 была получена выписка из протокола, содержащая внесенные истцом предложения и замечания по проекту.

На основании протокола №6 от 26.04.2019, в соответствии с требованиями п.28 Порядка, было подготовлено заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории в районе <адрес>, которое согласно п.30 Порядка, 30.04.2019 было размещено на официальном сайте администрации г.Владивостока www.vlc.ru и в газете "Владивосток" №47 (6209) от 30.04.2019.

Таким образом, учитывая, что оповещение о проведении публичных слушаний было опубликовано 19.04.2019, заключение о результатах публичных слушаний опубликовано 30.04.2019, администрацией г.Владивостока соблюден установленный п.3 Порядка срок проведения слушаний, который исчисляется со дня оповещения о начале проведения общественных обсуждений или публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и составляет по проектам планировки территорий и проектам межевания территорий, проектам внесения изменений в проекты планировки территорий и проекты межевания территорий - от десяти дней до сорока дней.

Постановлением администрации г.Владивостока от 20.05.2019 №1989 утверждена документация по планировке территории в части проекта планировки территории и проекта межевания территории для размещения линейного объекта в районе <адрес>, в приложении №6 к постановлению содержатся сведения о координатах характерных точек границы зоны планируемого размещения линейного объекта; предельные параметры разрешенного строительства; информация о необходимости осуществления мероприятий по защите сохраняемых объектов капитального строительства; перечень объектов, подлежащих демонтажу, в котором указаны объекты, принадлежащие истцу - кафе и магазин.

Довод истца о том, что администрация г.Владивостока не проводила экспертизу границ охраняемой территории объектов культурного наследия, суд признает необоснованным, т.к. в приложении №6 к вышеназванному постановлению №1989 в разделе 8 содержится информация о необходимости осуществления мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, согласно которой на сопряженных с линейным объектом землях располагаются объекты культурного наследия регионального значения, утвержденные границы территории которых отсутствуют: "Покровское кладбище: захоронение; фундамент храма ФИО10; территория земельных насаждений", "Педагогический техникум, "Детская больница", согласно проекту в границах единой охранной зоны объектов культурного наследия сохраняются: историческая планировочная структура, основные точки и условия визуального восприятия объектов культурного наследия и их территорий, местоположение, внешний вид исторических подпорных стен; указаны мероприятия, осуществления которых запрещается в границах зоны, а также указано, что мероприятия по сохранению объектов культурного наследия подлежат уточнению после определения границ территории и предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения "Покровское кладбище".

Из чего следует, что оспариваемое постановление №1989 от 20.05.2019 было принято администрацией г.Владивостока законно и обоснованно, с соблюдением установленного порядка, в пределах представленных полномочий.

С учетом положений ч.8,9 ст. 213 КАС РФ обязанность по доказыванию того обстоятельства, что оспариваемым актом нарушены права и законные интересы гражданина возложена на истца.

Вместе с тем, суд признает обоснованным довод представителя административного ответчика о том, что истцом не предоставлено достаточных и допустимых доказательств, подтверждающих, что оспариваемым актом в полном объеме нарушены ее права.

В силу пп.1 п.1 ст. 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории.

Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (пункт 2).

Согласно п.3 ст. 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления.

19.07.2019 администрацией г.Владивостока принято постановление №2718 об изъятии объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях реконструкции линейного объекта транспортной инфраструктуры в районе <адрес> согласно приложению к настоящему постановлению, в котором указаны: нежилое здание площадью 175,2 кв.м., кадастровый , нежилое здание площадью 38 кв.м., кадастровый , указанное постановление было опубликовано в газете "Владивосток", N 85(6247), 23.07.2019, а также на официальном сайте администрации г.Владивостока.

Таким образом, применяя по аналогии вышеуказанные нормы ЗК РФ, суд приходит к выводу, что у администрации г.Владивостока имелись основания для принятия оспариваемого постановления об изъятии объектов недвижимости, принадлежащих ФИО1

Из ответа прокуратуры г.Владивостока от 29.11.2019 следует, что прокуратурой г.Владивостока проведена проверка по заявлению ФИО1, по результатам которой установлено, что 23.07.2019 в адрес собственника изымаемых объектов недвижимости ФИО1 администрацией г.Владивостока направлено уведомление об изъятии, при этом, в связи с отсутствием какого-либо права ФИО1 на земельные участки под указанными объектами недвижимости проект изымаемого и вновь образуемого земельного участка не требуется, проект границ изымаемого объекта также не требуется, поскольку объекты недвижимого имущества изымаются полностью. Таким образом, прокуратурой г.Владивостока наличие нарушений со стороны администрации г.Владивостока не установлено.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ФИО1 к администрации г.Владивостока о признании постановлений №2718 от 19.07.2019, №1989 от 20.05.2019 недействующими, признании протокола от 26.04.2019 незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований ФИО1 к администрации г.Владивостока о признании постановлений №2718 от 19.07.2019, №1989 от 20.05.2019 недействующими, признании протокола от 26.04.2019 незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения.

Судья Ленинского районного

суда г. Владивостока ФИО5

мотивированное решение изготовлено 20.10.2020