ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-184 от 03.05.2017 Юрьевецкого районного суда (Ивановская область)

Дело № 2а-184

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 мая 2017 года гор. Юрьевец, Ивановской области

Юрьевецкий районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Капустиной Е.А., при секретаре Абрамовой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Юрьевец, Ивановской области административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 7 по Ивановской области к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени,

У С Т А Н О В И Л :

МИФНС России № 7 по Ивановской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени.

Административные исковые требования обоснованы следующим.

ФИО1 на основании ст. 388 НК РФ, является плательщиком земельного налога.

Согласно ст. 397 НК РФ срок уплаты земельного налога не позднее 1 октября года следующего за истекшим налоговым периодом, т.е. за … г. не позднее … г. (в редакции действующей до 30.10.2015 г.).

В соответствии со ст. 400 НК РФ должник является плательщиком налог на имущество физических лиц, обладающим правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с НК РФ. Согласно ст. 409 НК РФ срок уплаты на имущество не позднее 1 октября, года следующего за истекшим налоговым периодом, т.е., за … г. – не позднее … г. (в редакции, действующей до 30.10.2015 г.),

С целью уплаты налога, согласно ст. 52 НК РФ, налогоплательщику было направлено налоговое уведомление, …г. в котором были указаны суммы налогов подлежащих уплате, рассчитанные по ставкам: 1. Земельный налог за … г. – 0.3, 1,5% (Решение Совета Костяевского сельского поселения от … № … «Об установлении земельного налога на территории Костяевского сельского поселения Юрьевецкого муниципального района», Решение Совета Юрьевецкого городского поселения от … № … (в редакции от 01.03.2012) «Об установлении земельного налога в Юрьевецком городском поселении Юрьевецкого муниципального района Ивановской области»), 2. Налог на имущество физических лиц - 0,08 % в соответствии с Решением Совета Юрьевецкого городского поселения от … № … «Об установлении ставок Налога на имущество физических лиц Юрьевецкого городского поселения».

Пунктом 4 статьи 52 Кодекса, установлено, что в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Суммы налогов по сроку уплаты … г. в установленный срок не уплачены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Так как налогоплательщик обязанность по уплате налога не исполнил, ему в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день допущенной просрочки.

На основании ст. ст. 69, 79 НК РФ административному ответчику налоговым органом было направлено требование от … №… об уплате налога и пени, а также пени на взысканную в судебном порядке задолженность за предыдущие годы.

До настоящего времени требования не выполнены.

В связи с изложенным, административный истец просит взыскать с ФИО1:

Земельный налог за … год по сроку уплаты:

- …г. в размере … руб. (КБК …, ОКТМО …);

- …г. в размере … руб. (КБК …, ОКТМО …);

Всего в сумме: … руб.

Пени на задолженность за периоды:

- … г. – …. в размере … руб. (КБК …, ОКТМО …);

- … г. – … г. в размере … руб. (КБК …, ОКТМО …);

Всего в сумме … руб.

Налог на имущество физических лиц за … год по сроку уплаты:

- … г. в размере …руб. (КБК …, ОКТМО …).

Всего в сумме … руб.

Пеня на задолженность за период:

…г. – …г в размере … руб. (КБК …, ОКТМО …);

Всего в сумме … руб.

На общую сумму … рубля.

Государственную пошлину в установленном размере.

Одновременно, административный истец просит суд восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи настоящего административного иска в суд, в связи с вводом в налоговых органах РФ в эксплуатацию нового программного обеспечения и выявлением ошибок в работе функционала в период с … г. по … г., подготовка данных для взыскания задолженности с физических лиц по ст. 48 НК РФ была приостановлена. Данную причину пропуска считают уважительной, так как отсутствует иной способ определения лиц, имеющих задолженность по уплате налогов, кроме как с помощью имеющегося программного обеспечения.

Административный истец МИФНС России № 7 по Ивановской области своего представителя в судебное заседание не направил, будучи извещенным надлежащим образом. В суд представлено ходатайство с просьбой о рассмотрении дела без участия представителя, заявленные требования поддерживает.

Административный ответчик ФИО1.в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещённой о дате, времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления.

Суд считает возможным рассмотреть дело без участия сторон. Явка сторон и их представителей обязательной не признана.

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Инспекция полагает, что спорные земельные участки являются объектом обложения земельным налогом в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку по целевому назначению отнесены к категории "земли населенных пунктов" с разрешенным использованием земельных участков - "под строительство зданий и сооружений", не являются изъятыми из оборота (ограниченным в обороте).

Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Согласно статье 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности (ст. 392 Кодекса).

Решением Совета Костяевского сельского поселения от … № … «об установлении земельного налога на территории Костяевского сельского поселения Юрьевецкого муниципального района» установлены налоговые ставки 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

Решение Совета Юрьевецкого городского поселения от … N … "Об установлении земельного налога в Юрьевецком городском поселении Юрьевецкого муниципального района Ивановской области" налоговая ставка установлена в размере 1,5%.

Как следует из материалов дела, ФИО1 имеет статус плательщика земельного налога.

Из материалов дела усматривается, следующие сведения о недвижимом имуществе ФИО1:

-земельный объект (участок), …, адрес: …, участок №…, площадь … кв.м., дата регистрации права собственности – … года.

-земельный объект (участок) …, адрес: ….

Налогоплательщику ФИО1 за … год определена сумма уплаты земельного налога в размере …рублей. Данный налог административным ответчиком не уплачен.

Согласно ст. 399 НК РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой (гл.32 НК РФ), и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

В соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

В силу п. 1 ст. 3 этого же Закона, ст. 406 НК РФ ставки налога на имущество физических лиц на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.

Согласно ч. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения (ст. 401 НК РФ) определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Согласно решению Совета Юрьевецкого городского поселения от … № … «Об установлении ставок налога на имущество физических лиц Юрьевецкого городского поселения», установлена налоговая ставка в размере 0,08%.

В соответствии с п. 1, 9 ст. 5 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" исчисление налога производится налоговыми органами. Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

Из материалов дела усматриваются следующие сведения о недвижимом имуществе ФИО1:

-гараж …, адрес: ….

Судом установлено, что налоговым органом ФИО1, направлялось налоговое уведомление №… от … г. об уплате налогов.

При этом, налоговымуведомлением административному ответчику сообщалось о возможности уточнить информацию о составе, принадлежащего емуимущества. Информации, подтверждающей отсутствие у административного ответчикаимущества, являющегося объектомналогообложенияот административного ответчика не поступало.

В соответствии со ст. ст. 57, 75 Налогового кодекса РФ за просрочку уплаты налога ответчику были начислены пени.

Согласно части 1 статьи45Налоговогокодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанностьпоуплатеналога.

Обязанностьпоуплатеналогадолжна быть исполнена в срок, установленный законодательствомо налогахи сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностипоуплатеналогаявляется основанием для направления налоговыморганом налогоплательщику требованияобуплатеналога.

ФИО1 свою обязанностьпоуплатеналоговнадлежащим образом не исполнила.
В соответствии с частью 1 статьи69Налоговогокодекса Российской Федерации требованиемобуплатеналогапризнается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумменалога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную суммуналога.

Обязанностьпооплатеналоговне исполнена ответчиком до настоящего времени.
В соответствии со статьей75Налоговогокодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся суммналоговили сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательствомоналогахи сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате суммналогаили сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности поуплатеналогаили сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательстваоналогахи сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанностипоуплатеналогаили сбора, начиная со следующего за установленным законодательствомоналогахи сборах дня уплатыналогаили сбора. Таким образом, исходя из смысла указанной статьи, пеня должна быть начисленаналоговыморганом. В соответствии со статьями69,70Налоговогокодекса Российской Федерации начисление пени должно быть подтверждено направлением налогоплательщику требованияобуплатеналога, сбора, пени, штрафа.

В связи с тем, что установленные законом обязательныеналоговыеплатежи уплачены не были в соответствии со статьями69,70 Налоговогокодекса Российской Федерации, МИФНС России № 7 по Ивановской области ФИО1. было направлено требованиеоб уплатеналогови пени №… от … г. с предложением добровольно уплатить задолженностьпоналогуи пени.

Согласно расчету пеней, ФИО1 обязана уплатить пенипо земельному налогу в размере … руб., и пенипоналогунаимуществофизических лиц в размере … руб.

Таким образом, требования МИФНС России №7 по Ивановской областиовзысканиис ФИО1 обязательных платежей в бюджет и пени подлежат полному удовлетворению.

Все документыоначисленныхналогахи пени административным истцом направлялись ответчику.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает …рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Судом установлено, что налоговым органом ФИО1 направлялось налоговое уведомление: №… от … г. об уплате налогов (л.д. 15).

Ответчику направлялось требование об уплате налога и пени: №… от …г., с установленным законодательством сроком уплаты. Учитывая, что общая сумма задолженности по налогам, пеней, подлежащая взысканию с физического лица, превысила … рублей по указанным требованиям, срок для обращения в суд с заявлением о взыскании налога и пени необходимо рассчитывать по истечении срока на его добровольное исполнение.

Таким образом, на момент подачи административного искового заявления (… года) указанный срок истек.

Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 48 НК РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления, может быть восстановлен судом.

Сбой в электронной системе базы данных Межрайонной ИФНС РФ № 7 суд расценивает как уважительную причину пропуска срока подачи заявления в суд в порядке ст. 48 Налогового кодекса РФ, поскольку данная причина обусловлена возникшими проблемами в функционировании программного обеспечения, которое используется налоговыми органами в работе по взысканию задолженности. При этом суд учитывает, что ручного режима обработки документов по данному направлению не предусмотрено.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.

При подаче административного искового заявления о взыскании задолженности по уплате налога и пени налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины. В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина в сумме … рублей подлежит взысканию с административного ответчика ФИО1 в доход бюджета Юрьевецкого муниципального района Ивановской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 290 КАС РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 7 по Ивановской области удовлетворить в полном объёме.

Взыскать с ФИО1, ИНН …, … года рождения, уроженки: …, проживающей по адресу: …, в пользу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 7 по Ивановской области (реквизиты перечисления: Получатель: ИНН … КПП … БИК …, р\с … УФК по Ивановской области (Межрайонная ИФНС России № 7 по Ивановской области) Отделение Иваново:

Земельный налог за … год по сроку уплаты:

- …г. в размере … руб. (КБК …, ОКТМО …);

- ….г. в размере …. руб. (КБК … ОКТМО…);

Всего в сумме: … руб.

Пени на задолженность за периоды:

- … г. – … г. в размере … руб. (КБК …, ОКТМО …);

- … г. – … г. в размере … руб. (КБК …, ОКТМО …);

Всего в сумме … руб.

Налог на имущество физических лиц за … год по сроку уплаты:

- … г. в размере … руб. (КБК …, ОКТМО …).

Всего в сумме … руб.

Пеня на задолженность за период:

…г. – …г в размере … руб. (КБК …, ОКТМО …);

Всего в сумме … руб.

Всего взыскать задолженность на общую сумму … рублей … копеек.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход бюджета Юрьевецкого муниципального района Ивановской области в сумме … рублей … копеек.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ивановского областного суда через Юрьевецкий районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме принято 10 мая 2017 года.

Председательствующий: