РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Махачкала ДД.ММ.ГГГГ года
Советский районный суд г.Махачкалы РД в составе:
председательствующего судьи Шуаева Д.А.,
при секретаре судебного заседания Метревели Ц.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Махачкалы» о признании незаконными действия МКУ «Управление Архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» выраженные в предоставлении уведомления от ДД.ММ.ГГГГ г. №№ о несоответствии, указанных в уведомлении о планируемой реконструкции, параметров ИЖС, по запросу на земельный участок с кадастровым номером № и обязании МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Махачкалы» выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции объекта капитального строительства, в виде ИЖС на земельном участке с кадастровым номером №,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что ей без законных на то оснований отказано в согласовании уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №.
Административный истец ФИО1 извещённая о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела без ее участия.
МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Махачкалы» извещённое о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило. От представителя МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Махачкалы» по доверенности ФИО2 поступили возражения на административное исковое заявление, в которых автор просит отказать в удовлетворении административного искового заявления по основаниям, изложенным им в своих возражениях, а также заявление о рассмотрении дела без представителя МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Махачкалы».
Исследовав материалы дела по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ч. 2 ст.227КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Следовательно, для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, при этом, удовлетворение требований заявителя возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
На основании ст.209Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), административный истец, являясь собственником земельного участка, вправе по своему усмотрению совершать в отношении земельного участка любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно п.2 ч. 2 ст. 6 Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" в случае если перечень видов разрешенного использования и/или наименование отдельного вида разрешенного использования, содержащиеся в Правилах застройки, не соответствуют перечню видов разрешенного использования и/или наименованию отдельного вида разрешенного использования, указанных в каком-либо правоустанавливающем или правоудостоверяющем документе, выданном в установленном порядке физическому и юридическому лицу до вступления в силу настоящих Правил застройки (свидетельство о государственной регистрации прав на объект недвижимости, градостроительный план земельного участка, договор купли-продажи или аренды объекта недвижимости и т.п.), не требуется обязательного переоформления указанных правовых документов в целях приведения в соответствие с требованиями настоящих Правил застройки. Изменение перечня видов разрешенного использования и/или формулировки отдельного вида разрешенного использования производится в добровольном порядке путем внесения изменения в соответствующий документ или путем выдачи нового документа.
В судебном заседании установлено, что истец на праве собственности владеет земельным участком, площадью 210 кв.м., с кадастровым номером №, расположенным по адресу: г.<адрес>, который согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ г. находится на землях населенных пунктов – под индивидуальное жилье (ИЖС).
Истец также на праве собственности имеет жилой дом, этажность 1, площадью 90, 6 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, то есть на вышеуказанном земельном участке, что усматривается из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ г.
В настоящее время длястроительстваи реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщику достаточно уведомить уполномоченный орган (изменения ведены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ г. №340-ФЗ).
В соответствии с п.1.1 ч.17 ст.51 ГрК РФ выдача разрешения настроительствоне требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
В силу ч.1 ст.51.1 ГрК РФ В целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, содержащее следующие сведения: 1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица); 2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; 4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); 5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома); 6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка; 7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости; 8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком; 9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.
В соответствии с ч.7 ст.51.1 ГрК РФ, Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
ФИО1 обратилась в Управление Архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» с уведомлением о планируемом реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства с целью постройки 2 этажа.
Вместе с тем, Управление архитектуры и градостроительства администрации ГОсВД «город Махачкала» выдала ФИО1 уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметрам объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, ссылаясь на то, что территориальная зона в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером № был отнесен к зоне санитарно-защитного озеленения (С2).
Между тем, судом установлено нарушение ответчиком ст.209Гражданского кодекса РФ право свободного пользования, владения и распоряжения собственностью.
В рассматриваемом случае, как усматривается из материалов дела, в отношении земельного участка, принадлежащего заявителю, ограничений не имеется, что усматривается из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ г. в которой вид разрешенного использования указан – под индивидуальное жилье.
Пунктом 3 части 1 статьи 30 ГрК РФ предусмотрено, что Правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе, в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункт 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны (пункт 1 части 2 статьи 36 ГрК РФ).
Между тем, при подготовке Правил землепользования и застройки городского округа "город Махачкала" орган местного самоуправления не учел вышеприведенные нормы, вследствие чего территориальная зона "С2" в данном случае установлена без учета сложившейся планировки территории.
Судом на основании выписки из ИГРН от ДД.ММ.ГГГГ г., также обращается внимание на то, что постройка дома, на котором ФИО1 планирует возвести второй этаж, завершена в 1961 году, что также свидетельствует о сложившейся планировки территории под ИЖС до принятия Правил землепользования и застройки ГО «город Махачкала».
Согласно ч. 8 ст. 36 ГрК РФ, земельные участки или объекты капитальногостроительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитальногостроительстваопасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Доказательств того, что в результате использования административным истцом земельного участка и заявленного объекта капитального строительстваможет возникнуть опасность для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, стороной ответчика суду не представлено и судом не установлено.
Следовательно, к моменту разрешения спора в суде, стороной ответчика не представлено ни одного доказательства, подтверждающего введение ограничения прав собственника по отношению к спорному земельному участку.
Более того, согласно п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Как указывалось выше, истец на праве собственности имеет жилой дом, этажность 1, площадью 90, 6 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г<адрес> то есть на вышеуказанном земельном участке, что усматривается из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ г. Истец планирует произвести реконструкцию в виде надстройки второго этажа, то есть с количеством надземных 2 этажей высотой 8 метров, то есть в пределах норм установленных п.39 ч.1 ГрК РФ.
Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует об отсутствии оснований по приведенному в оспариваемом уведомлении доводу дляуведомленияо недопустимости реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: г.<адрес> при том, что на указанном земельном участке с 1961 года стоит дом и используется истцом по назначению под индивидуальное жилье.
Соответственно, отказ в согласовании документов свидетельствует об ограничении права собственника без предусмотренных на то законных оснований.
В соответствии с ч. 9 ст.227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано: соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, чтооспариваемое действие Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Махачкала выраженное в выдаче уведомления от ДД.ММ.ГГГГ г. №№ безусловно, нарушает права истца, является незаконным и необоснованным.
Суд в качестве способа восстановления нарушенного права ФИО1 полагает необходимым возложить на МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации ГОсВД «город Махачкала» обязанность выдать/направить застройщику ФИО1 уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (кадастровый номер объекта №) установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером №
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконными действия МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Махачкалы» выраженные в выдаче уведомления МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Махачкалы» от ДД.ММ.ГГГГ г. №№ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №.
Обязать МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Махачкалы» выдать/направить застройщику ФИО1 уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (кадастровый номер объекта №) установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ года.
Судья Шуаев Д.А.