ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1837/2021 от 26.08.2021 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело № 2а-1837/2021

32RS0027-01-2021-000179-30

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 августа 2021 года г.Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи Артюховой Э.В.,

при секретаре Абрамовой Ю.А.,

с участием заместителя прокурора города Брянска Скрипка Р.В.,

представителя административного ответчика Брянской городской администрации по доверенности ФИО1,

представителя заинтересованного лица Брянского городского Совета народных депутатов по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к Брянской городской администрации об оспаривании приложения к постановлению,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с названным административным иском, ссылаясь на то, что пользуется муниципальным пассажирским транспортом в г.Брянске. Не согласен с Приложением к постановлению Брянской городской администрации от 24.12.2020 г. № 3588- п «О внесении изменений в постановление Брянской городской администрации от 23.09.2015 № 2939-п «О тарифах на проезд в муниципальном пассажирском транспорте», официально опубликованным на сайте Брянской городской администрации, по следующим основаниям:

- Приложение к постановлению Брянской городской администрации от 24.12.2020 г. №3588-п нелегитимно, оно не подписано главой администрации М.;

- согласно п.6 ст.30 Устава городского округа город Брянск, в исключительной компетенции городского Совета народных депутатов находится «определение порядка принятия решении... об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий...». Согласно Решения Брянского городского Совета народных депутатов от 26.09.07 г. № 785 с изм. «О принятии Положения о порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями г. Брянска» установление тарифов может осуществляться следующими методами: 1) установление фиксированных тарифов на очередной период, исходя из сложившейся себестоимости услуг...с учетом стоимости заложенных мероприятий..., 2) установления предельных (максимальных) тарифов..., 3) индексации установленных тарифов... (п.1.10).

По мнению ФИО3 права устанавливать тариф в зависимости от формы оплаты, решение Горсовета от 26.09.07 г. № 785 Брянской городской администрацией не предоставляет.

Ссылаясь на вышеизложенное, ФИО3 просил суд признать незаконным и недействующим с момента издания, как не вступившее в законную силу, «Приложение» к постановлению Брянской городской администрации от 24.12.2020 г.

В ходе рассмотрения дела в качестве заинтересованных лиц были привлечены: Управление государственного регулирования тарифов Брянской области, Отдел по транспорту Брянской городской администрации, главный специалист отдела цен и тарифов комитета по экономике Брянской городской администрации ФИО4, председатель комитета по экономике Брянской городской администрации ФИО5, заместитель главы Брянской городской администрации ФИО6, Брянский городской Совет народных депутатов.

Представитель административного ответчика Брянской городской администрации по доверенности ФИО1 в судебном заседании административный иск не признал, полагая, что оспариваемый документ принят уполномоченным органом в соответствии с номами действующего законодательства.

Представитель заинтересованного лица Брянского городского Совета народных депутатов по доверенности ФИО2 в судебном заседании указал, на необоснованность заявленных требований, которые, по его мнению, не подлежат удовлетворению.

В судебное заседание ФИО3 не явился, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела без его участи.

Заинтересованные лица представители Управления государственного регулирования тарифов Брянской области, Отдела по транспорту Брянской городской администрации, главный специалист отдела цен и тарифов, комитета по экономике Брянской городской администрации ФИО4, председатель комитета по экономике Брянской городской администрации ФИО5, заместитель главы Брянской городской администрации ФИО6 в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомленными.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.

Выслушав лиц участвующих при рассмотрении дела, изучив и оценив материалы дела, заключение заместителя прокурора города Брянска Скрипку Р.В., полагавшего, что иск не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу положений ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Судом установлено, что Постановлением Брянской городской администрации от 23 сентября 2015 г. N 2939-п «О тарифах на проезд в муниципальном пассажирском транспорте» утверждены с 1 октября 2018 года тарифы на льготные проездные билеты на пассажирские перевозки в городском автомобильном и электрическом транспорте согласно приложению №1 и установлены пониженные тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в городе Брянске согласно приложению № 2.

Согласно приложению №2 к данному постановлению установлены тарифы для перевозки пассажиров и багажа автобусами МУ БГПАТП при наличном расчете 22 руб., при безналичном расчете 20 руб. и при перевозки пассажиров и багажа троллейбусами МУП «БТУ» при наличном расчете 22 руб., при безналичном расчете 18 руб.

Постановлением Брянской городской администрации от 24.12.2020 №3588-п «О внесении изменения в постановление Брянской городской администрации от 23.09.2015 № 2939-п тарифах на проезд в муниципальном пассажирском транспорте» внесены изменения в приложение №2 к Постановлению «Пониженные тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулярным тарифам в городе Бярнске».

Постановление опубликовано в официальном источнике опубликования муниципальных правовых актов города Брянска муниципальной газете «Брянск» 29.12.2020 г. № 53д (1104) и вступило в силу с 11.01.2021г.

Согласно представленного оригинала постановления имеет подпись главы администрации города Брянска М.

Как следует из Приложения к указанному постановлению установлены тарифы для перевозки пассажиров и багажа автобусами МУ БГПАТП и при перевозки пассажиров и багажа троллейбусами МУП «БТУ» при наличном расчете 22 руб., при безналичном расчете 20 руб.

Разрешая административный иск, суд принимает во внимание следующее.

Согласно п.1-4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно решения Брянского городского Совета народных депутатов от 26 сентября 2007 г. N 785 было принято Положение о порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями города Брянска, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями города Брянска.

Данное Положение определяет порядок принятия решений об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями города Брянска, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями города Брянска, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Согласно пункта 1.6. данного Положения тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями города Брянска, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями города Брянска, утверждаются соответствующими постановлениями Брянской городской администрации.

Согласно пункта 1.13. данного Положения Брянский городской Совет народных депутатов:

1) осуществляет контроль за Брянской городской администрацией в части соблюдения порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги (работы) муниципальных предприятий и учреждений города Брянска;

2) заслушивает должностных лиц Брянской городской администрации на заседаниях постоянных комитетов Брянского городского Совета народных депутатов по вопросу размеров утвержденных тарифов, правильности их применения, возможности предоставления льгот для определенных групп населения города Брянска.

В силу пункта 1.14. Положения Брянская городская администрация:

1) осуществляет контроль за применением тарифов;

2) привлекает соответствующих специалистов или организации для проведения независимых экспертиз обоснованности расчета тарифов.

Установление (изменение) тарифов на услуги (работы), предоставляемые (выполняемые) поставщиками услуг (работ), производится на основании заявлений об установлении (изменении) тарифов данных поставщиков услуг (работ). (п.2.1 Положения)

Согласно пункта 2.3. Положения для установления (изменения) тарифов поставщики услуг (работ) обращаются с заявлением на имя Главы городской администрации. К указанному заявлению прилагаются: 1) пояснительная записка с обоснованием необходимости установления (изменения) тарифов, с кратким анализом работы поставщика услуг (работ) за прошедший период; 2) предложение о методе установления (изменения) тарифа, подлежащем применению; 3) проект прейскуранта на услуги (работы); 4) плановые калькуляции себестоимости услуг (работ), составленные в соответствии с требованиями отраслевых инструкций по планированию, учету и калькулированию себестоимости, содержащие все основные статьи затрат с приложением их расчета; 5) отчетные калькуляции себестоимости услуг (работ) за период действия предыдущих тарифов в разрезе статей затрат по видам услуг (работ) с расшифровкой комплексных статей затрат; 6) расчет плановой рентабельности; 7) сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности; 8) копия приказа об учетной политике; 9) копия бухгалтерской отчетности за последний отчетный год и на последнюю отчетную дату.

Согласно п.1.10 Положения, установление тарифов может осуществляться следующими методами:

1) установление фиксированных тарифов на очередной период, исходя из сложившейся себестоимости услуг (работ) этой организации за истекший период действия тарифов, с учетом стоимости заложенных мероприятий по повышению эффективности деятельности организации, предусматривающих улучшение качества предоставляемых ею услуг (выполняемых работ);

2) установление предельных (максимальных) тарифов на очередной период, исходя из сложившейся себестоимости услуг (работ) этой организации за истекший период действия тарифов, с учетом стоимости заложенных мероприятий по повышению эффективности деятельности организации, предусматривающих улучшение качества предоставляемых ею услуг (выполняемых работ), с предоставлением ей права снижать предельный (максимальный) тариф;

3) индексация установленных тарифов в случаях объективных изменений условий деятельности поставщиков услуг (работ), влияющих на стоимость предоставляемых ими услуг (выполняемых работ).

По мнению ФИО3 права устанавливать тариф в зависимости от формы оплаты, решение Горсовета от 26.09.07 г. № 785 Брянской городской администрацией не предоставляет.

Однако, форма оплаты наличная и безналичная является формой оплаты услуги (работы) муниципальных предприятий и учреждений города Брянска, за которую осуществляется расчет. При этом не противоречит целям доступности оплаты этих услуг и целям Положения о порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями города Брянска, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями города Брянска.

Как следует из материалов дела, основанием для внесения изменений в указанное постановление стало обращение транспортных предприятий МУП «Брянское троллейбусное управление» и МУ «Брянское городское пассажирское автотранспортное предприятие» по вопросу изменения тарифов на перевозку пассажиров с 11 января 2021г. с приложением пояснительных записок, в которых предложены пониженные тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулярным тарифам в городе Брянске при наличном и безналичном способе оплаты.

Проект постановления прошел согласования начальником отдела цен и тарифов комитета по экономике Брянской городской администрации, заместителем председателя комитета по экономике Брянской городской администрации.

При рассмотрении проекта на комиссии по регулированию цен и тарифов Брянской городской администрации было рекомендовано главе Брянской городской администрации утвердить пониженные тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом в размерах предложенных отделом цен и тарифов комитета по экономике.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу от том, что оспариваемое постановление принято полномочным органом, в надлежащей форме, при этом соблюдена процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введение нормативного акта в действие, в том числе порядок опубликования.

Между тем, не соответствия оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу судом не установлено.

Так же судом не установлено и административным истцом суду не представлено доказательств того в чем выражается нарушенное право истца его свободы и законные интересы оспариваемым актом.

При таком положении заявленный административный иск ФИО3 удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО3 – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий Э.В. Артюхова

Резолютивная часть решения суда оглашена 26.08.2021 г.

Мотивированное решение суда изготовлено 03.09.2021 г.